Сквозь строй художник е лансере. Краткая биография лансере

Евгений Александрович Лансере — один из самых известных русских скульпторов . Родился в 1848 году в городе Моршанск. Большая часть его работ относится к стилю . Животные занимали в его творчестве особую роль. Самое почётное место среди всех животных он отдавал лошадям. Любовь к этим прекрасным животным у него появилась ещё в детстве. На протяжении всей своей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей.

Многие из тех, кто знакомятся со скульптурами Лансере, замечают, что в его творчестве немалое внимание отдано не только русской, но и другим культурам. Совершив несколько поездок в Центральную Азию, на Кавказ, Северную Африку, а также другие страны и регионы, в своей скульптуре он попытался выразить сам дух тех мест, где побывал и где был вдохновлён.

По большей части Евгений Александрович Лансере был самоучкой и всех своих успехов добился самостоятельно. У него не было высшего художественного образования. Советами и наставлениями ему помогал другой русский скульптор Николай Иванович Либерих, который увидел в молодом даровании необыкновенный талант. Кроме того, Евгений Лансере посещал мастерские скульпторов, где работал с натуры и перенимал опыт других мастеров. Позже изучал бронзовое литьё в Париже.

Этот скульптор сделал немало в становлении русского искусства, как одного из наиглавнейших в мире. Он прославил скульптурную школу России за рубежом, не раз участвовал во Всемирных выставках. Кроме того, его скульптуры отливались на бронзолитейных и чугунолитейных заводах. За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств, а также стал почетным вольным общником Академии Художеств. За свою жизнь создал около 400 скульптур, которые в настоящее время представлены в Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее Москвы и других музеях.

Великий русский скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.

Евгений Александрович Лансере

Араб со львятами

Богатырь

Запорожец после битвы

Киргизский косяк на отдыхе

Киргизский косяк на отдыхе

Отъезжающая тройка

Плугарь-малоросс

Лансере Евгений Евгеньевич (1875- 1946), график и живописец.

Родился 24 августа 1875 г. в Моршанске (ныне в Тамбовской области) известного скульптора Евгения Александровича Лансере. Дед и дяди со стороны матери - архитекторы и художники Бенуа.

Профессиональное Лансере получил в Школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-1895 гг.), а затем в академиях Колассори и Жюлиана в Париже (1895-1898 гг.).

В творческом наследии Лансере - сотни зарисовок, около 50 альбомов рисунков и этюдов. Он создавал пейзажи, прежде всего городские, исторические полотна. Наиболее значительный вклад художник внёс в книжную иллюстрацию и монументальную живопись. Он оформлял журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», сатирические журналы «Жупел», «Адская почта».

С 1899 г. активно участвовал художественной группы и редакции журнала «Мир искусства». Крупнейшими достижениями Лансере стали циклы иллюстраций к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1941 гг.) и «Казаки» (1917-1936 гг.). Представляют интерес рисунки, сделанные художником в 1914-1915 гг. на Кавказском фронте, а также альбомы, явившиеся результатом многочисленных поездок по Кавказу и Закавказью, в Турцию, Париж.

С 1917 по 1934 г. Евгений Евгеньевич с семьёй жил на Кавказе. С 1922 по 1932 г. преподавал в Грузинской академии художеств в Тбилиси. Затем продолжил преподавательскую деятельность в Московском архитектурном институте и Всесоюзной академии художеств в Ленинграде (1934-1938 гг.).

Значительны театральные работы художника. Он выполнял декорации и эскизы костюмов и грима к оперным, балетным и драматическим постановкам многих театров страны (опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила», 1925 г.; трагедии У. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», 1928 г.; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», 1937 г.; опера С. С. Прокофьева «Обручение в монастыре», 1941 г., и др.). В области монументальной живописи Лансере работал ещё интенсивнее (роспись, панно, лепнина). Наиболее крупные работы связаны с Москвой: росписи залов Казанского вокзала (с 1916 по 1946 г.) и гостиницы «Москва» (1937 г.), участие в разработке эскизов росписи Дворца Советов (1939 г.), эскизы плафонов Большого театра (1937-1939 гг.), майоликовые панно для станции метро «Комсомольская» (1933- 1934 гг.) и многое другое.

Павел Павлинов

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Номер журнала:

ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛАНСЕРЕ - ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, НЕ ТОЛЬКО ЗАСТАВШИХ, НО И ЗАПЕЧАТЛЕВШИХ МНОГИЕ СОБЫТИЯ И ПЕРВОЙ, И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОЙН. ЗИМОЙ 1914-1915 ГОДОВ ОН ЕЗДИЛ НА ТУРЕЦКИЙ ФРОНТ РИСОВАТЬ ТИПЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, КАЗАКОВ, ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ 1 . ТА ВОЙНА НАЗЫВАЛАСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ПОТОМ БЫЛА РЕВОЛЮЦИЯ 1917-ГО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. НО МАЛО КТО ПРЕДПОЛАГАЛ НАЧАЛО НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТАК СКОРО. 4 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА ХУДОЖНИК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИКЕ 2: «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА! ОПЯТЬ ВСЕ ЛЕТИТ К ЧЕРТУ! А ВСЕ ЕЩЕ ПО ИНЕРЦИИ И Я, И ДРУГИЕ ТОЛКУЕМ И ЗАБОТИМСЯ О ТОНКОСТЯХ ПРОПОРЦИЙ, ОБ ОТТЕНКАХ ЦВЕТА!.. ДУМАЮ О ПАРИЖАНАХ, О КОЛЕ 3 ». 9 СЕНТЯБРЯ: «ОЛЁК 4 УДРУЧЕН УГРОЗОЙ ВОЙНЫ. ПУБЛИКА, ПО-ВИДИМОМУ, ЗАПАСАЕТСЯ ПРОВИЗИЕЙ. ПОВСЮДУ ОЧЕРЕДИ. ДАВКА В СБЕРКАССАХ». «МОЛНИЕНОСНО СЛЕДУЮЩИЕ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 17-ГО ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ПОЛЬСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ. РАЗГРОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЬШИ, ВЧЕРА РАЗДЕЛ ЕЕ; ВСЕ ГАДАЮТ - КОМУ ВАРШАВА, ОКАЗАВШАЯСЯ КАК РАЗ НА РУБЕЖЕ» (ИЗ ДНЕВНИКОВОЙ ЗАПИСИ 24 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА). НО НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ ВОЙНА ПРИШЛА ТОЛЬКО В ИЮНЕ 1941-ГО .

Последние годы перед войной очень активны для Лансере в творческом плане. Были осуществлены его эскизы оформления альбома «"Маскарад" Лермонтова в эскизах Головина» (М.; Л., 1941), книг А.В. Лебедева «Ф.С. Рокотов» (М., 1941), М.В. Нестерова «Давние дни» (М., 1941). Тем не менее многие проекты монументальной живописи по разным причинам не реализовывались: эскизы панно для главного зала и плафонов над лестницей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (1935-1940); эскизы мозаичного фриза для зала искусств на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), росписей плафона зрительного зала Большого театра (1940, Комитет по делам искусств отказался от проекта в апреле 1941 года). Члены комитета часто говорили об отсутствии «глубокой социалистической» идеи, что справедливо, так как Лансере старался использовать общегуманитарные символы и аллегории. Да и построение композиции на основе четкой лепки объемов, а не декоративных пятен казалось устаревшим. Многие проекты были отменены из-за сложностей предвоенного и военного времени - проект оформления интерьеров Большого зала Дворца Советов (1938-1941), театральные проекты. В августе 1942 года книгу про Сванетию с рисунками Лансере Худфонд отказался печатать по политическим соображениям. 13 июня 1941 года Лансере отвез в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского последние эскизы и макеты декораций к опере С.С. Прокофьева «Помолвка в монастыре», но из-за войны постановка осуществлена не была 5 . А всего за два дня до начала войны, 20 июня 1941 года, железнодорожное начальство одобрило эскизы двух панно в вестибюле Казанского вокзала («Взятие Зимнего дворца» и «Праздник на Красной площади по случаю принятия Конституции СССР в 1936 году»). Война отложила реализацию, а уже в 1943-м художник полностью отказался от этих сюжетов.

Начало войны застало Евгения Лансере в Москве за работой над эскизами росписи Казанского вокзала 6 . «Ну вот и война... Около часа звонок от Иды Федоровны, сказала - война, бомбы в Киеве, Кишиневе, Каунасе, Севастополе, Житомире. Не верилось», - записал он вечером 22 июня. 27-28 июня художник работал в комиссии по защите дипломов и принимал экзамены в Академии архитектуры 7 . Только после этого он поехал к семье на дачу в поселок Пески близ Коломны. Сам дом был построен по чертежам сына в 1939-1940 годах. Летом 1941-го дом хотели достраивать, но не успели. Несмотря на бомбежки и предложения об эвакуации 8 , к концу августа решили не уезжать. Во время самых тяжелых бомбежек (в октябре-ноябре 1941 года) соседи предлагали уехать «в леса». Обстановку нагнетали слухи. 18 октября Лансере записал: «Слухи очень неопределенные; ясно, что огромная паника в Москве; поезда - эшелоны с беженцами. Слухи о взятии Каширы... Но не верим». В начале ноября боялись наступления немцев со стороны Каширы, стали копать окопы на опушке леса. Но уже в декабре, когда немцев заставили отступать, начали возвращаться к художественным проектам. 5 декабря сын Женя повез в Москву эскизы к опере «Суворов». Но здоровье Е.Е. Лансере ухудшалось. 28 декабря художник был в поликлинике в Москве: «...общий осмотр меня - констатировали похудание, истощенность - отсюда и грыжа». Однако новый, 1942 год встречали на даче в хорошем настроении: «...елка, канделябры со свечами; очень тепло, несмотря на сильный мороз. Колобовы, Куприн, "Амировы", да нас с Таней = 8».

В Песках Лансере жил с женой, ее племянницей Татьяной Игоревной Арцыбушевой, сыном Евгением и дочерью Натальей, которой приходилось работать в колхозе, чтобы получать хлеб и картошку, с ее мужем архитектором Георгием Ипполитовичем Волошиновым и их детьми Андреем и Марией. Чтобы прокормиться, ездили или ходили пешком 12 километров в Коломну: продавали вещи, меняли на еду. 24 февраля 1942 года «Олёк променял свои золотые часики на 2 пуда черной муки и мешок картошки». Держали коз, в 1943 году удалось купить корову и привезти пчел. 15 февраля 1944-го в письме В.П. и В.А. Белкиным в недавно освобожденный Ленинград Лансере рассказывал о перипетиях 1941-1943 годов: «Первую военную осень и начало зимы мы все были на даче, время было очень страшное: перед дачей рыли окопы, делали завалы, бомбежка линии станции - около 1 километра от дачи; угоняли мимо нас скот, беженцы, и все приближающийся гул орудий; но все же немцы не дошли до наших мест километров 40-50, и их прогнали, а мы благополучно усидели и тем сохранили дачу и имущество. Время, конечно, было трудное и в смысле питания и заработка. Но не сравнимое все же, конечно, с тем, что перенесли Вы». Помогало общение с другими жителями поселка «Советский художник» - с А.В. Куприным, П.П. Кончаловским, Ю.И. Пименовым, Федоровыми, Колобовыми, Фомиными и др. Вместе с тем жизнь на даче способствовала развитию станковой линии в творчестве мастера. Он пишет автопортрет (1942), пейзажи Песков, триптих «Озеро Гек-Гёль» (1943-1944) 9 , натюрморты («Тыквы», 1943; «Охотничий натюрморт», 1944), в которых развивает принципы реализма.

С начала 1942 года военная тематика интересует художника. Все больше времени ему приходится проводить в Москве, работая над графическими заказами. В январе-марте он компоновал эскизы обложки к альбому «Художники Москвы - фронту» и макет сборника «Великая Отечественная война», чуть позже создает автолитографию «В дозоре». 29 января 1942 года Лансере писал, что ему «так хочется поработать с натуры (на фронте)». На фронт он не попал, но и уезжать в тыл не хотел. После известий о смертях в блокадном Ленинграде 10 увеличилось количество предложений об эвакуации (от А.М. Герасимова, С.Д. Меркурова, Б.М. Иофана, предлагавших переехать в Свердловск) 11 .

Лансере стремился быть правдивым в передаче деталей. Для написания картины «Разгром германской тяжелой батареи» в феврале 1942 года он ездил смотреть немецкие пушки в Центральный дом Красной Армии. В июне он зарисовывал выступление народных артисток СССР Н.А. Обуховой и Е.А. Степановой в военном госпитале в Хавско-Шаболовском переулке в Москве для картины «Концерт в госпитале» (картина не завершена). 21-25 сентября вместе с Алексеем Викторовичем Щусевым и своим сыном изучал разрушения в городе Истре. Позже, в 1944-м, он создал обложку, титульный лист, заставки и концовки для книги А.В. Щусева «Проект восстановления города Истры» (М., 1946). Вместе с тем перед Пасхой в апреле 1942-го Лансере по заказу Худфонда начал работу над своей последней станковой серией «Трофеи русского оружия», состоящей из пяти исторических картин: «После битвы на Чудском озере» («После Ледового побоища»), «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»). Завершенная уже к октябрю 7 ноября 1942 года серия была экспонирована на большой выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее 12 , размещенной вместо эвакуированных экспонатов. 19 марта 1943 года художник получил за эту серию Государственную премию СССР 2-й степени. Как он писал в автобиографии, «присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений - явились и вера в себя, и надежды на будущее» 13 . А после окончания выставки в конце 1943-го серия была передана в собрание галереи.

Евгений Лансере всегда с особым вниманием относился к истории, что отразилось в его творчестве. В феврале 1943 года он встречался с историками Е.В. Тарле и А.И. Яковлевым, рассказывавшими о победе в Сталинграде как о поворотном моменте войны и сравнивавшими ее с битвой при Пуатье 732 года. Через день после капитуляции 6-й армии Третьего рейха Лансере предложил Комитету по делам искусств при СНК СССР написать триптих «Война и мир». Художник разработал только две его части («Мобилизация» и «Артиллерийский бой в лесу»). Правая часть, которую в условиях войны продумать было гораздо сложнее, как и весь триптих, осталась на уровне эскизов. Но тема правой композиции «Мир» все же нашла свое воплощение в монументальной живописи уже после того, как 7 февраля 1945 года Лансере получил письмо от начальника Казанского вокзала А.И. Попова с требованием закончить к ноябрю два панно для башни Сююмбеки Казанского вокзала, заказанные еще в 1939 году. «С обеда мучился выдумыванием, чем заменить прежние эскизы. И сейчас - 11 ч. вечера - придумалось, мне кажется. Беру фигуры "Мира", "Победы" из компонуемого эскиза; как будто из них можно будет сделать то, что давно мечталось»,- записал в тот день мастер. На стенах композиции были созданы уже в 1946 году. Завершенный в мае 1946-го «Мир» изображен в виде женщины в плаще с ребенком и ветвью лавра; «Победа», начатая на стене только 3 августа и дописанная после смерти академика его сыном, вначале задумывалась в виде Афины Паллады, но в мае 1945-го в эскизах превратилась в воина в кольчуге, шлеме и плаще, с мечом и копьем (но без автомата, как требовали). Вокруг фигуры женщины в «Мире» располагаются одноцветные композиции, отражающие мирную жизнь («Наука», «Искусство», «Семья», «Отдых», «Труд у станка» и «Труд в полях»). По сторонам от воина золотыми буквами начертаны названия десяти городов, связанных с победами Советской армии. В письме И. Шарлеманю от 7 ноября 1945 года мастер признался, что «боялся - не испугала бы трактовка сюжетов - не сказали бы - "вот Божья матерь с младенцем Иисусом и св. Георгий с пикой", но все прошло благополучно».

Победе в войне предшествовали два года не менее активной творческой деятельности мастера. 10 мая 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка произведений семи мастеров старшего поколения. Вместе с Е.Е. Лансере выставлялись В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов и К.ф. Юон. 15 июля все художники, кроме И.Э. Грабаря, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Это была последняя крупная прижизненная выставка Лансере. В каталоге, опубликованном осенью 1944 года, перечислено более ста произведений живописи, графики, эскизов монументально-декоративных работ, театральных постановок начиная с 1907 года и только семь работ военного времени (1941-1942). Тем не менее подводить итоги было рано. Опыт Лансере был очень важен в различных сферах художественной жизни. В ноябре-декабре 1943-го по поручению комитета по делам искусств и Всероссийского театрального общества он посетил Тбилиси для изучения творчества живописцев и консультаций по вопросам улучшения художественного образования с предложением введения в Тбилисской Академии художеств кафедры прикладного искусства. Очень был полезен талант Лансере-монументалиста. 7 марта 1944 года он читал доклад в МОССХе «Моя работа в области монументальной живописи», а 19 апреля 1945-го в газете «Советское искусство» опубликована его статья «О монументальной живописи». С 1943 года художник работал над проектами восстановления Театра им. Е.Б. Вахтангова, в который в 1941-м попала бомба, в 1944-м по предложению архитектора Д.Н. Чечулина создавал эскизы росписи потолка фойе и центрального плафона Театра Моссовета (не реализованы). О широте его возможностей говорят его консультации по оформлению станций метро («ЗИС»), по разработке новых военных орденов (в том числе для женщин), по возобновлению постановки «Горе от ума» в Малом театре, заседания по этикеткам «Пищепрома». Заслуги Лансере в развитии различных направлений отечественной культуры получили признание в общественных кругах, и 69-летнему мастеру 26 февраля 1945 года было присвоено звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручили второй орден Трудового Красного Знамени.

После окончания войны, 18 мая 1945 года, Евгений написал своей сестре в Париж, рассказал о смерти еще в 1942 году их брата Николая, но закончил с надеждой: «Теперь, когда завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся». Но увидеться им было не суждено. Еще 19 ноября 1942-го Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».

  1. См. статью: Павлинов П.С. Евгений Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. 2005. № 2. С. 16-23.
  2. Здесь и далее без указания - Архив семьи Лансере.
  3. Сестра Евгения Лансере Зинаида Серебрякова переехала в Париж в 1924 году. В 1925 и 1928 годах, соответственно, к ней приехали ее дети Александр и Екатерина. Во время войны они оставались жить в Париже. Брат Евгения архитектор Николай Лансере вторично был арестован по обвинению в шпионаже в 1938 году. Евгений писал письма Жданову, Кагановичу и прокурорам, но Николай был приговорен к 5 годам лагерей. 18 июля 1939 года его без свидания выслали в Котлас, а осенью - в Республику Коми, в поселок Кочмес Усть-Усинского района. В августе 1940 года его этапировали в Москву, а летом 1941-го перевезли в Саратовскую пересыльную тюрьму, где он и умер в мае 1942-го.
  4. Жена Евгения Лансере - Ольга Константиновна, урожденная Арцыбушева.
  5. Евгений Лансере работал над эскизами «Помолвки в монастыре» вместе со своим сыном живописцем, архитектором, книжным графиком Евгением (1907-1988). Не осуществленными остались также эскизы к драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь» для Малого театра, исполненные в 1941-м, а также эскизы декораций к опере С.Н. Василенко «Суворов» для Музыкального театра имени К.С. Станиславского, разрабатывавшиеся в 1941-1943 годах.
  6. О жизни и творчестве Е.Е. Лансере во второй половине 1941 года см.: В.М. Бялик «Свидетель войны» // Русское искусство. М., 2005. № 4. С. 136-139.
  7. Вскоре Академия архитектуры будет эвакуирована в Чимкент, и преподавательская деятельность Лансере, начавшаяся в 1910-е годы и почти непрерывная с 1922 года, прервется.
  8. Речь идет о предложении эвакуироваться 8 августа 1941 года на поезде в Нальчик. На нем уехали И.Э. Грабарь, В.А. Веснин, М.Н. Яковлев и многие другие.
  9. Триптих «Озеро Гек-Гёль» с 1 августа 1944 года экспонировался на Выставке пейзажа Московского Союза советских художников в зале Московского товарищества художников.
  10. Из дневниковой записи 15 февраля 1942 года: «Ужасные вести из Питера - голод. Гибель Петергофа, Царского, Ораниенбаума, Гатчины». 2 марта: «Ужасные вести: умерли В.А. Фролов, И.Я. Билибин, Петров, Наумов, Карев... говорят, всего 47 художников». Невозможно без содрогания читать и более поздние записи. 16 апреля 1944 года: «У нас Фроловы; рассказы Андрея о Ленинграде. Потеря в феврале 1942 продовольственной карточки сестрами Зарудными, и их смерть от голода».
  11. В Свердловск в январе 1942 года уехала племянница Лансере Татьяна Серебрякова с мужем Валентином Филипповичем Николаевым. Брат Татьяны Евгений Серебряков с женой до лета 1945 года оставались в эвакуации в городе Фрунзе.
  12. Экспонировались 255 художников. Среди выставленных произведений - «Фашист пролетел» А.А. Пластова, триптих «Александр Невский» П.Д. Корина.
  13. Е. Лансере. Автобиографический очерк // В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, Е.Е. Лансере, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон. [Каталог выставки]. М., 1944. С. 46.

    Лансере Евгений Евгеньевич - I (1875 1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член «Мира искусства». Книжная графика («Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого, 1912 41), исторические композиции (серия «Трофеи русского оружия» … Энциклопедический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875 1946), сов. художник. В 1914 для 4 го тома Собр. соч. Л. под ред. В. Каллаша иллюстрировал сказку «Ашик Кериб» (гуашь; ГТГ): «Ашик Кериб и св. Георгий» и «Магуль Мегери на свадьбе». Иллюстрации отмечены ритмичностью и пластикой жеста и… … Лермонтовская энциклопедия

    Лансере Евгений Евгеньевич - Лансере, Евгений Евгеньевич живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора Евгения Александровича Лансере. Учился в школе Общества Поощрения Художеств, затем в Париже в частных академиях Коларосси и Жюлиана, где работал под руководством Бенжамена … Биографический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875 1946), советский график и живописец. Народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892 95) и в частных академиях в Париже (1895 98). Преподавал (1922 38) в тбилисской АХ, МАРЖИ, ленинградской АХ … Художественная энциклопедия

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875—1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Родился в Павловске. В 1892—1917 жил в Петербурге. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892—95) и в частных АХ в Париже (1895—98). Академик АХ (1912), преподавал там … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875, Павловск — 1946, Москва), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Вместе со своей сестрой Зинаидой (в замужестве Серебряковой) получил начальное художественное образование в доме отца — скульптора Е.А. Лансере.… … Москва (энциклопедия)

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - (23 августа 1875 13 сентября 1946), российский художник, академик Академии художеств (1912), народный художник РСФСР (1945), лауреат Сталинской премии (1943). Племянник художника А. Н. Бенуа, Евгений Лансере в 1892 1896 годах учился в… … Энциклопедия кино

    Лансере Евгений Евгеньевич - , советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892≈95), в… … Большая советская энциклопедия

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - (1907 88) российский живописец и график. Сын Е. Е. Лансере. Росписи Казанского (совместно. с отцом) Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940 50 е гг.), книжная графика (серия альбомов Памятники русского зодчества и др.), портреты, пейзажи… …

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - (1875 1946) российский график и живописец, народный художник России (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член Мира искусства. Книжная графика (Казаки Л. Н. Толстого, 1917 37), исторические композиции (серия Трофеи русского оружия … Большой Энциклопедический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875 1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Родился в Павловске. В 1892 1917 жил в Петербурге. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892 95) и в частных АХ в Париже (1895 98). Академик АХ (1912), преподавал там же (1934 38) … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Дневники. Комплект из 3-х книг. Книга 1. Воспитание чувств , Лансере Евгений Евгеньевич. Издание представляет собой первую публикацию дневников известного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся… Купить за 3855 руб
  • Дневники. Комплект из 3-х книг. Книга 2. Путешествия. Кавказ. Будни и праздники , Лансере Евгений Евгеньевич. Издание представляет собой первую публикацию дневников известного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. Во вторую книгу вошли яркие впечатления о поездке в Ангору…

Русский художник.
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933).
Народный художник РСФСР (1945).

Родился в Павловске 4 сентября (23 августа) 1875 года в семье скульптора Е.А. Лансере.
Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1892–1895), а также в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895–1898).
1896-1900 годы провёл в Париже, где работал в частных Академиях Жюльена и Коларосси.
До революции жил в Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства». Получил известность прежде всего своими книжно-иллюстративными работами (циклы Царская охота на Руси, 1902; Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, 1910), которым присуща изысканная, мажорная по настроению историческая стилизация; те же черты свойственны и его сценографии (спектакли петербургского Старинного театра). Лучший его книжный цикл - иллюстрации к Хаджи-Мурату Л.Н. Толстого (1912–1915).
В 1905–1908 годах Лансере создавал сатирически-революционную графику для журналов «Жупел», «Зритель» и «Адская почта» (последнюю Лансере даже сам издавал).
В 1912 году получил звание академика живописи, а в 1915 году - действительный член Академии художеств.
С 1912 по 1915 годы Е.Е. Лансере состоял заведующим художественной частью Фарфорового завода и Гранильной фабрики.
Революции 1917 года не принял и в 1918–1919 годах сотрудничал как художник в ОСВАГе (Осведомительно-агитационное бюро, информбюро армии А.И. Деникина).
С 1918 по 1934 годы жил на Кавказе. Состоял профессором Тбилисской Академии художеств. В 1922 году ездил по вызову полпреда РСФСР в Ангру, а в 1927 году по командировке Наркомпроса Грузии - в Париж.

В 1933 году росписал плафон ресторана Казанского вокзала в москве. В 1934 году получил от Моссовета жилплощадь и перехал в Москву. С 1934 года - профессор в Академии архитектуры.
Официальное поощрение принципов неоклассики способствовало его успеху. Лансере продолжил и обновил некоторые свои прежние замыслы, завершив работу над иллюстрациями к Казакам Л.Н. Толстого (1937), а также над росписями Казанского вокзала в Москве (1933–1934, 1945–1946), заказанными ему ещё до октябрьского переворота; эти росписи (наряду с плафоном гостиницы «Москва», 1937, и другими монументальными работами Лансере) принадлежат к самым значительным образцам архитектурно-живописного декора тех лет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...