Сценарий внеклассного мероприятия "мульти - пульти - чудная страна". Играем с мультфильмами этап

Любой ребенок эпохи СССР помнит самые популярные и известные мультфильмы тех времен: «Ну, погоди!», «Котенок с улицы Лизюкова», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и многие другие. Эти добрые, веселые, моментами озорные герои и их приключения появились благодаря советскому мультипликатору Вячеславу Михайловичу Котеночкину.

Вячеслав Котеночкин родился 20 июня 1927 года. Окончил курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм» и остался там работать. Его талант, мастерство и способности чувствовать помогали Котеночкину создавать красивые и качественные мультфильмы, которые быстро приобретали популярность. За время своей творческой деятельности Вячеслав стал создателем более 80 картин, популярность которых остается актуальной и в наши дни.

1) Аленький цветочек (1952)

Известная всеми сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» легла в основу одноименного мультфильма, созданного рукой Котеночкина. История повествует о купце Степане Емельяновиче и его дочерях, которые просят им привезти желанные подарки. Мультфильм был создан в самых интересных условиях: для создания образов «живых, настоящих» людей использовали заснятые на пленку сцены живых актеров. Далее, спроецированные на специальный экран сцены, переводились на бумагу контурной линией, а переведенное изображение вписывалось в графический образ. Такому методу работы дали название «эклер». «Аленький цветочек» стал точным и тщательным примером данной обработки мультипликационных фильмов. Мультфильм получил много хороших отзывов и положительных оценок.

2) Ну, погоди! (с 1969)

Кто не знает мультипликационную историю о том, как Волк многочисленными способами пытается поймать Зайца? Любимая детьми и взрослыми история о бесконечной погони Волка стала культовой и легендарной, а также принесла много славы ее создателям. Сюжет мультфильма пришел в голову Вячеславу Котеночкину, который и стал его режиссером, а художник Светозар Русаков и авторы сценариев Аркадий Хайт с Александром Курляндским помогли ему воплотить в жизнь самые веселые приключения Волка и Зайца. Запоминающиеся голоса главным героям подарили Анатолий Папанов и Клара Румянова, хотя изначально Котеночкин хотел, чтобы Волка озвучил Владимир Высоцкий. Но худсовет не принял данное желание режиссера, так как Высоцкий в то время находился под запретом.


Интересно, что изначально Котеночкин задумывал всего лишь одну серию мультфильма, но зрители выразили большой интерес к новой картине и очень просили продолжения. Таким образом, при Вячеславе Котеночкине было снято 18 «золотых» серий, после чего наступил долгий перерыв. В 2005 и 2006 году было выпущено еще две серии «Ну, погоди!», режиссером которых стал сын Котеночкина, Алексей. На протяжении стольких лет мультфильм и его персонажи не потеряли популярности: пилотные серии продолжаются по телевизору, создаются компьютерные игры, выпускаются марки и юбилейные монеты.

3) Котенок с улицы Лизюкова (1988)


Веселый и озорной мультфильм, который рассказывает детям о путешествии котенка Василия в Африку и его превращении в бегемота. Саму историю про котенка придумал писатель Виталий Злотников, а Вячеслав Котеночкин воплотил интересную идею в мультипликационный фильм. Мультфильм имел большую популярность, а в 2003 году в Воронеже, на улице Лизюкова установили памятник мультяшному персонажу. Место для памятника выбрали в людном месте, где не только жители Воронежа, но и его гости могут любоваться персонажем любимого мультфильма.

Римма Бадыкшанова

Жизнь и судьба «русского» ДиснеяПрезентацию подготовила:
Андреева Т.А.
заведующая отделом обслуживания
ГУ ЛНР «Центральная районная библиотека
пгт. Новосветловка»

Этот человек не принадлежал публичной профессии,
и то дело, которому он посвятил жизнь,
не все назовут серьёзным.
Мультфильмы. Мультяшки…
Не многие знают, какая
кропотливая и тяжелая работа
предшествует появлению на
свет рисованных историй,
способных одинаково волновать и взрослых, и детей.

Вячеслав Котёночкин родился 20 июня 1927 года. Он
рано остался без отца – отец его умер от туберкулёза
перед самой войной. Как и многие мальчишки, Слава
мечтал оказаться на фронте, и в 1942 году, окончив семь
классов, поступил в артиллерийскую спецшколу, где
проучился до десятого класса и прошёл военную
подготовку. Оттуда его направили
в противотанковое артиллерийское
училище в Пензе. Там он приобрёл
военную специальность, и друзей
на всю жизнь. А ещё научился
играть на маленькой трубе
под названием «корнет-а-пистон».

После войны, демобилизовавшись в 1946 году, пришёл в
«Союзмультфильм». В феврале 1947 года был зачислен
в штат студии художником.
Первой его режиссёрской работой
был фильм «Мы такие мастера»(1963).
Всего поставил более 80 картин,
популярность которых остаётся
актуальной и в наши дни.

Большую популярность заслужили
у зрителей мультфильмы «Лягушкапутешественница»,«Котёнок с улицы Лизюкова»,
«Аленький цветочек», «Золотая антилопа».
Однако слава пришла к Котёночкину
после создания мультфильма

В 1969 году выходит первая серия «Ну, погоди!».
Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм
не имел такого оглушительного успеха у зрителя.
Мешками приходили письма,
проводилось бесчисленное
количество творческих
встреч во всех уголках страны.
Зрители просили продолжения.
И фильм, который
изначально не планировался как сериал, стал самым
длинным мультсериалом советских времён.

«Заяц у меня сразу получился, - рассказывал
В. Котёночкин, - с голубыми глазками,
розовыми щёчками, вообще очень
положительный.
А Волк долго не удавался. Потом на улице я
увидел парня, прислонившегося к стене дома.
У него были длинные чёрные
волосы, к толстым губам
прилипла сигарета,
животик вывалился, и я понял,
что именно таким должен быть Волк».

«Я знаю, что где-то к 1990 году его закупили 110 стран.
Как-то в Софии мы с директором местной мультстудии
прогуливались по улицам. Вдруг он говорит: "Стой! Теперь
повернись направо". Я поворачиваюсь и вижу небольшое
стеклянное заведение, на крыше которого двухметровыми
буквами написано: "Ну, погоди!". Оказалось, что это детское
кафе, с маленькими столиками и стульчиками».
Любимая детьми и взрослыми история о бесконечной
погони Волка стала культовой и легендарной, а
также принесла много славы её создателям.

Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься –
сколько улыбок он подарил нескольким
поколениям зрителей. У него
было много правительственных наград,
званий, но больше всего он гордился
Орденом Улыбки, который ему
в конце 1980-х годов вручили польские дети.

Почти 25 лет жизни понадобилось
режиссёру, чтобы его творение и
сегодня транслировали по всем
телеканалам страны.
"Ну, Погоди!" - это
не просто мультсериал, это гимн
всей отечественной мультипликации.

Наиболее любимый из всех советских мультфильмов про отважного зайца и глупого волка. Волк и заяц стали одними из самых популярных мультипликационных персонажей во всем мире, а сериал «Ну, погоди!» с триумфом прокатился по всему миру. История мультфильма «Ну, погоди!» началась в далёком 1969 году, съёмки продолжались до 1986 года было снято 18 выпусков. А в 2005 году состоялась премьера 19-го выпуска, под руководством Алексея Котёночкина, сына Вячеслава Котёночкина, начинавшего историю мультфильма. Позже в свет вышел и 20-й выпуск. В сентябре 2005 года в Москве прошел костюмированный парад в честь возрождения мультсериала «Ну, погоди!». К сожалению по словам А.Котёночкина на 20-ом выпуске закончилась история про волка и зайца, и если мультфильм еще выйдет то это будет уже другая история…

Судьба мультфильма, как и всего гениального, начиналась не просто.

От проекта, «ну, погоди», отказывались один за другим режиссеры, согласился только режиссер Сокольский, однако этому мультфильму увидеть свет не посчастливилось. После первых набросок и образцов Сокольскому было настоятельно рекомендовано поменять образы зайца и волка, на более добрые и душевные, однако Сокольский после критики отказался от переделок и дальнейшей работы.

Казалось бы, ничто не спасет мультфильм от надвигающейся смерти, но в работу включается гениальный режиссер Вячеслав Котеночкин.

Он предлагает участвовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю. И работа началась!!! Закипела! Волка Котеночкин срисовывает с себя, на озвучку приглашает Высоцкого, но… Высоцкий «вне закона» и волк начинает говорить голосом Анатолия Папанова, как считают некоторые, в качестве компенсации Высоцкому в первый мультфильм включают его песню «Вертикаль». На роль Зайца без всяких проб берут Клару Румянову, и в 1969 году выходит первый выпуск мультфильма.

Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходят на экраны советских телевизоров на протяжении семнадцати лет . За эти годы к мультсериалу прочно присоединяется эпитет «народный». В.Котеночкин неоднократно рассказывал, что сериал был продолжен именно по настойчивым просьбам зрителей, как детей, так и взрослых: когда после 1973 года он объявил о завершении четвертой и последней серии, «Союзмультфильм» был завален мешками писем с просьбами и вариантами продолжения.

Мультфильм продолжили, но не надолго. Феликс Кандель - уезжает в Израиль, мультфильм закрывают. Канделя убрают из титров, а еще позже - заменяют фамилией «Камов». Проходит время, Папанов приходит в Кремль получать госнаграду, в кремле интересуются судьбой мультфильма и Подгорный, дает добро на продолжение, так мультфильм получает второе, а точнее третье рождение и выходит до 1986, общим количеством серий, 16.

В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты, рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004- Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.

Однако история мультфильма закончилась в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин.

Несмотря на почтенный возраст, «Ну, погоди!» до сих пор остается одним из самых лучших мультфильмов в отечественной анимации. Приключения Волка и Зайца с самого начала так полюбились детворе и взрослым, что вместо одного запланированного фильма его авторы - сценаристы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, режиссер Вячеслав Котеночкин и художник Святозар Русаков - за 26 лет совместной работы создали 18 серий!

Одна из составляющих успеха мультфильма - неподражаемые голоса артистов Анатолия Папанова и Клары Румяновой, озвучивших главных персонажей. Знаменитые песни тех лет, прозвучав в «Ну, погоди!», обретали еще большую популярность, а известный композитор Давид Тухманов, узнав, что в одной из серий звучит и его мелодия, высказал режиссеру Котеночкину «свою безграничную благодарность».

К сожалению, многих из тех, кто создавал «Ну, погоди!», уже нет. Один за другим ушли Анатолий Папанов, Клара Румянова, Вячеслав Котеночкин, Святозар Русаков, Аркадий Хайт. Оживить любимых персонажей казалось совершенно невозможным. Но не так давно появились еще две серии - 19-я и 20-я - знаменитого мультсериала. Их снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Сценарий к продолжению «Ну, погоди!» написали Феликс Камов и Александр Курляндский, неизменный автор всех 20 серий.

Сам Александр Ефимович утверждает, что работа над «Ну, погоди!», хоть и остается яркой страницей в его творческой биографии, никогда не была главной. Автор повестей, пьес, многочисленных эстрадных миниатюр, а также создатель мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Великолепный Гоша» и еще нескольких десятков, Александр Курляндский недавно закончил работу над новой книжкой.

«На творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?»

Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, - рассказывает Александр Ефимович. - Мы, авторы первого выпуска - Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно.

А вот благодаря кому или чему мультик имел такой ошеломляющий успех, не могу сказать и сейчас. Персонажей придумали художник Святозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Заслугой же сценаристов могу назвать разработку гэгов - анимационных трюков. Это была очень сложная, но интересная работа - смешно изобразить на экране то, что мы как эстрадные авторы до этого описывали словами.

«Ну, погоди!» стал нашим дебютом в мультипликации, и мы очень волновались за качество будущего мультфильма. Даже написав и отдав режиссеру сценарий, мы продолжали оставаться в процессе: и на стадии раскадровки, и на озвучивании, и на монтаже.

У нас с самого начала было такое правило: то, что придумано во время работы за общим столом, - придумано всеми. Мы искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»... Но, насколько я помню, точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»

Кроме нас с Аркадием Хайтом, был еще Феликс Камов, соавтор и друг Эдуарда Успенского. Когда-то мы вместе писали программу для популярного в те годы эстрадного дуэта Александра Лившица и Александра Левенбука, сочиняли эстрадные номера, спектакли, мюзиклы, радиоспектакли...

Позже именно Эдуард Успенский пригласил всех нас - Хайта, Камова и меня - поработать на студии «Союзмультфильм». Там однажды попросили: «Придумайте что-то смешное». Мы сели и вчетвером придумали «Ну, погоди!». Правда, в таком составе работали не всегда: Эдуард Успенский оставался с нами только на первых порах.

Долго вынашивали идею мультфильма?

Почти сразу была придумана главная идея - фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решилось в долгих спорах. Мы перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом - лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Сначала это был коротенький сюжет для мультипликационного сериала «Веселая карусель», где Волк и Заяц совсем другие, в другой изобразительной манере. Сюжет понравился руководству «Союзмультфильма», и нам предложили написать сценарий к десятиминутному мультику. Когда мы его написали и стали предлагать режиссерам, все они отказывались. Один Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»

(От том, как придумывались образы Волка и Зайца, сам Вячеслав Котеночкин рассказывал в одном из своих последних интервью (газете «СК-Новости»): «Заяц у меня сразу получился - с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».)

В то время в отечественной анимации было мало смешного, а наш фильм был набит трюками. Волк-недотепа вызывал у зрителей смех, - продолжает Александр Курляндский. - Он без конца попадал в комические ситуации, причем по своей же вине. Кстати, на творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?» Какое-то время я пытался им объяснить, что Волк никогда не съест Зайца, потому что это два клоуна, которые нас развлекают. Мультипликационный Волк, в отличие от настоящего волка, ходит на двух ногах, курит, ездит на мотоцикле. Он почти что человек, а не животное. Наконец, чтобы показать детям эту разницу, я написал книгу «Двое на одного, или «Ну, погодите», где я ввел в сюжет настоящего волка. Такому как раз ничего не стоит слопать нашего Зайца. В конце концов, в книге «мультипликационный» Волк сам же Зайца и спасает.

Вы же придумали и массу новых сюжетов, связанных с этими персонажами. Например, у Волка и Зайца появились родители!

Идею, чтобы у Волка и Зайца появилась семья, я вынашивал давно. По замыслу, родители Зайца со всех сторон положительные. У Волка же все наоборот. Зато дети у главных героев - это перевертыши: у Волка сын отличник, а у Зайца - хулиганистый панк. Эту идею я и Алексей Котеночкин (сын режиссера Вячеслава Котеночкина) воплощаем в детском журнале «Ну, погоди!», и она очень нравится детворе.

«После замечания председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, что ему мультфильм нравится, «Ну, погоди!» опять запустили в работу».

Создавая новые серии мультфильма, не боялись сравнения с «оригиналом»?

Я как автор, конечно, рисковал своей репутацией и понимал, что новые серии будут сравнивать со старыми. Сюжет девятнадцатой серии разворачивается на пляже. Но пляж вполне современный и узнаваемый. С парашютами, катерами, аквагорками... Не такой, как был в самой первой серии. Это может быть и отечественный курорт, и берега Турции, где тоже отдыхают наши граждане. Зритель вновь встречается с уже знакомыми персонажами - потешной Свиньей в оригинальном тройном купальнике и Бегемотом, от которого Волку всегда достается. Музыка, которую написал Андрей Державин (участник группы «Машина времени»), еще больше подчеркивает комичность происходящего. Двадцатый выпуск мы условно назвали «Шесть соток» - каждому понятно, что события происходят на дачном участке.

Если говорить о технической стороне, то качество новых серий (особенно звук) на порядок выше. Насколько это смешно? В Чехии, где демонстрировались новые серии «Ну, погоди!», их наградили призом зрительских симпатий. Были призы и на других фестивалях. Так что не только я считаю, что продолжение мультфильма получилось удачным.

Правда, что «Ну, погоди!» закрывали?

Папанов, конечно, озвучил Волка гениально.. Вы, наверное, знаете, что даже после смерти Анатолия Папанова его голос звучал еще в двух выпусках «Ну, погоди!» - на студии каким-то чудом сохранились записи дублей и пробы. Но в 19-й и 20-й сериях мы предложили озвучить Волка артисту театра «Кривое зеркало» Игорю Христенко. Никто не ставил перед ним задачу пародировать голос Папанова. Ему надо было сыграть Папанова. И если смотреть без предубеждения, то считаю, что у Игоря хорошо получилось.

Интервью с А.Курлянским

Судьба мультфильма «Ну, погоди!» в какой-то мере отражает то, что происходило в стране в течение нескольких десятков лет: один из авторов - Феликс Кандель (Камов) - в 70-е годы долго находился в отказе, потом эмигрировал, из-за чего его фамилия была вырезана из титров, а съемки мультфильма прекратились. Уже после перестройки эмигрировал и второй, ныне покойный, соавтор - Аркадий Хайт - в Германию. В последние 10 лет не было денег на съемки продолжения мультфильма. В итоге «Ну, погоди!», который в советские годы финансировало государство и любило политбюро, сейчас оплатила известная сеть универмагов.

Не только то, что происходило с фильмом, но и сам фильм характеризует время, - говорит Александр Курляндский, - шлягеры тех лет, которые мы используем, место действия, предметы, служащие нам для создания трюковой ситуации… Сейчас уже нет ни «чертова колеса» в парке, ни песен Магомаева. В какой-то степени этот фильм социальный и исторический. Он отражает ту эпоху. Так же, как новые серии будут отражать это время.

А как эти 36 лет сказались на вас?

Настроить себя сегодняшнего на придумывание смешного, намного сложнее, чем 30 лет назад. А моему, приехавшему из Израиля, соавтору Феликсу Камову, наверное, еще труднее, он занимается сейчас совсем другим - вон у меня на полке стоит многотомная история еврейского народа, автором которой он является. Но когда мы встретились, мы снова почувствовали себя молодыми.

Неужели за последние лет 10 не было желающих профинансировать «Ну, погоди!»?

Не было. Делать мультфильм - занятие довольно дорогое. Это ручная работа. Мультфильм, который состоит из одной части, практически не окупается. Надо создавать либо серию, либо полнометражный фильм. Кроме того, существовал естественный скептицизм: «Ну, погоди!» не выходил столько лет, может, и не надо - вдруг не получится? Но я сейчас спокоен: видел фильм и знаю, что он получился.

За время многолетнего перерыва в съемках мультфильма у вас в одной из книжек к известным героям добавился второй волк. Для чего?

Ребята меня часто спрашивали на встречах: «Когда же Волк съест Зайца?» Я объяснял, что он не может его съесть, потому что наш Волк - не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы. Чтобы показать разницу, я придумал другого волка, настоящего, из сказки, который действительно может съесть зайца. И в этой книжке наш «нупогодишный» Волк спасает Зайца от зоологического Волка. Вообще в литературе, в отличие от мультфильма, надо объяснять, почему Волк гоняется за Зайцем. И там у меня конфликт - чисто социальный: Заяц - чистенький, мама у него - воспитательница, отец - врач, а Волк - люмпен из подворотни.

Это станет сюжетом нового мультфильма?

Пока не станет. А в дальнейшем - посмотрим.

Лучшее из того, что вы создали за эти 36 лет, вошло сейчас в том из серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века» («ЭКСМО»), презентация которого тоже состоится в сентябре. На обложке книги есть Волк и Заяц, но почему там нет литературной записи мультфильмов?

Мне порой бывает сложно: меня знают в основном как автора «Ну, погоди!». Немногие, например, берут на себя риск поставить мою пьесу или напечатать взрослую повесть. Не так давно вышла моя книжка «Чуки-Куки», которая была хорошо встречена рецензентами, но она лежала два года - ее не публиковали. Когда одну из своих повестей я принес в «Новый мир», там это вызвало иронические улыбки: «Курляндский пришел! Принес повесть!» Иногда друзья-писатели или режиссеры рассказывают какую-то историю и говорят: «Дарю! Сделай из нее мультик». А самим это вроде бы - ниже их достоинства. И они не понимают, что сделать мультипликационное кино - задача очень сложная и для этого нужно определенное качество извилин. Ведь была возможность заказать эти две серии другим авторам, но обратились к нам. Работая вместе с составителем «Антологии» Юрием Кушаком над книгой, я включил в нее рассказы, повести, пьесы - чтобы она дала обо мне более полное представление. Популярность «Ну, погоди!» хороша, но порой она даже мешает.

Участники: учащиеся 3-4-х классов и классный руководитель.

Цели:

  • Обобщить знания учеников поизвестным отечественным мультфильмам.
  • Расширить кругозор учеников в области мультипликации.
  • Развивать интерес к отечественным мультфильмам.

Оборудование: проектор мультимедийный; карточки-жетоны.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

В "Союзмультфильме" работал легендарный зачинатель графической и объемной мультипликации – Юрий Меркулов. Он выступал как режиссер, сценарист и художник одновременно.

На рубеже 40-50-х годов "Союзмультфильм" выпустил первые мультфильмы Вячеслава Котеночкина, но самые его известные ленты появились в 70-х годах. Это, конечно, в первую очередь выпуски "Ну, погоди!" – наш "ответ Тому и Джерри", как называли знаменитый сериал о волке и зайце. Котеночкин много работал и как режиссер, и как аниматор.
Советский режиссер и художник-мультипликатор Юрий Норштейн, автор мультфильма "Ежик в тумане" (1975), который безо всяких оговорок и иронии можно назвать культовым, – оказал влияние на мировую анимацию. 2003 г «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных cтран.

Режиссер "Союзмультфильма" Гарри Бардин снял лучшие свои мультфильмы в 1980-х годах. Так, в мультфильме "Выкрутасы", проволочный человек строит проволочный мир. Картина получила золотую пальмовую ветвь в 1988 году.

Другое громкое имя в 80-е годы – Александр Татарский, ставший автором пластилиновых мультфильмов. Самые известные его творения – "Пластилиновая ворона" (1981), "Падал прошлогодний снег" (1983), "Крылья, ноги и хвосты" (1986). Он автор знаменитой заставки к программе "Спокойной ночи, малыши".

В настоящее время в России есть несколько крупных анимационных студий и множество мелких. Самыми известными считаются студия "Пилот", студия "Мельница" и кинокомпания "Мастер-фильм". Одним из лучших русских мультипликаторов постсоветского периода можно назвать Александра Петрова. Он рисует собственными пальцами. Его мультфильм "Старик и море" по произведению Эрнеста Хэмингуэя получил "Оскара" в 2000 году.

Бронзит – признанный мастер современной анимации – Он работает в разных техниках. Снял такие известные мультфильмы, как "Алеша-Попович и Тугарин-змей", "На краю земли", мультфильм "Кот и Лиса" из цикла "Гора самоцветов".

Итак, крупнейшие деятели российского мультипликационного кино – В. А. Старевич, И. П. Иванов-Вано, А. Л. Птушко, Ф. С. Хитрук, В. М. Котеночкин, Ю. Б. Норштейн, А. Ю. Хржановский, А. Петров, Г. Бардин,Д. Наумов, Р. Качанов.

Ребята, вы знаете, что мультфильмы делают очень много людей. Это режиссёр, и оператор. Мастер, который изготавливает кукол. Есть художник – мультипликатор, который рисует мульт – героев. Актёры, озвучивающие их. Композиторы и поэты.

Предлагаем вам игровую программу, посвящённую отечественным мультфильмам.

II. Игровая программа «В стране «Мульти-пульти»

За правильные ответы участники будут получать жетоны. Победит участник, набравший большее количество жетонов.

1 этап. Угадайте название мультфильма

(Приложение 1 , слайды 1-20)

2 этап. Блиц-вопросы

– Сколько надо сделать рисунков для мультфильма на десять минут? (От 16 до 18 тысяч рисунков)
– Назовите мультипликационную ленту, в которой варежка превращается в собачку. Почему? (Роман Кочанов «Варежка». Девочка, героиня фильма, мечтает о четвероногом друге, и в её воображении вместо варежки появляется весёлый щенок)
– Знаете ли вы актёров, говорящих голосами Вини Пуха, Карлсона, Волка и Зайца из «Ну, погоди!», кота Матроскина? (Евгений Леонов, Василий Ливанов, Анатолий Папанов и Клара Румянова, Олег Табаков)
– Кто из героев любил произносить: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд).
– Любимые виды спорта Волка из мультфильма «Ну, погоди!» (Бег, прыжки).
– Как звали оригинальную старушку, любившую крыс? (Шапокляк).
– Как любил есть бутерброды Кот Матроскин? (Колбасой вниз).
– Где работал, по словам Матроскина, его дядя? (На гуталиновой фабрике).
– Какое лекарство и зачем прописал Доктор Леопольду? (Озверин, чтобы умел постоять за себя).
– Что говорили два мышонка в конце серии коту Леопольду? (Прости нас, Леопольд).
– Как дразнили рыжего мальчика? (Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой…).
– Как звали наставника домовёнка Кузьмы? (Нафаня).
– Какое «страшное чудище» увидел крошка Енот в озере? (Своё отражение).
– Какова длина удава? (38 попугаев и 1 крылышко).
– Какие лекарства спасали Карлсона от самых страшных болезней? (Варенье, торт, плюшка).

3 этап. «Герои мультфильмов»

Весел он как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)

В сумке у нее – не киска,
В сумке у нее – Лариска,
Вредной быть любит она, страсть как,
И зовут ее …(Шапокляк)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

Он не весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – … (Пятачок)

Для него прогулки – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (Винни-Пух)

Кто в телефонной будке жил,
Пел песни, с Геною дружил?
Он мягкими ушами –
Запомнился нам с вами. (Чебурашка)

4 этап. «Песни из мультфильмов»

Сейчас ты прослушаешь отрывки из текстов известных детских песен. В каких мультипликационных фильмах они звучат? Кто их авторы?

1. Мы помчимся заоблачную даль.
Мимо гаснущих звезд на небосклоне.
К нам неслышно опустится звезда.
И ромашкой останется в ладони. («Трям – здравствуйте» Муз. В.Шаинского, сл. С.Козлова)

2. Я иду и пою,
Обо всем хорошем.
И улыбку свою,
Я дарю прохожим. («Лето кота Леопольда». Муз. Б.Савельева,сл. А.Хайга)

3. От улыбки станет всем теплей.
И слону, и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле, –
Будто лампочки, включаются улыбки. («Крошка Енот». Муз. В.Шаинского, сл. М.Плятсковского).

4. Кабы не было зимы
В городах и селах.
Никогда б не знали мы,
Этих дней веселых. («Зима в Простоквашино». Муз.Крылатова,сл. Ю.Энтина)

5. Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий, верный друг.

(«Тимка и Димка» Муз.Б,Савельева, сл.М.Плятсковского).

6. Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш. («Умка». Муз. Е Крылатова, сл. Ю. Яковлева)

7. Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу. («Как Львенок и Черепаха пели песню» муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова)

III. Подведение итогов игровой программы. Награждение

В заключение мероприятия исполняется песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

20 июня 2012 года исполняется 85 лет со дня рождения художника-мультипликатора и режиссера-постановщика Вячеслава Михайловича Котеночкина. Именно он является автором культового мультсериала про Волка и Зайца «Ну, погоди!», вошедшего по версии IMDb в пятёрку лучших советских и российских фильмов со средней оценкой 9,0 (из 10). Также Котеночкину принадлежат такие работы, как «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Старая пластинка». Интересен тот факт, что Котеночкина в СССР считали миллионером, в связи с колоссальным успехом «Ну, погоди!» в прокате. Наяву из всего этого правдой были только сборы от мультфильма и популярность у зрителей всех возрастов. Потому что 90% дохода от проката шло государству, а оставшиеся 10% - Госкино. Если приглядеться к историческому контексту, свои лучшие работы Котеночкин создавал практически одновременно с кукольным циклом Романа Качанова про Крокодила Гену и Чебурашку и рисованным Винни-Пухом Федора Хитрука. Всеми названными работами, а также их авторами отечественная анимация до сих пор не перестает гордиться.



В годы войны Котеночкин проходил обучение в артиллеристской школе, а после войны, когда пришло время выбирать профессию, увлечение рисованием сыграло решающую роль и будущий режиссер поступил на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Сам Котеночкин рассказывал по этому поводу вот такую легенду: «Когда после войны я выбирал профессию, то подумал: фамилия моя какая-то легкомысленная. Ну, какой из меня изобретатель или, скажем, политик? Задумайтесь: секретарь райкома Котеночкин. Это несерьезно. И поэтому, когда мне представилась возможность пойти в мультипликацию, я долго не раздумывал».
Известно, что какое-то время учителем Котеночкина был Борис Петрович Дёжкин - один из корифеев отечественной мультипликации. Будущий режиссер делал второстепенную работу по одушевлению сцен, дорабатывая схемы построения сцен Дёжкина и впитывая методику его работы. Этот во всех смыслах ученический опыт был своего рода репетицией стиля ритмической организации всех будущих персонажей Котеночкина, включая осмысление мелодического сопровождения и его связь с движениями героев.
В качестве художника-аниматора, Котеночкин трудился очень долго и продуктивно, «оживив» в итоге множество персонажей в более чем 80-ти картинах. Некоторые из них относят к числу классики: «Необыкновенный матч» (1955) и «Чудесница» (1957). Больше всего ему нравилось «одушевление» эпизодов с быстрым ритмом. До того, как стать режиссером собственных работ, Котеночкин нередко снимал сюжеты для советского телевизионного киножурнала «Фитиль», а еще создавал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» - комедия Вадима Дербенева (1962), «Всё для вас» Марии Барабановой и Владимира Сухобокова (1964).



Собственно режиссурой он занялся в 1963 году и начал с фильма «Мы такие мастера», а дальше работал в разных жанрах рисованного кино - от детской сказки до сатирического политического плаката. Его мультфильмы «Лягушка-путешественница» (1965) и «Он попался» (1981) заслужили невероятное признание у зрителей.
Трудно выделить «главную» мультипликационную работу его жизни, но вот жанр определяется без труда - «поймай меня, если получится». В этой связи ключевым в творческой биографии режиссера можно считать легендарное многосерийное кино «Ну, погоди!». Кстати, первый сюжет о Волке и Зайце зрители увидели в рамках альманаха «Весёлая карусель № 1», поставленный Геннадием Сокольским и послуживший прототипом начавшегося в этом же году сериала Котеночкина. Идея обыграть тему «не обижай маленького, а то сам попадешь в дурацкое положение» пришла в голову Котеночкина и для ее воплощения он пригласил писателей-сатириков Аркадия Хайта и Александра Курляндского, поделился с ними идеей и через некоторое время они написали сценарий фильма, а не сериала. Прототипами главных героев стала одновременно творческая фантазия и жизненное наблюдение режиссера: положительного милягу Зайца он сразу представил с голубыми глазками и розовыми щечками. А прототипа Волка увидел на улице - это был долговязый парень с длинными черными волосами и сигаретой в зубах. После премьеры фильма на телевидении авторам стали приходить письма с просьбой продолжить приключения Волка и Зайца. Было снято еще 4 серии и авторы уже подумывали над тем, как «вовремя уйти», но реакция зрителей (особенно детей) была настолько сильной и громкой, что им пришлось снова взяться за работу. В конечном итоге было снято 16 серий мультфильма, а после смерти Анатолия Папанова - официальный «голос» Волка, еще 2 серии, но уже с помощью компьютерных и магнитофонных записей голоса Папанова.



На вопрос о влиянии Диснеевского сериала о Микки Маусе на фильм «Ну, погоди!», режиссер ответил так в одном из своих интервью: «Когда я пришел в 1946 году на «Союзмультфильм», в фильмотеке студии было около сотни диснеевских мультфильмов, вывезенных в качестве трофеев из Германии. Я каждое утро смотрел эти фильмы, учился на них. А лет двадцать назад меня пригласил в гости в Лос-Анджелес величайший мастер мультипликации Фрэнк Томас и сказал, что «Ну, погоди!» показывали по американскому телевидению и фильм ему очень нравится». Музыкальное оформление этой картины можно считать уникальным, поскольку в нем содержится изрядное количество популярных записей западной и советской эстрады. Но в титрах не значится их авторство, поскольку в то время было не принято обозначать такие моменты в выходных данных. Вообще, современный зритель, рожденный в СССР, увидит в этом сериале знакомые образы бытоустройства 70-х и доперестроечных 80-х гг.: социальные типажи, советский быт и жизненный уклад, манера одеваться, символы попкультуры застоя, намек на социальные модели в образах ключевых персонажей, второстепенных и даже толпы. В самом главном мотиве «беготни» увидят впоследствии метафору «бега на фоне застоя» и, вообще, российской истории ХХ века.
Композиция, играющая во время титров заставки «Ну, погоди!», стала потом одной из знаменитейших мелодий советского телевидения. Называется она «Водные лыжи» и её автор - венгерский композитор Тамаш Деак. Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходили на ТВ-экраны в течение семнадцати лет: с 1969 по 1986. За эти годы к мультсериалу прочно присоединился эпитет «народный».
Популярность «Ну, погоди!» была настолько велика, что на одном из заводов СССР под маркой «Электроника» создали одноименную электронную игру - первую в истории советских портативных электронных игр, где главным персонажем был управляемый Волк. Среди детской аудитории того времени существовал миф, что при достижении 1000 очков игра показывает мультфильм «Ну, погоди!», а заяц выбегает на экран и дарит волку букет цветов. Технически это было принципиально невозможно, но дети 80-х верили в такое чудо.



В 1987 году Котеночкину было присвоено звание Народного артиста РСФСР, в 1988 году он был награжден Государственной премией СССР, а спустя год вышла книга его воспоминаний «Ну, Котеночкин, погоди!». Помимо того, режиссер обладает званием рыцаря Ордена Улыбки, присвоенного ему в Польше.
Умер Вячеслав Михайлович Котеночкин в ноябре 2000 года.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...