Правила вышивания крестиком

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №46

Вышивка крестом

«Щенок в ботинке»

Выполнила:

Руководитель:

Томск 2011
Оглавление

Введение. 3

Глава I. Методика и техника выполнения. 4

Глава II. Поисковая. 5-6

Глава III. Технологическая последовательность изготовления изделия. 8

Глава IV. Экономический расчет. 9

Экономическое обоснование. 9

Заключение. 10

Библиографический список использованной литературы.. 11

Приложения. 12-15

Введение

Я выбрала этот проект, потому что мне нравится вышивать «крестиком» и очень хотелось пополнить свою коллекцию новой работой, которая бы не только была красивой, но функциональной. Вышивка, которую я решила изготовить, будет необходима мне для дополнения в оформлении уголка моего творчества.

Во время работы над проектом мне пригодятся знания и умения, полученные на уроках технологии.

Для успешного выполнения проекта я поставила перед собой цель и ряд задач:

· Работать со схемой вышивки, подбирать нитки;

· Вспомнить и выполнять правила техники безопасности ;

· Научиться правильно, организовать рабочее место;

· Украсить комнату, соблюдая её дизайн с дизайном вышивки;

· Овладеть в совершенстве техникой вышивания крестиком;

· Пополнить знания о вышивке и разновидности швов;

Вышивка - это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI-V вв. до н. э. Они были выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц.

О существовании вышивки в эпоху древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-XIIвв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивание распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта - полотенца, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых материалов, но отличались они высоким мастерством. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, женскую фигуру, птицы, деревья. В форме ромба или круга изображалось солнце.

Я думаю, что моя работа должна получиться качественной, ведь я приложу все усилия для того, чтобы моё панно произвело впечатление на каждого. И по возможности смог повторить любой желающий.

Глава I. Методика и техника выполнения

Чтобы вышить крестом, нужно уметь строго следовать рисунку, называемому схемой (см. Приложение 1).

Для вышивки крестом наиболее характерны счётные швы, выполняемые по счёту нитей ткани. Шов состоит из отдельных косых стежков, длина которых равна расстоянию между двумя проколами ткани иглой.

Игла при этом находится в вертикальном положении по отношению к полотну. Каждый стежок захватывает один квадрат канвы или одинаковое количество нитей по ширине и высоте ткани.

Игла выводится с нижнего левого угла квадрата в первой точке.

Затем ввести иглу в точку 2 и вывести из 3 точки - затянуть стежок; из 4 точки в 5 и т. д. Получатся «косые стежки» ряда слева направо.

Для завершения крестика, необходимо иглу вводить сверху вниз справа налево в эти же проколы.(4-5, 2-3..)

Крестики должны направлены в одну сторону.

На изнаночной стороне все стежки должны быть вертикальные и ровные, без узлов и перекрещивания ниток.

Совет вышивальщицам при закреплении нитки на ткани.

В вышивке на рабочей нитке никогда не следует делать узелки. Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть чистой и аккуратной. Поэтому нитку нужно закрепить на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка. Если для вышивки необходимо взять чётное число нитей, то надо сложить нитки вместе и вдеть в иглу двумя концами. Иглой с ниткой сделать стежок и вытянуть нитку из ткани до тех пор, пока останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продеть иглу с рабочей ниткой и затянуть её.

Глава II. Поисковая

Ещё перед началом выполнения проекта я знала, в какой технике буду его выполнять. Мне оставалось разработать банк идей, в соответствии с интерьером и дизайном комнаты, так как мне нравится, забавные персонажи это не составило большого труда в моем выборе.

Для этого я рассмотрела несколько вариантов изделий:

*Подушка «Солнышко». (см. Приложение II. рис.1) Узор выполняется нитками

мулине на полотне «Аида»;

*Вышивка «Щенок в ботинке» (рис.2) Вышивка выполняется крестом на канве, в 3 нити;

*Вышивка «Белёк» (рис.3). Настольное панно. Выполнено крестом в 2нити;

*Вышивка «Собачка» (рис.4). Вышивка выполняется крестом в 3 нити.

Рассмотрев все варианты, которые отличаются высокими эстетическими качествами и оригинальностью. Я остановила свой выбор на вышивке крестом «Щенок в ботинке». Подберу рамочку, учитывая при этом все нюансы комнаты.

Для успешного выполнения проекта следует принять во внимание факторы, которые будут влиять на качество изделия (схема 1).


Солнышко обдумывания

Обоснование выбора проекта



Организация рабочего места.

Процесс вышивки крестом требует концентрации, внимания и усидчивости. Зачастую за работой можно провести очень и очень много времени, вышивальщицы вышивают от нескольких минут до нескольких часов в день (даже 8 и более часов!!!) Поэтому рабочее место должно быть правильно организовано, оно должно быть удобным и светлым. При этом свет должен падать так, чтобы во время работы руки не закрывали его. Наилучшее положение "сверху-слева". Хотя для кого-то удобнее будет положение "сверху-справа". Во время вышивки крестом мы не должны испытывать дискомфорта.

Главное, сидеть надо на достаточно жесткой поверхности - иначе у нас скоро заболит спина. Нельзя скручивать ноги узлом или поджимать под себя - нарушается кровообращение, отсюда "ежики" по ногам, да и сердцу вредно.

Спина должна быть максимально выпрямлена. По­началу держать спину ровно тяжело. Однако именно для нашего позвоночника такая посадка наиболее оптимальна, ведь когда мы искривляемся, то нарушаем кровоток, сбиваем дыхание, нашему телу тяжело.

Все необходимые подручные материалы должны быть разложены так, чтобы их было удобно взять (справа или слева). Нужно заранее положить ножницы, фломастер (карандаш), игольницу или органайзер для иголок (чтобы потом в разгар работы не бежать за ними сломя голову и не терять нить работы, как в прямом, так и в переносном смысле).

Сейчас продаются ящички-шкатулки для мелочи, необходимой рукодельницам . Очень удобно и красиво. Таких шкатулочек может быть несколько: одна общая, одна для конкретного текущего проекта, одна для ниток, одна для кусочков канвы или льня (хлопка) и т. д.

Некоторые мастерицы шьют карманчики и вешают их на стену. Кроме того, в магазинах рукоделия можно купить уже готовые сумки-органайзеры, индийского, китайского производства.

Схема должна быть перед нашими глазами. Можно использовать доски-держатели (их, кстати, можно купить в магазинах, торгующих товарами для офиса) или прикрепить булавками к канве. Но надо быть очень осторожными, ткань не прокалывают булавками, а нежно раздвигают ниточки. К радости вышивальщиц в магазинах продаются специальные магнитные доски или прищепки-держатели схем.

Место подготовили. Теперь поговорим о руках. Перед вышивкой руки необходимо мыть! Почему-то некоторые рукодельницы об этом забывают. А ведь, даже если мы ничего не трогали жирного и пачкающего, руки все равно далеко не идеально чистые... Поэтому, идем в ванную, берем мыло и моим руки. Теперь можно идти и заниматься любимым делом! Во время работы необходимо делать 10-15 минутные перерывы. Глаза и тело должны отдыхать. Сделайте легкую гимнастику для глаз и пальцев рук, разомните спину, обязательно встаньте, походите. Такие паузы положительно скажутся на скорости работы. А удовольствие будет дарить не только результат вышивки, но и сам процесс.

Заранее скажу, что вышивать я буду на канве. Закрепляю ее в пяльцы. Вставляю нитки в иглу. Для этого, отрезав мулине нужной длины (пучок из 6 ниточек мулине) беру три нитки для канвы.

УЗЕЛОК ЗАВЯЗЫВАТЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ!!!

Инструменты и материалы

Для работы над проектом необходимы:

Хлопковая канва «Аидар» белого цвета

Хлопчатобумажные нитки мулине

Схема для вышивания

Игла вышивальная

Наперсток

Глава III. Технологическая последовательность изготовления изделия

1. Запялить ткань в пяльцы, равномерно натягивая её;

2. Вышить рисунок в две нити крестом (см. Главу I) , подбирая цвет ниток по схеме (см. Приложение 1)

3.Простирать, высушить и отпарить осторожно готовую вышивку с изнаночной стороны;

4. Обрезать вышивку до нужного размера, оставить припуски для подгибки срезов, можно срезы обметать или окантовать;

5. Натянуть вышивку на картонную основу при помощи иглы и ниток;

6. Поместить изделие в рамку соответствующего размера и цвета.

Глава IV. Экономический расчет

Наименование

Цена за одну штуку

Расход материалов

Стоимость

Готовый набор

(без иглы)

Стоимость ниток мулине не учитывалась, т. к. они шли в наборе.

Общие затраты на материалы составили 165 рублей 50 коп.

Экономический расчёт показал, что затраты незначительны. Итоговая цена моей работы намного меньше стоимости на подобные товары в магазинах. Отсюда следует, что некоторые вещи лучше и экономичнее делать своими руками.

Экологическая оценка

Я считаю, что работа с канвой, нитками и иглой – совершенно экологически чистое, безотходное производство. Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека

Заключение

На фотографии представлен результат моей работы: подобранная, изготовленная вышивка крестом «Щенок в ботинке» (см. Приложение 3).

Вышивание крестом – очень увлекательное занятие. Изделие, изготовленное в результате данной работы качественное. Оно может украсить интерьер любого помещения. Я не только выполнила поставленные перед собой цель и задачи, но и узнала много нового из истории этого рукоделия, насколько интересно, увлекательно создавать красивые вещи своими руками. В дальнейшем я планирую продолжить своё занятие вышивкой и порадовать своих друзей и близких новыми работами.

Я довольна результатом своего труда и, думаю, он будет оценен по заслугам.

Библиографический список использованной литературы и сайтов интернет

1. « Ручная вышивка».

2. Ерёменко Т. И. «Иголка- волшебница».-М.»Просвещение», 1987г.-с.8-12.

3. Максимова М В. «Вышивка. Первые шаги»

4. http://otvet. /question//

Приложение 1

Приложение 2

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

Приложение

> Технологическая последовательность изготовления картин в технике вышивка крестом и текстильной аппликации

Ставшие в последнее время очень популярными вышитые картины могут привнести в любой интерьер свежесть и изящество. Но для этого они должны быть выполнены точно и аккуратно. Любая вышитая картина эксклюзивна и неповторима, так как она создается рукодельницей вручную, и поэтому картины с повторяющимися мотивами и сюжетами никогда не будут абсолютно одинаковыми.

Технология изготовления вышитых картин, дополненных текстильной аппликацией разбита на два основных этапа: 1 этап. Технология изготовления вышитых картин. 2 этап. Технология изготовления текстильной аппликации.

· Разметить канву, выкроить, найти середину.

· Определить количество нитей полотна по ширине и длине, для удобства разбить его на участки 10х10 клеточек специальным смываемым маркером.

· Определить расположение орнамента.

· Закрепить нить на канве и, согласно технике выполнения шва крест выполнить вышивку по схеме.

· Изготовить четыре картины.

· Постирать и отпарить вышитые картины.

· Подобрать одинаковую по качеству, но с разным рисунком «Гжель» ткань для аппликации.

· Выполнить цветочные горшки в технике текстильной аппликации (см. Приложение 3, 4).

· Закрепить готовые горшки на канве под цветами.

· Оформить текстильную полоску-рамку по краю канвы.

· Натянуть готовые картины на плотную основу (картон. ДВП), закрепить с изнаночной стороны.

· Поместить картины в рамки подходящего размера.

Работая нах технологической последовательностью изготовления картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации мы рассмотрели и определили для себя этапы изготовления изделий. В процессе работы последовательность этапов может измениться, но ни один из них не может быть исключенным из технологической последовательности.

> Уход за изделиями, выполненными в технике вышивки крестом

Новая, только что сделанная вышивка радует глаз и кажется очень долговечной. В каком-то смысле это так и есть: вышитые вещи передаются из поколения в поколение, а значит - срок их «жизни» - довольно долог. Но, как любое тканое изделие, вышитая вещь требует ухода и бережного обращения. Иначе есть риск через несколько лет обнаружить, что белый фон стал серым или желтым, цвета потускнели, или, хуже того, полиняли, а кое-где из замечательного рисунка торчат вылезшие нитки. Чтобы не допустить этого, необходимо следовать нескольким правилам ухода за вышивкой.

Прежде всего, имеет значение, на какое изделие нанесено изображение. Если речь идет о вышитой картине, висящей в раме за стеклом, то, ей, в силу особенностей особого ухода не потребуется. С салфетками, полотенцами, скатертями и одеждой сложнее. Носильные или просто часто используемые вещи с вышивкой придется достаточно регулярно подвергать воздействию воды и моющих средств. И здесь очень важно не испортить нежный рисунок неправильным режимом стирки или отжима. Лучше стирать вручную вышитые изделия. Но, если нет времени ухаживать за вышивками самостоятельно, можно использовать режим деликатной стирки при максимуме в 60 градусов, поместив предварительно вещи в специальный мешок-сеточку. Для изделий, вышитых шелковыми или синтетическими нитками: исключительно ручная стирка. Стирать вышитые изделия нужно только отдельно от прочих.

Ни в коем случае нельзя применять отбеливатель для ухода за подобными вещами. При необходимости, вышитые изделия можно кипятить, не используя порошки с оптическим осветлением или отбеливающим эффектом. Очень важно тщательно прополаскивать вещь после стирки. Если при этом добавить в воду одну чайную ложку уксуса (из расчета на литр), то удастся сохранить яркость цветных ниток и придать им красивый блеск.

После стирки вышивку нельзя выжимать в центрифуге. Также не стоит ее выкручивать, даже руками - сильное растяжение ткани может исказить рисунок. С другой стороны, оставить вещь в сыром виде надолго - значит подвергнуть ее опасности слипания, что тоже может негативно отразиться на изображении. Гладить изделие следует со стороны изнанки, либо, простелив с двух сторон чистыми полотенцами, (чтобы между утюгом и вышивкой была ткань).

Рассмотрев правила ухода за вышитыми изделиями, мы пришли к выводу, что в результате правильного, разумного ухода и использования вышивки она будет долго служить.

> Экономический расчёт материальных, затрат на изготовление комплекта картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109

Для оценки выполнения практической работы мы произвели расчет материальных затрат. Материальные затраты - это затраты связанные с производством и реализацией продукции. Материальные затраты вычисляются по формуле:

Мз=Змат+Зспр+Зстор

Проанализировав составляющие функции материальных затрат, установили что:

Змат - это затраты на сырьё и основные материалы, покупаемые изделия, вспомогательные материалы.

Зтэ - это затраты на топливо и энергию.

Зспр - это затраты связанные с использованием природного сырья.

Зстор - это затраты на оплату услуг работников.

При изготовлении комплекта картин в технике вышивки крестом для оформления интерьера аудитории 109 не требовались материальные затраты на топливо и энергию, а также не использовалось природное сырьё и услуги работников.

Проанализировав формулу материальных затрат, мы выявили свою формулу.

Мз = Змат. (см. Приложение

Таблица экономического расчета.

Изучив ассортимент ниток по составу и качеству, были подобраны самые подходящие по экономическим и эстетическим требованиям. Было выбрано хлопковое мулине марки DMC, так как, оно является самым распространенным в мире вышивания. Плюсами этих ниток является то, что на рынке представлен огромный выбор оттенков различных цветов, а также доступная цена и хорошее качество.

После проведения всех операций нами была составлена таблица экономического расчета.

Начинать работу над вышивкой нужно с закрепления нити на ткани. Делается это таким образом, чтобы закрепленной нити не было видно ни на лицевой, ни на изнаночной стороне ткани. Для закрепления нити на лицевой стороне проведите иглу сквозь нити ткани, двигаясь справа налево к точке начала работы (рис. 1). Если вы будете выполнять работу на канве, то таким же образом проведите иглу с нитью под вертикальными нитями в нескольких клеточках. После этого проведите иглу с нитью под горизонтальной нитью в точку начала работы (рис. 2) и выполните первый стежок креста (рис. 3).



Правила вышивания крестом

1. Все верхние стежки крестиков должны быть параллельны друг другу.
2. Все стежки на изнаночной стороне ткани должны быть направлены в одну сторону и параллельны друг другу.


Шаг за шагом

1. Выполняйте работу, двигаясь слева направо. Сначала вышейте ряд косых стежков с наклоном вправо. При этом на изнаночной стороне образуется ряд вертикальных стежков. Обратным ходом рабочей нити выполните перекрещивающие стежки в направлении справа налево (рис. а, б). Тогда с изнаночной стороны у вас получатся парные вертикальные стежки. При правильном выполнении вышивки только такие стежки должны быть на изнаночной стороне всей работы.



По клику доступно изображение большего размера

2. Дополнительные крестики, расположенные по рисунку выше основного ряда стежков, выполняются при первом ходе рабочей нити. Для этого, проложив косой стежок основного ряда, проведите иглу по изнаночной стороне снизу вверх (рис. а) и выполните косой стежок, уложив его параллельно стежкам основного ряда (рис. б). После этого выполните пересекающий стежок и, проложив сверху вниз стежок по изнаночной стороне, продолжите выполнение основного ряда (рис. в, г).





По клику доступно изображение большего размера

3. При выполнении уголка из крестиков над основным рядом некоторые стежки получаются «неправильными» - повернутыми в противоположную сторону (рис. а). Чтобы не нарушать общего ритма, выполняя перекрещивающие стежки, проводите иголку с рабочей нитью под «неправильными» стежками (рис. б).

Основные правила вышивания крестиком:

1. Верхние стежки должные лежать в одном направлении.
2. В идеале все стежки на изнаночной стороне ткани должны быть направлены в одну сторону и параллельны друг другу (или горизонтальные или вертикальные ряды).

Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга то как правило нитку не обрезают, а делают протяжки на изнанке. Такие протяжки делают изнанку не очень аккуратной. Для того чтобы добиться аккуратной или даже идеальной изнанки мастерицы делают протяжки на лицевой стороне под крестиками.

Закрепление нити

При вышивке крестиком узелки не делают. Маленький узелок легко проскочит на лицевую сторону. Если узелок сделать большим то при глажении на лицевой стороне появится узелок.
Есть несколько способов закрепления нити:
1. Можно закрепить концы нити, вштопав их короткими стежками вперед иголкой, а потом прикрыв вышивкой.
2. При вышивке в две нити чтобы не делать узелков берут одну нить и складывают её пополам. Концы нити продевают в ушко. Затем вводят иголку с изнанки на лицо, оставив на изнанке петельку из нити, делают первый стежок и на изнанке продевают иглу в оставленную петлю из нити. Затягивают. Так же поступают если вышивают в три нити, но при этом одну нить складывают втрое.

После окончания нити её концы прячут на лицевой или изнаночной стороне. Для этого пропускают иглу под двумя-тремя крестиками на лицевой стороне работы или под стежками на изнаночной стороне.

При вышивании крестиком необходимо обращать внимание на натяжение нити. При сильном натяжении стежки стягивают ткань, при слабом -нить слишком свободная и ложится неаккуратно.

Т.к. при вышивании нити перекручиваются и ложатся неравномерно, то их необходимо периодически раскручивать. Для этого игольное ушко подводят к поверхности вышивки, потянув за концы нити, нити распутывают, затем возвращают иголку вверх.

После окончания работы вышивку очень аккуратно простирывают в теплой воде с щадящим порошком, сушат в расправленном виде и проглаживают утюгом с изнанки через проутюжильник.

Ткань

Вышивать крестиком удобнее всего по канве. Также можно использовать ткань с редким переплетением. для вышивок крестиком необходимо выбирать ткань, у которой нити утка и основы одинаковой толщины и сотканы с одинаковой плотностью.

Игла

Игла для вышивки должна быть чуть-чуть толще нити для того, чтобы нить меньше терлась о ткань. Для вышивания на пальцах нужна игла подлиннее, на руках - покороче. Для вышивки крестиком используют иглу с тупым концом и длинным ушком. Для объемной нити, например из овечьей шерсти, иглу выбирают тоньше нити.

Пряжа, нити

Для вышивки крестиком используют: шерсть, акрил, хлопок (мулине) и шелк. Иногда используют металлизированную нить.
Выбирая длину нити следует учитывать что длинная нить обтирается при частом прокалывании, загрязняется. Если нить слишком короткая, то она будет быстро заканчиваться и будет много спрятанных концов. Если нить скользкая, например шелковая, то для того чтобы короткая нить не выскальзывала из ушка иглы - делают петлю вокруг иглы, подводя её под ушко и плотно затягивая.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...