Проектная деятельность в доу по фгос до. Проектная деятельность в доу по фгос Проектирование в детском саду по фгос

Перед педагогическим коллективом стоит важная задача: выпустить в школу любознательных и активных детей, поэтому воспитатели пишут различные программы по установленным стандартом. Также они осуществляют проектную деятельность в детском саду по ФГОС.

Что такое ФГОС?

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, детей и их родителей. В результате совместной работы у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике.

Когда речь идет о проектной , воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится равным партнером. Чтобы создать доверительные отношения, педагогу нужно соблюдать определенные условия.

  1. Воспитатель делает задания вместе с детьми - так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Взрослый-учитель просто показывает приемы и наблюдает за деятельностью детей.
  2. Ребенок должен принимать участие в занятиях добровольно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своей деятельностью.
  3. Свободное перемещение ребят во время занятий.
  4. Работа над проектом в индивидуальном темпе.

Как реализуется

Проектная деятельность в д/саду рассматривается вне традиционной сетки занятий. Каждый проект требует тщательного планирования и продумывания деталей. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на следующих теоретических принципах:

  • основное внимание уделяется ребенку;
  • соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;
  • базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности.

Почему проектная деятельность в дет. саду является всегда актуальной? Потому что у каждого малыша есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сензитивные периоды. Данное направление позволяет это все учесть и создать необходимые условия для максимальной реализации детских возможностей.

Виды проектной деятельности в саду

  • Исследовательская. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы: "почему", "как" и т. д. Дошкольник не просто слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя - создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов.

Далее дошкольник включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т. д. Затем малыш демонстрирует результат своей исследовательской деятельности и рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры для закрепления изученного материала.

    Творческая. Особенность этого вида проектной деятельности в детском саду по ФГОС - это продолжительность по времени и коллективный характер. На начальном этапе происходит обсуждение и выбор темы, далее воспитатель ищет способы мотивации, чтобы каждый ребенок принял участие в работе.

Самым сложным в творческом подходе является этап, на котором дети пытаются прийти к общему решению, потому что дошкольникам еще трудно донести друг до друга свою точку зрения. Воспитатель не должен становиться на чью-то сторону, он должен дать детям возможность прийти к самостоятельному решению.

Это поможет детям преодолеть эгоцентризм и выйти на новый уровень коммуникации. Далее происходит реализация замысла и его презентация. Показывают результат не все дети, а избранные представители, которые расскажут о ходе работы.

  • Нормативная. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС в данном направлении подразумевает то, что дети самостоятельно создают систему правил и норм в группе. Данные проекты помогают решить но реализовываются исключительно детьми.

Конечно, это не означает, что педагог не контролирует процесс создания правил. Вначале воспитатель проводит с детьми этические беседы, в ходе которых формируется необходимое поведение. Затем проводится обсуждение неблагоприятных последствий, и только потом формируются правила группы.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.

Татьяна Егорова
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ

Введение

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС . Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников , включая метод проектной деятельности , как средство реализации новых образовательных стандартов.

Метод проектов используют в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна, в которой содержание должно охватывать следующие образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста :

предметно-пространственная развивающая образовательная среда ;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) возникла необходимость соединения системного и деятельностного подхода в обучении и воспитании. Системный подход - это подход, при котором образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат образования - это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности . Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Актуальность

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход . Проектная деятельность как средство реализации данного направления , обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность , создавая для каждого адекватную нагрузку. Метод проекта способствует развитию следующих личностных качеств : познавательный, эмоциональный, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта. Используя проект , как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых , педагоги ДОУ организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно , творчески, продуктивно.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект . Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Виды проектов : информационные, исследовательские, игровые, практико-ориентированные и др.,

Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей . Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Шаг воспитателя в работе над проектом :

1. Выбор темы.

2. Тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.

На этапе разработки содержания НОД, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности , связанных с темой проекта , воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах , в дошкольном учреждении в целом. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности , развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда , начинается совместная работа воспитателя и детей.

Этапы проекта :

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия : чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности .

4. Заключительный этап работы над проектом является презентация проекта .

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : нами с детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, выставок, мини-музеев.

В ходе проведения месячников, недель, дней в ДОУ внедрены следующие проекты :

Познавательно-исследовательские проекты : «Юный метеоролог» «Зимующие птицы» , «Вода» .

2. Ролево - игровой проект «Семеро козлят и волк» , результат - показ постановки сказки по каналу НВК «Биhикчээн» .

3. Информационно – практико - ориентированные проекты : «Сунтаар - мин торообут дойдум» , «Декоративно прикладное искусство народа САХА» , «Саха терут аhа» , «Азбука здоровья» , «Украсим наш двор цветами» , «Куклы народов Мира» , «Дорожная азбука» , ««Я и моя семья» .

4. Творческие проекты в детском саду : «Елочка - зеленая иголочка» (елка из разных материалов, «Якутские музыкальные инструменты» , «Космонавтика» , «Игрушки своими руками» , к 70-летию Великой Победы «Военная техника времен Отечественной войны» .

Проект

Актуальность исследования

До недавнего времени ручка имела лишь одну функцию, как пишущий инструмент - выводить на бумагу необходимый нам текст. Сегодня возможности его увеличились. Появились ручки с использованием последних достижений в области IT-технологий. Современная ручка может служить в роли музыкального плеера, может отсылать письма по адресам. В связи с этим возник интерес к исследованию этапов развития ручки.

Название проекта «История развития шариковой ручки»

Вид проекта Информационно-исследовательские

Разработчики проекта Егорова Татьяна Сергеевна, Иванова Надежда Романовна

Участники Дети, родители старшей группы, педагоги ДОУ

Цель проекта Выделить этапы развития шариковой ручки

Задачи проекта 1 . Выделить исторические этапы развития предметов для письма до шариковой ручки.

2. Выявить недостатки и достоинства существовавших пишущих инструментов.

3. Дать сравнительную характеристику письма разными инструментами.

4 Подготовить детей к обзору последних изобретений ручек с использованием достижений в области информационных технологий.

Сроки и этапы реализации проекта Краткосрочный

1 этап : информационно-организационный (вхождение в проблему, принятие задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап : практический (исследование, экспериментирование, НОД, беседы по видеоматериалам, сказки, рассказы, игры, художественное творчество.)

3 этап : заключительный (презентация, выставка ручек)

Ожидаемые и конечные результаты 1. Дети получат больше информаций о развитии предметов письменности.

2. Дадут характеристику письма разными инструментами.

3. Представят свою модель ручки будущего.

4. Дети готовы к новому проекту «Изобретение ручек IT-технологий»

Проектная деятельность , основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствовует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности .

Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все» , «рассказывай, как все» и т. д.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова) .

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Литература :

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

2. Данюкова А. А вы любите проекты ? //Обруч. - 2001. - №4.

3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность : культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.

6. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие) .

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus («брошенный вперед»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метод проектов в ДОУ «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой Воспитатель Липагина Наталья Викторовна Феодосия 2016г.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

1 . На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для сам. выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие. План работы воспитателя по подготовке проекта

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам: По тематике Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов. По составу участников Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные. По срокам реализации По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год). Классификация проектов

Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). Виды проектов в ДОУ:

Задачи развития детей в проектной деятельности. В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

1 . Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с. 2 . Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4 . 3 . Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3 . 4 . Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1 . 5 . Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2 . 6 . Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 7 . Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с. 8 . Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1.4 принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5.сотрудничество Организации с семьёй;
7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.1. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества совзрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2.способствует профессиональному развитию педагогических работников;
3.создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться винформационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы(фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (приподдержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.​

Советы
воспитателю по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Ольга Кнутова

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности . Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов .

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Слово «проект » происходит от латинского слова «projects», что означает «брошенный вперед» , выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает «путь исследования» .

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов .

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность » , так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении . Педагог представлял обучающий процесс, как ряд опытов . Знания, полученные в процессе одного опыта , развивали и обогащали последующий опыт .

Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность , как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа , имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема , для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами .

Типологии проектов в ДОУ :

По количеству участников :

Индивидуальные;

Групповые.

По продолжительности :

Краткосрочные (1-4 недели) ;

Среднесрочные (1-3 месяца) ;

Долгосрочные (полугодие, учебный год) .

Монопроекты (ода образовательная область) ;

Интегративные (две и более образовательные области) .

По доминирующему виду проектной деятельности ;

Информационные;

Исследовательские;

Творческие;

Практико –ориентировочные и т. д.

Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :

Исследовательско-познавательные (старший возраст) :

Совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.

Игровые (младший возраст) :

Использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.

Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :

Сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей , составление планов и схем, картотек и др.)

Творческие (младший возраст) :

Оформление результата деятельности в виде праздников , театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Досуговые :

Спортивные и развлекательные мероприятия.

Комплексные :

Смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание : Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности .

2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели ).

3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта .

4. Подведение итогов : Определение задач для новых проектов .

5. Презентация : Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности .

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами , я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка :

Творческое начало, воображение, изобретательность;

Способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

Способность ставить проблемы и находить их решение;

Неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику : мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом , я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта , расширения возможностей реализации проекта . Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах , которые были проведены в нашей группе.

Наиболее интересным из последних проектов я считаю краткосрочный проект «Азбука доброты» .

Вид проекта : познавательный.

Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели) .

Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность :

Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает , что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

Узнать значение слова «доброта» (с помощью взрослых, просмотреть значение слова в

справочниках);

Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту) ;

Развивать представление о добре и зле;

Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

В процессе проекта , выявить основные правила доброты;

Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества : доброту, уважение, милосердие;

Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

Предполагаемые результаты :

Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;

Снижение детской конфликтности , налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;

Уважительно относятся к людям пожилого возраста;

Бережно относятся к живой и неживой природе;

Могут составить рассказ о добром поступке.

Предварительная работа :

Провести родительское собрание на тему :

«Семья» . Предложить родителям совместно с детьми придумать и сделать герб своей семьи. Дать объяснение символике.

Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;

Провести беседу с родителями на тему «Добрый поступок моей семьи» . Дать задание вспомнить, обсудить с детьми и вместе написать краткий рассказ на заданную тему.

Правила доброты :

Помогайте маме нести тяжелую сумку;

Защищайте девочек и маленьких детей;

Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускайте грубости;

Старайтесь во всем помочь ближнему;

Помогайте слабым, больным;

Учитесь добру у других;

Уступайте место в автобусе пожилым людям;

Будьте добрыми и милосердными людьми;

Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.

Познавательное развитие :

Беседы :

- «Что значит быть добрым?» , «Беседа о добрых делах и поступках» , «Давайте никогда не ссориться!» , «Как мы можем позаботиться о старших?» , «Как помочь птицам зимой?» .

Просмотр мультфильмов :

- «Добро пожаловать» , «Как ослик счастье искал» , «Кошкин дом» .

Дидактические игры :

- «Хорошо – плохо» , «Оцени поступок» .

Дидактические упражнения :

- «Если кто-то заболел» , «Подари улыбку» .

Социально-коммуникативное развитие :

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу» .

Ситуативный разговор «Мы любим делиться» , «Мы – защитники малышей» ;

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» , кукольный театр «Заюшкина избушка» ;

- С. р. игры : «Семья» , «К нам пришли гости» ;

Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;

ИОС «Вручи подарок» ;

Д. и. «Волшебная шляпа» ;

Ремонт книг «Книжкина больничка» ;

Дежурство по столовой (взаимопомощь) ;

Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;

Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.

Речевое развитие :

- Речевые игры : «Мост дружбы» , «Добрые и вежливые слова» , «Добрые приветствия» , «Душевный разговор» ;

Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;

Чтение художественной литературы :

М. Пляцковский «Урок дружбы» , «Настоящий друг» ; Э. Шим «Брат и младшая сестра» , «Умей обождать» ; Я. Аким «Жадина» ; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ; Е. Серов «Добрый великан» ; Н. Осеева «Плохо» , «Добрые слова» ; Т. Пономарева «Хитрое яблоко» ; Н. Юсупов «Простите» ; Е. Благинина «Подарок» .

- Стихи для заучивания :

Е. Алябьева «Добрым быть приятно» , А. Яшин «Покормите птиц зимой» .

Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

Физическое развитие :

Подвижные игры :

- «Веселые Смешарики» , «Ловишки» . «Веселые старты» ;

Пальчиковые игры :

- «Дружные ребята» . «В гости» .

Художественно-эстетическое развитие :

Прослушивание песен о дружбе, друге : «Улыбка» , «Есть у солнышка дружок» ;

- «Новогодняя открытка для дедушек и бабушек дома престарелых» ;

- «Нарисуй улыбку» ;

Изготовление эко кормушек.

Изготовление плаката «Наши добрые дела» .

Этот проект заинтересовал , как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе .

Иногда, для большей заинтересованности детей к проекту , я привлекала не только родителей, но и людей со стороны, которые могли в наибольшей мере раскрыть ту или иную тему. Так в проекте «Правила дорожной безопасности» на родительском собрании выступил инспектор ПДД. А игры по ПДД провел майор нашей ракетной дивизии. Родители и дети были очень заинтересованы.



А это приглашенный ансамбль к проекту «Народные праздники» . Дети по настоящему были вовлечены в ауру народных праздников, водили хороводы, слушали народные песни, играли в игры давно минувших лет, смогли рассмотреть такие музыкальные инструменты, как гусли и домра.

Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности . Исследовательский проект , как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта , то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта .

Третий этап – презентация проекта . Он имеет большую значимость для социального развития ребенка : рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается . Можно организовать выставку проектов ; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами .

Примером исследовательского проекта хочу представить проект своего воспитанника Саргана Саши на тему «Почему нельзя есть много конфет?»

Результаты работы показывают , что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...