Поведение в мечети. Этикет поведения в мечети

Церковь - место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны. С появлением возможности путешествовать за рубежом, многие туристы имеют возможность посещать страны, где другая религия. Знание правил этикета при посещении мечети вам может быть полезным.

Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин.

Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.

Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

Хотя мечеть и не является святым местом, существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Женщинам запрещается посещать мечеть в «критические дни». Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться.

Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе.

Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих» ;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када );
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

« Вознаграждение (саваб) за совершение коллективн ого намаз а в 27 раз больше вознаграждения (саваб ) индивидуального намаз а » .

«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).

Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха» .

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва аз ).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

Пятничная проповедь. Как мусульманин должен вести себя в мечети

О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом, где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман. Как сказал Пророк (сас):

«Вас посещают различные ангелы. Некоторые из них посещают вас во время фаджра, некоторые во время намаза Аср. И Аллах спрашивает у них по возвращении (а Он Всезнающ) – в каком состоянии вы застали моих рабов? И они отвечают: «Мы застали их молящимися когда пришли, и они молились когда мы покидали их».

Аллах возвеличил мечети и сделал их лучшими местами на земле, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха. Пророк (сас) сказал: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим из гостеприимнейших».

Так же, Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай.

О мусульмане, мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка (сас), когда он прибыл в Медину, было постройкой мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха, Свят он и Велик.

Как сказано в Коране:

«Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»

Мать правоверных Аиша(р.а.) сказала: Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю.

Слово «построил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

В жизнеописании Пророка (сас) упоминается случай старой женщины, которая имела обыкновение убираться и чистить мечеть, и делала она это сама по себе, поскольку хотела совершить богоугодное дело, и все, что было в ее возможностях, так это посещать ежедневно мечеть и чистить и прибираться в ней. И никто не просил ее делать это, и никто не нанимал ее специально на эту должность, И делала она это лишь ради Аллаха, в надежде на спасение и награду от Него. И в один день она не пришла в мечеть. И Пророк (сас) спросил у сподвижников: "Где она?" Ему ответили, что она умерла вчера вечером и что ее уже похоронили. На что Посланник Аллаха ответил: "Почему же вы меня не разбудили, чтобы я мог прочитать джаназу за нее?" И потом он попросил их отвести его на ее могилу, и он там прчитал за нее джаназу. Эта женщина, не будучи из знатного рода или знаменитой, удостоилась чести быть упомянутой в жизнеописании Пророка(сас), потому что она преподала нам всем урок своей богобоязненностью.

О мусульмане, у мечети особый статус, и ей присущ свой свод хороших манер, которые должен соблюдать каждый мусульманин, если он надеется заслужить награду от Всевышнего. И из этих правил то, что мусульманин перед входом в мечеть должен убедиться что его одежды соответствуют требованиям – чисты, аккуратны и прикрывают необходимое. Так же убедиться что и сам человек находится в чистоте, соответствует требования личной гигиены и от него не пахнет табаком или прочими неприятными запахами. Использовать благовония и поддерживать чистоту всего тела. Ведь плохой запах является источником неудобств для других мусульман и для ангелов. Аллах говорит в Коране:

«О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьем, разрешенным Аллахом, но не излишествуйте. Не ешьте и не пейте запрещенного Аллахом. Ведь он не любит излишествующих и неумеренных».

И Пророк(сас) сказал: "Если кто из вас соберется совершить молитву, пусть оденется в обе одежды. Потому что вы стоите пред Аллахом." (Под двумя одеждами подразумевается два куска материи, которой обвязывались – одну для верхней части, другую для нижней части.)

Не разрешается заходить в мечеть, если от человека или его одежды пахнет плохо. Пророк (сас) сказал: "Кто из вас если кушал лук или чеснок, то пусть держится подальше от мечети, потому что ангелы не любят плохого запаха и покидают это место. "

Так что вы думаете, о братья, по поводу курящих около мечети, или даже, когда на улице холодно, курящих в подъезде мечети, доставляя тем самым неудобства как прихожанам мечети, так и нашим соседям? Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных привычек! Да вознаградит вас Аллах за ваши старания.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать молящихся своим шумом и спешкой. Пророк (сас) сказал:

"Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы. "

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, делать дуа или зикр, в ожидании момента когда имам встанет на молитву. Не желательно между азаном и икамой кушать и пить. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву. При этом, икама не должна произноситься пока имам не занял свое место или еще не готов, и пока имам не дал знак на произнесение икамы. Если у мечети есть установленный муаззин, то это ему полагается совершать азан и икаму. И никто не должен читать азан вместо него без его разрешения. А что касается икамы, то тот человек, которого выбирает имам, читает икаму.

Так же, если у мечети есть постоянный имам и он присутствует в мечети, никто не ведет молитву кроме него, кроме как по его разрешению. Наш Пророк (сас), учил нас совершать зикр после молитвы, и мы должны всеми силами стараться соблюдать это правило. Но если по какм-то причинам мусульманин не может читать зикр, то по крайней мере, он не должен мешать делать это другим мусульманам, громко разговаривая сразу после молитвы. Так же, если кто-то желает что-то объявить в мечети или повесить объявление, то не должен делать такое самовольно, не спросив имама или того, кто его замещает.

И напоследок, хотелось бы напомнить, что мечеть – это дом Аллаха, и всем нам следует вести себя в нем подобающе, и тот, кто хочет сделать замечание брату или наставление, то должен сделать это сдержанно, не оскорбляя его достоинства и не обижая, обращаясь с братом так же, как мы хотели бы чтобы обращались с нами. Что же касается женщин в мечети, то не желательно им разговаривать громко, и если кто из братьев слышит их разговор, то не следует ему вмешиваться в него. И всем нам надо понимать, что размеры нашей мечети небольшие, и голос говорящего громко может беспокоить других, и в таком случае стоит мягко указать говорящим громко об их ошибке, как это делал наш Пророк (сас).

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть – это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.

В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?

1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.

При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.

3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительниц ам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.

4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.

5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».

6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».

7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба – это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.

8. В мечети нельзя шуметь.

9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.

10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничаетс я, нужно выйти с ним из мечети.

11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.

12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...