Персоналии. Жизнь и смерть кондратия рылеева
Кондратий Федорович Рылеев - декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 28 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать, Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, отдала его в первый кадетский корпус, когда Кондратию было лишь шесть лет. В 1814 году Рылеев стал офицером конной артиллерии и участвовал в походе в Швейцарию, в 1815 году во Франции. В 1818 году вышел в отставку.
В 1820 году Кондратий Рылеев женился на Наталье Михайловне Тевяшовой и переехал в Петербург. Сначала он устроился на должность судьи, причем стал известен своей неподкупной честностью, а вскоре открыл в себе два таланта: поэтический и коммерческий. Он поступил в российско-американскую торговую компанию и страстно полюбил Соединенные Штаты, видя в них образец свободного государства. Первым стал он издавать литературный журнал ("Полярная звезда"), который давал писателям и поэтам приличные гонорары. Тогда же Рылеев написал свои "Думы", в которых, вдохновленный Карамзиным, попытался набросать поэтические образы самых ярких личностей русской истории. Затем выпустил поэму "Войнаровский", высоко оцененную Пушкиным. Поэма эта замечательна тем, что в ней он описал именно те места, где спустя несколько лет пришлось отбывать ссылку его друзьям-декабристам.
В Петербурге Рылеев знакомится со многими заговорщиками, узнает в них ту же поэтическую, слепую и наивную жажду свободы и становится, по его собственным словам, "пружиной заговора". Он и вправду стал душою, вдохновителем и певцом восстания. Любые трезвые сомнения своих соратников он рассеивал порой нелогичными, но твердыми доводами. Он спокойно и в то же время неотступно убеждал одного, другого, третьего в том, что Россия вся заражена злом, что ничего не осталось в ней живого, что всюду разврат, мздоимство, несправедливость. Повсюду правит временщик Аракчеев, образ которого был для Рылеева мифическим слиянием всех самых гнусных черт ненавистного ему "деспотизма". Россия пресмыкается во тьме, и один только выход из этой тьмы - переворот. Нужно начать, считал Рылеев, и тогда люди увидят правоту начатого дела и подхватят эстафету. Россия будет перевернута, и родится из этого хаоса богиня свободы, которая озарит возлюбленное отечество новым светом.
Николай Павлович никак не мог решиться взойти на престол, а Константин Павлович от царства отказывался, заговорщики поняли, что выдался единственный и неповторимый момент . Было решено распространять среди солдат слухи, что их обманывают, что Константин вовсе не отрекался от престола, что умерший царь оставил завещание, в котором солдатам уменьшен срок службы и дана свобода крестьянам. Рылеев весь отдался революционной экзальтации. Он знал, что скорее всего их дело обречено на провал, но некий рок влек его на площадь, он видел себя жертвой, приносимой за освобождение человечества. "Да, мало видов на успех, - говорил он, - но все-таки надо, все-таки надо начать". А за несколько месяцев до того в "Исповеди Наливайко" Рылеев писал: "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?"
В ту же ночь Рылеев прощался с женой. Всей силой страдающего женского сердца она удерживала его. "Оставьте мне моего мужа, не уводите его, я знаю, что он идет на погибель", - твердила она, обращаясь к друзьям Рылеева. Но все было уже решено. Ничего не могли изменить даже рыдания пятилетней дочери, которая обнимала колени отца, вглядываясь в его сосредоточенное лицо своими чистыми, пронзительными, полными слез глазами. Рылеев вырвался из объятий дочери, уложил почти лишенную чувств жену на диван и выбежал вслед за Николаем Бестужевым, который много лет спустя запечатлел в своих воспоминаниях эту сцену.
А к вечеру того же дня все было кончено. Еще ходили кучками разбушевавшиеся простолюдины, еще убирали с площади последние следы безумной ревности дворянских революционеров, еще Карамзин с тремя сыновьями бродил по сумеречным улицам Петербурга, вглядываясь в страшное лицо той силы, которая через сто лет поглотит столь любимую им Россию и столь драгоценную для него самодержавную власть. А Рылеев воротился домой. Что-то навсегда рухнуло в его душе, какой-то новый голос начал приглушенно звучать в ней. Заговорила совесть. "Нехорошо сделали, вся Россия погублена", - сказал он после возвращения с площади.
А вскоре он и большинство других декабристов были в Петропавловской крепости. Известно, как малодушно выдавали они друг друга, как усердствовали в разоблачениях, как легко рассыпались основания всех их теоретических построений перед ужасом тюрьмы и властной силы. Рылеев же с первых дней заключения стал ощущать все более нарастающий голос высших сил души, голос, зовущий человека к вечному, горнему, неподвластному законам земной жизни. Если до того он думал всегда о царстве справедливости здесь, на земле, а не за пределами гроба, то теперь он все серьезней вглядывался в облик Христа, пострадавшего за людей и звавшего их к непостижимому Небесному Царству. Нам невозможно с точностью проследить, как и с какой скоростью происходил этот переворот в душе узника. Но свершившееся перерождение очевидно. Дореволюционный исследователь жизни и творчества Рылеева Нестор Котляревский пишет, что "к концу заключения у него не осталось ни тени революционного духа".
Лучше всего свидетельствуют об этом чудные письма Кондратия Федоровича к жене. Все они пронизаны одним: уверенностью в благости и милосердии Провидения. Царь для него теперь не самовластный деспот, а выразитель этой воли. "Положись на Всевышнего и милосердие государя", - пишет множество раз Рылеев из крепости. Предугадывая грядущую казнь, он никоим образом не считает ее жестокой или несправедливой и взывает к жене: "Что бы ни постигло меня, прими все с твердостью и покорностью Его (Бога. - Т.В.) святой воле". Потрясенный царской милостью (Николай прислал жене 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери тысячу), Рылеев со всей силой русской души отдается чувству любви и благодарности царской семье. "Чтобы со мной ни было, - говорит он, - буду жить и умру для них". (Надо отметить, что царь продолжил свою заботу о семье Рылеева, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.) Рылеев говорит также о том, что "по сю пору обращаются с ним не как с преступником, а как с несчастным". И видя в этом заслугу царя, он пишет жене: "Молись, мой друг, да будет он (царь. - Т.В.) иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием".
Рылеев благодарит судьбу за случившееся с ним. "Пробыв три месяца один с самим собою, - пишет он жене - я узнал себя лучше, я рассмотрел всю жизнь свою и ясно увидел, что я во многом заблуждался. Раскаиваюсь и благодарю Всевышнего, что Он открыл мне глаза. Что бы со мной ни было, я столько не утрачу, сколько приобрел от моего злополучия, жалею только, что уже не могу быть полезным моему отечеству и государю столь милосердному". С горечью чувствует Рылеев страшную вину перед своей семьей. Ему остается одно утешение: горячо молиться за жену и дочь. "Мой милый друг, - пишет он, - я жестоко виноват перед тобою и ею (дочерью. - Т.В.): простите меня ради Спасителя, которому я каждый день вас поручаю: признаюсь тебе откровенно, только во время молитвы и бываю я спокоен за вас. Бог правосуден и милосерд, он вас не оставит, наказывая меня".
Незадолго до казни Рылеев составляет записку, обращенную к Николаю. В ней он отрекается от "своих заблуждений и политических правил" и мотивирует это отречение тем, что дух его открыл для себя мир христианской веры и теперь все предстало ему в новом свете, и он "святым даром Спасителя мира примирился с Творцом своим". В этой записке он не просит о помиловании, признает свою казнь заслуженной и "благословляет карающую десницу", но молит лишь об одном: "Будь милосерд к товарищам моего преступления". Рылеев возводит основную вину на себя, утверждая, что это он "преступною ревностию своею был для них гибельным примером" и из-за него "пролилась невинная кровь".
В ночь перед казнью Кондратий Федорович был кроток и тих. Приходил священник отец Петр Смысловский, который более полугода был, по словам самого узника, "его другом и благодетелем". Священник причастил осужденного. В предрассветные часы Рылеев писал свое последнее письмо к жене: "Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые пути Непостижимого? Я ни разу не возроптал во время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином…" Уже светало, раздались шаги и голоса за дверями, Рылеев дописывал последние слова своего последнего письма: "Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля".
Ранним утром 13 (25) июля 1826 года небольшая толпа людей сошлась на одной из петербургских набережных. Лица были сосредоточенны и мрачны, восходящее солнце освещало тела казненных. Дело было для России небывалое. Со времен Пугачева здесь не знали казней. Виселицу сделали неловко, слишком высокой, пришлось нести из находящегося по соседству училища торгового мореплавания школьные скамейки. Веревки долго подбирали, но так и не смогли найти годные. Трое из казнимых сорвались. Сами производители казни жалели преступников, которые, воздев руки к небу, молились перед смертью, целовали крест священника и восходили на эшафот, становившийся для них ступенью к непостижимой вечности.
Эта казнь Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского и предшествующие ей трагические события дали одну из самых страшных трещин в нашей истории. Царь, помимо своей воли восходивший на престол, встретил в лице самой талантливой, знатной и образованной молодежи врагов своего государства, и на протяжении всего царствования он не мог отделаться от глубокого сомнения в благих намерениях дворянского общества, а общество, в свою очередь, пока приглушенно и тайно, но все больше вставало в оппозицию русскому историческому строю.
Понимая всю действительную преступность наших первых революционеров, признавая глубоко негативные последствия их действий, нельзя, однако же, не заинтересоваться их противоречивыми и странными судьбами. Вглядываясь в глубину этих душ, пылких и поэтичных, но взбаламученных до крайности духом времени, можно подчас обнаружить удивительные жемчужины. И кажутся глубоко верными слова, сказанные о декабристах священником Петром Смысловским, который исповедовал их в крепости. "Они страшно виноваты, - говорил он, - но они заблуждались, а не были злодеями! Их вина произошла от заблуждений ума, а не от испорченности сердца. Господи, отпусти им! Не ведали, что творили. Вот наш ум! Долго ли ему заблудиться? А заблуждение ведет на край погибели".
РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.
Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.
Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петербурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.
С 1814-15 находился за границей в составе артиллерийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально заразился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освободившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.
С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой острогожской интеллигенции, злейшего разгула крепостников и произвола властей.
В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеевский режим.
В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика Наталье Михайловне Тевяшевой.
В 1820 переехал в Петербург.
В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших против жестокой эксплуатации их помещиком).
В октябре 1823 он был принят в Северное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.
В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую компанию» в качестве правителя ее канцелярии. Работая в этом, уже не государственном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.
В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совместно с А. Бестужевым альманах «Полярная звезда».
В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществленные, служили распространению передовых идей и вместе с тем имели в виду материально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напечатаны произведения Жуковского и Пушкина , Грибоедова и Крылова , Баратынского и самого Рылеева, Вяземского , Давыдова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.
На основе наблюдений над русской действительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республиканский образ правления, за освобождение крестьян, свободу книгопечатания, открытое судопроизводство, личную безопасность.
В Северном обществе он занял ведущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской равелине Петропавловской крепости. На оловянной тарелке он, по преданию, написал в тюрьме четверостишие, свидетельствующее о стойкости борца за свободу:
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за отчизну?»
Повешен в числе пяти руководителей восстания.
В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое общественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образованных людей в круг своих идей.
Творческий путь Рылеева-поэта характерен для большинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общественной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолговременности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободительным движением на его дворянском этапе, он начинает с увлечения анакреонтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отношений
«К другу» ,
«К Делии» ,
«Счастливая перемена» - 1820;
«Заблуждение» ,
«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.
«К К - му» - 1821,
«Я не хочу любви твоей...» - 1824.
Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал гражданского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Формула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго следовал определившемуся пониманию поэзии и поэта.
Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торжественные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -
«А. П. Ермолову» (1821)
«Гражданское мужество» (1823),
«На смерть Байрона» (1824).
Гораздо значительнее сатирические оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -
«Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан...».
Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбежность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную декабристскому движению силу-общественную пассивность большинства образованного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борьбы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распространение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.
Изначальная связь с традицией психологического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансформацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бестужеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.
В литературе психологического романтизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ранние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет политические агитационные песни, рассчитанные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального положения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).
Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.
Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопоставлена романсу Нелединского-Мелецкого , начинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева получили широкое распространение, проникли в народ, стали явлениями фольклора, содействовали формированию аналогичных произведений в последующие десятилетия.
Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы сказалось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича
(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:
«Войнаровский» , 1822-24;
незаконченные -
«Наливайко» , 1824-25;
«Гайдамак» ,
«Палей» ,
«Партизаны» - все три 1825) - произведения гражданского романтизма, проникнутые пафосом революционного патриотизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собрания старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского поэта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Байрона и южных поэм Пушкина.
Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отличаются только объемом: дума - небольшая поэма, «Войнаровский» - развернутая дума. Большинство дум - обрамленный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими красками, без светотеней, без полутонов. Внутренний мир их обнаруживается в конфликте с окружающей средой, в столкновении с тиранией. Поступки героев иллюстрируют их неизменный облик. Любовный конфликт отсутствует или только слегка намечен. Герои раскрыты в их беззаветном служении делу борьбы за освобождение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею захваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утверждение единства интересов личности и общества на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой личность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социально неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», конкретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная историческая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его революционного мировоззрения и роста дарования. Усиливалась политическая острота его произведений.
Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабристские по своему содержанию. Думы, особенно ранние, весьма несовершенное осуществление принципов гражданского романтизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.
В «Наливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.
Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобождается от метафоричности, синтаксис становится более сжатым, уменьшается число славянизмов, чаще встречаются местные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Сусанина». Но гораздо благосклоннее воспринял он «Войнаровского».
«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несравненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бестужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психологического романтизма (Веневитинов, Баратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осознание причин общественной пассивности большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую, я знаю,
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельности, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда отмечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).
Умер - , Петербурге.
Рылеев Кондратий Федорович, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, оставил удивительный след в русской истории и литературе. Он был близко знаком с А.С.Пушкиным и А.С.Грибоедовым, но их отношения основывались на общих литературных интересах. Гораздо более прочные товарищеские узы связывали Рылеева с республиканцами М. П. Бестужевым-Рюминым и другими. Со школьной скамьи мы знаем, что эти люди - декабристы, и пятеро из них отдали жизнь в борьбе с самодержавием. Но что именно сформировало Кондратия Рылеева как личность, какие пути привели его в застенки Петропавловской крепости, а затем - на эшафот?
Детство и юность
Краткая биография Рылеева гласит, что родился он в сентябре 1795 года, и был казнен в июле 1826-го. Из этого можно сделать вывод, что умер он совсем молодым - ему было всего лишь тридцать лет. Но за столь короткий промежуток времени литератор и много успел написать, а еще больше сделать. Детские годы Кондратий провел в имении своего отца - мелкого помещика - в селе Батово под Петербургом. Тот избрал для сына военную карьеру, и уже шести лет отроду мальчик был отправлен на учение в столицу, в Первый кадетский корпус.
Краткая биография Рылеева будет неполной без описания следующего этапа в жизни революционера, поскольку он очень важный, хотя на первый взгляд таковым и не кажется. В 1814 году новоиспеченный артиллерийский офицер отбывает во Францию вслед за российской армией, громящей Наполеона Бонапарта. Жизнь в «побежденной» стране оказала на Рылеева неизгладимое впечатление. Если бы он жил в XXI веке, можно было бы сказать, что он стал поклонником идеи «евроинтеграции», но так как началось только XIX столетие, Ралееву не оставалось ничего другого как стать республиканцем. Поначалу он занимал умеренную позицию и отстаивал но Реставрация заставила его сменить взгляды на более радикальные.
Возвращение в Россию
Вернувшись на родину, Рылеев еще недолгое время служил в армии. Он вышел в отставку в 1818-м, а через два года женился по пылкой и страстной любви на дочери воронежского помещика Тевяшева, Наталье Михайловне. Краткая биография Рылеева гласит, что у пары было двое детей: сын, умерший во младенчестве, и дочь. Чтобы прокормить семью, Кондратий Федорович устраивается на должность заседателя Петербургской уголовной палаты. В 1820 году увидело свет и первое произведение Рылеева-литератора - сатирическая ода «К временщику», где автор обрушивался на нравы «аракчеевщины».
Литературная и общественная деятельность
В 1823 году Рылеев вступил в "Северное общество", а также вместе с Бестужевым стал выпускать альманах "Полярная звезда". Совместно с Грибоедовым состоял членом литературного кружка с уклоном в вольнодумие, имеющего название "Ученая республика". Пробовал он себя и в качестве переводчика с польского, благодаря чему в России вышли «Думы» Глинского. Краткая биография Рылеева к главным произведениям литератора причисляет, такие как «Иван Сусанин», «Смерть Ермака», а также поэмы «Наливайко» и «Войнаровский». Но больше всего его прославила общественная деятельность. Мозгом и двигателем Северного общества декабристов был именно К.Ф.Рылеев. Краткая биография указывает, что поскольку он был штатским, то не стоял в революционном каре на Сенной площади. Рылеев только пришел туда, но одного этого факта было достаточно, чтобы заслужить смертный приговор. Он был одним из тех трех повешенных, под которыми оборвалась веревка, но вопреки обычаю, приговор все же был приведен в исполнение.
В биографии Рылеева присутствует немало тяжелых моментов, которые, вероятно, и закалили дух будущего революционера. Кондратий Федорович появился на свет 18 сентября (29 по новому стилю) 1795 г. в семье бывшего армейского офицера, который славился своим транжирством и даже проиграл два имения в карты. Желая вымуштровать сына, он отдал его на обучение в кадетский корпус в Петербурге, где Рылеев проучился с 1801 по 1814 годы, а после участвовал в военных походах за пределами России. Еще во время учебы Кондратий обнаружил в себе тягу к стихосложению.
Революционная деятельность
Выйдя в отставку в 1818 году, он принял решение целиком посвятить себя творчеству. Так, 1820 год стал для него счастливым не только благодаря женитьбе на Наталье Тевяшевой, но и потому, что тогда была написана его знаменитая ода “ К временщику”. Родители его жены были состоятельные украинские помещики, однако приняли зятя, несмотря на его незавидное положение.
В 1821 году Рылеев поступил на государственную службу в уголовную палату Петербурга, а в 1824 году перешел в Российско-американскую компанию на должность правителя канцелярии.
Став активным членом “Вольного общества любителей российской словесности”, Рылеев два года (1823-24 гг.) занимался изданием журнала “Полярная звезда” вместе с Александром Бестужевым.
В это же время он стал членом Северного декабристского общества, под влиянием которого его политические взгляды поменялись с конституционно-монархических на республиканские. Впоследствии он возглавил своих товарищей. Незадолго до восстания он, в качестве секунданта, участвовал в дуэли, результатом которой стала смерть дуэлянтов. Несмотря на столь зловещий знак судьбы, Рылеев все же остался неколебим в своем решении выйти на Сенатскую площадь.
Восстание декабристов и казнь
Краткая биография Рылеева Кондратия Федоровича свидетельствует, что п осле подавления восстания закономерно последовал арест всех причастных к нему лиц. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало. Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П.Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С.Муравьева-Апостола и П.Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года. Причем Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.
Точное место его погребения не установлено.
Другие варианты биографии
- Имя свое он получил случайно: по совету служителя церкви мальчика назвали именем первого попавшегося на пути человека, который был отставным военным. Он же стал крестным отцом ребенка. Кондратий был единственным из пяти рожденных в семье детей, который не умер в младенчестве.
- По семейному преданию, в детстве Кондратий Федорович тяжело заболел, и ангел, тронутый молитвой матери, помог мальчику выздороветь, однако предрек ему трагическую судьбу и смерть в молодости.
- С детства Рылеев любил книги – прочитал все, что мог, в кадетской библиотеке и многие брал у товарищей. Отец-мот не покупал книг ему самому, считая это глупой тратой денег.
- Первую свою оду пламенный патриот написал на смерть Кутузова – это было в 1813 году.
- У Кондратия Рылеева был единственный ребенок – сын, который умер в возрасте одного года.
- Поэт мог бы прожить долгие годы – после женитьбы родители супруги предлагали ему переехать в Украину. Однако юноша хотел посвятить молодость служению Родине и вместо этого отправился в Петербург, где стал не только главой Северного общества, но и одним из главных устроителей общего восстания.
Рылеев Кондратий Фёдорович (1795- 1826), поэт-декабрист.
Родился 29 сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 г. отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в январе 1814 г. артиллерийским офицером, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. и в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика.
В 1819 г. Рылеев переехал в Петербург, где сблизился с просвещённым столичным кругом и стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В 1821 г. он поступил на службу в палату уголовного суда и вскоре снискал репутацию неподкупного человека. В 1824 г. перешёл в канцелярию Российско-Американской компании.
В Петербурге Рылеев начал литературную деятельность публикуя в журналах свои статьи и стихи. Известность ему принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева.
В 1821-1823 гг. Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823-1825 гг. издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я - не поэт, я - гражданин». В 1823 г. Рылеев был принят в тайное Северное общество, причём сразу причислен к разряду «убеждённых»; с конца 1824 г. входил в состав директории этой организации и фактически возглавлял её.
По взглядам он был республиканцем, вопрос о судьбе императорской семьи предлагал решить компромиссно - вывезти её за рубеж.
Участие в заговоре сочетал с бурной столичной жизнью: в 1824 г., защищая честь сестры, был ранен на дуэли, в 1825 г. в другой дуэли участвовал как секундант. Накануне восстания 14 декабря 1825 г. квартира заболевшего ангиной Рылеева на Мойке стала штабом мятежников; в день восстания он вышел на Сенатскую площадь, но, будучи штатским, не смог повлиять на его ход. Той же ночью Рылеева арестовали и поместили в Алексеевский равелин, где он продолжал писать стихи, накалывая буквы иглой на кленовых листьях.
В числе пяти наиболее активных заговорщиков Рылеева приговорили к смертной казни; после неудачной первой попытки был повешен вторично 25 июля 1826 г. в Петербурге.