Перепутье мне явился. Интеллигентская штучка

«Пророк» Александр Пушкин

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.

Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями. Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии . Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений. В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды , что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества. Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом. Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.

Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом. И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей». Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи. Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.

Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью , посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

В1. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»?

В2. Какая тема является ведущей в стихотворении?

В3. Как называется художественно-выразительное средст во, использованное поэтом в строке: «Отверзлись вещие зени цы, / Как у испуганной орлицы...»?

В4. Какое слово, использованное в первой строфе, харак теризует положение лирического героя?

В5. В строке «И гад морских подводный ход...» использо вано повторение однородных согласных звуков, передающее движение морских обитателей. Назовите это фонетическое средство.

В6. Назовите контекстуальные синонимы, характеризую щие лирического героя и использованные в финальной строфе стихотворения.

В7. Укажите название лексического средства, использо ванного в следующих словосочетаниях: «десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».

С1. Как лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» воспринимает голос Бога? Почему?

    Стих небольшой,простой для запоминания. Один из известнейших стихотворений А.Пушкина. Смысл стихотворения — тяжелое бремя поэта, каково быть поэтом и что значит «словом жечь сердца».

    Данила

    Одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Фраза «Глаголом жги сердца людей» давно стала крылатой!

    Светлана

    Автобиографическое стихотворение. Пушкин не сочинял стихи — он лишь записывал то, что падало на него «сверху». Увы, дар творить лучшие культурные творения дается не всем.

    Илья Прохоров

    Еще в школьные времена учил наизусть, ностальгия. Пушкин отлично подходит для заучивания. Стихотворение очень популярное, глубокое и осмысленное.

    Anton Nikitin

    Только последняя строка запомнилась и всё:(

    Вика

    легко учится,час и все)

    Максим Лузин

    Целый час! «Море» Жуковского вообще без рифмы, но учится за 30 минут.

    Настя Хвостова

    Учится очень легко, главное правильно ударение в словах ставить. Я за 15 минут выучила.))

    Ирина К.

    Последняя строка чего стоит…

    Вадим

    Выучить его можно быстро,но понимание придёт с годами.

    Валентина

    я скачала запись звуковую «пророк» и все телефон наушники запись пятерка)

    Татьяна Котельникова

    духовной жаждою томим
    в пустыне мрачной я влачился
    рассматривая и изучая первые строки произведения мы видим что поэт заявляет о душевном поиске который по его ощущениям напоминает о мрачной пустыне в которой нет влаги, однообразный пейзаж и жгучее солнце… Довольно простое и банальное противопоставление в наши дни часто используются — дожди.
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Появилось действие — явление Серафима. Становится понятно направление духовных поисков — религиозное. Человек глубоко погружён в религию и её особенности.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он,
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Далее идёт процесс превращения простого человека в пророка.
    В принципе это и есть суть стихотворения: некая переработка человеческих органов в новые глубоко моральные духовные инструменты. Согласно религиозным воззрениям Серафим не касается всех органов подряд. Действует он избирательно: глаза, уши, рот, сердце. Заметьте, что Серафим не трогает руки или ноги, не отрывает допустим голову целиком или половые органы — в этом есть определённый религиозный смысл раскрывать который в данном случае не буду. Общая картина этого Акта говорит о безысходности самого человека и всемогуществе господа. Духовные муки приводят человека лишь к тому что над ним совершают Акт а не к тому чтобы человек сам что-то переосмыслил. Вторжение некоей небесной силы является здесь единственным способом утоления духовной жажды.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.»
    В заключении интересно отметить напутствие Бога — глаголом жги сердца людей. После Акта трасформации Бог выбирает путь для просветления остальных людей через разговоры. Создав некую биомашину он программирует её на воздействие при помощи разговора — слова. Бог показывает что подобными делами с трасформацией он не будет заниматься выстроив людей в длинную очередь. Показана избирательность и далее форма дальнейшего воздействия. Глазами программиста — похоже на создание некоего процессора который будет исправлять ошибки в программах по умолчанию. Опять же всё построено на иерархичности. Варианты самонахождения духовных поисков исключены.
    Общие выводы: Стихотворение глубоко религиозно подчёркивает ничтожность самопознания. Индивидуальность присутствует только у Бога. Показан лидер и толпа. Думаю что Пушкин этим стихотворениям хотел высмеять монархический общегосударственный строй.

    Марина Иванкина

    Если бы человек не был томим духовной жаждой, он бы и не был удостоен такого пути. Духовная жажда и есть духовные поиски. Также очень сомнительны выводы насчёт невозможности самопознания и переосмысления. Тем более, что Пушкин, скорее всего, так не считал. Подкреплю цитатой из другого стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны,/
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,/
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,/
    Сложили множество божественных молитв…» Заметьте, они сами сложили молитвы, чтобы возлетать в области заочны. Активное участие человеческого духа здесь утверждается. А при чём тут государственный строй — вообще в толк не возьму.

    Георгий Петренко

    Георгий, как понять отцы пустынники? И при чём здесь непорочность жён? Это звучит в настоящее время так: Чтобы укрепить веру надо Активно фантазировать и тогда будет легко на сердце… Это в чистом виде — религиозное воззвание… А человеческий дух укрепляется не фантазиями а дисциплиной.

    Марина Иванкина

    Георгий, а чем молитва отличается от фантазии? И чем тогда подобный набор звуков-слов и всякой тарабарщины будет отличаться от завываний шамана племени Тумба юмба перед тем как съесть своего соплеменника? И это всё заметьте — поиск духовных истин.. Утоление жады…. Но результат всего этого — самоуспокоение. Поиск оправдания своей тухлой натуре. Если же вы наверняка утверждаете что подобные молитвы помогают добиться концентрации и дисциплины — может быть вы и людей назовёте которые смогли добиться небывалых результатов в управлении своим физическим и энергетическим телом.

    Марина Иванкина

    Однако, на вопрос вы отвечаете не ответом, а утверждением противоположности понимания из чего следует понимать ваше не желание отвечать. Также как и многие люди верующие в бога вы занимаете позицию: Бог есть, потому что я в него верю и другие верят…. Это всё. Аргументы подобных людей не интересуют. Про усопших и их нетленные мощи — махнём шире — читайте Кастанеду там вообще нет смерти, утверждается что есть живые древние маги изменившие своё энергетическое тело до формы существ. Многие великие — вы правы. Фёдор Михайлович Достоевский например который играл в карты и был жутким тираном. Пётр Ильич Чайковский — возможно педофил. Таких примеров масса и они указывают что религия не способна остановить глубокие человеческие пороки. Вот вам пример тухлой натуры. Я бы не ставила в один ряд молитвы и медитацию — это раз. Во вторых — вера в бога не плохое занятие само по себе но со временем утратившее свой сдерживающий фактор. И по одному закону божию уже давно не прожить в нашем жестоком мире.

    Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Пророк»

    «Пророк» считается шедевром пушкинской
    духовной лирики.
    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился.
    Метафорой «пустыня мрачная» поэт точно определил свое восприятие
    земной жизни, но духовная жажда - это предчувствие Иного
    знания. Духовная жажда вызвала посланника Божьего. Смысл его
    появления - в духовном преображении поэта:
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Перстами, легкими как сон,
    Моих зениц коснулся он,
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Поэт говорит о том действии, которое производит серафим для
    пробуждения духовного зрения, духовного слуха. Перед нами вертикальная
    картина мироздания: от горнего (высшего) до дольнего
    (низшего), от ангелов до немой природы (лозы). Весь мир открылся
    перед поэтом, все мироздание целиком. Поэт-пророк все видит
    и все слышит:
    Моих ушей коснулся он, -
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Есть особое состояние, при котором, образно говоря, слышно,
    как «в поле трава растет». - «Дольней лозы прозябанье» похоже на него.
    Но это еще не все, недостаточно иметь иное знание, нужно что-то еще:
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный, и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замерзшие мои
    Вложил десницею кровавой.
    Да, речь поэта не должна быть празднословной и лукавой, поэт
    выбирает очень точный символ для обозначения качества языка поэта:
    «жало мудрыя змеи» как символ мудрости. «Будьте мудры, как
    змии...» (такие слова Христа есть в Евангелии от Матфея).
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул
    262
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Внутреннее знание дается не просто, человек должен заслужить
    его, выстрадать. Страдание очищает, дает другой взгляд на мир. «И само
    пылающее сердце вряд ли когда-нибудь даст покой своему обладателю».
    Исследователи отмечали, что Пушкин заимствовал сюжет «Пророка
    » из Ветхого Завета, из книги пророка Исайи. Вот это место:
    «И тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий
    угль, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст
    моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено
    от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего:
    кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли
    меня (Исайя, 6, 6-8)». Нельзя сказать, что Пушкин полностью
    использовал этот эпизод, точнее, он взял всего одну деталь, но дал ей
    в своем стихотворении совсем другое звучание.
    «Пророк» - это модель измененного сознания, в котором открывается
    высшее предназначение творческой личности. Но узреть
    пророческое служение - это еще не все; сколько людей, испытав подобный
    опыт, прославляли свою гордыню, а Пушкин находит очень
    точный образ, чтобы передать свое смирение перед Высшим знанием:
    Как труп в пустыне я лежал...
    Только глас Бога превращает человека в истинного творца, пророка,
    избранного для служения людям самим Вседержителем:
    И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Здесь Пушкин использует старославянизмы (восстань, виждь,
    внемли), попробуем заменить их синонимами (вставай, пророк, смотри
    и слушай) - разница огромная. Высокие слова, использованные поэтом,
    должны были подчеркнуть, утвердить идею пророческого служения
    поэта. «Исполнись волею моей», - услышал Пушкин глас свыше
    и оставил как завет всей русской литературе: «Веленью Божьему,
    о муза, будь послушна».
    (По М.М. Дунаеву.)
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...