Палехская миниатюра. Народный промысел в посёлке Палех

Публикации раздела Традиции

От иконы - к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы - сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров . «Палех - село-академия народная», - говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты . В основе палехского стиля - традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом - символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре - не просто техника письма. В христианской символике именно свет - прообраз божественной благодати.

Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.com

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ru

Палех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru

Иконописные корни палехской росписи . В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля , Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре .

Новое время, новые образы, новый промысел . После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских . Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок , жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами .

«Артель древней живописи» . Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький , который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИ

Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИ

Иван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ

Таланты и поклонники . Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов , Николай Лесков , Антон Чехов . В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте . Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее . Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла . Славилась артель своими династиями . Секреты мастерства - дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий - Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов - художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука - Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.narod.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Мировое признание . Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук . В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен . Так уж сложилось, что Палех - все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы . Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе , Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны . Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» - как называли Палех.

Сокровища русского искусства.

Палех. Палехская лаковая миниатюра.


стория Палеха уходит в глубокую древность.В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


1693 году в Палехе была построена и освещена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста, в 1696 году был освящен придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 году - во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства прихожан Егором Дубовым был построен ныне действующий Крестовоздвиженский каменный храм.В конце XIX века Палех был небольшим селом. Население, в основном, занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой,выделыванием овчины. По провославным праздникам здесь устраивались богатые ярмарки.


Баканов И.М. "Село Палех"
1934, шкатулка

Палех - название угро-финского происхождения.Результаты археологических раскопок бескурганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен.Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо - восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, лух, Люлех.


охранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех:
"…Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар…от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились - и с тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то - Палихой, И село стали Палехом называть".
Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

The Masquerade

Сказочный мир вымысла, поэзии - искусство миниатюры нового Палеха. Его история как искусства декоративного начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию растеклись в разные концы страны. Одни стали малярами, другие - декораторами клубных сцен, многие обратились к земледелию и мелкому промыслу: расписывали деревянную посуду, игрушки. Чаще всего роспись представляла собой грубые копии лубка, крестьянских прялок или образцов, взятых из альбома "Орнамент всех стран и народов".

В 1923 г. по инициативе А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается несколько опытов росписи деревянных изделий с использованием иконописных традиций. Сохранились шкатулки и тарелки на темы русских песен художников И.В. Маркичева, И.М.Баканова и "Пастушок" А.В.Котухина. В эти же годы в Москве, в бывшей иконописной мастерской палешанина А.А.Глазунова, велись аналогичные поиски. Но работавший там мастер, в будущем известный художник И.И. Голиков, выбрал для применения иконописной техники папье-маше.

Опыты И.И. Голикова поддержал московский Кустарный музей; первые произведения с подписью А.А. Глазунова были показаны в 1923 году на выставке Государственной Академии художественных наук, где они получили диплом 1-ой степени. Вскоре у Глазунова, кроме Голикова стали работать и другие палехские иконописцы - И.П.Вакуров и А.В.Котухин. Затем Котухин поехал в Палех, где с лета 1923 г. вместе сним уже работали на папье-маше лучшие старейшие мастера - И.М.Баканов и И.В.Маркичев.

Для показа на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1923 году палехские мастера И.М.Баканов, И.И.Голиков ("Игра в шашки", "Деревенская гулянка", "Петухи"), А.В.Котухин и И.В.Маркичев выполнили заказы Кустарного музея Всесоюзного совета народного хозяйства произведения, за которые также получили диплом 1-ой степени. В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Пришел успех. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы. Художники отказались покинуть Родину.

5 декабря 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи". Первоначально в нее вошли семь человек: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились Д. Н. Буторин, А.И. Ватагин и другие. И уже в 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

Март 1935 г. - "Артель" преобразована в "Товарищество художников Палеха" Председатель до 1938 г. - А.И.Зубков.

1940 г. - "Товарищество" закрыто.

1943 г. - восстановлено.

1954 г. - "Товарищество" преобразовано в Художественно- производственные мастерские (ПХПМ). Директор - А.Г.Баканов.

1954 г. - создание Палехского отделения Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно -производственные мастерские были закрыты.


The Couple


"Rapunzel"


"August"


"On The Volga River"


"Twelve Months"


"The Autumn Nocturne"


"The Golden Hair Lady


"Cinderella"


"Cinderella"




"Ruslan & Ludmila"



"Warm Summer"


"Boldino Autumn (A.Puskin)"


"Happy Childhood"



"Autumn. The Holiday of The Last Sheaf"





"The Scarlet Flower"

В 1935 году "Артель древней живописи" была преобразована в "Товарищество художников Палеха", председателем которой до 1938 года был А.И.Зубков.

В 1940 году "Товарищество" было закрыто и восстановлено в 1943 году.

В 1954 году "Товарищество художников Палеха" преобразовано в Художественно - производственные мастерские во главе с А.Г.Бакановым.

В 1954 году создано Палехское отделение Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские прекратили свое существование.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации:

  • АО "Товарищество Палех",
    председатель правления С.И.Каманин,
  • Кооператив "Объединение художников Палеха",
    председатель правления А.В.Дудоров,
  • Малое предприятие "Мастера Палеха",
    директор М.Р.Белоусов,
  • МП."Традиции Палеха",
  • АОЗТ "Палех"
    директор А.М.Зубков,
  • творческая мастерская Б.Н.Кукулиева "Палешане"

"Fairy-Tale About Tsar Gvidon"




"The Scarlet Flower


"The Miracles Come To Those With Pure Souls"


"Sadko \& The Tsar of The Sea"


"The Winter Spring"





"The Snow Quenn"


"The Spring & The SnowMaiden"


"Under The Apple Tree"





"Tsar Of The Sea"


"Winter Time"




"The Frog Princess"






"Morozko"

"Ruslan & Ludmila"



"Russian Hunting"


"The Greek Tales"


"Meeting of Two Worlds. Aelita (after Belov)"


"Skiing in the Winter Forest"


"After The Work"


"The War Time"


"Ivan Tsarevitch & The Fire-Bird"


"Winter Troika"


"Battle With Swedish Knights"


"Bella (by Lermontov)"


"Alenushka"


"Morozko"


"Near The Bank Of The River"

"The SnowMaiden"


"The Red Hat Fairy-tale"



Палех - маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.


На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.


Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.


Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил "знаменщик", одежды и палаты писал "доличник", а лица - "личник". Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.


Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.


А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.


А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.



Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.





По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.




Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись - красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.



И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.


Каждый из мастеров-миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.

Шкатулкой или ларцом принято называть небольшую коробку или ящичек, которые чаще всего имеют форму прямоугольного параллелепипеда. В них удобно хранить драгоценности, деньги, бумаги и другие мелкие ценные предметы. Считается, что шкатулки появились очень давно и происходят от сундуков, в которых хранили одежду. В царской России в середине XVIII века стал особо популярен такой народный промысел, как лаковая миниатюра.

Шкатулки, выполненные в этой технике умельцами из Ивановского поселка Палех, являются прекрасным примером мастерства и самобытности русского народа.

Историческая справка

История палехской миниатюры как народного художественного промысла тесно связана с иконописью. Мастера, искусно пишущие иконы, в XVIII веке жили в поселке Палех, который в то время относился к Вязниковскому уезду Владимирской губернии. Наряду с иконописанием местные умельцы принимали участие в росписи и реставрации Грановитой палаты Кремля и церквей, находящихся в Троице-Сергиевой лавре и на территории Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года продолжать заниматься иконописью стало невозможно, поэтому через год была создана Палехская художественная декоративная артель. Художники, вошедшие в нее, стали заниматься росписью по дереву. Основоположниками палехской миниатюры принято считать Ивана Голикова и Александра Глазунова. Мастера освоили новый материал – папье-маше, в основе которого находится масса, полученная из смешения бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 г. палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, где получили диплом II степени.

В декабре 1924 г. семеро мастеров из Палеха основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения в 1925 г. были отправлены на Всемирную выставку в Париже. В 1932 г. был образован Союз художников Палеха, а в 1935 г. артель преобразовалась в Товарищество художников Палеха. В 1954 г. возникли Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время обучиться искусству данной миниатюры можно за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.

Технология изготовления

Как уже отмечалось ранее, шкатулки в традициях лаковой миниатюры имели основу из папье-маше. Заготовка из картона спрессовывается, а затем сушится несколько дней. Далее ее нужно в течение суток пропитать льняным маслом и высушить в горячей печи 2 дня. Затем полуфабрикат обрабатывается с помощью наждачной щетки, шлифуется и на нем крепится необходимая фурнитура. В конце данного этапа шкатулку грунтуют особым составом, покрывают черным лаком в несколько слоев и 7 слоями светлого лака, тщательно просушивая в печи каждый слой.

Роспись имеет строгую последовательность в нанесении темперы. Темперные краски использовались с древнейших времен, художники изготавливали их из сухих порошковых пигментов, связующим веществом в которых служили эмульсии: натуральные (куриный желток) и искусственные (масла в водном растворе клея). Мастерству работы с темперой нужно обучаться несколько лет, только тогда можно достигнуть идеальной плавности линий, точности и четкости миниатюрных силуэтов.

На начальном этапе росписи мастера выкрашивают композицию белилами, акцентируя темные и светлые места. Затем наносят краски, необходимые для росписи шкатулки. Умельцы кропотливо прорисовывают беличьими костями ручной работы контуры всех элементов, подчеркивая цветом каждую деталь и часто используя при этом увеличительное стекло. В финале росписи наносят золото (лист золота измельчается и смешивается с клеем), оно придает рисунку теплоту и яркость, создается ощущение, что изображение светится изнутри.

Отделка золотом заимствована палехскими мастерами из иконописи, где золото является символом божественного света.

На последнем этапе изготовления шкатулку покрывают масляным лаком и полируют. Полировка происходит нанесением нескольких лаковых слоев, которые хорошо просушиваются при заданной температуре определенное время. Затем поверхность выравнивается с помощью стекла и пемзы, а потом полируется на специальном движущемся круге, который обтянут бархатом.

Своеобразие стиля

Фоном для рисунков на палехских шкатулках выступает черный цвет – он является символом тьмы, из которой рождаются жизнь и краски, придает глубину всей композиции. Внутри изделие всегда красного оттенка. Для палехской росписи характерны также яркие темперные краски и роспись золотом. Изящно прорисованные удлиненные фигуры являются отголоском иконописных традиций. Героями выступают персонажи сказок и былин, а также классических произведений и песен. Шкатулки имеют свои названия, например, «Тройка», «Поход Ермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».

Как отличить оригинал от подделки?

Расписные шкатулки из Палеха являются прекрасным украшением интерьера и уникальным подарком. Но чтобы не приобрести подделку, при покупке следует обращать внимание на следующие детали.

  • Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
  • Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
  • Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
  • Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
  • На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
  • Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
  • Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.

Палехские расписные шкатулки – это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Шкатулки, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью самобытной русской культуры.

Все о шкатулках Палех смотрите в видео.

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

Палехский иконописный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное - всю композицию, кроме ликов - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых.

После революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 году они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома второй степени.

Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой Федоскинской миниатюры. При поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...