Отражение света. Закон отражения света

Все, что мы видим в окружающем пространстве, либо излучает свет, либо его отражает.

Излученный цвет

– это свет, испускаемый активным источником. Примерами таких источников могут служить солнце, лампочка или экран монитора. В основе их действия обычно лежит нагревание металлических тел либо химические или термоядерные реакции. Цвет любого излучателя зависит от спектрального состава излучения. Если источник излучает световые волны во всем видимом диапазоне, то его цвет будет восприниматься нашим глазом как белый. Преобладание в его спектральном составе длин волн определенного диапазона (например, 400 – 450 нм) даст нам ощущение доминирующего в нем цвета (в данном случае сине-фиолетового). И наконец, присутствие в излучаемом свете световых компонент из разных областей видимого спектра (например, красной и зеленой) дает восприятие нами результирующего цвета (в данном случае желтого). Но при этом в любом случае попадающий в наш глаз излучаемый цвет сохраняет в себе все цвета, из которых он был создан.

Отраженный свет

возникает при отражении некоторым предметом (вернее, его поверхностью) световых волн, падающих на него от источника света. Механизм отражения цвета зависит от цветового типа поверхности, которые можно условно разделить на две группы:

· ахроматические;

· хроматические.

Первую группу составляют ахроматические (иначе бесцветные) цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого) (рис. 4). Их часто называют нейтральными. В предельном случае такие поверхности либо отражают все падающие на них лучи, ничего не поглощая (идеально белая поверхность), либо полностью лучи поглощают, ничего не отражая (идеальная черная поверхность). Все остальные варианты (серые поверхности) равномерно поглощают световые волны разной длины. Отраженный от них цвет не меняет своего спектрального состава, изменяется только его интенсивность.

Вторую группу образуют поверхности, окрашенные в хроматические цвета, которые по-разному отражают свет с разной длиной волны. Так, если вы осветите белым цветом листок зеленой бумаги, то бумага будет выглядеть зеленой, потому что ее поверхность поглощает все световые волны, кроме зеленой составляющей белого цвета. Что же произойдет, если осветить зеленую бумагу красным или синим цветом? Бумага будет восприниматься черной, потому что падающие на нее красный и синий цвета она не отражает. Если же осветить зеленый предмет зеленым светом, это позволит выделить его на фоне окружающих его предметов другого цвета.

Процесс отражения света сопровождается не только связанным с ним процессом поглощения в приповерхностном слое. При наличии полупрозрачных предметов часть падающего света проходит через них (см. рис. 4). На этом свойстве основано действие фильтров фотоаппаратов, вырезающих из области видимого спектра нужный цветовой диапазон (иначе – отсекающих нежелательный цветовой спектр).

Рис. 4 Механизмы отражения поверхностями: а – зеленой, б – желтой в-белой, г – черной поверхностями

Чтобы лучше понять этот эффект, прижмите к поверхности лампочки пластину цветного оргстекла. В результате наш глаз «увидит» цвет, непоглощенный пластиком.

Каждый объект имеет спектральные характеристики отражения и пропускания. Эти характеристики определяют, как объект отражает и пропускает свет с определенными длинами волн (рис. 5).

Спектральная кривая отражения

определяется путем измерения отраженного света при освещении объекта стандартным источником.


Структура компетентности в общении. Принципы СПТ
В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий; как оринтерованность в общении, основанная на знаниях и ч...

Теории лидерства.
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека: · поведенческий, · ситуационный подходы. ...

Пути разрешения конфликтов.
Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Имеется три типа установок или подходов к урегулированию конфликта: - одна из сторон (или все стороны) стремится одержать победу (односторонние действия); - участник (участники) конфликта игнорирует его наличие и бездействует (односторонние действия); - с помощью третьей стороны или...

Свет распространяется прямолинейно только в однородной среде. Если свет подходит к границе раздела двух сред, он изменяет направление распространения.

Кроме того, часть света возвращается в первую среду. Это явление называется отражением света . Луч света, идущий к границе раздела сред в первой среде (рис. 16.5), называется падающим (а) . Луч. остающийся в первой среде после взаимодействия на границе раздела сред, называется отраженным (b) .  

Угол \(\alpha\) между падающим лучом и перпендикуляром, восставленным к отражающей поверхности в точке падения луча, называется углом падения .

Угол \(\gamma\) между отраженным лучом и тем же перпендикуляром называется углом отражения .

Еще в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом опытным путем были открыты законы отражения. В современных условиях проверку этого закона можно провести с помощью оптической шайбы (рис. 16.6), состоящей из диска, по окружности которого нанесены деления, и из источника света, который можно перемещать по краю диска. В центре диска закрепляют отражающую поверхность (плоское зеркало). Направляя свет на отражающую поверхность, измеряют углы падения и углы отражения.

Законы отражения:

1.Лучи падающий, отраженный и перпендикуляр, восставленный к границе двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

2.Угол отражения равен углу падения:

\(~\alpha=\gamma\)

Законы отражения можно вывести теоретически, пользуясь принципом Ферма.

Пусть на зеркальную поверхность падает свет из точки А. В точке А 1 собираются лучи, отраженные от зеркала (рис. 16.7). Предположим, что свет может распространяться двумя путями, отражаясь от точек О и О". Время, которое потребуется свету, чтобы пройти путь АОА 1 , можно найти по формуле \(t=\frac{AO}{\upsilon}+\frac{AO_1}{\upsilon}\), где \(~\upsilon\) - скорость распространения света.

Кратчайшее расстояние от точки А до зеркальной поверхности обозначим через l, а от точки А 1 - через i 1 .

Из рисунка 16.7 найдем

\(AO=\sqrt{l^2+x^2}\); \(OA_1=\sqrt{(L-x)^2+l_1^2}\).

\(t=\frac{\sqrt{l^2+x^2}+\sqrt{(L-x)^2+l_1^2}}{\upsilon}\)

Найдем производную

\(t"_x=\frac{1}{\upsilon}\Bigr(\frac{2x}{2\sqrt{l^2+x^2}}+\frac{2(L-x)(-1)}{2\sqrt{(L-x)^2+l_1^2}}\Bigl)=\frac{1}{\upsilon}\Bigr(\frac{x}{\sqrt{l^2+x^2}}-\frac{L-x}{\sqrt{(L-x)^2+l_1^2}}\Bigl) =\frac{1}{\upsilon}\Bigr(\frac{x}{AO}-\frac{L-x}{OA_1}\Bigl) \).

Из рисунка видим, что \(\frac{x}{AO}=\sin \alpha\); \(\frac{L-x}{OA_1}=\sin \gamma\).

Следовательно, \(t"_x=\frac{1}{\upsilon}(\sin \alpha-\sin \gamma)\).

Для того чтобы время t было минимально, производная должна быть равна нулю. Таким образом, \(\frac{1}{\upsilon}(\sin \alpha-\sin \gamma)=0\). Отсюда \(~\sin \alpha = \sin \gamma\), а так как углы \(~\alpha\) и \(~\gamma\) - острые, то отсюда следует равенство углов\[~\gamma=\alpha\].

Мы получили соотношение, выражающее второй закон отражения. Из принципа Ферма вытекает и первый закон отражения: отраженный луч лежит в плоскости, проходящей через падающий луч и нормаль к отражающей поверхности, так как если бы эти лучи лежали в разных плоскостях, то путь AOA 1 не был бы минимальным.

Падающий и отраженный лучи обратимы, т.е. если падающий луч направить по пути отраженного луча, то отраженный луч пойдет по пути падающего - закон обратимости световых лучей.

В зависимости от свойств границы раздела сред отражение света может быть зеркальным и диффузным (рассеянным).

Зеркальным называется отражение, при котором падающий на плоскую поверхность (рис. 16.8) параллельный пучок лучей после отражения остается параллельным.

Шероховатая поверхность отражает параллельный падающий на нее пучок света по всевозможным направлениям (рис. 16.9). Такое отражение света называют диффузным .

Соответственно различают зеркальные и матовые поверхности.

Следует отметить, что это относительные понятия. Поверхностей, отражающих только зеркально, не существует. В большинстве случаев имеется лишь максимум отражения в направлении угла зеркального отражения. Этим объясняется то, что мы видим зеркало и другие зеркально отражающие поверхности со всех сторон, а не только в одном направлении, в котором они отражают свет.

Одна и та же поверхность может быть зеркальной и матовой в зависимости от длины волны падающего света.

Если граница имеет вид поверхности, размеры d неровностей которой меньше длины волны света \(\lambda\), то отражение будет зеркальным (поверхность капли ртути, отполированная металлическая поверхность и т.д.), если \(d \gg \lambda\), отражение будет диффузным. Чем лучше обработана поверхность, тем большая доля падающего света отражается в направлении угла зеркального отражения, а меньшая - рассеивается.

Рассеянный свет возникает вследствие мелких дефектов полировки, царапин, мельчайших пылинок, имеющих величину порядка нескольких микронов.

Поверхность, которая равномерно рассеивает падающий свет во все стороны, называют абсолютно матовой . Абсолютно матовых поверхностей также не существует. К абсолютно матовым поверхностям близки поверхности неглазурованного фарфора, чертежной бумаги, снега.

Даже для одного и того же излучения матовая поверхность может стать зеркальной, если увеличить угол падения. Диффузно отражающие поверхности могут отличаться и по величине коэффициента отражения \(\rho=\frac{W_{OTP}}{W} \), показывающего, какую часть энергии W падающего на поверхность светового пучка составляет энергия W отр отраженного светового пучка.

Белая бумага для рисования имеет коэффициент отражения, равный 0,7-0,8. Очень высокий коэффициент отражения для поверхностей, покрытых окисью магния, - 0,95 и очень малый для черного бархата - 0,01-0,002.

Заметим, что зависимость отражения и поглощения от частоты колебаний чаще всего имеет избирательный характер.

Литература

Аксенович Л. А. Физика в средней школе: Теория. Задания. Тесты: Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования / Л. А. Аксенович, Н.Н.Ракина, К. С. Фарино; Под ред. К. С. Фарино. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. - С. 457-460.

Когда световой луч падает на границу раздела двух сред, происходит отражение света: луч изменяет направление своего хода и возвращается в исходную среду.

На рис. 4.2 изображены падающий луч AO, отражённый луч OB, а также перпендикуляр OC, проведённый к отражающей поверхности KL в точке падения O.

Рис. 4.2. Закон отражения

Угол AOC называется углом падения. Обратите внимание и запомните: угол падения отсчитывается от перпендикуляра к отражающей поверхности, а не от самой поверхности! Точно так же угол отражения это угол BOC, образованный отражённым лучом и перпендикуляром к поверхности.

4.2.1 Закон отражения

Сейчас мы сформулируем один из самых древних законов физики. Он был известен грекам ещё в античности!

Закон отражения.

1) Падающий луч, отражённый луч и перпендикуляр к отражающей поверхности, проведённый в точке падения, лежат в одной плоскости.

2) Угол отражения равен углу падения.

Таким образом, \AOC = \BOC, что и показано на рис. 4.2 .

Закон отражения имеет одно простое, но очень важное геометрическое следствие. Давайте посмотрим на рис. 4.3 . Пусть из точки A исходит световой луч. Построим точку A0 , симметричную точке A относительно отражающей поверхности KL.

Рис. 4.3. Отражённый луч выходит из точки A0

Из симметрии точек A и A0 ясно, что \AOK = \A0 OK. Кроме того, \AOK + \AOC = 90 . Поэтому \A0 OB = 2(\AOK + \AOC) = 180 , и, следовательно, точки A0 , O и B лежат на одной прямой! Отражённый луч OB как бы выходит из точки A0 , симметричной точке A

относительно отражающей поверхности. Данный факт нам чрезвычайно пригодится в самом скором времени.

Закон отражения описывает ход отдельных световых лучей узких пучков света. Но во многих случаях пучок является достаточно широким, то есть состоит из множества параллельных лучей. Картина отражения широкого пучка света будет зависеть от свойств отражающей поверхности.

Если поверхность является неровной, то после отражения параллельность лучей нарушится. В качестве примера на рис. 4.4 показано отражение от волнообразной поверхности. Отражённые лучи, как видим, идут в самых разных направлениях.

Рис. 4.4. Отражение от волнообразной поверхности

Но что значит ¾неровная¿ поверхность? Какие поверхности являются ¾ровными¿? Ответ таков: поверхность считается неровной, если размеры её неровностей не меньше длины световых волн. Так, на рис. 4.4 характерный размер неровностей на несколько порядков превышает величину длин волн видимого света.

Поверхность с микроскопическими неровностями, соизмеримыми с длинами волн видимого света, называется матовой. В результате отражения параллельного пучка от матовой поверхности получается рассеянный свет лучи такого света идут во всевозможных направлениях3 . Само отражение от матовой поверхности называется поэтому рассеянным или диффузным4 .

Если же размер неровностей поверхности меньше длины световой волны, то такая поверхность называется зеркальной. При отражении от зеркальной поверхности параллельность пучка сохраняется: отражённые лучи также идут параллельно (рис. 4.5 ).

Рис. 4.5. Отражение от зеркальной поверхности

Приблизительно зеркальной является гладкая поверхность воды, стекла или отполированного металла. Отражение от зеркальной поверхности называется соответственно зеркальным. Нас будет интересовать простой, но важный частный случай зеркального отражения отражение в плоском зеркале.

4.2.2 Плоское зеркало

Плоское зеркало это часть плоскости, зеркально отражающая свет. Плоское зеркало привычная вещь; таких зеркал несколько в вашем доме. Но теперь мы сможем разобраться, почему, смотрясь в зеркало, вы видите в нём отражение себя и находящихся рядом с вами предметов.

Точечный источник света S на рис. 4.6 испускает лучи в разных направлениях; давайте возьмём два близких луча, падающих на плоское зеркало. Мы уже знаем, что отражённые лучи

3 Именно поэтому мы видим окружающие предметы: они отражают рассеянный свет, который мы и наблюдаем с любого ракурса.

4 Латинское слово di usio как раз и означает распространение, растекание, рассеивание.

пойдут так, будто они исходят из точки S0 , симмметричной точке S относительно плоскости зеркала.

Рис. 4.6. Изображение источника света в плоском зеркале

Самое интересное начинается, когда расходящиеся отражённые лучи попадают к нам в глаз. Особенность нашего сознания состоит в том, что мозг достраивает расходящийся пучок, продолжая его за зеркало до пересечения в точке S0 . Нам кажется, что отражённые лучи исходят из точки S0 мы видим там светящуюся точку!

Эта точка служит изображением источника света S. Конечно, в реальности ничего за зеркалом не светится, никакая энергия там не сосредоточена это иллюзия, обман зрения, порождение нашего сознания. Поэтому точка S0 называется мнимым изображением источника S. В точке S0 пересекаются не сами световые лучи, а их мысленные продолжения ¾в зазеркалье¿.

Ясно, что изображение S0 будет существовать независимо от размеров зеркала и от того, находится ли источник непосредственно над зеркалом или нет (рис.4.7 ). Важно только, чтобы отражённые от зеркала лучи попадали в глаз а уж глаз сам сформирует изображение источника.

Рис. 4.7. Источник не над зеркалом: изображение есть всё равно

От расположения источника и размеров зеркала зависит область видения пространственная область, из которой видно изображение источника. Область видения задаётся краями K и L зеркала KL. Построение области видения изображения S0 ясно из рис.4.8 ; искомая область видения выделена серым фоном.

УРОК 19/ III-2 Отражение света. Законы отражения.

Отражение света. Законы отражения света.

Объяснение нового материала

Благодаря отражению света все живые организмы могут видеть окружающие предметы. Черные поверхности мы видим благодаря тому, что эти поверхности поглощают все лучи, падающие на эту поверхность, красные – отражают красные лучи, а остальные – поглощают.

Ученых давно интересовало, как происходит отражение света и законы отражения были открыты очень давно.

Проведем следующий опыт. (Демонстрируется отражение от плоского зеркала с помощью оптического диска). В результате учащиеся должны прийти к выводы, что падающий луч, отражаясь от зеркала, возвращается в туже среду. Это явление и называется отражением света.

Опытным путем устанавливаются законы отражения света.

Первый закон отражения света

Луч света направляют на поверхность зеркала так, чтобы луч лежал в плоскости зеркала. Закрывая четверть диска, где проходит световой луч, листом плотной бумаги устанавливают, что отраженный луч является видимым только тогда, когда бумага плотно прижата к диску и плоскость бумаги совпадает с плоскостью диска. В результате наблюдения учащиеся должны убедиться, что падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром к поверхности отражения, проведенным из точки падения луча.

Второй закон отражения света

Передвигая источник света по краю диска, изменяют направление падающего луча. При этом каждый раз изменяется направление отраженного луча. Необходимо обратить внимание, что углы падения и отражения при этом всегда остаются равными. Для установления связи между падающим и отраженным лучами, учащиеся чертят в тетради схему опыта и записывают определения падающего луча, отраженного и их равенство между собой.

Обратимость световых лучей

Из законов отражения света вытекает, что падающий и отраженные лучи обратимы. Если в результате с опытов с оптическим диском световой луч будет падать вдоль прямой, по которой распространялся падающий луч, то после отражения он будет распространяться вдоль прямой по которой проходил падающий луч.

Это свойство называется обратимостью световых лучей.

Построение изображения в плоском зеркале

Зеркало – очень привычная вещь в жизни каждого человека. Наиболее часто используется в жизни человека плоское зеркало.

Зеркало, поверхность которого является плоской, называют плоским зеркалом.

Если перед плоским зеркалом разместить предмет, например, свечу, то кажется, что за зеркалом размещен такой же предмет, который мы называем изображением в плоском зеркале.

Известно, что человек видит светящуюся точку, если лучи, выходящие из нее, непосредственно попадаю в глаз. Лучи света (при отражении от зеркала, см. рис.) не попадают непосредственно в глаз человека. Вместе с тем,

12-Д. Отражение света

Проделаем опыт. На зеркало, лежащее на столе, поставим полуоткрытую книгу. Сверху направим пучок света так, чтобы он отражался от зеркала, но на книгу не попадал. В темноте мы увидим падающий и отраженный пучки света. Накроем теперь зеркало бумагой. В этом случае мы будем видеть падающий пучок, а отраженного пучка не будет. Выходит, что свет от бумаги не отражается?

Приглядимся к рисункам внимательнее. Заметьте, когда свет падает на зеркало, текст книги практически нельзя прочесть из-за слабого освещения. Но когда свет падает на лист бумаги, текст книги становится видимым гораздо отчетливее, особенно в нижней своей части. Следовательно, книга освещается сильнее. Но что же ее освещает?

При падении света на разные поверхности возможны два варианта. Первый. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением. Второй. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света называют рассеянным отражением или просто рассеянием света.

Зеркальное отражение возникает на очень гладких (полированных) поверхностях. Если же поверхность шероховата, то она обязательно будет рассеивть свет. Именно это мы и наблюдали, когда накрывали зеркало листом бумаги. Она отражала свет, рассеивая его по всевозможным направлениям, в том числе и на книгу, освещая ее.

ражающей поверхности в точке излома луча (угол b).

При отражении света всегда выполняются две закономерности: Первая. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр к отражающей поверхности в точке излома луча всегда лежат в одной плоскости. Вторая. Угол падения равен углу отражения. Эти два утверждения выражают суть закона отражения света.

На левом рисунке лучи и перпендикуляр к зеркалу не лежат в одной плоскости. На правом рисунке угол отражения не равен углу падения. Поэтому такое отражение лучей нельзя получить на опыте.

Закон отражения является справедливым как для случая зеркального, так и для случая рассеянного отражения света. Обратимся еще раз к чертежам на предыдущей странице. Несмотря на кажущуюся беспорядочность в отражении лучей на правом чертеже, все они расположены так, что углы отражения равны углам падения. Взгляните, шероховатую поверхность правого чертежа мы "разрезали" на отдельные элементы и провели перпендикуляры в точках излома лучей:

Решение качественных задач

    Угол между падающим лучом и зеркальной поверхностью составляет 50 0 . Чему равен угол падения, угол отражения, угол между падающим и отраженными лучами. Во сколько раз угол между падающим и отраженными лучами больше, чем угол падения? (Ответ: 40 0 , 40 0 , 80 0 , в два раза).

    Чему равен угол падения, если световой луч падает перпендикулярно к зеркальной поверхности? (Ответ: 0 0).

    Угол падения увеличился на 20 0 . На сколько увеличится угол между падающи и отраженными лучами? (Ответ: 40 0).

    Угал падения вдвое больше, чем угол между отраженным лучом и зеркальном поверхностью. Чему равен угол падения? (Ответ: 30 0).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ - Закрепление нового материала

    Сформулируйте закон отражения света.

    В чем заключается закон явления отражения света?

    Какой угол называется углом падения; отражения?

    Какое свойство падающего и отраженного луча называют обратимым?

    Почему иногда днем окна домов нам кажутся темными, а иногда – светлыми?

    Какими темными или светлыми мы видим дорогу и лужи на ней, если ночью при отсутствии внешнего освещения включить фары автомобиля?

ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА. (записать в тетрадь)

1.Что происходит при падении световых лучей при попадании на границу раздела двух сред?

Попадая на границу раздела двух сред свет частично возвращается в первую среду (т.е. отражается) и частично проникает во вторую среду, меняя при этом направление своего распространения (т.е. преломляется).

2.Что называют отражением?

Явление, при котором свет, попадая на границу раздела двух сред, возвращается в первую среду, называется отражением.

  -это угол падения, т.е. угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча.

 -это угол отражения, т.е. угол между перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча и отраженным лучом.

Графическое изображение явления

отражения:

перпендикуляр

падающий отраженный

луч   луч

граница раздела двух сред

3.Законы отражения.

1.Падающий и отраженный лучи лежат в

одной плоскости с перпендикуляром, проведенным в точку падения луча.

Этот закон позволяет строить изображения

при помощи световых лучей в плоскости листа.

2.Угол падения луча равен углу

отражения . Этот закон указывает на то, что

световые лучи обратимы.

4.Виды отражения.

1.зеркальное - т.е. отражение от поверхности, размеры шероховатостей которой меньше длины световой волны. Если свет отражается от зеркальной поверхности, то лучи, падающие параллельно, остаются параллельными и при отражении.

Зеркальных поверхностей очень много – тихая водная гладь озера, стекло, полированная мебель и т. п. Самые известные и широко применяемые зеркальные поверхности – это зеркала.

2. диффузное (рассеянное) отражение, т.е.

отражение от поверхности, размеры

шероховатостей у которой сравнимы с длиной волны источника света. Если свет отражается от шероховатой поверхности, то лучи, падающие параллельно, при отражении уже

не будут параллельными.

Диффузное отражение заставляет каждый участок поверхности действовать подобно точечному излучателю, мы можем видеть освещаемые тела под любыми углами. Кроме этого, отраженный свет даёт нам информацию о поверхности тела. нам информацию о поверхности тела.

5.Построение изображения светящейся точки в плоском зеркале .

Плоское зеркало – это плоская отражающая поверхность . Для построения изображения светящейся точки в плоском зеркале из множества лучей, исходящих от неё, обычно выделяют только два.

1)Это луч, перпендикулярный зеркалу (он отразится в обратном направлении), и

2) луч, падающий под углом (он отразится под таким же углом).

Продолжения отраженных лучей (изображенных пунктиром) пересекаются в точке S | , которая является изображением светящейся точки S.

Поэтому для нахождения изображения источника света S достаточно опустить на зеркало или на его продолжение из точки, где находится источник света, перпендикуляр и продолжить его на расстояние OS = OS 1 за зеркало.

6.Построение изображения предмета в плоском зеркале

Для построения изображения предметы в плоском зеркале применяют те же приёмы, только строят изображения крайних точек предмета(см рис).

Нужно помнить, что плоское зеркало даёт мнимое, прямое и равное по размеру изображение, которое расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и предмет, т. е. изображение симметрично самому предмету.

Примечание: Если два плоских зеркала расположены под углом друг к другу, то количество

изображений предметов (обозначим их N) зависит от угла между ними. Количество

изображений находят по формуле:

N = , где φ - угол между зеркалами.

7.Типичная задача на построение и анализ изображения предмета в плоском зеркале.

Перечерти рисунок и ответь на следующие вопросы:

1. На каком расстоянии расположен

глаз? Масштаб: в 1 клеточке – 10 см.

2.Построй изображение предмета

(стрелки) в плоском зеркале.

3.Покажи зону видения в этом зеркале.

4.Какова видимая часть изображения? Для этого проведи луч через глаз наблюдателя и край зеркала. Зарисуй красным цветом видимую часть.

5. Где нужно расположить глаз наблюдателя, чтобы изображение стрелки было видно полностью?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА

(выполнить задания:

с 1 по 16 записать только ответ,

Темы кодификатора ЕГЭ: закон отражения света, построение изображений в плоском зеркале.

Когда световой луч падает на границу раздела двух сред, происходит отражение света: луч изменяет направление своего хода и возвращается в исходную среду.

На рис. 1 изображены падающий луч , отражённый луч , а также перпендикуляр , проведённый к отражающей поверхности в точке падения .

Рис. 1. Закон отражения

Угол называется углом падения. Обратите внимание и запомните: угол падения отсчитывается от перпендикуляра к отражающей поверхности, а не от самой поверхности! Точно так же угол отражения - это угол , образованный отражённым лучом и перпендикуляром к поверхности.

Закон отражения.

Сейчас мы сформулируем один из самых древних законов физики. Он был известен грекам ещё в античности!

Закон отражения.
1) Падающий луч, отражённый луч и перпендикуляр к отражающей поверхности, проведённый в точке падения, лежат в одной плоскости.
2) Угол отражения равен углу падения.

Таким образом, , что и показано на рис. 1 .

Закон отражения имеет одно простое, но очень важное геометрическое следствие. Давайте посмотрим на рис. 2 . Пусть из точки исходит световой луч. Построим точку , симметричную точке относительно отражающей поверхности .

Из симметрии точек и ясно, что . Кроме того, . Поэтому , и, следовательно, точки лежат на одной прямой! Отражённый луч как бы выходит из точки , симметричной точке относительно отражающей поверхности. Данный факт нам чрезвычайно пригодится в самом скором времени.

Закон отражения описывает ход отдельных световых лучей - узких пучков света. Но во многих случаях пучок является достаточно широким, то есть состоит из множества параллельных лучей. Картина отражения широкого пучка света будет зависеть от свойств отражающей поверхности.

Если поверхность является неровной, то после отражения параллельность лучей нарушится. В качестве примера на рис. 3 показано отражение от волнообразной поверхности. Отражённые лучи, как видим, идут в самых разных направлениях.

Но что значит "неровная" поверхность? Какие поверхности являются "ровными"? Ответ таков: поверхность считается неровной, если размеры её неровностей не меньше длины световых волн. Так, на рис. 3 характерный размер неровностей на несколько порядков превышает величину длин волн видимого света.

Поверхность с микроскопическими неровностями, соизмеримыми с длинами волн видимого света, называется матовой. В результате отражения параллельного пучка от матовой поверхности получается рассеянный свет - лучи такого света идут во всевозможных направлениях. (Именно поэтому мы видим окружающие предметы: они отражают рассеянный свет, который мы и наблюдаем с любого ракурса.)
Само отражение от матовой поверхности называется поэтому рассеянным или диффузным . (Латинское слово diffusio как раз и означает распространение, растекание, рассеивание.)

Если же размер неровностей поверхности меньше длины световой волны, то такая поверхность называется зеркальной . При отражении от зеркальной поверхности параллельность пучка сохраняется: отражённые лучи также идут параллельно (рис. 4 )

Приблизительно зеркальной является гладкая поверхность воды, стекла или отполированного металла. Отражение от зеркальной поверхности называется соответственно зеркальным . Нас будет интересовать простой, но важный частный случай зеркального отражения - отражение в плоском зеркале.

Плоское зеркало.

Плоское зеркало - это часть плоскости, зеркально отражающая свет. Плоское зеркало - привычная вещь; таких зеркал несколько в вашем доме. Но теперь мы сможем разобраться, почему, смотрясь в зеркало, вы видите в нём отражение себя и находящихся рядом с вами предметов.

Точечный источник света на рис. 5 испускает лучи в разных направлениях; давайте возьмём два близких луча, падающих на плоское зеркало. Мы уже знаем, что отражённые лучи пойдут так, будто они исходят из точки , симметричной точке относительно плоскости зеркала.

Самое интересное начинается, когда расходящиеся отражённые лучи попадают к нам в глаз. Особенность нашего сознания состоит в том, что мозг достраивает расходящийся пучок, продолжая его за зеркало до пересечения в точке . Нам кажется, что отражённые лучи исходят из точки - мы видим там светящуюся точку!

Эта точка служит изображением источника света Конечно, в реальности ничего за зеркалом не светится, никакая энергия там не сосредоточена - это иллюзия, обман зрения, порождение нашего сознания. Поэтому точка называется мнимым изображением источника . В точке пересекаются не сами световые лучи, а их мысленные продолжения "в зазеркалье".

Ясно, что изображение будет существовать независимо от размеров зеркала и от того, находится ли источник непосредственно над зеркалом или нет (рис. 6 ). Важно только, что-бы отражённые от зеркала лучи попадали в глаз - а уж глаз сам сформирует изображение источника.

От расположения источника и размеров зеркала зависит область видения - пространственная область, из которой видно изображение источника. Область видения задаётся краями и зеркала . Построение области видения изображения ясно из рис. 7 ; искомая область видения выделена серым фоном.

Как построить изображение произвольного предмета в плоском зеркале? Для этого достаточно найти изображение каждой точки этого предмета. Но мы знаем, что изображение точки симметрично самой точке относительно зеркала. Следовательно, изображение предмета в плоском зеркале симметрично предмету относительно плоскости зеркала (рис. 8 ).

Расположение предмета относительно зеркала и размеры самого зеркала не влияют на изображение (рис. 9 ).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...