Основные парадигмы социологии. Парадигма в социологии

Основные парадигмы социологии

Прежде всœего, крайне важно указать, что парадигма - ϶ᴛᴏ совокупность базовых положений и принципов, лежащих в базе какой-либо теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин ʼʼпарадигмаʼʼ ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определœения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всœеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять базовых парадигм: функционализм, теория конфликта͵ теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. При этом крайне важно остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта͵ основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователœей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

При этом не всœе конфликты играют в обществе позитивную роль, в связи с этим на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы состоит по сути в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в данном и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др.
Размещено на реф.рф
Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелœем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителœей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всœего стремлением обосновать разрыв ʼʼтрудаʼʼ и ʼʼинтеракцииʼʼ в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всœех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. При этом сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще крайне важно отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о ʼʼмультипарадигмальнойʼʼ науке.

Основные парадигмы социологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные парадигмы социологии" 2017, 2018.

Все науки основываются на разных системах по степени
«открытости», т. е. способности включать в себя
одну, две или несколько общепризнанных теорий. Так, естественные науки (химия, физика, биология и др.), как правило, имеют одну общепризнанную теорию, которая достаточно очевидно прослеживает взаимосвязи изучаемых явлений. Хотя в истории этих наук неоднократно происходила замена одной теории на другую, все же какая-то одна теория в определенный исторический момент являлась общепризнанной для большинства ученых. Что же касается социологии и ряда других наук, то они всегда включали в себя несколько теорий, очевидно, потому, что взаимосвязь изучаемых ими предметов и явлений не носит столь жесткого характера.

С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени их число значительно возросло. В зависимости от своих науч­ных ориентации и идейных пристрастий группы социологов руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на две большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.

К основным макросоциологическим парадигмам относятся структурный функционализм и марксизм. Социологи-функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. Согласно их взглядам, такие институты, как государство, семья, религия и другие, являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы, вносящими, свой вклад в функционирование всего общества. Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по социализации подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.

В социологии много конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами, и одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления. Весьма распространена марксистская парадигма. К. Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты, только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. Несмотря на различие между функционалистами и марксистами, о чем будет сказано ниже, обе парадигмы требуют рассмотрения общества как целого, взаимодействия его институтов, а также деятельности различных социальных групп.

Наиболее известные микропарадигмы - концепция социального действия М. Вебера и современные парадигмы - символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают. Дж. Г. Мид, основоположник символического интеракционизма, считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе.

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания - на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений. Чтобы понять социальную жизнь, по мнению феноменологов, необходимо изучить способ, с по­мощью которого люди по категориям дифференцируют конкретные явления.

Этнометодология - сравнительно новая социологиче­ская парадигма, которая делает акцент на изучении мето­дов, используемых людьми, для воспроизводства социаль­ного мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существую­щего независимо от интерпретаций людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии - суть конструк­ции и интерпретации самих людей.

Разграничение социологических теорий на макро- и микротеории весьма условно. Между ними нет непреодо­лимой границы. Так, и в структурном функционализме, и в марксистской парадигме можно встретить элементы, ха­рактерные для концепции социального действия.

В истории социологической мысли всегда предприни­мались попытки ликвидировать разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами. М. Вебер был пер­вым, кто пытался сделать это. Очевидных же результатов в этом плане добился Л. Сорокин, создав так называемую интегральную социологию, которая изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп людей с об­ществом с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движе­нии - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов ин­туитивный, эмпирический и рационалистический методы. При этой парадигме анализ общества на макро- и микро­уровнях практически утрачивает свою специфичность. То же характерно и для неофункционалистской парадигмы, которую представляют Ю. Хабермас, Н. Луман, Дж. Александер и другие. Неофункционалисты в исследовании со­циальных реалий стремятся учитывать точки зрения раз­ных социальных сил и результаты их действия, полагая, что тем самым можно понять эволюцию общества. Особый акцент при этом делается на выявлении рациональности в коммуникативных действиях членов общества.

В последнее время такие социологи, как П. Уиллс, А. Гидденс и другие, предприняли попытки преодолеть разрыв между структурными и интерпретивными пара­дигмами. Так, Гидденс, полагая, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга, считает, что именно социальные действия людей создают и воспроизводят структуры, которые в конечном счете можно рассматривать как образцы поведения людей, су­ществующие в какой-то период человеческой истории.

Предмет социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.

Понятие и типы социологических парадигм.

Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе.

В социологии выделяются несколько парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями:

а) парадигма социальных фактов, связанная с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма и школой функционализма. В ней социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов (социальных структур, институтов) Позднее в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф);

б) парадигма понимания или социология действия, основы которой заложены немецким ученым Максом Вебером. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно М. Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, социолог должен изучить, выявить рациональные мотивы индивида. Главное в этой парадигме то, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий. В дальнейшем парадигма привела к появлениюфеноменологической социологии А. Шюца, этнометодологии Г. Гарфинкеля, символического интеракционизма Г. Мида и Т. Лукмана;

в) парадигма социального поведения состоит в том, что социальное поведение человека детерминировано (обусловлено) простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Данная парадигма представлена теориями социального обмена П. Блау, Дж. Хоманса, а также социального бихевиоризма Б. Скиннера. Она позволяет делать вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний;

г) парадигма социально-исторического детерминизма (связана с именем немецкого ученого Карла Маркса) означает, что социальная реальность понимается как совокупность отношений, которые возникают между людьми в процессе трудовой деятельности. То есть, реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, действующим только в благоприятном для этого контекста взаимодействии структур;


д) парадигма психологического детерминизма сформирована на основе психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда. Согласно концепции психологического детерминизма внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. Социальная реальность в данной парадигме понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального начала (инстинкта) и подавляющего его общества

е) натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на изучении социальных фактов с использованием математических и эмпирических методов, которыми пользуются естественные науки. Представителями этой парадигмы выступают О. Конт и Г. Спенсер;

ж) интерпретирующая парадигма основана на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Это означает, что социология может не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимании субъективного мира индивидов, их мотивов и побуждений. Это составляет суть «понимающей социологии » М. Вебера;

з) оценивающая парадигма , представителями которой являются К. Маркс, А. Этциони, К. Поппер, предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и социально-преобразующей деятельностью.

Что такое парадигма? Данное понятие включает в себя множество значений. Проще говоря, это угол зрения на определенную проблему, связанную с обществом, в социальных науках. Изменение парадигм ведет к научной революции, что является положительным сдвигом. Как человек научился смотреть на себя со стороны не сразу, а по прошествии многих лет собственной эволюции, так и общество должно пройти некое развитие перед тем, как создать социологическую теорию. Ведь люди должны быть определенным образом сплоченны, чтобы создать ее.
[b]Первая классификация социологических парадигм
Каждая социологическая школа предлагала свою научную парадигму, связанную со своими взглядами на общество. Они формировались не сразу, но каждый из возможных взглядов имеет рациональное зерно. Точно так же, каждая из парадигм не может полностью раскрыть общество.
1. Парадигма социальных фактов рассматривает общество не как следствие действий определенных индивидов, а спонтанно формирующуюся систему, зависящей от реальной социальной ситуации, так называемых «социальных фактов».
2. Парадигма понимания, которая часто называется социологией действия. Она связана с именами В. Парето, а также известно М. Вебера. Заключается данная парадигма в том, что любое действие индивида осознается, а потому нужно смотреть на общество сквозь призму понимания.
3. Парадигма социального поведения представляется теорией бихевиоризма Б. Скиннера, которая стала известна в американской социологии. Базовый принцип этой теории заключается в следующем – социальное поведение личности реактивно по своей природе, поэтому рассматривать его необходимо из позиции, что человек автоматически реагирует на внешние воздействия.
4. Социально-исторический детерминизм. Данная парадигма базируется на учении К. Маркса и его учеников. Здесь общественная реальность трактуется как совокупность отношений между людьми, сформированных в процессе труда. Но значение самих индивидов минимальное, а базовый фактор развития общества – это социально-экономические структуры, которые находятся в процессе постоянного взаимодействия между собой. А реальная роль, определяющая влияние на историю – это не индивиды, а массы, и только они, согласно этой теории, могут определять общественные тенденции.
5. Психологический детерминизм. Данная парадигма образовалась на пересечении двух наук: социологии и психологии. В ее основу лег психоанализ З. Фрейда (его еще называют Фройдом, это один и тот же человек, их путать не нужно), и согласно этой парадигме общественная реальность трактуется как следствие борьбы инстинктивного и общественного начал в человеке. Эта борьба не прекращается никогда и именно она является причиной появления культуры, искусства, поступки отдельно взятых индивидов и так далее. Далее из идей Фрейда развивался фрейдомарксизм и неофрейдизм.
[b]Вторая классификация социологических парадигм
А есть и другая классификация парадигм социологической науки, согласно которой выделяется три направления исследований общества: натуралистическое, интерпретирующее и оценивающее. Давайте разберемся в каждом из них.
1. Натуралистическая совмещает социологические парадигмы, базирующиеся на близких к естественным наукам методах исследования общества. Так, типичными представителями этого направления являются О. Конт и Г. Спенсер. Это позитивистское направление социологического знания, в основе которого признаются только математические и эмпирические методы получения новых знаний.
2. Интерпретирующее направление базируется на признание существенных различий между сущностью предмета и методов социальных и естественных наук. Типичные представители данного направления – М. Вебер и его последователи, которые считали ненужным констатация и изучение объективных фактов общественной деятельности, а ориентирование на понимание субъективного мира индивидов, входящих в общество, их мотивов и стремлений.
3. Оценивающее направление основано на соединении исследовательской и соцально-критической деятельности ученых, а часто к ним добавляется еще и социально-преобразующая. В рамках данного направления концепции и теории имеют потенциал критики и преобразования, а также связаны с направленной на социальную реальность оценку. Так, сюда относятся ученые К. Макрк, К. Поппер и другие.

Как утверждает современное науковедение, любая наука достигает зрелости, т.е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус.

Согласно концепции развития науки, тот или иной качественный этап этого развития — результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции науки является понятие парадигмы. Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм.

В нашем изложении мы исходим из понимания парадигмы как совокупности философских, общенаучных и метатеоретических оснований науки, в нашем случае — социологии. В качестве указанных оснований выступают различного рода концепции, принципы и подходы, например, концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма. Приверженность тех или иных ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого.

Обычно в социологии науки выделяются три вида парадигм: во-первых, парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, отграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т.д.); во-вторых, парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки (например, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм в социологии); в-третьих, парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западно-европейской социологии).

Если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин и потому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигмальным статусом, если она имеет парадигму, которая признана данным научным сообществом. Это монопарадигмальный статус науки. После научной революции обычно складывается ситуация парадигмального дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой и старая парадигма. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных парадигм.

Понятие «парадигма» шире по объему, чем понятие «теория». Любая парадигма, кроме указанных ранее элементов, включает в свою структуру основные научные категории, интерпретирующие природу объекта данной науки, которые, во-первых, позволяют содержательно отличать данную парадигму от другой и, во-вторых, могут служить основанием для построения различных видов теорий в пределах данной парадигмы. В социологии такими категориями являются «общество», «культура», «личность», «социальное поведение», «социальные группы», «социальные институты», «социальные организации», «социальные факты» и др.

Теория — это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними. В теории, таким образом, выделяются: во-первых, основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки; во-вторых, система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями; в-третьих, вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.

В социологической парадигме объектом социологии является социальная реальность и ее основные элементы. Социологическая теория — это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.

Критериями разграничения парадигм социологии (с многовариантным парадигмальным статусом) выступают содержательно отличные друг от друга основные социологические категории и соответствующие им структурные элементы социальной реальности, интерпретация взаимодействия которых позволяет понять природу последней.

Философское и общенаучное обоснование парадигмального статуса той или иной науки, будучи, в конечном счете, определяющим, в то же время не является достаточным. И тут в действие вступает другой уровень обоснования — метатеоретический. (Дополнительно)

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах. Начало этого пути было обусловлено трудами К. Маркса (Германия), Г. Спенсера (Великобритания), О. Конта, Ф. Ле Пле (Франция), Ф. Тенниса, Г. Зиммеля (Германия), У. Самнера, Л. Уорда (США), Н.Я. Данилевского (Россия) и др. Затем, так и не достигнув одновариантного, монопарадигмального статуса, минуя статус парадигмального дуализма, а также сложный исторический период быстрого становления и упадка многочисленных школ и направлений, социология перешла к многовариантному, полипарадигмальному статусу. Сложились и завоевали признание четыре социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма.

Специфические и логически организованные комплексы понятий, объясняющие отношения между элементами социальной реальности, рассматриваемыми данной парадигмой в качестве основных (исходных), составляют разные виды теоретического осмысления процессов их взаимодействия, или различные виды социологических теорий.

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении — к дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».

Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий.

Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. (Заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий.) Парадигма «социальных дефиниций» исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Однако социология, как и любая научная дисциплина, самоопределяется по специфическому для нее относительно самостоятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысления. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько центральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве таких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в исследованиях Дж. Тернера, - это проблема социального порядка. Вторая проблема уровней социальной реальности получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соответственно было положено начало формированию, помимо указанных, еще двух парадигм — парадигмы «социального порядка» и «интегративной социальной парадигмы».

Идея организации структуры социологического знания вокруг ее центральных проблем не лишена здравого смысла. Нельзя недооценивать роли сложившихся или формирующихся социологических парадигм и теорий в развитии социологии. Социологические парадигмы обосновывают наличие и значение различных основных элементов социальной реальности. Социологические теории дают интерпретацию взаимодействий различных комбинаций этих элементов и раскрывают их значение (с большей или меньшей степенью обоснованности) в жизни общества.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...