Определение легенда. Значение слова легенда в словаре литературоведческих терминов Понятие о легенде

Все словари Словарь Ушакова Современный экономический словарь. 1999 Словарь Военных Терминов Этимологический Словарь Русского Языка Культурология. Словарь-справочник Контрразведывательный словарь Справочный Коммерческий Словарь (1926) Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению Словарь экономических терминов Словарь музыкальных терминов Словарь по мифологии М. Ладыгина. Толковый словарь русского языка (Алабугина) Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов Вестминстерский словарь теологических терминов Энциклопедический словарь Словарь Ожегова Словарь Ефремовой Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Словарь Ушакова

леге нда , легенды, жен. (лат. legenda - то, что надо читать) (книж. ).

1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.

| Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.

2. Вымысел, выдумка ; то, что кажется невероятным. Это - легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.

3. Надпись на монете (спец. ).

4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т.п. (спец. ).

Словарь Военных Терминов

краткое текстовое пояснение к графическому документу. Пишется на полях схемы, кроки, топографической карты илн прилагается к боевым графически м документам в виде пояснительной записки. Включает сведения, которые нельзя выразить графически, и условные знаки, применённые в документе.

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – lego (читаю).

В русском языке слово известно с первой половины XIX в. Чуть позже появилось производное прилагательное «легендарный». В словаре производное прилагательное встречается с 1845 г.

В современном русском языке слово «легенда» означает: «опоэтизированное устное народное предание о каком-либо историческом или вымышленном событии или случае, которое может содержать изрядную долю фантастики, вымысла, мистики».

Слово ведет свое происхождение из латинского языка. Первоначально – от слова lego. Затем слово преобразуется в legendus, т.е. «подлежащий прочтению».

Контрразведывательный словарь

специально подготовленные разведкой или контрразведкой внешне правдоподобные сведения, предназначенные для введения противника в заблуждение . Легенда широко применяются в разведывательной и контрразведывательной деятельности, особенно для маскировки разведчиков и агентов и их действий при выполнении заданий, а также для зашифровки оборонных объектов.

Агенты и разведчики, засылаемые в разведываемую страну, обычно снабжаются легендой прикрытия, называемой также защитной легендой, легендой-биографией. Этой легендой они пользуются, чтобы объяснить обстоятельства и цели прибытия в страну, причины нахождения в определенном районе, мотивы тех или иных поступков и т. д. и тем самым скрыть принадлежность к разведке и оправдать свои разведывательные действия. Иногда агент или разведчик снабжается не одной, а несколькими легендами или различными вариантами одной и той же легенды. Сотрудники контрразведки часто пользуются легендой при вступлении в контакт с иностранцами, при вводе агентов в разработку или выводе из нее, при зашифровке особо важных объектов, при ведении оперативных игр с противником и т. п.

Легенда может быть основной и запасной. На основную легенду оперативный работник (агент) опирается при выполнении заданий, a запасную, иногда называемую "легендой в легенде", использует в случае раскрытия основной легенды и при других чрезвычайных обстоятельствах.

Закрепление легенды, то есть подтверждение ее правдоподобности, достигается путем включения в нее правдивых сведений, снабжения агента или разведчика соответствующими документами и предметами экипировки, а также посредством специально проводимых дезинформационных мероприятий, преследующих цель довести до сведения противника данные, которые бы подтверждали легенду.

Уязвимость легендой, то есть объективная возможность ее раскрытия в процессе проверки, зависит от наличия в ней вымышленных сведений, противоречащих истинному положению вещей, ее "отставания" от действительности (из-за невозможности при насыщении легенды правдивыми сведениями учесть все изменения обстановки), а так же от ошибок, допущенных при ее составлении, закреплении и использовании. В целях уменьшения уязвимости легенды она по возможности насыщается фактами, которые трудно или невозможно проверить.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

делаемая на ободке монеты надпись, обозначающая содержание в ней благородного металла.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от лат. legenda - то, что следует прочесть) - 1) прозаический жанр фольклора; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся, однако, рассказчиком и слушателем как достоверный; 2) всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на достоверность.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Эст: фантастическое в литературе

Асс: предание

* "До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникли у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы и т.п." (Г.Н. Поспелов).

В России было создано много антикрепостнических легендо народных заступниках, а также о видных исторических деятелях... Сюжет легенды об атамане Кудеяре был использован Некрасовым в поэме Кому на Руси жить хорошо (А.Ф. Головенченко). *

Словарь экономических терминов

надпись на монете, медали.

Словарь музыкальных терминов

(от лат. legenda - то, что нужно прочесть) - музыкальная пьеса повествовательно-фантастического, драматического характера, родственная балладе. Сюжет легенды, как правило, связан с народными или религиозными преданиями. Существуют вокальные (сольные или хоровые) и инструментальные (скрипичные, фортепианные и др.) легенды. Примеры легенд - у Г. Венявского (для скрипки с оркестром), Ф. Листа и др.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Леге́нда - основаное на устном предании мифологизированное сказание о каком-либо историческом лице, деянии или событии.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

краткая пояснительная записка со сведениями, которые нельзя изобразить графически на карте или схеме. Л. может даваться в виде текстовых и графических пояснений, раскрывающих содержание карты. Обычно Л. помещается на полях или в углу карты (схемы).

Энциклопедический словарь

(от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть),

Словарь Ожегова

ЛЕГЕ НДА, ы, ж.

1. Поэтическое предание о какомн. историческом событии. Средневековые легенды.

2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).

3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.

4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.).

| прил. легендарный, ая, ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(от лат. legenda - то, что должно читать). - В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые следовало читать в церкви в день, посвященный празднованию памяти этого святого. Так как жития святых считались особенно душеполезным чтением, то название Л. распространилось и на все повествования религиозного характера, назидательные в такой же степени. В век развития церковно-исторической критики легендарное житие святого противополагается его подлинным или достоверным деяниям (acta); но в средние века, когда из исторической (а иногда и литературной, напр. из собственного имени; так Вероника из verus и греч. icon, одиннадцать тысяч спутниц св. Урсулы из имени Undecimilla и пр.) основы или из церковного предания создавались, распространялись и получали художественную обработку Л., такого различия не могло существовать. Средневековые католические Л. полнее, нежели какое-либо другое литературное явление, отражают нравственный облик эпохи. Уже в VI в. у Григория Турского и в "Диалогах" папы Григория мы находим ряд характерных и долговечных Л. По мере обособления и развития католической культуры, Л. осложняется и украшается при помощи самых разнообразных источников: классических преданий (так напр., Иуда предатель, по примеру Эдипа, оказывается отцеубийцей и кровосмесителем), германской мифологии, рассказов путешественников по святым местам, книг поучительных и не поучительных, церковных обрядов, иконографии и, наконец, самой действительности (так напр., крестовые походы способствовали развитию Л. о крестном древе, выросшей в целую серию эпизодических рассказов; перенесение реликвий часто вводит Л. в новый фазис развития, а иногда вызывает к жизни новое явление, вроде сказания о св. Граале; приурочение празднования святого или события к известному времени года часто вносило новые подробности в Л. о нем, и т. д.). В тот век безусловной веры и искания чудесного всякий исторический факт, как из давно прошедшего (жизнь Александра Великого, Виргилия и пр.), так и из настоящего или недавнего (жизнь средневекового ученого, напр., Герберта, впоследствии папы Сильвестра II) обращается в благочестивую Л., которая, наконец, и оказывается единственным чтением всех понимающих по-латыни. Из Л. о святых и Л., приуроченных к праздникам, рано составляются сборники (у Григория Турского-"De miraculis martyrum" и "De gloria confessorum"), из которых наибольшей известностью и влиянием пользуется так наз Золотая Л . (Legenda Aurea). Автор ее - Иаков из Ворагина (см.), арх. генуэзский (ум. 1298). Популярность Золотой Л. в переходную эпоху от средних веков к новому времени почти беспримерна: до 1500 г. насчитывают 70 изданий латин. оригинала и более 30 переводов на английский, французский, итальянский, нижненемецкий и чешский. Как и все сильно распространенные книги, Золотая Л. подвергалась значительным дополнениям и переменам (прибавлялись главы о праздниках и святых, ставших известными после XIII ст.; в немец. изд. 1483 г. прибавлено 38 статей о местных святынях Германии). Наиболее распространен совсем не критический франц. перев. Густава Брюне (П. 1843); значительно лучше "Jacobi a Voragine Legenda aurea vulgo historia lombardica dicta", изд. Graesse (Дрезд. и Лпц., 1846; 2 изд. 1850; 3 изд., 1892; о его недостатках см. Roze, "Revue de l"art chr é tien", 1867, XI, 44). В нынешнем своем виде Золотая Л. состоит из небольшого пролога, в котором автор объясняет систему своего сборника (вся жизнь человечества разделяется на четыре периода: период совращения с пути - deviationis - от Адама до Моисея; обновления - renovationis - от Моисея до Р. Х.; примирения - reconciliationis - когда Христос примирил нас с Господом, и странствования - peregrinationis - coвременная жизнь наша; поэтому и церковный год разделяется на 4 части, из которых к каждой приурочены особые праздники; соответственно этим праздникам и расположены главы его книги), и 182 глав, кроме прибавок и приложений. Огромное большинство основных глав посвящено изложению житий святых католич. церкви, которым составитель часто предпосылал этимологические объяснения их имен (конечно, крайне наивные и часто нелепые) и которые украшал многочисленными цитатами из св. Писания и отцов церкви, преимущественно западных, причем из редакций житий выбирались не наиболее достоверные, а особенно занимательные. Меньшинство составляют рассказы о событиях евангельских, часто с явно апокрифическими чертами, заимствованными, впрочем, не непосредственно из апокрифов, а из сокращенных популярных их переложений (составитель цитирует их под именем hystoriae scholaslicae); эти рассказы тоже украшены цитатами и толкованиями, которые очень нравились более литературным читателям книги Иакова, тогда как услаждающие фантазию апокрифические прибавки были особенно по сердцу клерикам-"простецам". То обстоятельство, что Золотая Л. удовлетворяла разным вкусам, и было причиной ее громадной популярности, которую долго не могли ослабить многочисленные нападения. Только в эпоху борьбы протестантизма с возрожденным и очищенным католицизмом второй половины XVI века, Золотая Л. стала уступать место другим сборникам, составленным с большей критикой. В XIV и XV стол. Золотая Л. служит непосредственным источником массы произведений духовной национальной поэзии во всех странах Европы, а через это влияет и на другие области художественной и вообще духовной жизни: национальный эпос, драму, лирику, иконографию и пр. (о произведениях чешской поэзии на основе Золотой Л. см. J. Feifalik, в "Sitz.-ber. der Wiener Akad. philos.-hist., Kl.", XXXVII, 1861, стр. 56); но и вышеуказанные, более "трезвые" сборники XVII века так или иначе тесно связаны с Золотой Л., важной, поэтому, для всякого, кто занимается историей какого-либо агиографического или вообще легендарного сюжета. "Минеи" Дмитрия Ростовского и русская иконография XVII в. не избегли весьма заметного ее влияния.

В эпоху развития национальных литератур западной Европы, Л., принимая стихотворную форму, становятся любимым чтением светских людей, причем внутреннее развитие Л. идет еще дальше в ту же сторону чудесного. Первые памятники древне-французской поэзии посвящены похвале и изображению жизни св. Эвлалии и св. Леодегария ("Vie de saint L é ger"); один из первых документов немец. поэзии - "Песнь о св. Георгии" (по апокриф. житию его). В Х ст. через Италию на Запад проникает ряд восточн. Л., которые в следующих веках дают богатый материал для формирующейся национальной поэзии. В XI в. во Франции написана ассонансами превосходная поэма об Алексее Божьем человеке, которая переделывалась в XII, XIII и XIV вв. (см. "La Vie de saint Alexis", par Gaston Paris, новое изд., Пар., 1885); там же в начале ХII в. изложена Л. о Григории Великом и невольном грешнике (кровосмесителе), который, искупив свое преступление, был потом патриархом или папой (источник поэмы Гартмана ф. Ауэ, см.); к тому же ХII в. относится много стихотворных французских Л., а также и кельтских религиозных сказаний, сделавшихся известными нормандцам после завоевания Англии. К последним принадлежит поэма о св. Брендане (написана около 1125 г.), ирландском аббате (см. Бранданус), который, плывя на запад, доехал до рая и видел места мучения грешных, и о рыцаре Овене, спускавшемся в чистилище св. Патрика; обе эти Л., вместе с видением Тунсдала (сохранилось только в прозе), принадлежат к обширной семье апокрифов о загробной жизни, во главе которой стоят "Хождение Богородицы по мукам" и "Видение ап. Павла" (см. исследование Л. Шепелевича, Харьков, 1891-1892). Убийство Фомы Бекета, архиепископа кентерберийского (1170), возбудило энергичную деятельность духовных поэтов; автор одной стихотворной Л. о нем, придавший ей окончательную форму в 1173г., бродячий (вагант) клирик Garnier de Pont-Sainte-Maxence, много раз рецитировал ее на самой могиле народного святого, в поучение поклонникам (известно, что приблизительно в то же время во Франции, в день празднования святого по церквам, для поучения простого народа, читали французские стихотворные Л.; этот обычай перешел и в Англию). XIII-й век во Франции особенно богат стихотворными Л., новыми для не знавших по-латыни. Степень творчества их авторов крайне разнообразна: встречаются и почти буквальные переводы, и такие свободные переделки, в которых только с трудом можно проследить связь с латинским источником, даже в пересказы земной жизни Спасителя и Богоматери входят подробности и эпизоды, тесно связанные с памятникаминациональной эпопеи и рыцарского романа; с особой энергией перерабатываются восточные Л., представляющие пищу для воображения уже в самом оригинале (духовный роман о Варлааме и индейском царевиче Иосафе был источником трех отдельных поэм),с особой свободой - бродячие сказания религиозного характера (о гордом императоре, у которого ангел похитил его одежду, наружность и самый престол; о пустыннике и ангеле, соответствующая русской Л. "Ангел",которая дала сюжет для известного рассказа гр. Л. Толстого: "Чем люди живы" и пр.; такие Л. у французов принято называть contes d é vots). Тогда же составляются обширные сборники Л. о чудесах Богородицы,из которых важнее прочих сборник суассонского монаха Готье де Куанси (Gautier de Coinci, ум. 59 л. в 1236 г.); он составляет ок. 30000 стихов. В его рассказах, драгоценных не только для истории литературы, но и для изучения быта эпохи, немало эпизодов, способных возмутить своей наивностью современных католиков, но живое поэтическое одушевление многих из них мирит с нимикритику (там находим мы повествование о том, как Богоматерь кормила грудью больного монаха; как вор, имевший обыкновение всякий раз перед работой призывать имя Богородицы, был в продолжение 3-х дней поддерживаем на виселице Ее белыми руками; как Богородица многие годы исполняла обязанности за монахиню, убежавшую из монастыря, чтобы отдаться плотским наслаждениям и пр.). В последующие столетия деятельность авторов и подновителей стихотворных Л. не прекращается, и многие из их произведений становятся еще более популярными, выступая из книги на сцену; в то же время, при увеличившейся потребности в чтении, как отдельные Л., так и сборники их перелагаются во французскую прозу. Ср. о французских Л.: Douhet, "Dictionnaire des l égendes" (1855); Alf. Maury, "Les L. pieuses du Moyen-Age"; Gaston Paris, "Poé sie -au Moyen-Age" (1887). В Германии, в ранний период средневековой поэзии (XI и XII вв.), стихотворный Л. обрабатываются главным образом поэтами духовного сословия (одна из старейших и интереснейших по широте взгляда посвящена житию Аннона, еп. кельнского, ум. в 1075 г.). Придворных поэтов привлекают только те легендарные сюжеты, в которых они находят нечто рыцарское (напр. из ветхого завета - Юдифь, из житий святых - св. Георгий) или фантастически сказочное (таковы Л. Гартмана ф. Ауэ); в том же направлении работают и шпильманы, и из их рук получают жизнь полу-легенды, полу-эпопеи вроде "Оренделя", "Освальда" и др.; через них отзвуки Л. проникают в старинные национальные поэмы в роде "Вольфдитриха", а у поэтов-рыцарей иные жития принимают характер рыцарских романов. В XIII и XIV вв. духовенство энергично работает над множеством легендарных сюжетов и доставляет народу массу назидательного чтения. Рано является стремление циклизировать, собрать воедино это духовное богатство, и уже во 2-й половине ХШ в. на среднем Рейне составляется огромный сборник (до 100000 стихов) "Passional", распадающийся на 3 части: 1-я трактует об И. Хр. и Богоматери, 2-я - об апостолах и евангелистах, 3-я - о святых, сказания о которых расположены по церковному календарю; составитель его - проповедник, пришедший к заключению, что писание действует сильнее проповеди. В эпоху книгопечатания в Германии, как и во Франции, иные из любимых Л. переходят в лубочную литературу. История Л. в Англии распадается на те же периоды, как средневековая английская литература. Англо-саксонскую Л., в ранних продуктах которой слышатся многочисленные отзвуки национального эпоса, сменяет норманно-французская. За ней следует среднеанглийская, очень обширная по количеству и разнообразию памятников; ее источники то латинские, то французские; в ней встречаются любопытные отголоски древнегерманских верований и средневековых поверий (так напр. Л. о св. Михаиле, изображающая его битву с драконом-сатаной, не только рассказывает о чинах ангельских и создании рода человеческого, для пополнения пустоты, образовавшейся вследствие отпадения сонма служителей Люцифера, но говорит и об домовых-альпах и об эльфах и излагает всю средневековую демонологию, в связи с космогонией, физиологией, психологией и пр.). В конце ХIII в. на юге Англии составился обширный сборник Л. в стихах (александрийских двустишиях), известный под именем Liber festivalis; в нем много Л. о национальных святых, представляющих любопытный исторический материал; источники - французские и латинские; близкое сходство многих рассказов с Золотой Л. объясняется единством происхождения. Этот сборник, как и подобные ему в других странах, для большинства средневековых читателей заменял всякое историческое чтение, так как излагал все, что считалось тогда интересным, от начала мира до последних дней. Как и в отдельных Л., эпизоды, полные глубокого и тонкого чувства, чередуются здесь с наивной, иногда смешной грубостью, младенческое легковерие - с пытливостью ума (поэт, напр., с воодушевлением рассказывает о том, как св. Маргарита, поглощенная драконом, вышла из него и убила его - и сам же потом выражает сомнение в возможности убийства дьявола). Более или менее красивым пересказом Л. не пренебрегали и поэты эпохи Чосера и позднейшей. В Италии, вследствие позднего обособления литературного языка, Л. дольше, чем где-нибудь, остается в своем первоначальном латинском одеянии, но у кватрочентистов и чинквечентистов (пис. XIV и XV вв.) получает большое развитие; итал. Л. представляет больше классических реминисценций, нежели какая-либо другая. В литературах Пиринейского полуо-ва Л. играет еще более важную роль и рано выступает на театральную сцену, с которой не сходит до XVII в. включительно. В южно-славянских землях и в древней Pocсии довольно многочисленные Л., переведенные с греческого, а также и составленные по образцу их, переписываются в продолжение ряда веков, но изменяются только в незначительных подробностях, и большинство их остается памятниками чисто книжными. Таковы сказания, повести, притчи, приповести и Л., напечатанные в 1-м и 2-м выпусках "Памятников старинной русской литературы" гр. Кушелева-Безбородко (СПб., 1860), а также рассеянные по ученым и духовным журналам, изданиям "Общества Любителей Древне-Русской Письменности", "Трудам" археологич. съездов и специальным исследованиям. Только некоторая часть книжных Л. и апокрифов проникает в народ, но зато проникает глубоко и переделывается или в духовн. стихи, или в духовные сказки, иначе называемые народными Л. , которые по свойствам своей легко подвижной формы и способу передачи, значительно дальше отходят от своих источников, нежели Л. западные или духовные стихи. Самый интересный сборник народных русских Л. издан А. Н. Афанасьевым в 1859 г.; он давно уже стал большой библиографической редкостью. В нем всего 33 Л. (да и в том числе №№ 3 и 26, 4 и 5, 27 и 28 представляют только варианты), но они прекрасно подобраны и снабжены драгоценными историко - литературными указаниями (разбор А. Н. Пыпина см. в "Современнике, 1860, № 5). Народные Л. встречаются также во всех больших сборниках памятников народной поэзии: в "Трудах Этногр. - Стат. экспедиции" (Чубинского), у Драгоманова, в "Белорусском сборнике" Шеина и пр.; множество их рассеяно в "памятных книжках" и других областных изданиях, также и в этнографических журналах (обзор прежних работ см. в "Истории русской этнографии" Пыпина, новейших - в "Этнограф. Обозрении" и "Живой Старине"). Общую характеристику русских народных Л. см. в "Ист. Лит." Галахова (2-е и 3-е изд., § 20), а также у Порфирьева и др. Лучший исследователь по истории Л. у нас академик Александр Ник. Веселовский, начавший в "Журнале Мин. Нар. Пр.", в 1875 г. ряд работ под названием: "Опыты по истории развития христианской Л." и продолживший их в изд. акд. наук, в "Разысканиях в области русского духовного стиха", а также в исследовании: "Из истории романа и повести" и мелких заметках.

Слова: Л ., легендарный употребляются также в смысле противоположном исторически достоверному, причем означают рассказ или не вполне согласный с фактами (напр. "Moравская Л." в Кирилло-мефодиевском вопросе), или заведомо украшенный народной фантазией (напр. "Императорская Л." , "наполеоновская Л."), действующей по определенным законам, не вполне еще выясненным.

А. Кирпичников.

Легенда (музык.) - музыкальное сочинение на текст легендарного содержания, различных размеров. Лист написал Л. о св. Елисавете для соло, хора и оркестра, равную по объему оратории; небольшие инструментальные пьесы носят тоже название Л., напр. Л. для скрипки Венявского.

ЛЕГЕНДА

- (от лат. legenda - то, что должно быть прочитано) - жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания (см. предание), в Л. наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п., т. о. от Л. не ждут правдоподобия. Однако нередко сюжет Л. базировался и на реальных событиях: легендарный герой мог иметь прообраз в реальной жизни, в исторической действительности. Источниками Л. также становились жития святых, апокриф ы, народные поверья. Л. разграничиваются по тематике: исторические, топонимические, религиозные, демонологические, бытовые и т. д.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕГЕНДА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕГЕНДА в Словаре экономических терминов:
    - здесь: надпись на монете, …
  • ЛЕГЕНДА в Литературной энциклопедии:
    [от церковно-латинского «legenda», формы множеств. числа сущ. среднего рода «legendum» — «отрывок, подлежащий чтению», — осмысленной позднее как форма единственного …
  • ЛЕГЕНДА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. legenda букв. - то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; …
  • ЛЕГЕНДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от лат. legenda - то, что должно читать). - В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые …
  • ЛЕГЕНДА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского legenda, буквально - то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча …
  • ЛЕГЕНДА
    [от латинского legenda то, что должно быть прочитано] 1) народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии; сказание …
  • ЛЕГЕНДА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Древние легенды. Л. о граде Китеже. Жи-вая л. (о том, кто …
  • ЛЕГЕНДА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек …
  • ЛЕГЕНДА
    ЛЕЃЕНДА карты, свод усл. знаков и пояснений к …
  • ЛЕГЕНДА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕЃЕНДА (от лат. legenda, букв.- то, что следует прочесть), в ср.-век. письменности - житие святого и религ.-нравоучит. рассказ, притча; в …
  • ЛЕГЕНДА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от лат. legenda ? то, что должно читать). ? В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые …
  • ЛЕГЕНДА
    леге"нда, леге"нды, леге"нды, леге"нд, леге"нде, леге"ндам, леге"нду, леге"нды, леге"ндой, леге"ндою, леге"ндами, леге"нде, …
  • ЛЕГЕНДА в Словаре великорусского языка делового общения:
    выдуманная для посторонних история или объяснение …
  • ЛЕГЕНДА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) В фольклоре: устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или …
  • ЛЕГЕНДА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Седое …
  • ЛЕГЕНДА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. legenda то, что должно быть прочитано) 1) первонач. - жизнеописание святого; впоследствии - предание, необыкновенная и недостоверная история, …
  • ЛЕГЕНДА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. первонач. - жизнеописание святого; впоследствии - предание, необыкновенная и недостоверная история, обычно связанная с каким-л. местом; 2. вымысел, …
  • ЛЕГЕНДА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЛЕГЕНДА в словаре Синонимов русского языка:
    басня, выдумка, вымысел, домысел, миф, надпись, небылица, побасенка, поверие, поверье, предание, россказни, сказание, …
  • ЛЕГЕНДА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) …
  • ЛЕГЕНДА в Словаре русского языка Лопатина:
    лег`енда, …
  • ЛЕГЕНДА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    легенда, …
  • ЛЕГЕНДА в Орфографическом словаре:
    лег`енда, …
  • ЛЕГЕНДА в Словаре русского языка Ожегова:
    о героических событиях прошлого Lib Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным …

  • ж. 1. Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). отт. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице. 2. Инструментальная …
  • ЛЕГЕНДА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания) . отт. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии …
  • ЛЕГЕНДАРНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    легенда"рный, легенда"рная, легенда"рное, легенда"рные, легенда"рного, легенда"рной, легенда"рного, легенда"рных, легенда"рному, легенда"рной, легенда"рному, легенда"рным, легенда"рный, легенда"рную, легенда"рное, легенда"рные, легенда"рного, легенда"рную, легенда"рное, легенда"рных, …

Сознание людей не делает серьезного различия между преданиями и легендами. Кроме того, современная наука также не всегда может с уверенностью отличить их друг от друга. Так же как и предание, легенда представляет собой жанр устного творчества. Слово «предание» достаточно точно отражает суть этого произведения. Это рассказ исторического содержания, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Легенда же представляет собой повествование религиозного характера, которое неразрывно связано с историческими событиями.

Вплоть до XIX столетия читать книги и, тем более, получить образование могли далеко не все. Но знать о своих корнях, культуре и религии хотел каждый человек. Предания и легенды заменяли простому люду историческую литературу, рассказывая о прошедших событиях. Но – это не историческая , а только запечатленные яркие моменты отдельных событий.

На латыни слово «легенда» «то, что следует читать». Изначально легенда представляла собой историю о благочестивой жизни святых. Затем она изменилась до религиозно-дидактических, поучительных, а иногда и фантастических биографий исторических и вымышленных , жизнь и дела которых носили обобщенные черты характера народности, проживающей в данной местности. Самое интересное, что все эти чудесные истории воспринимались людьми как произошедшие в прошлом в реальной действительности, несмотря на их сказочность и фантастичность.

Некоторые легенды действительно очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный , а в основе легенды лежит реальное событие, пусть и описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.

Например, в Средние века имели место легенды, персонажами которых были проклятые люди. «Легенда о Летучем Голландце», пожалуй, самая популярная история того времени. Вариантов ее повествования много, но суть одна. Наказанный Богом корабль «Летучий Голландец» вынужден вечно скитаться по морям, т.к. его капитан проклял Создателя и связался с Дьяволом. Находясь под впечатлением от этой легенды, мореплаватели того времени уверяли, что действительно видели этот проклятый корабль. Кто знает, что там было на самом деле… Тем не менее, эта легенда «живет» в памяти людей и по сей день.

Все события, имеющие место в легендах, описываются и оцениваются с точки зрения понимания народной традицией христианских норм жизни. Наряду с людьми и животными, ангелами и бесами, Бог и святые часто спускаются на землю, принимая разные обличья. Неузнанные, они ходят по ней, награждают праведников и наказывают грешников.

Легенды слагались, благодаря не только устному народному творчеству, но и письменным артефактам, например, апокрифам. Также среди письменных источников - некоторые библейские тексты.

Сюжеты, описанные в легендах, нашли свое отражение не только в литературных жанрах, но и в иконописи. Самым ярким примером служит икона «Чудо Георгия о змие», которая впоследствии явилась основой для создания герба Московской Руси, а позднее и столицы России.

Легенды и предания – жанр, который живет и развивается. Вполне вероятно, что современное понимание текущих событий обыкновенными людьми рождает и собирает выводы и истории, слухи и рассказы, которые дойдут до потомков яркими и поучительными легендами и преданиями.

ЛЕГЕНДА, -ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым). 3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента. 4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.). || прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр.


Смотреть значение ЛЕГЕНДА в других словарях

Легенда — предание
Словарь синонимов

Легенда — ж. лат. священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.
Толковый словарь Даля

Легенда — легенды, ж. (латин. legenda - то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание........
Толковый словарь Ушакова

Легенда Ж. — 1. Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). // Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2. Инструментальная........
Толковый словарь Ефремовой

Легенда — надпись на монете, медали.
Экономический словарь

Легенда — Восходит к латинскому legenda, что буквально означает "то, что следует прочесть", образовано от глагола legere – "читать".
Этимологический словарь Крылова

Легенда — - здесь: надпись на монете, медали.
Юридический словарь

Легенда — карты - свод условных знаков и пояснений к карте.
Большой энциклопедический словарь

Легенда К Географическим Картам
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
:: более 1 млн. жителей
:: от 250 тыс. до 1 млн. жителей
:: от 100 тыс. до 250 тыс. жителей
:: менее 100 тыс. жителей
Прописными буквами выделены........
Географическая энциклопедия

Легенда Карты — леге́нда ка́ртытаблица используемых на карте условных знаков с текстовыми пояснениями к ним. Даёт ключ к чтению карты, раскрывает логику (систему) классификации изображаемого........
Географическая энциклопедия

Легенда — - термин возник в средневековом католицизме. Первоначально - житие святого, которое читалось в день его памяти, позднее - притча о животных, растениях, предметах христианского........
Исторический словарь

Легенда — (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть) - муз. произведение лирико-эпического характера, воспроизводящее содержание нар. или религ. Л. Родственный балладе жанр Л.........
Музыкальная энциклопедия

Легенда - это рассказ, передаваемый в устной форме людьми , с целью объяснить загадочные или сверхъестественные события, смешивая реальные факты, воображаемые или фантазии, и которые меняются в воображении людей.

По мере того как они становятся популярными, легенды, как правило, воспроизводятся и записываются в форме коротких рассказов и письменных рассказов, особенно в книгах.

Этимологически слово «легенда» происходит от средневековой латыни, что означает «что следует читать».

Первоначально легенды рассказывали истории святых, но эти концепции были преобразованы в истории, рассказывающие о культуре народа и его традициях.

Легенды пытаются дать объяснения всем событиям и ситуациям, включая вещи, которые не имеют доказанного научного объяснения, такие как предполагаемые сверхъестественные явления .

Легенда может быть объяснена как вырождение мифа, потому что, поскольку они передаются в устной форме из поколения в поколение, они со временем изменяются. Как гласит популярное изречение: «Тот, кто рассказывает сказку, добавляет очко».

Происхождение легенд основано на четырех теориях, которые пытаются дать ответ: библейская теория , основанная на Священных Писаниях; Исторический , происходящий из разных мифологий, аллегорический , где говорится, что все мифы являются символическими, содержащими лишь некоторую моральную или философскую правду; и физика , которая использует элементы природы как основу всего (вода, огонь, земля и воздух).

Откройте для себя 5 самых загадочных легенд Бразилии!

Городская легенда

Главной характеристикой городских легенд является их современность , то есть они связаны с текущими или современными событиями.

Городские легенды, как правило, носят сенсационный или заговорщический характер , с целью найти, как и классические легенды, ответы на любые сведения и события, которые не имеют научного объяснения.

Узнайте больше о значении теории заговора.

Некоторые из городских легенд, которые привлекли наибольшее внимание в Бразилии, включают, например, легенду о Чупа-Кабре, Луаре в ванной комнате, Человеке из Сако и легенде о Кукле Фофана.

Городские легенды часто создаются, чтобы пугать и пугать людей. Если вы смеете, посмотрите на 5 городских легенд, которые не дадут вам спать сегодня вечером.

Народные легенды

Бразилия - богатая страна популярной культуры, и одной из характеристик, которая помогает узнавать этот титул, является именно огромное количество народных легенд.

С севера на юг каждый бразильский регион имеет свои собственные легенды, такие как легенда о Шачи-Перере , легенда о Курупире, легенда о Иаре, легенда о Каипоре, легенда о Муле без головы, розовое Бото, и многие другие.

Узнайте больше о значении фольклора.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...