Ну очень краткая биография толстого. Лев Толстой – биография Л н толстой годы жизни

Творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого составляет бесценный вклад в историю русской литературы, в сокровищницу ми­ровой культуры.

Раскрывая многообразие и сложность такого большого литературного и общественного явления, как творчество Толстого, В. И. Ленин писал: «...Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до та­кой художественной силы, что его произведения за­няли одно из первых мест в мировой художествен­ной литературе».

С именем Толстого В. И. Ленин связывал дли­тельную переходную эпоху с 1861 по 1905 год - пе­риод подготовки первой русской революции. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавлен­ных крепостниками, выступила, благодаря гениаль­ному освещению Толстого, как шаг вперед в худо­жественном развитии всего человечества». Процесс подготовки и развития первой русской революции был сложным и противоречивым.

Пройдя долгий жизненный путь - почти столе­тие, Толстой явился свидетелем больших общественных и политических преобразований. Откликаясь на все события своей эпохи, Толстой с огромной художественной силой подверг резкой критике всю несправедливость окружающей его жизни, вскрыл несостоятельность строя, основанного на порабощении трудящихся.

В его беспощадном разоблачении самодержав­ного аппарата царской России, в «срывании всех и всяческих масок» сказались свободолюбивые стрем­ления широких крестьянских масс к независимости, их гневный протест против тяжелых условий жизни, их ненависть к эксплуатации.

И, несмотря на то, что Толстой отрицал революцию, смутно представлял себе, как и большинство крестьян той эпохи, каким должно быть новое общество в России и каковы действительные пути к нему, он своей обличительной деятельностью спо­собствовал борьбе за свержение старого строя, ре­волюционизированию сознания народных масс.

Впервые установив революционную сущность толстовского обличения и протеста, отражающих чаяния народа, В. И. Ленин писал: «...Толстой не только дал художественные произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов,- он сумел с замечательной силой передать настроение широ­ких масс, угнетенных современным порядком, обри­совать их положение, выразить их стихийное чувст­во протеста и негодования».

Мировое значение творчества великого русского писателя подчеркивал выдающийся французский писатель Ромен Роллан, много лет изучавший Тол­стого. Говоря о величии Толстого, он отме­чал: «Лев Толстой гениально разоблачил ложь и преступле­ния существовавшего тогда общественного строя, направив на него критику, которая сама по себе была призывом к революции».

Итак, в проявлении глубокого знания жизни, в подлинном демократизме, в самоотверженном слу­жении народу заключается непреходящая ценность наследия Толстого.

О мировом значении творчества великого писа­теля рассказывают книги, размещенные в шкафах вводного зала. Это различные издания произведе­ний на языках народов мира, на русском и многих языках пашей страны. Среди них ряд прекрасно оформленных изданий с иллюстрациями художни­ков Д. Шмаринова, А. Самохвалова, С. Харшака и других. Здесь же Полное (юбилейное) собрание сочинений Л. Н. Толстого, насчитывающее 90 томов. Это первое полное собрание сочинений писателя, выпущенное Государственным издательством худо­жественной литературы в 1928-1958 годах, являет­ся крупнейшим событием в истории мировой куль­туры. Издание было начато в 1928 году в ознамено­вание столетия со дня рождения писателя.

По своему объему это издание не имеет себе равных. Понадобилось 30 лет, чтобы подго­товить все тома к печати и выпустить их в свет. Тексты всех произведений были проверены по сохранившимся рукописям. В них исправлены ошибки прежних издании, устранены искажения и восстановлены пропуски, сделанные царской цензурой. Юбилейное издание включает не только текст произведений писателя, но и черновые варианты, наброски, отрывки, откинутые автором по каким-либо причинам целые сцепы. В нем печатаются так­же дневники, записные книжки, письма. Все это со­провождается многочисленными комментариями. Данное издание включает необычный по своей важности материал для исследования сочинений Тол­стого, дает возможность проникнуть в его творче­скую лабораторию, проследить весь процесс его мышления.

Наряду с советскими изданиями в экспозиции представлены произведения Толстого на языках на­родов всех континентов. По числу переводов книг и по количеству языков, на которые они переведе­ны, Толстой занимает одно из первых мест среди писателей мира.

Многие книги преподнесены в дар музею-усадь­бе Ясная Поляна различными международными общественными и культурными организациями, ряд книг подарен знатными посетителями Яс­ной Поляны.

Книги говорят о большой популярности Толстого за рубежом, о глубоком внимании к нему народов всех стран.

Лев Николаевич Толстой. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне, Тульская губерния, Российская империя - умер 7 (20) ноября 1910 года на станции Астапово, Рязанская губерния. Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др..


Происходил из дворянского рода Толстых, известного с 1351 года. Черты деда Ильи Андреевича даны в «Войне и мире» добродушному, непрактичному старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой (1794-1837), был отцом Льва Николаевича. Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отца Николеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне и мире». Однако в реальной жизни Николай Ильич отличался от Николая Ростова не только хорошим образованием, но и убеждениями, которые не позволяли служить при Николае I.

Участник заграничного похода русской армии против , в том числе участвовал в «битве народов» у Лейпцига и побывал в плену у французов, но смог сбежать, после заключения мира вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка. Вскоре после отставки вынужден был пойти на чиновничью службу, чтобы не оказаться в долговой тюрьме из-за долгов отца, казанского губернатора, умершего под следствием за служебные злоупотребления. Отрицательный пример отца помог выработать Николаю Ильичу свой жизненный идеал - частная независимая жизнь с семейными радостями. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич (как и Николай Ростов), женился на уже не очень молодой княжне Марии Николаевне из рода Волконских в 1822 г., брак был счастливый. У них было пятеро детей: Николай (1823-1860), Сергей (1826-1904), Дмитрий (1827-1856), Лев, Мария (1830-1912).

Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство с суровым ригористом - старым князем Болконским в «Войне и мире». Мать Льва Николаевича, похожая в некоторых отношениях на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказчицы.

Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.

Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком в семье. Мать умерла в 1830 г. через полгода после рождения дочери от «родовой горячки», как тогда говорили, когда Льву не было ещё 2-х лет.

Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, так как старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен, и дети переселились в Казань, к новому опекуну - сестре отца П. И. Юшковой.

Дом Юшковых считался одним из самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. «Добрая тётушка моя, - рассказывает Толстой, - чистейшее существо, всегда говорила, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имел связь с замужнею женщиною ».

Льву Николаевичу хотелось блистать в обществе, но ему мешали природная застенчивость и отсутствие внешней привлекательности. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия - счастье, смерти, Боге, любви, вечности - откладывали отпечаток на его характере в ту эпоху жизни. Рассказанное им в «Отрочестве» и «Юности», в романе «Воскресение» о стремлениях Иртеньева и Нехлюдова к самоусовершенствованию взято Толстым из истории собственных его аскетических попыток этого времени. Всё это, писал критик С. А. Венгеров, привело к тому, что у Толстого создалась, по выражению из его повести «Отрочество», «привычка к постоянному моральному анализу, уничтожившая свежесть чувства и ясность рассудка» .

Его образованием первоначально занимался гувернёр-француз Сен-Тома́ (прототип St.-Jérôme в повести «Отрочество»), заменивший собою добродушного немца Ресельмана, которого Толстой изобразил в повести «Детство» под именем Карла Ивановича.

В 1843 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший - Николай) и племянницы, привезла их в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет, где работали на математическом факультете Лобачевский, а на Восточном - Ковалевский. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности в качестве своекоштного - оплачивающего своё обучение. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса.

Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по некоторым предметам продолжились. Переходные майские экзамены 1846 года были сданы удовлетворительно (получил одну пятёрку, три четвёрки и четыре тройки; средний вывод получился три), и Лев Николаевич был переведён на второй курс. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, - он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом» , - пишет С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».

В 1904 году он вспоминал: «я первый год...ничего не делал. На второй год я стал заниматься...там был профессор Мейер, который...дал мне работу - сравнение „Наказа“ Екатерины с Esprit des lois («Духом законов») . ...меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься» .

С 11 марта 1847 г. Толстой находился в казанском госпитале, 17 марта он начал вести дневник, где, подражая , ставил перед собой цели и задачи по самосовершенствованию, отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализировал свои недостатки и ход мыслей, мотивы своих поступков. Этот дневник с небольшими перерывами он вёл на протяжении всей своей жизни.

Окончив лечение, весной 1847 года Толстой оставил учёбу в университете и уехал в доставшуюся ему по разделу Ясную Поляну ; его деятельность там отчасти описана в произведении «Утро помещика»: Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. Его попытка чем-нибудь сгладить чувство вины молодого помещика перед народом относится к тому же году, когда появились «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича и начало «Записок охотника» .

В своём дневнике Толстой сформулировал себе большое количество жизненных правил и целей, но удавалось следовать лишь их незначительной части. Среди удавшихся - серьёзные занятия английским языком, музыкой, юриспруденцией. Кроме того, ни в дневнике, ни в письмах не отразилось начало занятия Толстым педагогикой и благотворительностью, хотя в 1849 году он впервые открыл школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидович, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия.

В середине октября 1848 года Толстой уехал в Москву, поселившись там, где проживали многие его родственники и знакомые, - в районе Арбата. Он остановился в доме Ивановой в Николопесковском переулке. В Москве он собирался начать подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, однако занятия так и не были начаты. Вместо этого его привлекла совсем другая сторона жизни - светская жизнь. Кроме увлечения светской жизнью, в Москве у Льва Николаевича в зиму 1848-1849 годов впервые появилось увлечение карточной игрой . Но так как он играл весьма азартно и не всегда обдумывая свои ходы - часто проигрывал.

Уехав в Петербург в феврале 1849 года, проводил время в кутежах с К. А. Иславиным - дядей своей будущей жены («Любовь моя к Иславину испортила для меня целых 8 месяцев жизни в Петербурге» ). Весной Толстой начал сдавать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзамен он сдавать не стал и уехал в деревню.

Позднее приезжал в Москву, где часто проводил время в азартных играх, что нередко отрицательно сказывалось на его финансовом положении. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он сам неплохо играл на рояле и очень ценил любимые произведения в исполнении других). Увлечение музыкой побудило его позднее к написанию «Крейцеровой сонаты».

Любимыми композиторами Толстого были Бах, Гендель и . Развитию любви Толстого к музыке содействовало и то, что во время поездки в Петербург в 1848 году он встретился в весьма мало подходящей обстановке танцкласса с даровитым, но сбившимся с пути немцем-музыкантом, которого впоследствии описал в повести «Альберт». В 1849 году Лев Николаевич поселил у себя в Ясной Поляне музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. Увлёкшись в то время музыкой, он по нескольку часов в день играл произведения Шумана, Шопена, Мендельсона. В конце 1840-х годов Толстой в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс , который в начале 1900-х годов исполнил при композиторе С. И. Танееве, сделавшем нотную запись этого музыкального произведения (единственного сочинённого Толстым). Много времени уходило также на кутежи, игру и охоту.

Зимой 1850-1851 гг. начал писать «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня». Через 4 года после того, как он оставил университет, в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Льва Николаевича Николай, который пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. Лев согласился не сразу, пока крупный проигрыш в Москве не ускорил окончательное решение. Биографы писателя отмечают значительное и положительное влияние брата Николая на юного и неопытного в житейских делах Льва. Старший брат в отсутствие родителей был ему другом и наставником.

Чтобы расплатиться по долгам, надо было сократить свои расходы до минимума - и весной 1851 года Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ без определённой цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но для этого ему недоставало необходимых документов, оставленных в Москве, в ожидании которых Толстой прожил около пяти месяцев в Пятигорске, в простой избе. Значительную часть времени он проводил на охоте, в обществе казака Епишки, прототипа одного из героев повести «Казаки», фигурирующего там под именем Ерошки.

Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, под Кизляром. С некоторыми изменениями подробностей она изображена в повести «Казаки». Повесть воспроизводит картину внутренней жизни бежавшего от московской жизни молодого барина. В казачьей станице Толстой вновь стал писать и в июле 1852 года отослал в редакцию наиболее популярного в то время журнала «Современник» первую часть будущей автобиографической трилогии - «Детство», подписанную лишь инициалами «Л. Н. Т.» . При отправлении рукописи в журнал Лев Толстой приложил письмо, в котором говорилось: «...я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь всё начатое» .

Получив рукопись «Детства», редактор «Современника» сразу признал её литературную ценность и написал автору любезное письмо, подействовавшее на него весьма ободряющим образом. В письме И. С. Тургеневу Некрасов отметил: «Это талант новый и, кажется, надёжный» . Рукопись пока ещё неизвестного автора была опубликована уже в сентябре того же года. Между тем начинающий и вдохновлённый автор принялся за продолжение тетралогии «Четыре эпохи развития», последняя часть которой - «Молодость» - так и не состоялась. Он обдумывал фабулу «Утра помещика» (законченный рассказ представлял собой лишь фрагмент «Романа русского помещика»), «Набега», «Казаков». Напечатанное в «Современнике» 18 сентября 1852 года «Детство» имело чрезвычайный успех; после публикации автора сразу стали причислять к корифеям молодой литературной школы наряду с пользовавшимися уже тогда громкой литературною известностью И. С. Тургеневым, Д. В. Григоровичем, Островским. Критики Аполлон Григорьев, Анненков, Дружинин, оценили глубину психологического анализа, серьёзность авторских намерений и яркую выпуклость реализма.

Сравнительно по́зднее начало поприща очень характерно для Толстого: он никогда не считал себя профессиональным литератором, понимая профессиональность не в смысле профессии, дающей средства к жизни, а в смысле преобладания литературных интересов. Он не принимал близко к сердцу интересы литературных партий, неохотно беседовал о литературе, предпочитая разговоры о вопросах веры, морали, общественных отношений.

Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался два года на Кавказе, где участвовал во многих стычках с горцами, возглавляемыми Шамилем, и подвергался опасностям военной кавказской жизни. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями «уступил» его сослуживцу-солдату, посчитав, что существенное облегчение условий службы сослуживца стоит выше личного тщеславия.

С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854-го по конец августа 1855 года был в Севастополе.

Долгое время жил на 4-м бастионе, часто подвергавшемся нападениям, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Толстой, несмотря на все житейские тяготы и ужасы осады, в это время написал рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» - «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот рассказ он отправил в «Современник». Он был быстро издан и с интересом прочитан всей Россией, произведя потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен российским императором ; он велел беречь даровитого офицера.

Ещё при жизни императора Николая I Толстой предполагал издавать вместе с офицерами-артиллеристами «дешёвый и популярный» журнал «Военный листок», однако проект журнала Толстому осуществить не удалось: «На проект мой Государь император всемилостивейше изволил разрешить печатать статьи наши в „Инвалиде“» , - горько иронизировал Толстой по этому поводу.

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Впоследствии его наградили двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя»: серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора «Севастопольских рассказов».

Толстой, пользуясь репутацией храброго офицера и окружённый блеском известности, имел все шансы на карьеру. Тем не менее, его карьера оказалась испорченной написанием нескольких сатирических песен, стилизованных под солдатские. Одна из этих песен была посвящена неудаче во время сражения у речки Чёрной 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, атаковал Федюхины высоты. Песня под названием «Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать» , задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех. За неё Льву Николаевичу пришлось держать ответ перед помощником начальника штаба А. А. Якимахом.

Сразу после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где он закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.», опубликованный в первом номере «Современника» за 1856 год уже с полной подписью автора. «Севастопольские рассказы» окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения, и в ноябре 1856 года писатель навсегда оставляет военную службу.

В Петербурге молодого писателя радушно встретили в великосветских салонах и в литературных кружках. Наиболее близко он сдружился с И. С. Тургеневым, с которым они какое-то время жили на одной квартире. Тургенев представил его в кружке «Современника», после чего у Толстого установились дружеские отношения с такими известными литераторами, как Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, В. А. Соллогуб.

В это время были написаны «Метель», «Два гусара», закончены «Севастополь в августе» и «Юность», продолжено написание будущих «Казаков».

Однако весёлая и насыщенная жизнь оставила горький осадок в душе Толстого, в это же время у него начался сильный разлад с близким ему кружком писателей. В результате «люди ему опротивели, и сам он себе опротивел» - и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.

В первой заграничной поездке он посетил Париж, где его ужаснул культ Наполеона I («Обоготворение злодея, ужасно»), в то же время он посещал балы, музеи, восхищался «чувством социальной свободы». Однако присутствие на гильотинировании произвело столь тяжкое впечатление, что Толстой покинул Париж и отправился в места, связанные с французским писателем и мыслителем Ж.-Ж. Руссо - на Женевское озеро. Весной 1857 года И. С. Тургенев следующим образом описывал свои встречи со Львом Толстым в Париже после внезапного отъезда того из Петербурга: «Действительно, Париж вовсе не приходится в лад его духовному строю; странный он человек, я таких не встречал и не совсем понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича - что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо - высоконравственное и в то же время несимпатическое существо» .

Поездки по Западной Европе - Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии (в 1857 и 1860-1861 годах) произвели на него скорее отрицательное впечатление. Своё разочарование в европейском образе жизни он высказал в рассказе «Люцерн». Разочарование Толстого вызвал глубокий контраст между богатством и бедностью, который он сумел рассмотреть сквозь великолепный внешний покров европейской культуры.

Лев Николаевич пишет повесть «Альберт». Одновременно друзья не перестают удивляться его чудачествам: в своём письме И. С. Тургеневу осенью 1857 года П. В. Анненков рассказывал проект Толстого по засадке всей России лесами, а в своём письме В. П. Боткину Лев Толстой сообщал, как остался очень рад тому, что не сделался только литератором вопреки совету Тургенева. Однако в промежутке между первой и второй поездками писатель продолжил работу над «Казаками», написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие».

Последний роман был им опубликован в «Русском вестнике» Михаила Каткова. Сотрудничество Толстого с журналом «Современник», продолжавшееся с 1852 года, завершилось в 1859 году. В этом же году Толстой принял участие в организации Литературного фонда. Но жизнь его не исчерпывалась литературными интересами: 22 декабря 1858 года он едва не погиб на медвежьей охоте.

Приблизительно в это же время у него завязался роман с крестьянкой Аксиньей Базыкиной, зреют планы женитьбы.

В следующей поездке его интересовали, в основном, народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически - в беседах со специалистами. Из выдающихся людей Германии его больше всех заинтересовал как автор посвящённых народному быту «Шварцвальдских рассказов» и как издатель народных календарей. Толстой нанёс ему визит и постарался с ним сблизиться. Кроме того, он встретился также с немецким педагогом Дистервегом. Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и Лелевелем. В Лондоне посетил , был на лекции .

Серьёзному настроению Толстого во время второго путешествия по югу Франции содействовало ещё то, что почти на его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление.

Постепенно критика лет на 10-12 охладевает к Льву Толстому, до самого появления «Войны и мира», и сам он не стремился к сближению с литераторами, делая исключение лишь для . Одна из причин этого отчуждения состояла в размолвке Льва Толстого с Тургеневым, которая произошла в то время, когда оба прозаика находились в гостях у Фета в имении Степановка в мае 1861 года. Ссора едва не закончилась дуэлью и испортила отношения между писателями на долгие 17 лет.

В мае 1862 года Лев Николаевич, страдающий депрессией, по рекомендации врачей отправился в башкирский хутор Каралык, Самарская губерния, чтобы лечиться новым и модным в то время методом кумысолечения. Изначально он собирался находиться в кумысолечебнице Постникова недалеко от Самары, но, узнав, что в то же время должно было приехать множество высокопоставленных чиновников (светское общество, которое молодой граф терпеть не мог), отправился в башкирское кочевье Каралык, на реке Каралык, в 130 верстах от Самары. Там Толстой жил в башкирской кибитке (юрте), питался бараниной, принимал солнечные ванны, пил кумыс, чай, а также развлекался с башкирами игрой в шашки. В первый раз он пробыл там полтора месяца. В 1871 году, когда он уже написал «Войну и мир», он вновь приехал туда из-за ухудшения здоровья. О своих впечатлениях он писал так: «Тоска и равнодушие прошли, чувствую себя приходящим в скифское состояние, и все интересно и ново... Ново и интересно многое: и башкиры, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа» .

Очарованный Каралыком, Толстой купил в этих местах имение, и уже лето следующего, 1872 года провёл вместе со всей семьёй в нём.

В июле 1866 года Толстой выступил на военно-полевом суде в качестве защитника Василя Шабунина, ротного писаря стоявшего недалеко от Ясной Поляны Московского пехотного полка. Шабунин ударил офицера, который приказал наказать его розгами за нахождение в нетрезвом виде. Толстой доказывал невменяемость Шабунина, но суд признал его виновным и приговорил к смертной казни. Шабунин был расстрелян. Этот эпизод произвёл большое впечатление на Толстого, так как он в этом страшном явлении видел беспощадную силу, которую представляло собою государство, основанное на насилии. По этому поводу он писал своему другу публицисту П. И. Бирюкову: «Случай этот имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей» .

В течение первых 12 лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 году и законченные в 1861-1862 годах «Казаки», первое из произведений, в которых наиболее реализовался талант зрелого Толстого.

Главный интерес творчества для Толстого проявился «в „истории“ характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии». Его целью было показать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, противостоянию среде в опоре на силу собственной души.

Выходу «Войны и мира» предшествовала работа над романом «Декабристы» (1860-1861), к которому автор неоднократно возвращался, но который остался незаконченным. А на долю «Войны и мира» выпал небывалый успех. Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике» 1865 года; в 1868 году вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две. Первые четыре тома «Войны и мира» быстро разошлись, и понадобилось второе издание, которое и было выпущено в октябре 1868 года. Пятый и шестой томы романа вышли в одном издании, отпечатанном уже увеличенным тиражом.

«Война и мир» стала уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Это произведение вобрало в себя всю глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Писатель, по словам В. Я. Лакшина, обратился «к особому состоянию народного сознания в героическую пору 1812 года, когда люди из разных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию», что, в свою очередь, «создало почву для эпопеи».

Национальные русские черты автор показал в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве простых солдат. Он изобразил войну России с наполеоновскими войсками как всенародную войну. Эпический стиль произведения передаётся через полноту и пластичность изображения, разветвлённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы.

В романе Толстого широко представлены самые разные слои общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на пространстве царствования Александра I.

Толстой был доволен собственным произведением, однако уже в январе 1871 года он отправил А. А. Фету письмо: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану» . Однако, едва ли Толстой перечёркивал важность своих предшествующих творений. На вопрос Токутоми Рока в 1906 году, какое своё произведение Толстой любит больше всего, писатель ответил: «Роман „Война и мир“» .

В марте 1879 года, в Москве, Лев Толстой познакомился с Василием Петровичем Щеголёнком, и в том же году по его приглашению тот приехал в Ясную Поляну, где пробыл около месяца-полутора. Щеголёнок поведал Толстому множество народных сказаний, былин и легенд, из которых более двадцати были записаны Толстым, а сюжеты некоторых Толстой, если и не записал на бумагу, то запомнил: шесть написанных Толстым произведений имеют источником рассказы Щеголёнка (1881 - «Чем люди живы», 1885 - «Два старика» и «Три старца», 1905 - «Корней Васильев» и «Молитва», 1907 - «Старик в церкви»). Помимо этого, Толстой усердно записал много поговорок, пословиц, отдельных выражений и слов, рассказанных Щеголёнком.

Новое миросозерцание Толстого наиболее полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-1880, опубликована в 1884) и «В чём моя вера?» (1882-1884). Теме христианского начала любви, лишённой всякого своекорыстия и возвышающейся над любовью чувственной в борьбе с плотью, Толстой посвятил повесть «Крейцерова соната» (1887-1889, опубликована в 1891) и «Дьявол» (1889-1890, опубликована в 1911). В 1890-е годы, пытаясь теоретически обосновать свои взгляды на искусство, он пишет трактат «Что такое искусство?» (1897-1898). Но главной художественной работой тех лет стал его роман «Воскресение» (1889-1899), сюжет которого был основан на подлинном судебном деле. Резкая критика церковных обрядов в данном произведении стала одной из причин отлучения Толстого Святейшим синодом от православной церкви в 1901-м году. Наивысшими достижениями начала 1900-х годов стала повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». В «Хаджи-Мурате» в равной мере обличён деспотизм Шамиля и Николая I. В повести Толстой прославил мужество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни. Пьеса «Живой труп» стала свидетельством новых художественных исканий Толстого, объективно близких чеховской драме.

В начале царствования Толстой письменно обратился к императору с просьбой о помиловании цареубийц в духе евангельского всепрощения. С сентября 1882 за ним устанавливается негласный надзор для выяснения отношений с сектантами; в сентябре 1883 он отказывается от исполнения обязанностей присяжного заседателя, мотивируя отказ несовместимостью со своим религиозным мировоззрением. Тогда же он получил запрет на публичное выступление в связи со смертью Тургенева. Постепенно идеи толстовства начинают проникать в общество. В начале 1885 года в России происходит прецедент отказа от военной службы со ссылкой на религиозные убеждения Толстого. Значительная часть взглядов Толстого не могла получить открытого выражения в России и в полном виде была изложена только в заграничных изданиях его религиозно-социальных трактатов.

В отношении к художественным произведениям Толстого, написанным в этот период, не было единодушия. Так, в длинном ряде небольших повестей и легенд, предназначенных преимущественно для народного чтения («Чем люди живы» и др.), Толстой, по мнению своих безусловных поклонников, достиг вершины художественной силы. В то же время, по мнению людей, упрекающих Толстого в том, что он из художника превратился в проповедника, эти написанные с определённою целью художественные поучения были грубо-тенденциозны.


Высокая и страшная правда «Смерти Ивана Ильича», по мнению поклонников, ставящая это произведение в один ряд с главными произведениями гения Толстого, по мнению других, преднамеренно жёстка, в ней резко подчёркивалось бездушие высших слоёв общества, чтобы показать нравственное превосходство простого «кухонного мужика» Герасима. Противоположные отзывы вызвала и «Крейцерова соната» (написана в 1887-1889, издана в 1890 году) - анализ супружеских отношений заставил забыть об удивительной яркости и страстности, с которою написана эта повесть. Произведение было запрещено цензурой, его удалось напечатать благодаря усилиям С. А. Толстой, которая добилась свидания с Александром III. В результате повесть была опубликована в урезанном цензурой виде в Собрании сочинений Толстого по личному разрешению царя. Александр III остался доволен повестью, но царица была шокирована. Зато народная драма «Власть тьмы», по мнению поклонников Толстого, стала великим проявлением его художественной силы: в тесные рамки этнографического воспроизведения русского крестьянского быта Толстой сумел вместить столько общечеловеческих черт, что драма с колоссальным успехом обошла все сцены мира.

Во время голода 1891-1892 гг. Толстой организовывал в Рязанской губернии учреждения помощи голодающим и нуждающимся. Им было открыто 187 столовых, в которых кормилось 10 тысяч человек, а также несколько столовых для детей, осуществлялась раздача дров, выдача семян и картофеля для посева, покупались и раздавались земледельцам лошади (почти все хозяйства обезлошадели в голодный год), в виде пожертвований было собрано почти 150 000 рублей.

Трактат «Царство Божие внутри вас...» писался Толстым с небольшими перерывами почти 3 года: с июля 1890 г. по май 1893 г. Трактат, вызвавший восхищение критика В. В. Стасова («первая книга XIX века») и И. Е. Репина («эта вещь ужасающей силы») невозможно было издать в России из-за цензуры, и он был издан за рубежом. Книга стала нелегально распространяться в огромном количестве экземпляров в России. В самой же России первое легальное издание появилось в июле 1906 г., но и после этого оно изымалось из продажи. Трактат был включен в собрание сочинений Толстого, изданное в 1911 г., уже после его смерти.

В последнем крупном произведении, романе «Воскресение», опубликованном в 1899 г., Толстой осуждал судебную практику и великосветский быт, духовенство и богослужение изображал обмирщённым и соединившимся со светской властью.

Поворотным в сторону от учения Православной Церкви временем для него стала вторая половина 1879 года. В 1880-е он стал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности. Публикация некоторых произведений Толстого была запрещена как духовной, так и светской цензурой. В 1899 году вышел роман Толстого «Воскресение», в котором автор показывал жизнь различных социальных слоёв современной ему России; духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли за карикатуру на , обер-прокурора Святейшего Синода.

Своё учение Лев Толстой применял в первую очередь по отношению к собственному образу жизни. Он отрицал церковные трактовки бессмертия и отвергал церковный авторитет; он не признавал в правах государство, так как оно строится (по его мнению) на насилии и принуждении. Он критиковал церковное учение, согласно которому «жизнь, какая есть здесь, на земле, со всеми её радостями, красотами, со всею борьбой разума против тьмы, - жизнь всех людей, живших до меня, вся моя жизнь с моей внутренней борьбой и победами разума есть жизнь не истинная, а жизнь павшая, безнадежно испорченная; жизнь же истинная, безгрешная - в вере, то есть в воображении, то есть в сумасшествии». Лев Толстой был не согласен с учением церкви о том, что человек от своего рождения, по своей сущности является порочным и грешным, так как, по его мнению, такое учение «под корень подсекает все, что есть лучшего в природе человека». Видя, как церковь быстро утрачивала своё влияние на народ, писатель, по мнению К. Н. Ломунова пришёл к выводу: «Всё живое - независимо от церкви».

В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний (Вадковский). Как значится в камер-фурьерских журналах, 22 февраля Победоносцев был у Николая II в Зимнем дворце и беседовал с ним около часа. Некоторые историки считают, что Победоносцев прибыл к царю прямо из Синода с готовым определением.

В ноябре 1909 года он записал мысль, которая указывала на его широкое понимание религии: «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие. Мы все должны найти, каждый в своей вере, то, что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего, держаться того, что обще» .

В конце февраля 2001 года правнук графа Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть синодальное определение. В ответ на письмо в Московском Патриархате заявили, что решение об отлучении Льва Толстого от Церкви, вынесенное ровно 105 лет назад, пересмотреть невозможно, так как (по словам секретаря по взаимоотношениям Церкви Михаила Дудко), это было бы неправильным в отсутствие человека, на которого распространяется действие церковного суда.

В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л. Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Д. П. Маковицкого. При этом у Толстого не было даже определённого плана действий. Своё последнее путешествие он начал на станции Щёкино. В тот же день, пересев на станции Горбачёво в другой поезд, доехал до города Белёва Тульской губернии, после - так же, но уже на другом поезде до станции Козельск, нанял ямщика и направился в Оптину Пустынь, а оттуда на следующий день - в Шамординский монастырь, где встретился со своей сестрой, Марией Николаевной Толстой. Позднее в Шамордино тайно приехала дочь Толстого Александра Львовна.

Утром 31 октября (13 ноября) Л. Н. Толстой и сопровождающие отправились из Шамордино в Козельск, где сели в уже подошедший к вокзалу поезд № 12, Смоленск - Раненбург, следующий в восточном направлении. Билетов при посадке купить не успели; доехав до Белёва, приобрели билеты до станции Волово, где намеревались пересесть на какой-нибудь поезд, следующий в южном направлении. Сопровождавшие Толстого позже также свидетельствовали, что определённой цели у путешествия не было. После совещания решили ехать к его племяннице Е. С. Денисенко, в Новочеркасск, где хотели попытаться получить заграничные паспорта и затем ехать в Болгарию; если же это не удастся - ехать на Кавказ. Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя хуже - простуда обернулась крупозным воспалением лёгких и сопровождающие вынуждены были в тот же день прервать поездку и вынести больного Толстого из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область).

Известие о болезни Льва Тол­стого вызвало сильный переполох как в высших кругах, так и среди членов святейшего Синода. О состоянии его здоровья и положении дел систематически направлялись шифрованные телеграммы министерству внутренних дел и Московскому жандармскому управлению железных дорог. Было созвано экстренное тайное заседание Синода, на котором, по инициативе обер-прокурора Лукьянова, был поставлен вопрос об отношении церкви на случай печального исхода болезни Льва Николаевича. Но вопрос положительно так и не был решён.

Льва Николаевича пытались спасти шестеро врачей, но на их предложения помочь он лишь ответил: «Бог всё устроит». Когда же его спросили, чего ему самому хочется, он сказал: «Мне хочется, чтобы мне никто не надоедал». Последними осмысленными его словами, которые он произнёс за несколько часов до смерти старшему сыну, которые тому от волнения не удалось разобрать, но которые слышал врач Маковицкий, были: «Серёжа... истину... я люблю много, я люблю всех...» .

7 (20) ноября в 6 часов 5 минут после недели тяжёлой и мучительной болезни (задыхался) Лев Николаевич Толстой умер, в доме начальника станции И. И. Озолина.

Когда Л. Н. Толстой приезжал в Оптину Пустынь перед смертью, игуменом монастыря и скитоначальником был старец Варсонофий. Толстой не решился зайти в скит, и старец поехал за ним на станцию Астапово, чтоб дать ему возможность примириться с Церковью. Но его не пустили к писателю, как не пустили к нему жену и некоторых из его ближайших родственников из числа православных верующих.

9 ноября 1910 года в Ясной Поляне собралось несколько тысяч человек на похороны Льва Толстого. Среди собравшихся были друзья писателя и поклонники его творчества, местные крестьяне и московские студенты, а также представители государственных органов и местные полицейские, направленные в Ясную Поляну властями, которые опасались, что церемония прощания с Толстым может сопровождаться противоправительственными заявлениями, а, возможно, что даже выльется в демонстрацию. Кроме того - в России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые должны были пройти не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон), как пожелал сам Толстой. Церемония прошла мирно, что было отмечено в полицейских рапортах. Провожающие, соблюдая полный порядок, с тихим пением проводили от станции до усадьбы гроб Толстого. Люди выстроились в очередь, молча входили в комнату для прощания c телом.

В этот же день в газетах была опубликована резолюция Николая II на докладе министра внутренних дел о кончине Льва Николаевича Толстого: «Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья» .

10 (23) ноября 1910 года Л. Н. Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. Когда гроб с покойным опускали в могилу, все присутствующие благоговейно преклонили колени.

Семья Льва Толстого:

Лев Николаевич с юношеских лет был знаком с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс (1826-1886), любил играть с её детьми Лизой, Соней и Таней. Когда дочери Берсов подросли, Лев Николаевич задумался над женитьбой на старшей дочери Лизе, долго колебался, пока не сделал выбор в пользу средней дочери Софьи. Софья Андреевна ответила согласием, когда ей было 18 лет, а графу 34 года, и 23 сентября 1862 года Лев Николаевич женился на ней, предварительно признавшись в своих добрачных связях.

На некоторое время в его жизни наступает самый светлый период - он по-настоящему счастлив, во многом благодаря практичности жены, материальному благосостоянию, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и всемирной славе. В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных - в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело его черновики. Однако очень скоро счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами, взаимным непониманием, которое с годами лишь усугублялось.

Для своей семьи Лев Толстой предложил некоторый «план жизни», согласно которому он предполагал часть дохода отдавать на бедных и школы, а образ жизни своей семьи (жизнь, пища, одежда) значительно упростить, при этом также продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи. Его супругу, Софью Андреевну, такой план явно не устраивал, на почве чего у них вспыхнул первый серьёзный конфликт и начало её «необъявленной войны» за обеспеченное будущее своих детей. А в 1892 году Толстой подписал раздельный акт и передал своей жене и детям всю недвижимость, не желая быть собственником. Тем не менее, вместе они прожили в большой любви почти пятьдесят лет.

Кроме того, его старший брат Сергей Николаевич Толстой собирался обвенчаться с младшей сестрой Софьи Андреевны - Татьяной Берс. Но неофициальный брак Сергея с цыганской певицей Марией Михайловной Шишкиной (у которой от него было четверо детей) сделал невозможным супружество Сергея и Татьяны.

Помимо этого, отец Софьи Андреевны лейб-медик Андрей Густав (Евстафиевич) Берс ещё до брака с Иславиной имел дочь Варвару от Варвары Петровны Тургеневой - матери Ивана Сергеевича Тургенева. По матери Варя была родной сестрой Ивана Тургенева, а по отцу - С. А. Толстой, таким образом, вместе с браком Лев Толстой приобрёл родство с И. С. Тургеневым.

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 13 детей, пять из которых умерли в детстве. Дети:

1. Сергей (1863-1947), композитор, музыковед.
2. Татьяна (1864-1950). С 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным. В 1917-1923 была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини (1905-1996).
3. Илья (1866-1933), писатель, мемуарист. В 1916 году покинул Россию и уехал в США.
4. Лев (1869-1945), писатель, скульптор. В эмиграции во Франции, Италии, затем в Швеции.
5. Мария (1871-1906). С 1897 замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872-1934). Умерла от воспаления легких. Похоронена в с. Кочаки Крапивенского уезда (совр. Тул. обл., Щекинский р-н, дер. Кочаки).
6. Пётр (1872-1873)
7. Николай (1874-1875)
8. Варвара (1875-1875)
9. Андрей (1877-1916), чиновник особых поручений при тульском губернаторе. Участник русско-японской войны. Скончался в Петрограде от общего заражения крови.
10. Михаил (1879-1944). В 1920 году эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. Скончался 19 октября 1944 года в Марокко.
11. Алексей (1881-1886)
12. Александра (1884-1979). С 16 лет стала помощницей отца. За участие в Первой мировой войне награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена чина полковника. В 1929 году эмигрировала из СССР, в 1941 получила гражданство США. Скончалась 26 сентября 1979 года в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк.
13. Иван (1888-1895).

По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира. Большинство из них - потомки имевшего 10 детей Льва Львовича Толстого, третьего сына Льва Николаевича. Начиная с 2000 года, раз в два года в Ясной Поляне проходят встречи потомков писателя.

Высказывания про Льва Толстого:

Французский писатель и член Французской академии Андре Моруа утверждал, что Лев Толстой - один из трёх величайших писателей за всю историю культуры (наряду с Шекспиром и Бальзаком).

Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн говорил, что мир не знал другого художника, в котором эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого, и что в его творениях живёт стихия эпоса и несокрушимый реализм.

Индийский философ и политический деятель говорил о Толстом как о самом честном человеке своего времени, который никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её, не страшась ни духовной, ни светской власти, подкрепляя свою проповедь делами и идя на любые жертвы ради истины.

Русский писатель и мыслитель говорил в 1876 году, что только Толстой блистает тем, что, кроме поэмы, «знает до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность».

Русский писатель и критик Дмитрий Мережковский писал о Толстом: «Лицо его - лицо человечества. Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? - человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я».

Русский поэт отзывался о Толстом: «Толстой - величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни».

Русский писатель в английских «Лекциях по русской литературе» писал: «Толстой - непревзойденный русский прозаик. Оставляя в стороне его предшественников Пушкина и Лермонтова, всех великих русских писателей можно выстроить в такой последовательности: первый - Толстой, второй - Гоголь, третий - Чехов, четвёртый - Тургенев».

Русский религиозный философ и писатель В. В. Розанов о Толстом: «Толстой - только литератор, но не пророк, не святой и потому его учение никого не окрыляет».

Известный богослов Александр Мень говорил, что Толстой до сих пор является голосом совести и живым упрёком для людей, уверенных, что они живут в соответствии с моральными принципами.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой известен авторством многих произведений, а именно: Война и мир , Анна Каренина и других. Изучение его биографии и творчества продолжается до сих пор.

Философ и литератор Лев Николаевич Толстой появился на свет в дворянской семье. В наследство от своего отца он унаследовал графский титул. Его жизнь началась в большом родовом поместье в Ясной поляне Тульской губернии, что наложило значительный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Вконтакте

Жизнь Л. Н. Толстого

Родился он 9 сентября 1828 году. Ещё будучи ребёнком, Лев испытал немало тяжёлых моментов в жизни. После того как умерли родители, он и его сестры воспитывались тётей. После её смерти, когда ему исполнилось 13 лет, пришлось переехать в Казань к дальней родственнице под опеку. Начальное образование Лев проходил в домашних условиях. В 16 лет поступил на филологический факультет Казанского университета. Однако, сказать, что он был успешен в учёбе, было нельзя. Это вынудило перейти Толстого на более лёгкий, юридический факультет. Спустя 2 года, вернулся в Ясную поляну, так и не осилив до конца гранит науки.

В силу переменчивого характера Толстого, он пробовал себя в разных отраслях , интересы и приоритеты часто сменялись. Работа перемежалась с затяжными загулами и кутежами. В этот период им было наделано много долгов, с которыми пришлось в дальнейшем долго расплачиваться. Единственное пристрастие Льва Николаевича Толстого, стабильно сохранившееся на всю жизнь, это ведение личного дневника. Оттуда он и черпал потом самые интересные идеи для своих произведений.

Толстой был неравнодушен к музыке. Его любимые композиторы: Бах, Шуман, Шопен и Моцарт. В то время, когда у Толстого ещё не сформировалось главной позиции в отношении своего будущего, он поддался уговорам брата. По его наущению, он отправился служить в армию юнкером. При прохождении службы вынужден был участвовать в по 1855 год.

Раннее творчество Л. Н. Толстого

Будучи юнкером , он имел достаточно свободного времени, чтобы начать свою творческую деятельность. В этот период Лев начал заниматься историей автобиографического характера под названием Детство . Большей частью, в ней были изложены факты, случившиеся с ним, когда он был ещё ребёнком. Рассказ был отправлен на рассмотрение в журнал Современник. Его одобрили и выпустили в тираж в 1852 году.

После первой публикации , Толстого заметили и стали приравнивать к значимым личностям того времени, а именно: И. Тургенев , И. Гончаров, А. Островский и другие.

В те же армейские годы им была начата работа над повестью Казаки, которую закончил в 1862 году. Вторым произведением после Детства стало Отрочество, затем - Севастопольские рассказы. Ими он занимался во время участия в Крымских сражениях.

Путешествие по Европе

В 1856 году Л. Н. Толстой покинул воинскую службу в звании поручика. Решил некоторое времени попутешествовать. Сперва отправился в Петербург, где ему оказали радушный приём. Там у него установились дружеские контакты с популярными на тот период писателями: Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Они проявили к нему неподдельный интерес и приняли участие в его судьбе. В это время были написаны Метель и Два гусара.

Прожив 1 год весёлой и беззаботной жизнью, испортив отношения со многими членами литературного кружка, Толстой решает покинуть этот город. В 1857 году началось его путешествие по Европе.

Париж Льву совсем не понравился и оставил тяжёлый след в душе. Оттуда он отправился на Женевское озеро. Посетив множество стран, он вернулся в Россию с грузом отрицательных эмоций . Кто и что его так поразило? Скорее всего - это слишком резкая полярность между богатством и бедностью, который покрывался напускным великолепием европейской культуры. И это прослеживалось везде.

Л.Н. Толстой пишет повесть Альберт, продолжает трудиться над Казаками, написал рассказ Три смерти и Семейное счастие. В 1859 году прекратил сотрудничество с Современником. В это же время у Толстого обозначились изменения в личной жизни, когда в планах - женитьба на крестьянке Аксинье Базыкиной.

После смерти старшего брата Толстой отправился в путешествие на юг Франции.

Возвращение домой

С 1853 по 1863 год его литературная деятельность приостановилась из-за отъезда на родину. Там он решил заняться фермерским хозяйством. Одновременно Лев сам проводил активную просветительскую деятельность среди деревенского населения. Создал школу для крестьянских детей и начал преподавать по своей методике.

В 1862 году он сам создал педагогический журнал под названием Ясная поляна. Под его началом вышло 12 изданий, которые не были оценены по достоинству в то время. Характер их был таков - он чередовал теоретические статьи с баснями и рассказами для детей начального уровня образования.

Шесть лет из его жизни, с 1863 по 1869 год , ушли на написание главного шедевра - Война и мир. Следующим в списке был роман Анна Каренина. На него потребовалось ещё 4 года. На протяжении этого периода полностью сформировалось его мировоззрение и вылилось в направление под названием толстовство. Основы этого религиозно-философского течения изложены в следующих работах Толстого:

  • Исповедь.
  • Крейцерова соната.
  • Исследование догматического богословия.
  • О жизни.
  • Христианское учение и прочие.

Главный акцент в них ставится на нравственных догмах человеческой натуры и их усовершенствовании. Призывал прощать тех, кто приносит нам зло, и отказываться от насилия при достижении своей цели.

В Ясную поляну не прекращался поток почитателей творчества Л. Н. Толстого, ища в нём поддержку и наставника. В 1899 году был опубликован роман Воскресение.

Общественная деятельность

Вернувшись из Европы, он получил приглашение стать приставником Крапивинского уезда Тульской губернии. Он активно влился в деятельный процесс по защите прав крестьянства, часто идя вопреки царским указам. Эта работа расширила кругозор Льва. Ближе столкнувшись с крестьянской жизнью, он стал лучше понимать все тонкости . Полученные сведения в дальнейшем помогли ему в литературном творчестве.

Расцвет творчества

Перед началом написания романа Война и мир, Толстой занялся ещё одним романом - Декабристы. Толстой неоднократно к нему возвращался, но так и не смог довести до конца. В 1865 году в Русском вестнике появился небольшой отрывок из Войны и мир. Спустя 3 года вышли ещё три части, а потом и все остальные. Это произвело настоящий фурор в русской и зарубежной литературе. В романе самым подробным образом описаны разные слои населения.

К последним произведениям писателя относятся:

  • рассказы Отец Сергий;
  • После бала.
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича.
  • драма Живой труп.

В характере его последней публицистики прослеживается консервативный настрой . Он жёстко осуждает праздную жизнь высших слоёв, которые не задумываются над смыслом жизни. Л. Н. Толстой подвергал жёсткой критике государственные догмы, отметая все: науку, искусство, суд и так далее. На подобный выпад отреагировал сам Синод и в 1901 году Толстого отлучили от церкви.

В 1910 году Лев Николаевич уехал из семьи и в дороге заболел. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Уральской железной дороги. Последнюю неделю своей жизни он провёл в доме местного начальника станции, где и умер.

Сочинение

В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу.

Толстой выдвинул новые принципы изображения человека в литературе. Он нашел оригинальные способы передачи внутреннего мира человека во всей его сложности, в противоречивом, диалектическом развитии. Толстой придавал громадное значение стихийным, эмоциональным началам в психике человека, но это вовсе не означало умаления разума. Напротив, стремление к добру, истине, справедливости - важнейшие проявления именно сферы сознания. Чистота нравственного чувства, отмеченная еще Чернышевским, находится у Толстого в неразрывной связи с тончайшим анализом «диалектики души» человека.

Большим художественным достижением Толстого-реалиста было глубокое постижение им «текучести», подвижности человеческой натуры (люди как реки…»). Его привлекали не только законченные, уже сформировавшиеся характеры, но и герои, не останавливающиеся в своем развитии, способные к нравственным кризисам, духовному возрождению. Преодолевая рационалистическое объяснение человеческого характера, Толстой не соглашался с мыслью о непреодолимом влиянии среды на человека. Великий художник всячески стремился пробудить самосознание людей. И не случайно любимые его герои так настойчиво искали самостоятельные ответы на самые важные, самые насущные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. Писатель был убежден, что человек должен сам нести нравственную ответственность за свои поступки, за всю свою жизнь. И вполне закономерно растущее сопротивление его героев тем обстоятельствам, которые препятствуют наиболее полному проявлению их духовной сущности.

Реализм Толстого, основанный на творческом использовании лучших традиций русской класической литературы, оказал громадное воздействие на процесс ее дальнейшего развития. Младшие современники Толстого - Чехов, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Короленко, Куприн, Бунин, Максим Горький не могли пройти мимо художественных достижений Толстого. Следуя за своим гениальным предшественником, косвенно или даже прямо полемизируя с ним, они ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы невозможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».

Толстой выдвинул важнейшее методологическое положение, объясняя суть и причины мирового значения гениального русского писателя:

* «…Л. Толстой сумел поставить в своих произведениях столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» .

Именно поэтому творчество Толстого оказывает благотворное воздействие на развитие мировой культуры. Выдающиеся зарубежные писатели Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. Мартен дю Гар (Франция), Т. Драйзер, Э. Хемингуэи, Т. Вулф (США), Б. Шоу, Дж. Голсуорси (Англия), А. Стринберг и А. Лундквист (Швеция), М. Садовяну (Румыния), Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич (Польша), И. Вазов (Болгария), М. Пуйманова (Чехословакия), писатели Индии, Японии, Китая, Африки, Латинской Америки - все признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.

В литературе традиции Толстого широко используются, начиная с первых шагов ее формирования и на всех последующих этапах ее развития. Обращение к бесценному опыту Толстого способствует постановке в новейшей литературе острых проблем нравственности, разработке «вечных вопросов» о смысле жизни, месте человека в обществе, о его моральной ответственности за себя и за все, что совершается в мире. Как писал Л. Леонов, «все в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия.

Велико значение Толстого в развитии литератур всех народов нашей страны. Творчество русского классика способствовало демократизации национальных литератур. Художественный опыт Толстого помогал многим писателям воспринимать мир в его кричащих противоречиях, усиливал их обличительный пафос. Произведения великого писателя стали школой гуманизма, правдивости, высокого мастерства и гражданской ответственности. Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей. Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы образы украинских крестьян, рядовых солдат. Как и многие другие русские писатели, Толстой с большим уважением относился к истории украинского народа, его культуре, народным песням, языку.

Толстой был знаком с поэзией Шевченко. Среди его произведений он особенно ценил поэму «Наймичка», в которой русского писателя особенно поразила разработка вечной темы - самоотверженной материнской любви. Шевченко также знал ранние произведения Толстого, с одобрением отзывался о его педагогической деятельности. Эта деятельность интересовала также и Марко Вов-чок, которая была знакома с Толстым.

Среди деятелей украинской культуры наибольшее внимание Толстого привлек Григорий Сковорода, которого он называл мудрецом. Ему было близко учение украинского философа о самоусовершенствовании, его простота, презрение к мирским благам, богатству, роскоши. Л. Толстой встречался с выдающимися представителями украинского театрального искусства - М. Заньковецкой, М. Кропивницким и высоко ценил их актерское мастерство.

Вокруг истолкования творчества Толстого в украинской дооктябрьской литературе и журналистике шла напряженная борьба. Буржуазно-националистическая критика предпринимала попытки принизить значение критического реализма Толстого, поставить под сомнение ценность его наследия для украинской литературы или выделить в его произведениях преимущественно религиозные мотивы. Эти тенденции резко критиковал Франко в статье «Щиристь тону щиршть переконань» (1905).

Как показано в исследованиях многих литературоведов (И. Я. Заславского, Н. Е. Крутиковой, В. Ф. Осмоловского, М. М. Пархоменко, А. А. Сахалтуева, Ю. 3. Янковского и др.), творчество Толстого помогло украинским писателям демократического лагеря углубить реалистическое понимание действительности, понять общественные конфликты эпохи. Под воздействием великого русского писателя в украинской литературе укреплялось психологическое направление в реализме, усваивались принципы анализа «диалектики души», обогащалось представление о сложных связях человека и общества.

Для восприятия важнейших творческих уроков Толстого нужна была соответствующая почва. Она уже существовала в последней трети XIX в., когда в результате внутреннего развития украинская литература достигла больших идейно-творческих достижений. В этих условиях художественные открытия Л. Толстого приобретали для украинских писателей огромную притягательность. Творчески воспринятый опыт Толстого не только не отрывал их от прогрессивных национальных традиций, но, напротив, нередко способствовал более вдумчивому обращению к этим традициям, к глубокому изучению жизни своего народа, к органическому сочетанию эпического размаха и пристального внимания к судьбам отдельных людей.

В популяризации Л. Толстого очень большую роль сыграл И. Я. Франко. Он издал на Западной Украине ряд произведений классика русской литературы («Смерть Ивана Ильича», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Воскресение»), посвятил ему несколько литературно-критических статей. Не все конкретные суждения Франко были справедливы. Порою он, борясь с толстовской проповедью непротивления злу насилием, с призывами к всепрощению, не замечал той «мысли народной», которая определяла пафос многих произведений гениального писателя и прежде всего роман «Война и мир», явно недооцененный Франко. Но в общей оценке реализма Толстого, в суждениях о ряде его произведений украинский писатель проявил большую проницательность. Непримиримо отвергая реакционные тенденции в философских взглядах Толстого, Франко подчеркивал мировое значение его творчества.

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, мыслитель , родился в Тульской губернии , в родовом поместье «Ясная Поляна» в 1828- м году. Еще ребенком он потерял родителей и воспитывался своей дальней родственницей Т. А. Ергольской. В 16 лет поступил в Казани в университет на факультет философии, но обучение оказалось для него скучным, и уже через 3 года он бросил учебу. В возрасте 23-х лет уехал воевать на Кавказ , о чем, впоследствии, много писал, отобразив этот опыт в своих трудах «Казаки», «Набег», «Рубка леса», «Хаджи-Мурат».
Продолжив воевать, после Крымской войны Толстой отправился в Санкт-Петербург, где стал членом литературного кружка «Современник », вместе с прославленными писателями Некрасовым, Тургеневым и другими. Уже имея определенную славу писателя, многие восприняли его вступление в кружок с энтузиазмом, Некрасов назвал его «великой надеждой русской литературы». Там он издал свои «Севастопольские рассказы», написанные под влиянием опыта Крымской войны, после чего отправился в путешествие по странам Европы, вскоре, однако, разочаровавшись в них.
В конце 1856 -го года Толстой ушел в отставку и, вернувшись в родную Ясную Поляну, стал помещиком . Отойдя от литературной деятельности, Толстой занялся деятельностью просветительской. Он открыл школу, практиковавшую разработанную им же систему педагогики. Для этих целей он в 1860 году уехал в Европу, чтобы изучить иностранный опыт.
Осенью 1862 года Толстой женился на молодой девушке из Москвы С. А. Берс , уехав с ней в Ясную Поляну, избрав тихую жизнь семьянина. Но через год его внезапно осенила новая идея, в результате воплощения которой на свет явилось известнейшее произведение «Война и мир ». Не менее известный его роман «Анна Каренина » был закончен уже в 1877 . Говоря об этом периоде жизни писателя, можно сказать что его мировоззрение на тот момент уже окончательно сформировалось и стало известно как «толстовство». Его роман «Воскресенье» был издан в 1899 , последними же для Льва Николаевича произведениями стали «Отец Сергий», «Живой труп», «После бала».
Имея мировую славу, Толстой пользовался популярностью у многих людей по всему миру. Будучи для них фактически духовным наставником и авторитетом, он частенько принимал гостей в своем поместье.
В соответствии со своим мировоззрением, в конце 1910 года, ночью Толстой тайно покидает свой дом в сопровождении своего личного врача. Намереваясь выехать в Болгарию или на Кавказ, им предстояла дальняя дорога, но в связи с тяжелой болезнью Толстой вынужден был остановиться на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне названной в его честь), где и умер от тяжелой болезни в возрасте 82-х лет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...