Недоросль. Анализ произведения «Недоросль» (Д

Классицизм - литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения - тема статьи.

Проблематика

О чем повествует комедия «Недоросль»? Действующие лица - типичные представители социальных слоев в России восемнадцатого столетия. Среди них и государственные мужи, и дворяне, и слуги, и крепостные, и даже самозваные учителя. Затронута социальная тема в комедии «Недоросль». Действующие лица - Митрофанушка и его мать. Госпожа Простакова жестко управляет всеми. Она не считается ни с кем, даже со своим мужем. По своей проблематике прямолинейным является произведения «Недоросль». Действующие лица в комедии либо отрицательные, либо положительные. Сложных противоречивых образов в нет.

Произведение также затрагивает и общественно политические проблемы. Даже сегодня, спустя более чем два столетия, оно не теряет актуальности. Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» произносят фразы, которые буквально разлетелись на цитаты. Имена героев этого драматургического произведения стали нарицательными.

История создания

Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции. Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия. А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.

Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».

Список действующих лиц

  1. Простакова.
  2. Простаков.
  3. Митрофанушка.
  4. Софья.
  5. Милон.
  6. Правдин.
  7. Стародум.
  8. Скотинин.
  9. Кутейкин.
  10. Циферкин.
  11. Вральман.
  12. Тришка.

Софья, Митрофанушка, Простакова - главные действующие лица. Недоросль - это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования. Им, как известно, в комедии является Митрофан - один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами. И это еще один типичный признак произведений классицизма.

Сюжет

Комедия Фонвизина повествует о жестоких и глупых помещиках, которым противопоставлены образованные аристократы. В центре сюжета - история девушки-сироты, которая внезапно оказывается наследницей большого состояния. в комедии пытаются завладеть ее приданым, выдав замуж насильно. Положительные приходят на помощь, избавляя от вероломных родственников.

В доме Простаковых

Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.

В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.

Богатая наследница

На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» - описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй - невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней. Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия. А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.

Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив. Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике. Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.

Справедливость восторжествовала

Деревню посещает офицер Милон, с которым Софья была знакома еще в Москве. Они любят друг друга, но в силу жизненных обстоятельств им пришлось расстаться. Милон, узнав о помолвке Софьи, сперва терзается ревностью, но впоследствии он узнают о том, что из себя представляет Митрофан, и несколько успокаивается.

Простакова очень любит своего сына. Она нанимает ему учителей, но при этом тот к шестнадцати годам даже не научился читать и писать. Отрок беспрестанно жалуется матери, что учение навевает на него тоску. На что Простакова утешает сына, обещая его скоро женить.

Появление Стародума

Наконец, в деревню приезжает дядя Софья. Стародум рассказывает историю своей жизни о том, как он был вынужден покинуть государственную службу, уехал в Сибирь, а после решил вернуться с родные края. Стародум встречается с Софьей и обещает избавить ее от неприятных родственников и выдать замуж за достойного человека, коим оказывается ее горячо любимый Милон.

Описание действующих лиц

Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя - тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.

Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.

В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека. Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму. Митрофанушка - представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.

Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. Главная черта этой героини - слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину. Простакова - сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования. По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.

Софья

Племянница Простаковой - представительница дворянского рода. Но, в отличие от своих родственников, она образована, имеет понятия о чести. Софья смеется над Митрофанушкой и его матерью. Она их презирает. Характерные черты героини - доброта, насмешливость, благородство.

Другие положительные персонажи

Стародум - образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя - честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.

Милон

Характерные черты этого героя - искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия. Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется. Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.

Комедия Фонвизина «Недоросль» раскрывает проблему необразованности молодых людей того времени. Ее по праву можно считать бессмертным произведением, ведь интерес к нему не утихает до сих пор. Тема воспитания подрастающего поколения актуальна для каждого из нас. Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям заставит задуматься читателя над проблемой личной свободы человека. Главный герой, не имевший собственного мнения и всегда идущий на поводу матери, стал жертвой обстоятельств. Не умевший сопротивляться давлению со стороны, он стал недорослем , для которого нет ничего святого. Фонвизин постарался изобразить крепостничество злом русской жизни, от которого страдали ни в чем не повинные люди.

Главные действующие лица

Госпожа Простакова. Супруга хозяина дома. Хитрая, корыстная женщина. Ставит собственные интересы превыше других. Необразованная. Грубая. Своей активностью и желанием везде совать нос раздражает и отталкивает от себя.

Митрофан Простаков. Шестнадцатилетний оболтус. Глупый, необразованный. Не имеет собственного мнения. Полностью зависит от материнского слова.

Софья. Оставшись сиротой, живет в доме Простаковых, находясь на их попечении. Добрая, образованная, честная и открытая девушка. Невеста на выданье.

Стародум. Родной дядя Софии. Опекун девушки. Честный и порядочный мужчина, для которого честь и достоинство превыше всего.

Милон. Жених Софии. Военный. Честный и порядочный молодой человек. Принципиален. Ответственен.

Скотинин. Брат Простаковой. Алчный, корыстный. Ищет во всем выгоду. Не образован. Глуп.

Правдин. Государственный чиновник, прибывший навести в деревне порядки. Ведет борьбу с распустившимися помещиками. Честный, правдивый. Не бросает слов на ветер.

Действие 1

Ох, и влетело Тришке за неудачно сшитый кафтан. Госпожа Простакова была взбешена, хотя он предупреждал, что его швейные навыки далеки от профессиональных. Митрофану кафтан оказался узковат и при всем желании он туда определенно не влезет. Простаков был согласен с женой, хотя личное мнение у этого человека отсутствовало напрочь и ему, по сути, было все равно, в чем будет ходить его сынок. Единственным человеком кому понравился кафтан, был Скотинин, но его мнение в расчет не бралось. Тришку в качестве наказания было решено изгнать из барских хором.

Митрофан жаловался на плохой сон. Совсем не выспался. То ли плотный ужин сказался на самочувствии, то ли большое количество кваса выпитого перед сном. Матушка приголубила сыночка, обняла, поцеловала и отправила на прогулку. Свежий воздух положителен во всех отношениях.

В отсутствии Митрофанушки троица в составе четы Простаковых и Скотинина принялись обсуждать Софью , оставшуюся в их доме после смерти матери. Девушку хотели выдать замуж за Скотинина, которому по душе были больше ее свиньи, чем сама невеста. Алчный и корыстный он наперед просчитал все ходы. Заступиться за сиротку было некому. Единственный родственник Стародум и тот скрылся в неизвестном направлении несколько лет назад.

Неожиданно дядя объявился. Весточка от него для Софии взбудоражило осиное гнездо. Прочитать сие послание выпала честь Правдину. Он один среди присутствующих был грамотным человеком. В письме сообщалось о том, что София стала наследницей 10 тысяч рублей. Деньги немалые. Из бедной невесты, девушка превратилась в невесту нарасхват. Еще бы, с таким-то приданым. В голове госпожи Простаковой мелькнула шальная мысль. Отчего бы не отдать их Митрофанушку за Софию. Может мысль женить на ней Скотинина, была поспешной.

Действие 2

Мимо проходившим солдатам приглянулась данная деревня. Они решили остановиться здесь на какое-то время. Милон занимается размещением военных. Неожиданно встречает старого друга Правдина. Правдин рассказывает, с какой целью прибыл сюда. Он должен поставить на место вконец оборзевших помещиков, среди которых Простакова. Милон делится с ним любовной историей, рассказывая о своей невесте, которую увезли из Москвы, оставив на попечение дальним родственникам после смерти ее родителей.

Неожиданно появляется та, о ком шел разговор. Ею оказалась Софья. Увидев возлюбленного, девушка была вне себя от счастья. Теперь будет кому заступиться за нее. София рассказывает Милону о планах Простаковой. О двух предполагаемых женихах Митрофане и Скотинине.

Скотинин пребывает в расстроенных чувствах. Он уже прикидывал, как распорядится деньгами и приданым, а тут оказия вышла. Митрофан встал на пути к достижению цели. Правдин и Милон решают воспользоваться ситуацией и рассорить Скотинина с сестрой. Они намекают ему, что негоже взрослому мужику быть пешкой в руках бабы. Мол, Простакова играет им, как хочет, а он не замечает очевидного. Цель была достигнута. Скотинин взбесился.

Няня с Митрофаном проходили мимо. Женщина пыталась вбить в голову нерадивого ученика, что прежде чем стать кем-то в этой жизни, надо не лениться, а учиться. Для Скотинина вид Митрофана был словно для быка красная тряпка. Словесная перепалка по поводу предстоящей женитьбы грозила вылиться в драку, но Правдин с няней пресекли их попытки наброситься друг на друга с кулаками. Скотинин злой и оскорбленный покидает поле боя.

Простакова резко изменила отношение к Софье. Стала льстивой и угодливой. Комната для Стародума готова. Софья вместе с Простаковым уходит осматривать подготовленное помещение для дяди. Правдин знакомится с Цыфиркиным и Кутейкиным, учителями Митрофана. Учителя вспоминают историю появления в доме Простаковых, как сами учились грамоте, а уже потом, как взялись за обучение хозяйского сынка.

Действие 3

Правдин, увидев карету Стародума, решил первым выбежать ему навстречу, чтобы рассказать правду о том, как нелегко живется Софии в помещичьем доме. Софья узнала дядюшку. Они искренне обрадовались встрече после долгой разлуки. Стародум признается, почему ему пришлось уехать отсюда и оставить племянницу на попечение злым родственникам. Ему необходимо было заработать денег на жизнь и себе, и Софии.

Простаковы в компании Скотинина вышли встречать Стародума, всячески показывая своим видом, как они рады его появлению в их доме. Даже Митрофан, глядя на матушку, пытается копировать ее поведение. Стародум удивлен.

Он сообщает новость всем собравшимся о том, что желает забрать племянницу с собой в Москву, где подобрал ей приличную по всем меркам партию для замужества. Софья, не догадываясь о ком идет речь, все же соглашается с дядей.

Простакова со Скотининым пытаются отговорить Стародума. Госпожа пытается показать, какой чудесный у нее сын и что лучше его не сыскать партии для Софии. Она просит Митрофана блеснуть знаниями перед гостем, но тщетно. Лентяй и бездельник не может решить элементарную задачу, не говоря о чем-то большем.

Учителя Митрофана устроили между собой словесную перепалку, пытаясь выяснить истинную причину нежелания учиться у их подопечного. Четыре года они мотают с ним нервы, а он ни считать, ни писать так и не научился. По их мнению, виновный в этом немец Вральман, всячески мешающий им в процессе обучения и сбивающий мальчишку с толку своими высказываниями, что учиться совсем необязательно. Безграмотные, мол, тоже себя неплохо чувствуют в этом мире.

У Цыфиркина и Кутейкина появилось жгучее желание поколотить немца, но тот словно почуяв приближающуюся беду, ударяется в бега. Нерадивые учителя остаются ни с чем.

Действие 4

Софья и Стародум нашли общие темы для разговоров. Дядюшка и племянница много времени проводили вместе. Стародум наставлял девушку на путь истинный. Учил что важно в этой жизни, что второстепенно. Какие отношения должны быть между супругами, как сохранить их. Что все дела должны быть нацелены на благо народа, а поступки совершены не в обход закона и не с целью заполучить выгоду.

Их дискуссия была прервана приходом посыльного, в руках которого оказалось письмо, где говорилось о женихе Софьи. Им оказался Милон. Вот уж стечение обстоятельств. В письме были перечислены характеристики жениха, все как одна положительные. Дядюшка считал, что Милон достойный кандидат на руку и сердце племянницы, но все же еще раз решил поинтересоваться у девушки, не занято ли ее сердце. Только София открыла рот, чтобы рассказать о своем женихе, как на пороге возник Милон собственной персоной в сопровождении Правдина.

Дядюшка был несказанно рад, когда выяснилось, что настоящий жених Софьи и тот, за кого он хотел девушку сосватать одно и то же лицо. Парень понравился ему, и Стародум с легкой руки благословил молодых.

Скотинин своим приходом прервал беседу. Его разговоры о свиньях привели всех в недоумение. Желавший казаться умным и интересным он в очередной раз выставил себя глупцом, насмешив присутствующих. Предложение руки и сердца Софии с его стороны было воспринято Стародумом как личное оскорбление. Не для него этот цветок. Таким как Скотинин самое место в свинарнике, наедине с себе подобными.

Следующим клоуном на арене оказался Митрофан, вошедший в комнату вместе с матушкой и Правдиным. Простакова начинает расхваливать сынка, говоря какой он умный и талантливый парень, но при первой проверке на знания, Митрофан с треском проваливается. Правдин высмеял несостоявшегося жениха и дал понять, что усилия Простаковой и Скотинина не увенчаются успехом.

Стародум подтвердил его слова. На рассвете он и Софья покинут дом Простаковых. Осуществлению задуманного решила помешать сама госпожа. Она надумала перехватить Софью и насильно обвенчать девушку с Митрофаном.

Действие 5

Венчание вполне могло состояться, если бы не вовремя подоспевший Милон, вырвавший невесту из рук няньки. По приказу хозяйки женщина хотела похитить ничего не подозревающую девушку. Попавшись на месте преступления, Еремеевна решает рассказать всю правду о том, что творится в доме Простаковых, ибо сил молчать и терпеть беззаконие у нее уже не осталось. Давно пора поставить на место Простакову, совсем распустилась баба.

Хозяйка узнав, что о ее злодеяниях прознал Стародуб и Правдин, бросается в ноги Софии с просьбой простить ее окаянную. Правдин настаивал, чтобы Простакова понесла заслуженное наказание и ответила за преступление, но София добрая душа решила простить женщину.

Стоило Простаковой понять, что ей ничего не грозит, она несется в дом и первое, что делает, набрасывается на слуг по ее мнению способствовавших освобождению Софьи. Только она хотела поднять на них руку, как появился Правдин и объявил, что по новому правительственному закону за плохое отношение к слугам, именье и деревни Простаковых переходят под его опеку. Скотинин поспешил уйти с места событий, но перед уходом клятвенно пообещал, что впредь никогда не поднимет руку на крепостных.

Учителя Митрофана в полном составе явились в дом. Вскрывается обман Вральмана, притворяющегося учителем. На самом деле он конюх, правда, бывший, служивший в свое время Стародуму. Немец решает вновь попроситься на службу к старому хозяину.



Цыфиркин от предложенных ему госпожой Простаковой денег отказывается. Не заслужил он ничего. Столько потраченных усилий и нервов и все зря. Видно плохой он учитель, раз не смог ничему научить Митрофана. Его поступок был оценен Правдиным, всегда уважавшим честность. Вместе со Стародумом и Милоном они все же выплатили учителю денежную компенсацию.

Кутейкин в отличие от коллеги был жаден до денег. Несмотря на то, что ему не удалось ничему научить хозяйского сынка, он мечтал о вознаграждении, но в итоге остался ни с чем. Правдин и Стародум не посчитали нужным поощрить этого попрошайку.

Софья с женихом и дядей уезжают из именья. Митрофан впервые в жизни повысил голос на мать с просьбой не указывать ему, что и как делать. Правдин предлагает ему пойти в армию. Неожиданно для всех Митрофан соглашается, чем вводит в отчаянье мать, потерявшую воздействие на сына. Отец осуждает подростка, не поддерживая подобное своеволие.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Фонвизина «Недоросль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Злая и грубая помещица Простакова рассматривает кафтан, сшитый сельским портным Тришкой для её сына, недоросля Митрофана, крича: «Он, вор, везде его обузил».

Явление II

Приводят Тришку. Простакова ругает его за кафтан, обзывая скотом. Тришка оправдывается: «я портняжному делу нигде не учился, самоучка». Простакова вопит: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый портной у кого же учился? Говори, скот!» «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего», – резонно парирует Тришка.

Денис Иванович Фонвизин

Явление III

Приводят хозяина имения, помещика Терентия Простакова. Нерешительный человек, подкаблучник жены, он робко говорит, что кафтан, по его мнению, не узок, а мешковат. Жена начинает ругать его. Простаков униженно оправдывается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Госпожа Простакова требует немедленно наказать Тришку.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Входит брат госпожи Простаковой, Скотинин. Глядя на кафтан, он находит, что тот не узок и не мешковат, а «сшит преизрядно». Однако мысль наказать Тришку всё равно кажется ему правильной: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Простакова велит стоящей здесь же няне Еремеевне накормить Митрофана завтраком. Выясняется, что недоросль уже и так «пять булочек скушать изволил», а вчерашним вечером перед сном уплёл «солонины ломтика три, да подовых то ли пять, то ли шесть». Митрофан рассказывает, что от такого плотного ужина ему «ночь всю така дрянь в глаза лезла».

Простакова интересуется: «Какая ж дрянь?» – «Да то ты матушка, то батюшка. Видел будто ты, матушка, изволишь бить батюшку – так мне и жаль стало». – «Кого, Митрофанушка?» – «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Обрадованная такой сыновней сострадательностью мать ласково обнимает Митрофана, и тот убегает на голубятню.

Явление V

В имении Простаковых живёт на положении воспитанницы их дальняя родственница, Софья. Отец и мать этой девушки умерли, оставив ей в наследство имение, а дядя, господин Стародум, уехал в Сибирь. Скотинин собирается посвататься к Софье. Главная причина этого его желания в том, что в принадлежащих Софье деревеньках много свиней, до которых Скотинин «большой охотник». Он с восторгом рассказывает: в околотке водятся даже «такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Кроме того, Скотинин давно разорил собственные имения, ибо нещадно драл с крестьян огромные оброки. Софьино приданое может поправить его положение.

Госпожа Простакова с умилением замечает, что её Митрофанушка весь в дядю. «И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты, – говорит она Скотинину. – Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Господин Простаков замечает, что столь сильно пристрастие к свиньям не может возникнуть у людей просто так: «тут есть же какое-нибудь сходство».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Явление VI

Входит радостная Софья и рассказывает: она получила письмо от своего дяди Стародума. Ходили слухи, что тот умер в Сибири, однако из письма явствует: Стародум жив и недавно приехал в Москву.

Госпожа Простакова очень недовольна этим письмом. «Что ты нас путаешь? Разве ты не знаешь, что Стародума уж несколько лет от меня за упокой поминали? Неужто грешные мои молитвы не доходили!»

Скотинин и Простаковы боятся, что Стародум помешает им завладеть имениями Софьи. Из диалогов пьесы выясняется ещё: Простаковы недавно не позволили Софье выйти замуж по любви за одного офицера. Раздосадованная госпожа Простакова возмущается современным образованием, из-за которого многие девушки научились читать и могут разбирать содержание писем.

Простаковы и Скотинин сами неграмотны и не могут прочесть письма. Простакова отбирает его у Софьи и вспоминает об учителях Митрофанушки. Государственные указы требуют обучать всех дворян-недорослей, и из города приходят преподавать Митрофану «арихметику» и грамоту отставной сержант Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Есть у него и ещё один учитель: немец Адам Адамыч Вральман, знаток «французского и всех прочих наук». Цыфиркину и Кутейкину Простаковы платят скудно, а иностранец Вральман получает большое жалование и живёт прямо в имении, на полном господском содержании.

Явление VII

Появляется остановившийся недавно проездом в имении Простаковых дворянин Правдин. Госпожа Простакова представляет его Скотинину (который первым делом осведомляется, водятся ли в имениях Правдина свинки), а потом просит, чтобы Правдин прочёл полученное Софьей письмо.

Тот читает (спросив у Софьи разрешения на это). Стародум сообщает в письме, что, нажив в Сибири честными трудами состояние, дающее 10 тысяч рублей доходу, он решил вернуться обратно, взять на себя попечение над Софьей и завещать ей всё своё наследство.

Сумма в 10 тысяч рублей дохода столь велика, что Простаковы и Скотинин застывают от изумления. Скотинин уговаривает сестру побыстрее обделать его брачный сговор с Софьей. Однако у госпожи Простаковой теперь возникает другой план: выдать девушку за своего сына Митрофана.

Явление VIII

Прибегает слуга с известием, что в имение Простаковых вошла для постоя солдатская часть. Правдин и Простаков идут переговорить с офицером, командующим солдатами, а Скотинин отправляется в своё любимое место – на скотный двор.

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...