На чем зарабатывают молодые рэперы? Life провели расследование о том, как устроен бизнес Басты Сколько получает баста.
Василий Вакуленко известен публике под творческим псевдонимом Баста. Это не только рэпер, но и владелец творческого объединения «Gazgolder». Учитывая финансовые обороты в музыкальной индустрии, у многих возникает естественное желание понять, сколько заработал Баста за последний год и какие гонорары он получал в начале своей карьеры.
О нем
- Дата рождения – 20 апреля 1980;
- место рождения – Ростов-на-Дону, СССР;
- место проживания – Москва, Россия;
- гражданство – Россия;
- рост – 181 см, вес – 95 кг;
- род деятельности – рэпер, музыкальный продюсер, актер, кинорежиссер, телеведущий;
- семейное положение – жена Елена Пинская;
- дети – дочери Мария (9 лет) и Василиса (6 лет);
- родители – отец Михаил Вакуленко, мать Людмила Вакуленко;
- образование – Ростовский колледж искусств, дирижерское отделение;
- любимая музыка – рэп;
- хобби – керлинг, футбол.
Сколько заработал Баста
тот год для Басты оказался плодотворным: на конец 2019 года певец заработал $6 900 000. Вакуленко стал самым высокооплачиваемым рэпером России и всего СНГ.
Путь к мечте и первые заработки
Василий Вакуленко появился на свет в семье военных. Первым человеком, определившим его музыкальное будущее, стала бабушка – она записала внука в музыкальную школу.
Начальные шаги в рэпе Василий сделал в 16 лет после того, как записал на свои стихи трек. Парня заметили, и в 1997 году он присоединился к группе «Психолирик». Со временем коллектив сменил название на «Каста». Группа выступала в местных заведениях, получая за концерт $100-120.
В 18 лет Василий написал песню «Моя игра», один из главных хитов в жизни. Трек сразу запал в сердца фанатов. Баста начал активно гастролировать в Ростове-на-Дону, получая по $100 с каждого концерта.
Первую крупную сумму он получил после выхода сольного альбома «Баста 1». В него вошло 19 песен, они дали Василию дорогу на большие площадки. Треки исполнителя звучали везде: во дворах, на радио, на телеэкранах. С тех пор многие журналисты и обычные слушатели начали интересоваться, сколько зарабатывает Баста.
Через год вышел альбом «Баста 2». На альбоме появился легендарный трек Баста feat Гуф – «Моя игра». Парни сняли клип, после чего оказались на пике популярности.
На видео можно узнать про путь к успеху Басты
В 2016 был выпущен трек Lil Kate ft, Баста записал трек «Самолеты», а через год мир увидел «Сансару», которая была тепло воспринята слушателями. Текст песни засел в головах миллионов фанатов.
Василий не перестает удивлять поклонников и сегодня – рэпер регулярно выпускает новые песни под разными псевдонимами и устраивает концертные туры по стране, а также за её пределами.
Сколько и где зарабатывает Василий Вакуленко
Баста – высокооплачиваемый артист, имеющий фанатов по всему миру. Несмотря на то, сколько заработал Баста на рэпе, он начал дополнительно конвертировать популярность в доход еще и от рекламных контрактов, участия в различных телешоу.
До зарубежных рэперов нашим пока, прямо скажем, далековато по всем параметрам. Даже топовый резидент «Блэк Стар» в плане доходов не может тягаться с каким-нибудь Бастой Раймсом. Справедливости ради, и среди западных рэперов мало кто может обскакать Раймса.
Наши ребята открывают бургерные, подписывают контракты с фирмами спортивной одежды и рекламируют ставки, а мы смотрим, вздыхаем и снова принимаемся считать чужие деньги.
Тимати
Доход : 201,7 млн рублей
За прошлый год Тимати заработал свыше 200 миллионов рублей, причем большая часть этой суммы не прибыль от концертов, а доход с компаний, совладельцем которых он является, в частности от бургерной.
Дела у него идут неплохо: большой столичный спрос на бургеры от Тимати и хорошая выручка стали поводом открыть рестораны и в других городах России. Так что совсем скоро постоять в километровых очередях ради булки и черных перчаток можно будет не только в Москве.
Баста
Доход : 189,7 млн рублей
Музыка не единственный источник доходов Басты: он не только дает концерты на крупных площадках России, но продюсирует других ребят, снимается в кино и пробует себя в роли режиссера. Видимо, дела идут успешно: доход Басты вот-вот пробьет отметку в 200 миллионов рублей.
L’One
Доход: 115,8 млн рублей
Oxxxymiron
Доход : 113,5 млн рублей
Волна хайпа, которую Мирон оседлал на своей доске несколько лет назад, занесла-таки его в список самых богатых рэперов России.
Полностью раскупленные билеты на его концерты по всей стране, доходы от продажи мерча и контракт с Reebok - и бац, доход Оксимирона перевалил за 100 миллионов. Вот тебе, бабушка, и город под подошвой.
Ростов-на-Дону, 17 августа 2017. сайт. Журнал Forbes посчитал, сколько в год зарабатывает ростовский рэпер Василий Баста Вакуленко, и разобрался в составляющих успеха артиста.
Родом из 1990-х
В 1990-х Василий Вакуленко жил вместе с родителями недалеко от кирпичного завода. Парень окончил музыкальную школу и увлекся тяжелыми наркотиками. Несколько раз по этой причине попадал на больничную койку. Мама Васи торговала на рынке, и воспитанием ее сына занимались бабушка и дедушка. Именно они подарили внуку его первый синтезатор Yamaha 51.
Тогда же Вакуленко попал в ростовскую рэп-тусовку. Он выступал вместе с группой «Каста» под псевдонимом Баста Хрю. В 1998 рэпер записал песню «Моя игра», которая до сих пор считается одним из лучших треков артиста. Начинающего музыканта позвали выступить на фестиваль в областной Дворец спорта, где его слушали 6000 человек. Благодаря тому выступлению Вакуленко получил свои первые 100 долларов и стал известен на всю область.
Примерно в то же время два трека артиста попали в сборник «Город счастья», который вышел тиражом 300 тысяч кассет. Эти песни крутились в кафе на черноморских курортах. Баста начал регулярно выступать, в основном на фестивалях, которые организовывали крупные компании («Билайн», Sprite, «СКЖД»).
22 апреля 2003 года Баста «завязал» с наркотиками. Эту дату он назвал в интервью Youtube-каналу «Вдудь».
В 2005-мв Ростов приехал хорошо известный в то время исполнитель Богдан Титомир. Он предложил Басте продать несколько своих песен. На это ростовчанин, как говорят, ответил отказом. Хотя, по другой версии, несколько своих текстов Вакуленко все-таки подарил автору «Высокой энергии». Титомир, в свою очередь, показал песни «ростовского типа» владельцу сети столичных пивных «Кружка» Евгению Антимонию. Тот как раз собирался вложить деньги в клуб «Газгольдер» на месте старого завода «Арма» в Москве.
По приглашению Антимония Вакуленко приехал в Москву. Ему оплачивают жилье, еду и дают студию, чтобы записать альбом. По данным Forbes, на запись первой пластинки ушли 100 тысяч долларов. Параллельно достраивался «Газгольдер». Помог в запуске этого проекта банкир Антон Треушников - он вложил в клуб около 1 млн долларов. На эти деньги также построили помещения, где могли работать музыканты.
В 2006 году появилось творческое объединение «Газгольдер». За 10 лет музыкальный лейбл выпустил 11 пластинок. Баста стал самым продаваемым русскоязычным артистом в i-Tunes и запустил три собственных проекта - «Ноггано», NINT3NDO и StereoBro. На лейбле Басты работают с десяток артистов. Охват аудитории в интернете - около 15 млн человек. В минувшем апреле Баста покорил самую большую концертную площадку страны - концертный зал «Олимпийский», собрав 35 тысяч зрителей.
В 2014 лейбл «Газгольдер» снял одноименный фильм, который заработал в прокате 1,8 млн долларов. Сегодня Баста дает около 100 концертов в год. Каждый приносит ему в среднем около 2 млн руб. Общий доход всех бизнесов Вакуленко составляет примерно 240 млн рублей в год. На расходы приходится половина этой суммы.
Напомним, что в конце июля журнал Forbes список самых богатых знаменитостей страны. Вакуленко занял 13-е место в рейтинге.
В минувший вторник Баста приезжал в Ростов, чтобы . Кирилл Толмацкий подал на рэпера в суд за оскорбления в Twitter. По решению суда Вакуленко должен заплатить за четыре оскорбительных сообщения в соцети 350 тыс. рублей.
В последние годы российская рэп-сцена переживает подъем - растет популярность баттлов, появляются новые звезды вроде Скриптонита и Pharaoh, очередную волну успеха переживает лейбл «Газгольдер». Однако нам все еще далеко до американской индустрии, сфокусированной на культе потребления и дорогих машинах, и рэп-артистов, которые по праву считаются одними из самых богатых людей в США. Но на тех же баттлах российские рэперы продолжают обвинять оппонентов в бедности, а в песнях часто фокусируют внимание на своем образе жизни, то говоря, что одеты «как бомжи», то повествуя о небывалом росте достатка и покупке брендовых вещей.
The Village поговорил с тремя молодыми артистами - Галатом, Букером Д. Фредом и Redo, которые лишь недавно отказались от скучных работ в пользу творческих заработков, и узнал, сколько можно заработать на баттлах и почему в рэп-индустрию не стоит приходить за деньгами.
Галат (Владимир)
Я занимаюсь музыкой профессионально где-то три или четыре года, а начинал с уличных баттлов, которые впоследствии достигли каких-то нереальных масштабов.
В них погрязла вся Россия, даже по телевизору об этом рассказывают. Ну а я из тех, кто просто собирался с пацанами на улице в Питере и продвигался по этой линии.
В ноябре выпущу первый полноценный альбом, а до этого в основном кидался непрофессиональными релизами и опять же баттлил.
Я отучился в колледже на юриста по специальности «Правоорганизация социального обеспечения». Потом поступил в университет на заочку, сейчас на последнем курсе. Скорее всего, буду получать диплом, хотя были, конечно, мысли бросить все и посвятить себя только музыке.
Первая моя работа случилась лет в 17 на должности офис-менеджера в юридической конторе. В основном сидел на звонках и помогал вести дела. С этой работой у меня не особо задалось, потому что они считали меня штатным юристом, хотя я только окончил колледж. Мне поручили проверять документы перед судом, ну и я, естественно, напортачил. В итоге контора попала на деньги, а меня выгнали. Самое смешное, что я им прямо говорил, что недостаточно квалифицирован. Короче, сами виноваты.
Потом работал во всяких call-центрах на холодных звонках, занимался распространением товаров. Договаривался по поводу доставки замороженных котлет в супермаркеты и все в таком духе. Был помощником печатника, а потом и печатником - наносил принты на футболки, но это продлилось не дольше месяца.
Больше всего денег мне приносит гострайтинг - расценки небольшие, но заказов действительно много
Ну и наконец, было место, где я задержался дольше всего: это компания, выдающая разрешения на строительство. Ее открыл товарищ, который позвал меня на должность менеджера по привлечению клиентов, и я неплохо поднялся: в месяц получалось больше 100 тысяч. Ушел оттуда, потому что лег в больницу и решил полностью посвятить себя музыке. Как раз появились клиенты на гострайтинг (написание текстов на заказ. - Прим. ред.) , да и за баттлы стали платить. Конечно, деньги получают не все участники баттлов, но если артист известный, платят ему неплохо. Баттлил я по-разному - как платно, так и бесплатно. В любом случае это не заоблачные деньги и не основной источник дохода.
Больше всего денег мне приносит гострайтинг - расценки небольшие, но заказов действительно много. В основном пишут начинающие рэперы, а тексты заказывают как для песен, так и для баттлов. Еще я продаю свои треки на iTunes - это приносит кое-что, но меньше, чем тот же гострайтинг. Продажа мерча более выгодна. Мы стараемся делать футболки небольшими партиями, чтобы разлетались сразу.
После того как я стал зарабатывать только рэпом, с деньгами стало получше, но это нестабильный доход. Бывает совсем хорошо, а иногда приходится побомжевать недельку. Но в основном не жалуюсь.
Неплохие деньги приносят концерты. После выхода альбома у меня будет тур по всей России - наверное, достаточно прибыльный. Я никогда не хотел работать юристом, просто был вынужден. Творчеством зарабатывать гораздо приятнее.
Между американской и российской рэп-индустриями огромная разница в деньгах. Там можно заработать на всю жизнь одним треком или срубать деньги с просмотров на YouTube. У нас эти перечисления гораздо меньше. Гострайтинг, мерч, концерты - это то, на чем зарабатывают рэперы в России.
Мне не близок хайп вокруг денег в текстах. Нравится читать о том, что действительно трогает за душу, как бы сопливо это ни звучало. Но многие подхватывают американские традиции и читают о тех суммах, которые хотели бы заработать, несколько приукрашивая. В США это нормальная практика, никто не будет рассказывать, что бомжует и ест быстрорастворимую лапшу. Такого человека просто не поймут.
У меня было много предложений от лейблов, и все они заключались банально в необходимости делиться с ними деньгами. Все, что предлагают российские лейблы, можно спокойно сделать самому. У меня есть менеджер Влад, чуваку всего 19 лет, но он справляется в одиночку со всеми организационными вопросами. Если у менеджера есть мозги, никакой лейбл не нужен.
Букер (Федор)
Рэпом я начал заниматься лет в 16, а сначала просто писал стишки, как и многие подростки. Однажды я посмотрел, что делают в этом жанре люди вокруг меня, и подумал, что смогу надрать зад. Плюс была какая-то потребность в творчестве и самореализации и со временем она трансформировалась в карьеру рэп-артиста. Эта карьера и приносит мне деньги.
Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем. Когда я поступал, нам прочили горы рабочих мест, но, естественно, это оказалось неправдой.
С обычной работы я уволился месяца два назад и с тех пор занимаюсь только рэпом. У меня, как у любого молодого человека, столкнувшегося с необходимостью зарабатывать деньги после университета, было много разных работ. Был и официантом, и барменом, и администратором, и продавцом - такие достаточно доступные профессии. Но несмотря на то, что были и перспективы для развития, и приятные коллективы, я понял, что, если отдам себя музыке полностью, смогу зарабатывать больше.
Я пробовал выпускать треки еще до баттлов, но именно баттлы стали для меня мощным катализатором, потому что я участвовал почти во всех подобных проектах в России. Я видел 200 баттлов вживую и больше 300 - на видео. За участие в некоторых баттлах могут заплатить от 15 до 50 тысяч, но деньги предлагают не сразу, и случается это нерегулярно. Это нестабильный заработок, но такие гонорары могут сильно помочь в определенный момент.
В этом октябре у меня были два первых сольных концерта в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли неплохо, мы собрали около 100–120 человек в обоих городах. Для большинства российских рэперов именно концерты становятся главным источником дохода, потому что альбомы у нас не продаются нормально из-за проблем с авторским правом. А за эти два концерта удалось заработать чуть меньше 50 тысяч рублей. Но получать можно и гораздо больше. Концерты - это хлеб с маслом и икрой, если ты известный рэп-артист.
Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем
У меня никогда не получалось зарабатывать гострайтингом, и это печально. Это своя сфера с особыми законами, в которую надо было вливаться чуть раньше. Но я знаю, что многие ребята пишут тексты очень известным артистам. Для людей, которые не могут постоянно гастролировать, это основной источник дохода. В России особое отношение к гострайтингу: якобы это что-то недостойное. На Западе же с артистами работают огромные команды таких людей, и все об этом знают, но не заостряют внимания.
Есть огромная разница между американским и российским менталитетами в рэп-сфере. Такого рода творчеством у них занимаются реально среднестатистические парни из гетто и очень бедных семей, даже если вспомнить Desiigner с треком «Panda». У каждого такого парня есть идея фикс: заработать много денег и показать превосходство над окружением. Отсюда эти гриллзы, кучи золотых украшений и так далее. Да и сами модели заработков в русском и американском рэпе существенно отличаются. Потому что там есть лейблы, которые обеспечивают большими деньгами, а еще охотники за головами, которые выцепляют молодых талантливых ребят и помогают им развиваться.
У нас же 90 % рэперов - селф-мейд, они сами организовывают концерты, делают мерч и все в этом духе. Несмотря на то что русский рэп сделал большой шаг вперед за последние годы, я все равно чувствую себя частью кучки энтузиастов.
На Западе составляется огромное количество топов самых богатых рэперов, которые при этом пользуются уважением. А у нас кто? Тимати? Баста еще, может. Но Баста - это народный музыкант с имиджем сдержанного человека, которые не флексит на своих доходах. В последнее время он вообще производит впечатление примерного семьянина, дядечки на большом джипе, который решает бизнес-вопросы. Этот образ простого ростовского парня намного ближе русскому человеку.
Может быть я идеалист, но думаю, что за деньгами в рэп приходить не нужно: это же творчество. Если хочешь денег, пожалуйста - иди в бизнес. Тот же Тимати занимается не творчеством, а бизнесом, на мой взгляд. Открыв малый бизнес или торгуя наркотиками, можно заработать гораздо больше, чем рэпом.
Редо (Никита)
Я начал заниматься музыкой шесть лет назад, слушал Eminem и Tech N9ne. Потом мне рассказали про грайм, и я просто сошел с ума. Было ощущение, что это профессиональная лига рэпа, куда берут только лучших из лучших. На одной из вписок ребята заставили меня прочитать тексты, написанные в стол, и очень удивились тому, что я это до сих пор не записал. Так все и началось.
С учебой у меня не особо задалось: я учился на физхимика, но вылетел на третьем курсе. Голова была забита музыкой, так что я *** по учебе и толком не мог обращать внимания на другие вещи. Когда ты постоянно думаешь о рэпе, сложно одновременно раскладывать тройной интеграл. Плюс ко всему мой университет находился не в Москве, так что были проблемы с электричками, что тоже приводило к прогулам. Но я жалею только о том, что не отчислился после первого курса, - совершенно не вижу себя в этой сфере.
Зарабатывать на жизнь как-то надо было, поэтому крутился и работал барменом. Просто подумал, что люблю бухло и кофе. Кем я еще могу работать? Я очень хотел научиться делать разные коктейли - заморочиться, заработать денег и поставить дома мини-бар. Придут люди на вписку, а ты им не чай и кофе предлагаешь, а дайкири с лонг-айлендом. Но мне все время попадались стервозные бабы-администраторы, которые стояли над душой и мешали, так что я нигде не задерживался дольше двух месяцев. Однажды налил одному чуваку кофе, он меня поблагодарил.
А вечером открываю «ВКонтакте», а там чувак без аватарки спрашивает: «Че? Тебя рэп уже не кормит?» Ну и я понял, что дальше надо зарабатывать как-то более беспалевно.
Потом стал заниматься дизайном, но искать клиентов и делать портфолио оказалось сложно и долго. В основном делал логотипы, визитки, брошюрки, лендинги, немного занимался мерчендайзом. Периодически удавалось срывать крупные заказы, например дизайн для бейсбольного клуба МИФИ - логотип, форму и все остальное. Потом предложили сделать то же самое для МГУ, но что-то не сложилось. Это приносило деньги, но нужно было гробить много времени на поиск новых заказов. Тогда я решил заниматься дизайном только в музыкальном русле. В итоге что-то перепадало, но у нас очень бедная индустрия, и за обложку к треку платили каких-нибудь 300 рублей. Однако интерес к этой теме остался, так что обложки для своих релизов я делаю самостоятельно.
Еще я очень долго искал работу штатным дизайнером и в итоге нашел маленький офис, в котором всегда был один, что очень классно. А люди приходили обычно сделать какую-нибудь паршивую визитку или объявление. А вы знаете, какие традиции в русском дизайне. Приходили и просили на синем кондиционере написать что-то красными буквами. Но попадались люди, которые приходили за визитками, а потом что-то заказывали мне уже в частном порядке. Небольшие деньги, но хватало, чтобы попить кофе.
А сейчас кормит исключительно музыка, и так я живу последние полгода.
А вечером открываю «ВКонтакте»,
а
там чувак без аватарки спрашивает:
«Че? Тебя рэп уже не кормит?»
Конечно, это не регулярный заработок в 60 или 70 тысяч рублей в месяц. Но я не гонюсь за суммами и довольствуюсь прожиточным минимумом, благодаря которому могу иметь крышу над головой, что-то надеть на себя и покормиться. Жилье я снимаю на окраинах Москвы, за этот год уже четыре хаты сменил - это очень кочевой образ жизни, который порядком приелся. Но зато у меня есть огромный пласт свободного времени, который я могу тратить на музыку. Бежать и искать лишнюю тысячу я не хочу.
Все деньги я получаю от концертов и рейвов. Раньше выступал в «Смене», сейчас - на вечеринках «Четыре на четыре» и Grime Ting. Получаешь от 5 до 15 тысяч рублей за выступления. Раньше рейвы были чаще, где-то два-три выступления в месяц, но платили не так много.
А сейчас платят больше, но предложений поменьше. Я помню, когда в самом начале мы приходили в «Редакцию», там было 20 человек, а когда мы начинали читать, кто-то уходил. Сейчас на рейве можно спокойно собрать 100 человек, и все врубаются в тему, особенно в Питере.
Сейчас я жду денег от iTunes: мой альбом продержался в топ-чартах недели три, а потом исчез полностью. Но это нормально, ведь никаких инфоповодов не было. А весь год меня кормил мерч. Когда его первая партия вышла, несколько футболок я раздал модникам, чтобы на них смотрели другие люди и покупали. В итоге одежда очень хорошо разошлась.
В русском рэпе можно зарабатывать, но количество денег зависит от общего уровня развития культуры. Раньше всем было пофиг на баттлы, а после роликов с миллионами просмотров рэпом стало интересоваться гораздо больше людей. Многие исполнители жалуются на то, что раньше они собирали 100 прошаренных человек, а сейчас приходят полтысячи тех, кто вообще ничего не понимает, просто за хайпом. Плюс Ресторатор (Александр «Ресторатор» Тимарцев, организатор баттла Versus. - Прим. ред.) стал платить за баттлы. Раньше об этом могли только мечтать. Пять лет назад только пара музыкантов рубили бабос на рэпе, а сейчас низкоуровневый слой хайповых пацанов собирает на концертах по сотне человек и тоже как-то зарабатывает.
В России нет большого смысла сотрудничать с лейблами. По сути, к тебе приходит дядя, который не помогает, а просто просит 60 % прибыли. Сейчас не столько важен лейбл, сколько твоя букинг-команда и менеджер. Мы приблизились к издательской структуре в Америке, где у писателя есть агент. Хотя, конечно, есть и лейблы, которые открывают перед тобой двери. Вот Скриптонит попал в «Газгольдер» и очень продвинулся. Но раньше лейбл был обязательным условием для артиста, потому что он предоставлял огромное количество возможностей: продажи дисков, студии, запись, организация концертов, клипов. Сейчас и дизайнера, и продюсера клипов можно найти через интернет.
обложка: Mitjushin / предоставлено артистом
Музыкант, продюсер, детский писатель, YouTube-блогер, человек из телевизора и многопрофильный бизнесмен Василий Вакуленко, известный российской аудитории под псевдонимом Баста, встречает нас в пространстве «Газгольдер». Это лейбл, где записываются сам музыкант и его многочисленные подопечные. На Василии промофутболка его нового альбома «Папа на рейве», выпущенного в рамках проекта N1NT3ND0.
Вдоль стен «кабинета» Басты, большого двухэтажного лофта, стоят длинные рейлы с одеждой, под ними красуются выстроенные в ряд модные кроссовки. Вакуленко — известный охотник за «дропами» и «коллабами». Неподалеку стоит компьютер с синтезатором. «Послушайте, как поет, девчонке всего 14 лет», — Баста включает музыкальную запись от подающей надежды юной певицы. Наш разговор начинается с музыки, хотя интервью по большей части не про нее.
— «Папа на рейве» — второй релиз вашего проекта N1NT3ND0. В чем его идея и почему альбом случился спустя целых восемь лет после выхода первого?
— Я это назвал «возвращением дядюшки». Когда залез проверить альбом в iTunes, сам удивился, что уже восемь лет прошло — думал, всего пять. Мне хотелось посмотреть на тот образ, который у меня есть сейчас, в контексте N1NT3ND0. Отошедший от дел дядька 40-45 лет, которого в конце, естественно, убивают. Мне это показалось интересным.
— Очень густое, «мазутное» звучание — дань трендам?
— Нет. Первый альбом N1NT3ND0 тоже был тяжелый: такого «южного» звука тогда никто не делал. Но он получился востребованным, имел высокие рейтинги. Так что я хотел сделать такую прямую, тупую, вязкую музыку, без излишеств, очень маргинальную.
— Я хотел немного поговорить про ваши многочисленные альтер эго. Вот есть песня «Делюга» с вашего нового альбома, а в ней слова: «Это наша, сука, делюга — убейся». Я когда готовился к интервью, слушал ее в наушниках, а в руках держал написанную вами детскую книжку — там среди героев — панда Миша, дракончик Гоша и жук Трипси. Параллельно на мониторе у меня программа «Голос» с вашим участием. Как вам удается множить все эти образы? Как технически это происходит? Я понимаю еще, когда Максим Фадеев книжки детские пишет — он в этом гармоничен. Но вы же брутальный ростовский парень.
— Никаких особых технологий и систем нет. В обычной жизни, встречаясь с друзьями, мы говорим об одном. С детьми ведем себя по-другому. Когда приходим к маме, пытаемся быть лучше, удивительнее. Я просто документирую эти разные состояния. В одном треке Ноггано есть строчка: «Быть примером — это к президенту с премьером». Я не претендую на святость, но внутри меня есть четкое понимание, кто я такой, куда и зачем иду. Для моих слушателей самое неблагодарное дело — ждать от меня чего-то конкретного. Я делаю то, что мне по кайфу — с оглядкой на критику, учитывая замечания. Но у меня в любом случае есть собственное видение того, как должно быть.
Георгий Кардава
— Про критику. Судя по комментариям в соцсетях, многих людей от вас сейчас основательно «бомбит». И от проектов, и от музыки. В основном все сводится к тому, что «Баста уже не тот». Мне показалось, это по причине того, что люди не могут утрамбовать в голове все эти ваши ипостаси.
— Понимаете, я был «не тот», когда только появился в музыке: не слишком рэп, не слишком рок, не слишком в формате радио. Все эти «не слишком» привели меня к пониманию: мое место — это только мое место. Невозможно что-то создавать и бояться претензий: иначе просто сгоришь, ничего не сделав. Люди слушают мою музыку, приходят на мои концерты. Разделяют со мной мои взлеты и падения, поддерживают. Да, им иногда сложно понять, как ко мне относиться, но и для меня это очень интересная игра. Существуют фанаты Ноггано, которые уничтожают Басту. Свои фанаты есть и у N1NT3ND0. Мне приятно, что люди на полном серьезе в это погружаются. Но что-то грязное и плохое все равно за редким исключением пишут боты.
— Вы так говорите, как будто исследование на этот счет проводили.
— А я и проводил. После того как прокомментировал пенсионную реформу и после трагической смерти Кирилла Толмацкого (у Басты и Кирилла Толмацкого был конфликт. — «РБК Стиль» ). И все — нашла коса на камень. Стал вчитываться и увидел некоторое количество одинаково сложенных предложений, которые поступают с определенной частотой с закрытых аккаунтов. С другой стороны, ну да, меня ненавидит какое-то количество людей. Но что я могу поделать? Им не нужна моя правда, им нужно только меня обезличить и превратить в того, кто им нужен: в забитого, запуганного, растерянного человека.
— Еще немного про комментарии в интернете. Я выписал себе один очень забавный: «Отстаньте уже от Басты, к нему нужно относиться как к Алле Пугачевой, как к примадонне русского рэпа». Вы согласны с этим?
— Конечно нет. Некоторые люди воспринимают Instagram как платформу для выражения серьезных душевных переживаний, сливают туда свою неудовлетворенность жизнью, горечь от невозможности реализовать какие-то планы. Для большого количества людей, рэперов, музыкантов мой успех и мои достижения — непереносимы. Так что для кого-то я, может быть, и Алла Пугачева, но, если бы Алла Пугачева писала такие альбомы, как пишет N1NT3ND0, вот это было бы круто.
Георгий Кардава
— У вас есть сегодня моральный камертон? Ну кроме BadComedian (блогер раскритиковал Басту за оправдание пенсионной реформы, после чего музыкант публично извинился. — «РБК Стиль» ).
— BadComedian — это не моральный камертон. Он просто сублимирует какой-то понятный мне взгляд. Но если говорить об этой истории, то я все пропускал мимо ушей, а тут высказался, это было моим личным мнением. Мне удивительно, что Женя (настоящее имя BadComedian — Евгений Баженов. — «РБК Стиль» ) ничего не сказал про президента в своих роликах, а весь гнев, достойный «либерально настроенных борцов за свободу», был направлен на меня. Но я это принимаю.
— Вы ведь ему звонили потом.
— Сразу после того, как вышел ролик. Спросил: «Женя, ну ты же честный человек, почему ты мне не позвонил и не узнал мое мнение? Ты же не желтушник, не телевизионщик. Чем ты тогда от них отличаешься?» У меня к нему на самом деле столько же вопросов, сколько и у него ко мне. Например, относительно покровительства, которое он оказывал сериалу Быкова «Спящие»: Женя его не разнес в хлам, что следовало бы сделать.
— А он на ваши киноамбиции как-то повлиял, раскритиковав еще и фильм с вашим участием («Газгольдер. Клубаре», где снимался Баста. — «РБК Стиль» )?
— Нет, разумеется. Он блогер, который взял у американцев идею делать обзоры фильмов. Но рядом с ним не оказалось людей, которые бы сказали: «Жень, ты просто блогер, который делает смешные обзоры». Мне очень горько, что на наш первый фильм «Газгольдер» он снял именно такой обзор (BadComedian картину раскритиковал. — «РБК Стиль» ). Мы не брали государственных денег и сделали все так, как умели. Но он тогда выступал в роли того, кто обсирает что-то интересное. BadComedian реально талантлив, спору нет, но почему-то все его видео, посвященные серьезному кино, на хрен никому не нужны. Вот что его должно беспокоить.
— Вы выше Кирилла Толмацкого упомянули. Я, честно говоря, не планировал вас про него спрашивать, потому что вы уже сформулировали в одном из интервью свою позицию — что конфликт двух людей — это одно, а смерть человека, у которого остался сын, — другое, это трагедия. Вы ведь сына Кирилла знаете давно. Виделись с ним после смерти его отца?
— Нет, не виделся.
— А вы общаетесь?
— Нет.
— Не выражали соболезнований?
— Нет, я высказался в Instagram. И, конечно, нашлись люди, которые писали неприятные слова в духе «лучше бы ты сдох». Я это сделал для себя и считаю правильным. Если чем-то могу быть полезным и помочь, всегда готов — ему и его маме.
Я не претендую на святость, но внутри меня есть четкое понимание, кто я такой, куда и зачем иду.
— Давайте поговорим про ваш бизнес. Я знаю, что у вас открылся ресторан в Москве — реберная Frank. Это ведь первый ваш ресторанный проект? Как вы пришли к идее?
— Первый, да. А к идее пришел так: появились ребята из Питера, которые предложили создать проект. Мы очень долго все обдумывали, разбирались, что к чему, и в итоге стало понятно, что это не противоречит моим взглядам. История интересная, я в ней почему-то уверен, так что мы будем максимально «раздуваться»: сейчас вот идут разговоры о Ростове.
— Ростов-на-Дону — одна из российских гастрономических столиц сейчас.
— Да, там очень много хороших ресторанов и вообще традиции кухонные богатые: в одном месте живут представители многих национальностей, все смешано-перемешано. Очень интересно!
— Какие у вас сейчас еще бизнесы за рамками музыки?
— Ресторан «Frank by Баста», аудиотехника Z, ювелирное кастом-агентство — сейчас как раз будем доделывать коллекцию. Ну, и еще несколько мини-проектов: например, спортивный клуб.
— А что за аудиотехника?— Этот проект мы делали с коллегами и готовили его почти два года. Теперь он приближается к старту — скоро мы представим наушники и колонки MusicDealer. Это первая продуктовая линия Z. Мы очень долго выбирали модели, технику, механизмы, отсмотрели более 400 форм-факторов, чтобы выбрать оптимальные. Надеюсь, что все получится, потому что и сами наушники, и звучание, которое они воспроизводят, — высокого качества, особенно в сопоставлении с ценой. На мой взгляд, это очень достойный и конкурентоспособный продукт.
— Вы планируете на нем зарабатывать?
Посмотрим. Сейчас бизнес вообще очень долгий. Чтобы получать деньги, нужно либо делать большие рекламные кампании, либо просто ждать.
— Про рекламные кампании. У вас их довольно много в последнее время — KFC Battle, Head & Shoulders рекламируете. Много денег в рекламе платят, да?
— Суммы, конечно, внушительные, но я снимаюсь в рекламе, потому что она дает мне возможность инвестировать деньги в мои основные проекты.
Георгий Кардава
— То есть это делается с целью иметь средства для инвестиций в музыку?
— Скорее, для того, чтобы избегать ненужного продакт-плейсмента. Допустим, я снял сопроводительное видео для песен N1NT3ND0 на сумму 5 млн руб. Если бы там был какой-то продакт-плейсмент, это потеряло бы смысл, концепт рассыпался бы на глазах. Поэтому партнерские отношения нужны, чтобы иметь возможность вкладывать дополнительные деньги куда-то еще. К тому же шампунь Head & Shoulders у меня и сам по себе в райдере значился.
— Вы реально им пользуетесь?
— Да, привык к нему. Я не привередливый в этом плане. Ножки куриные из KFC тоже ем.
— А предлагали что-нибудь из очень дорогих вещей рекламировать?
— Нет. Я слишком простой, и для меня это — лучшая оценка моего уровня.
— В одном из интервью вы сказали, что хотите рекламировать Rolls-Royce.
— А кто не хочет? Но я реалист и понимаю: для того чтобы рекламировать Rolls-Royce, необходимо быть замечательным, серьезным, большим актером. Ну, или каким-нибудь супермузыкантом. А я не супермузыкант, я — просто музыкант.
— Но вы деятель шоу-бизнеса, крупная рыба.
— Крупный карась. Нет, я вижу, что люди приходят на концерты, слушают мою музыку. И самолеты я бы тоже мог рекламировать. Но выручку все равно превращал бы в какой-то продукт.
© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
— В шоу GazLive, например. Что, кстати, с ним будет дальше? (YouTube удалил выпуски из-за рекламы букмекерских контор. — «РБК Стиль». )
— Не знаю, посмотрим. Я, честно говоря, хочу закончить год с проектом «Песни» (шоу талантов на телеканале ТНТ, где Баста входит в судейский состав — «РБК Стиль» ) и заняться музыкой: очень много потратил сил на «Голос», жил на разрыв и думал, что сойду с ума. Сейчас готовлю к выпуску два электронных альбома, один — эмбиент. Накопилось очень много материала, записать который не было ни времени, ни сил.
— Вам в качестве ведущего YouTube-шоу понравилось быть?
— Мне было очень страшно и очень сложно: я ведь понимаю, что я не Юрий Дудь. Для меня Юра — вообще космос. Конечно, я знаю, что такое журналистика и профессионализм, но всегда трезво оценивал свои способности — в этом смысле довольно средние. Но я очень благодарен GazLive за то, что раскрепостился и научился не бояться задавать людям неудобные вопросы. Хотя мне все равно не хочется никого обижать.
— Какой ваш самый любимый выпуск?
— Мне очень понравился выпуск с Максимом Галкиным: какой бы вопрос мы ни подготовили, он все понимал, ко всему относился с юмором и смотрел на нас, как на детей. С Филиппом Киркоровым был очень смешной, с Безруковым, с Лепсом отличные. А самый тяжелый — с Милоновым.
— Вообще в GazLive было довольно много смешных шуток и качественного троллинга.
— Спасибо, я рад, что это было заметно. Правда, главный троллинг, рассчитанный на Олю Бузову, никто не понял. Я написал ей песню специально для шоу и снял свое видео, а мне потом писали: «Зачем ты сделал песню с Бузовой? Как ты мог?!» Мне жена, кстати, заранее говорила: «Вася, люди не догадаются, что это стеб». Так и получилось в итоге.
— Вам одинаково комфортно и в YouTube, и на ТВ?
— На ТВ — посложнее: «Голос» — это вообще высшая лига, очень высокий уровень. В седьмом сезоне, правда, было очень легко, очень смешно, очень по-настоящему — благодаря Серому (одним из наставников седьмого сезона шоу «Голос» стал Сергей Шнуров. — «РБК Стиль» ). Мы превратили все в очень крутую игру, но на «Песнях» в любом случае полегче.
Георгий Кардава
— Давайте к музыке вернемся, а точнее — к вашему лейблу «Газгольдер». У вас довольно продуктивная организация, выходит много музыки. Хип-хоп-артисту важно сегодня выпускать материал часто и стабильно?
— Все зависит от желания и понимания себя. Мы никогда не давим: «Тебе надо выпустить песню». Артист просто приходит и говорит, что у него есть новый трек, и он считает, что это — шлягер.
— Но вы можете представить себе ситуацию в «Газгольдере», когда музыкант, как, например, Oxxxymiron, не выпускал новых альбомов с 2015 года?
— Да и правильно, что не выпускал. Зачем? Oxxxymiron — фигура, рок-звезда. Он не только записал удивительную музыку и может свои песни гордо петь всю жизнь, и у него всегда будут поклонники. Он сам по себе — большой человек.
— Кто-то говорит, что он зашел в творческий тупик.
— Мне кажется, это его игра. В истории музыки есть много артистов, которые, выпустив даже один-единственный или совсем немного альбомов, все равно остались классиками. Есть такие, про кого поклонники вообще думают, что их инопланетяне похитили. У Оксимирона свой, особенный путь. Как он боролся со всем русским рэпом, как доказывал свое право на жизнь, как всех разорвал, каким он стал. И вместе с ним все это пережили его поклонники. Я не во всем с ним согласен, но он мне очень интересен.
— В какие моменты вам бывает тяжело и грустно?
— Когда происходят истории вроде той, что была с пенсионной реформой, и на меня начинается атака. Мне тогда было очень трудно и горько. Я за всю свою жизнь не принимал участия ни в каких политических акциях, а тут одно мое высказывание притянуло ко мне столько агрессии и вызвало столько боли. Сейчас уже полегче стало, я провел определенную работу. Для меня это был важный опыт, потому что мои люди очень меня поддерживали, вступали в перепалки с этими бесконечными ботами, комментаторами. Постепенно оно все рассосалось. Но я правда в процессе переживал так, как будто меня били молотом. Мне как инфантильному ребенку хотелось отстоять свою правду и доказать, что я не такой человек.
— Просто многие люди подумали, что это, скорее, дежурное интернет-прости.
— Я понимаю, как это выглядело. Но я вообще никогда не считал, что извиняться — стремно. Если не прав — извинюсь, мне не сложно. С другой стороны, я не могу гнаться за людьми, распинаться, доказывать свою правоту с криками: «Ребята, клянусь вам, мне не заплатили, я просто сказал свое мнение, опираясь на то, что тогда знал. Простите меня!» Мы живем в новом времени, и на самом деле надо просто выходить на свои концерты и петь.