Мое новое увлечение: бразильская вышивка объемных цветов. Особенности бразильской вышивки. Как создать шедевр, как у бразильских мастериц?

Бразильская техника вышивки (Brazilian Dimensional Embroidery) ☆ швы и стежки, мастер-классы и видео

Бразильская вышивка (Brazilian Dimensional Embroidery) - это разновидность европейской счетной рельефной вышивки, выполненная особым видом ниток из искусственного шелка, которые первоначально производились только в Бразилии.

У меня уже есть парочка постов, посвященных этой технике. Но сегодня речь пойдет о стежках и швах, используемых в Brazilian Dimensional Embroidery...

Карнавалы, кофе, футбол, с конца ХХ века еще и слезливые сериалы - вот предметы и явления, которые обычно ассоциируются у нас с Бразилией… Но, оказывается, в Бразилии родилась еще и весьма интересная разновидность рукоделия, которая так и называется - бразильская вышивка.

По сути своей бразильская вышивка - это один из вариантов объемной вышивки (иными словами, узор при этом получается не плоским, а достаточно рельефным). В большинстве подобных техник используются нитки из шерсти или хлопка, а вот в бразильской вышивке применяется совсем иной материал - искусственный шелк, причем нитки, применяемые для нее, скручиваются против часовой стрелки (это называется Z-образным скручиваением). Чтобы такие нитки в процессе работы не раскручивались, накручивать их на иглу в процессе работы вышивальщицы должны в противоположном направлении, то есть по часовой стрелки. Другая характерная особенность бразильской вышивки - это включающиеся в нее элементы кружевоплетения.

Главная тема бразильской вышивки - это растения: цветы, стебли, листья. Какие при этом применяются швы? Например, наборный шов, представляющий собою плетение иглой: нитка обвивает иглу несколько раз, образуя петли, через которые потом протягивают нить, предварительно воткнув иголку в ткань. Лучше набирать побольше петель, чтобы элемент цветочка не был рыхлым, а ткань не сморщивалась.

Листочки, окружающие цветы, и чашелистики, как правило, изображаются с помощью другого способа плетения иглой - бриды. Это означает, что следует вытянуть петлю длиной в несколько миллиметров, продеть в нее свободную нить, чтобы таким способом удерживать петлю, пока мы будем обвивать ее рабочей нитью, сдвигая витки к основанию петли, а затем свободную нитку удаляют (удобнее всего в качестве свободной использовать нитку другого цвета). Такой элемент - брида - не лежит на ткани плоско, а слегка изгибается (именно это и придает узору рельефность).

Используется в бразильской вышивке и прием кружевоплетения, который хорошо знаком тем, кто вяжет крючком - речь идет о пико. На ткани закрепляют булавку, расстояние между точками «входа» и «выхода» которой должно быть равно длине предполагаемого пико. Булавку обвивают нитью, выводят иглу наизнанку, затем - снова на лицо, затем обвивают булавку иглой в противоположном направлении, так, чтобы центральная нить пересекала булавку. Так получаются три нити основания, которые переплетают слева направо, затем справа налево, затем снова слева направо, сдвигая к основанию - пока не будут закрыты все нити основания, тогда нитку выводят на изнаночную сторону и закрепляют.

Разумеется, это лишь некоторые приемы бразильской вышивки - их намного больше. В результате получаются поразительно реалистичные цветочки, ягоды и даже деревца. Иногда эту технику вышивания сочетают с другими - например, над вышитым гладью фоном могут «возвышаться» такие рельефные цветы.

Бразильская вышивка используется даже для украшения одежды - например, в стиле кантри.

Каждая рукодельница с удовольствием знакомится с различными техниками и течениями такого вида искусства, как вышивка. Интересны различные идеи и новичкам, которые только недавно обратили свое внимание на рукоделие. Как бы там ни было, равнодушными бразильская вышивка не оставит никого.

Она обладает массой особенностей, которые отличают ее от других направлений этого вида искусства. Некоторым изначально может показаться, что исполнить шедевр в этом стиле практически невозможно, не имея навыков. Но невозможного ничего нет, и если вы ознакомитесь с основными рекомендациями по выполнению, создать полотно у вас обязательно получится.


Воображение мастериц эта техника поражает красотой работ.

Особенности этого стиля:



Основной исполняемый мотив - цветочный;
Для выполнения работ используются специальные нитки, которые являются скрученными против часовой стрелки. Еще одна особенность ниток заключается в том, что они выполнены из искусственного шелка, который весьма популярен в Бразилии;
Чтобы вышивка была объемная, используются специальные швы и петли. Последние отличаются тем, что за счет особенностей нити первые накручивают на иглу в направлении, которое является противоположным тому, что используется для других техник. Если этого не учитывать, нить раскрутится, следовательно, петля выйдет не такой, как нужно.

Для выполнения работы необходимо применять иглы, длина которых составляет как минимум 5 см.

Многие поклонницы техники, согласно которой выполняется бразильская вышивка, говорят, что найти нитки, используемые на родине этого стиля, практически невозможно. Но можно применять нитки с аналогичным составом. Некоторые рукодельницы используют тонкую пряжу либо толстые нитки для шитья.
Вместо них нередко используются ленты, что является еще одной особенностью бразильской вышивки.

Ознакомьтесь с некоторыми идеями для ваших будущих работ в этом стиле.

Роза

Этот цветок часто является «главным героем» работ. Узнав, как согласно технике бразильской вышивки воссоздать розу, вы сможете воспроизводить цветочные мотивы в композиции.

Для работы понадобится:

Вискозные нитки;
Игла №3;
Льняная либо хлопковая ткань.

Центральная часть и лепестки цветка выполняются наборными швами.

Нить выводим на лицевую сторону полотна, делаем стежок под названием «назад иголка», т. е. проведем иголку справа налево практически в той же точке, где была выведена нить, и оставим ее в таком положении.

Накидываем нить на указательный палец левой руки (на тыльную его сторону). Теперь перст сгибаем, натягиваем нить и обвиваем ею палец. Вокруг перста делаем петлю, подведя его вначале под нить, которая сейчас в работе, а затем под ту, которая выходит из ткани.

Теперь снова подтянем нитку, петлю вместе с пальцем поднесем к кончику иглы, затем накидываем на него петлю, затягиваем ее и подвигаем ближе к точке выхода иглы из полотна.

Таким же образом набираем остальные петли, всего их должно быть 11.

Петли придерживаем рукой и аккуратно продеваем сквозь них нитку посредством иглы. Для закрепления шва иголку проводим через изнанку, подведя ее точно к месту выхода нити.

Продолжаем бразильскую вышивку, делая объемные лепестки первого круга. Для них нужно взять нить, тон которой светлее, чем для центральной части цветка.



... НО ☆★☆

Brazilian Dimensional Embroidery не следует путать с «объемной вышивкой», т.к. в ней рельеф создается не за счет использования вспомогательных материалов (бусины, проволока), а путем комбинации и наслоения таких декоративных стежков, как Couching, Woven picot, Bullion stitch, Cast on stitch, Drizzle stitch, French Knot и других.

Еще одним принципиальным отличием «бразильской вышивки» от всех прочих известных техник является тоn факт, что ее тематика никогда не выходит за рамки растительного мира. Основным объектом этой вышивки являются всевозможные цветы и листья, намного реже - деревья и травы, очень очень редко - небольшие птички, и никогда - люди, животные или неодушевленные предметы.







Основные швы:

Для выполнения всех швов "бразильской вышивки" необходимо брать швейные иголки подходящей длины (Milliners needles).

Couching («коучинг», «накладной шов»).

Самый простой шов «бразильской вышивки». Им можно вышивать стебли и ветки. Основная нить прокладывается по контуру рисунка, а затем небольшими стежками (наклон всегда в направлении витка нитки) крепится к основе.

Stem Stitch («стебельчатый шов»).

Работая нитью с Z-образным плетением, вышивайте слева направо и всегда кладите нить выше линии стежка.

Leaf Stitch («вышивка листьев»).

Основной шов для вышивки листьев. Порядок вышивке смотрите на рисунке, при этом расстояние от А до В равно 1/3 длины листа.

Bullion stitch («витой или кружевной стежок») .

Выполняется как показано на рисунке. Если вы работаете оригинальной нитью с Z-образным плетением, всегда выполняйте витки по часовой стрелке (если с S-образным плетением, то наоборот). Ширина «обмотки» на иголке должна равняться (если шов будет лежать на ткани) или превышать (если шов будет возвышаться над тканью) расстояние от А до В.




Cast-on stitch («наборной стежок») .Вышивать, как показано на рисунке.


Для того чтобы добиться воздушного (пушистого) эффекта ("Loose cast-on stitch"), наборной стежок следует выполнять как показано на рисунке.

Для выполнения «наборного стежка вверх-вниз», следует нанизывать нитку так, как показано на рисунке

Для выполнения «двойного наборного стежка» вам понадобятся 2 нити. Закрепить оба конца нитки одним узлом.

Повторите те же шаги, что и для простого «наборного стежка», только набирая объем, используйте попеременно, то правую, то левую стороны нити (смотрите рисунок).



Всем привет! На днях шерстила на просторах интернета и увидела фотографии с красивыми вышивками. Объемные цветочки. Аж дух захватило! Это была бразильская вышивка. Мой внутренний хомяк потребовал срочно купить нитки и заняться такой красотищей. Долго искать не пришлось, нитки в хомячих запасах водятся в изобилии)))))

Было бы сказано! Я нашла фото с пошаговыми для начинающих и вперед! Два дня ушло на тренировки. Правда, до мастера мне еще далеко, но успех на лицо 🙂 (Люблю я хвастаться))))

Не долго думая, я решила поделится этим опытом с вами. Кстати, на картинке не моя вышивка. Если автор этих цветочков читает мой блог, то умоляю связаться со мной, ради вашего авторства и моего желания у вас поучится.

Материальный запас

Пяльцы — следует выбирать круглые. Так как вышивку приходится вертеть и крутить. По началу я вообще думала, что криворукая. Нитки путались, пяльцы падали, даже игла жила своей жизнью. 🙂

— как я поняла, тут все зависит от желания и цели. Ткань подходит любая! Такая вышивка красиво смотрится и на трикотаже, и на шелке, лен вообще без конкурентов.

Нитки — вот здесь пришлось помучиться. Начала с мулине в два сложения. Фиг вам! Нитка путается, детали не видно, короче не то. Потом взяла остатки ниток от вышивки шерстью. Стало проще. Но и тут пришло понимание, что нужен опыт общения с такой ниткой в бразильской вышивке. Последним подопытным кроликом стал Ирис. Вот тут стало получаться! То ли я уже азы усвоила, то ли звезды выстроились в ряд, но стало получаться.

Иглы — с иглой тоже пришлось заморочиться, так как из-за огромного количества накидов, ушко не пролазило даже через ткань. Более менее подошла гобеленовая 4-х сантиметровая игла. Но все равно буду искать по магазинам другую, плохо скользит.

Единственное, я не смотрела, есть ли в продаже наборы с такими вышивками? Или только своя бесплатная фантазия? Например, с книгами по вышивке объемных цветов в технике бразильской вышивки, в интернете проблем нет.

Техника вышивания.

Прежде, чем начать какую-либо работу, нужно понимать, что вы хотите получить. Обычно я начинаю с эскиза. Беру лист, ручку и простенько и схематически делаю набросок. Примерно как на рисунке.


Потом исчезающим маркером рисую тоже самое на ткани. Как таковых тут нет. Должно быть просто понимание, что вам нужно. Но для особо привередливых могу посоветовать обычные детские раскраски. Цветочные мотивы для девчоночьих разукрашек отлично сойдут за основу.

Стежки и швы, кому и как больше нравится)))

Очень много деталей вышивается гладью. Можно использовать ленты, бисер, пайетки.

Стебельчатый шов.

Этот шов знаком всем вышивальщицам. На нем подробно останавливаться не буду, так как достаточно фотографии.


Стежок рококо.

Рококо это не только способ вышивки, но целый стиль. Суть его сводится к обвивке иглы. А весь нюанс, в том, что навивы нужно делать тем концом нити, который торчит из ткани. И еще желательно обкручивать иглу нитью против часовой стрелки, так как ссучивают нити по часовой... Получается если наоборот, то нить не ложится в аккуратные витки, начинает путаться.


Закрепляем рококо


Стежок для лепестков розы.

У официальных названий стежков длинные и путанные названия, поэтому я их сама себе обозвала)))) Тут тоже все просто. Если розочку по часовой стрелке, то нитку навиваем слева от иглы, если против, то справа.


Закрепляем стежок для лепестка розы.

Помесь французского узелка и узелка на ножке.

Применяется для лепестков и листочков.

Закрепляем стежок

Мои результаты

Два дня я тренировалась, а потом за час вышила три розочки. Листики вышиты способом «Пике», про него расскажу позже. Дело в том, что когда фотографировала, то как обычно не купила запасные батарейки. Фотоаппарат сдох на самом интересном месте 🙂



Подписывайтесь на мой блог, я обещаю огромное количество интересных статей)))

С уважением, Мария Ганн.

Друзья, хотим вас познакомиться с интересной техникой объемной вышивки, которая зародилась в Бразилии. Предлагаем вам образцы работ и основные приемы данной техники, который позволят вам создавать очень красивые вещи.



По своему внешнему виду бразильская вышивка представляет собой некую оригинальную смесь фриволите, роккоко и румынских брид.



Что такое бразильская вышивка? Если в двух словах, то это рельефная вышивка, со множеством объёмных элементов. Фактически это плетение иглой, результатом которого являются фактурные цветы и листья.

Бразильская вышивка - невероятное многообразие форм и расцветок, ярких, как бразильский карнавал. Кстати, нитки для бразильской вышивки - это не мулине, а специальные кручёные нитки из искусственного шёлка.



Приёмы бразильской вышивки - любимый многими французский узелок, различные наборные швы, коучинг или выкладная нить, стебельчатый и тамбурный швы, петельки с прикрепкой, двухсторонняя гладь, бахромчатые швы и некоторые другие специфические приёмы.

Можно ли научится вышивать бразильскую вышивку? Конечно! Глаза боятся, а руки делают: для начала следует ознакомится с теорией, затем попробовать освоить приёмы бразильской вышивки, а уже потом браться за работу.

Для получения мерцающего и объёмного изображения в бразильской объемной вышивке используют нити из крученого искусственного шелка (вискозы), вы также можете попробовать нитки "Перле" или хлопковую пряжу с добавлением вискозной нити.

Чтобы разобраться в том, как выполняется объемная бразильская вышивка , прелагаем вам посмотреть на поэтапный процесс выполнения одного из видов цветов этой вышивки. Попробуем вышить вот такой цветок в технике бразильской вышивки :

Для начала нанесите на ткань рисунок, а затем проложите бирюзовую контурную строчку, после чего приступайте к созданию основы для лепестков.

После того, как основа для лепестков готова, прокладываем нить под линиями основы лепестков.

Теперь я хочу вас познакомить с теми швами, которые используются непосредственно в Бразильской вышивке. Чаще всего в ней применяется наборной шов.

Наборной шов

Цветы, вышитые наборным швом, на первый взгляд очень напоминают вышивку швом “рококо”. Отличаются они тем, что узелок “рококо” выполняется навивкой нити на иголку, а наборной шов – это плетение иглой .

Игла должна быть длинная и ровная по всей длине. Лучше всего использовать иглу модистки с маленьким ушком.

Наборной стежок еще называют Cast-on stitch. При его выполнении нитка навивается на иголку несколько раз. Когда вы набрали нужное количество петелек на иголку, следует воткнуть иголку в ткань и протянуть через набранные петли.

Форма законченного стежка зависит от длины стежка “назад иголку” в основании и количества петель на игле. Если петель слишком мало, стежок получится вялый и рыхлый и не будет держать форму цветка. Старайтесь не затягивать стежок “назад иголку” слишком туго, чтобы ткань не морщилась. Это почти наверняка произойдет, если на игле слишком мало петель.

Техника выполнения розы

В этой розе центр и лепестки выполнены наборным швом. При выполнении каждого стежка ткань поворачивают. Для работы рекомендуется воспользоваться иглой модистки № 3 и вискозными нитками. Овладев этим стежком, вы поймете, что работать им проще, чем стежком “рококо”, но выглядит он также эффектно.

1. Центр. Выведем нитку самого темного тона на лицо ткани, в точке А. Выполним маленький стежок “назад иголку” там, где он будет прикрыт серединкой цветка, плотно к точке А и оставим иглу в ткани.

2 . Положим выходящую нитку на тыльную сторону указательного пальца левой руки.

3 . Согнем палец и обовьем его туго натянутой ниткой.

4. Выполним петлю вокруг пальца, проведя его сначала под рабочую нитку, а затем под выходящую нитку.

5. Натянем нитку, подведем конец пальца к острию иглы.

6 . Перекинем петлю с пальца на иглу.

7 . Затянем петлю и сдвинем ее к ткани. 1-я набранная петля.

8. Выполним 2-ю петлю так же, расположив ее на игле рядом с предыдущей.

9. Наберем на иглу еще 10 петель.

10. Придерживая набранные петли, проведем сквозь них иглу с ниткой.

11 . Чтобы закрепить шов, проведем иголку на изнанку через точку В, вплотную к точке последнего выхода иглы.

12. Подтянем нитку и закрепим ее, не стягивая ткань. Центр закончен.

13. Внутренние лепестки . Используйте нитку более светлого тона. Выведем ее на лицо в точке С. Проведем иглу от точки D до точки С и оставим ее в ткани.

14. Повторяем шаги 2-8, а затем наберем еще 14 петель.

15. Придерживая петли, проведем сквозь них иглу и нитку.

16 . Закрепляем шов в точке D, как в шаге 11.

17 . Выведем нитку на лицо в точке Е. Проведем иглу от точки F до точки Е и оставим иглу в ткани.

18. Выполняем 2-й шов из 16 петель. Чтобы закончить внутренний круг, вышейте еще 3 лепестка аналогичным образом.

19. Внешние лепестки. Используем нитку самого светлого тона. Выведем иглу на лицо под 1-м лепестком внутреннего круга.

20 . Выполним 7 лепестков из 19 петель каждый, чтобы закончить внешний круг. Роза, выполненная наборным швом, закончена.

21. Листья. Выполним внешний лист из 14 петель. Точки, в которых игла прокалывает ткань, расположены примерно в 4 мм друг от друга.

22. Выведем нитку на лицо между точками закрепления предыдущего стежка. Проведем иглу под 1-м листом и выведем ее на лицо в точке G.

23 . Выполняем внутренний лист из 12 петель.

24. Украшаем розу двумя парами листьев.

Если вы желаете выполнить наборной шов более воздушным , выполняйте его не на одной иголке, а на трех (смотрите рисунок).

Двусторонний наборной стежок

1. Вденем в иголку длинную нитку, завяжем два конца вместе, чтобы получилась нитка в два сложения.

2. Выведем нить на лицо в точке 1, уведем обратно в точке 2 и снова выведем в точке 1. Выведем острие иголки в точке 1 между двумя нитками, чтобы они находились по обе стороны иголки (схема 1, слева). Не вытягивайте иглу из ткани.

3. Сделайте одну петлю правой рукой, как для обычного обметочного стежка, держа нитку справа от иглы.

4. Сделайте вторую петлю левой ниткой на левой руке, затяните узел слева от иглы (схема 2 и 3).

5. Работайте, чередуя левые и правые петли, пока их не будет столько, сколько вам требуется.

6. Придержите петли указательным и большим пальцами левой руки, протяните иглу через ткань.

7. Придерживая петли, осторожно натяните среднюю нитку и закрепите стежок. Уведя иглу на изнанку в точке 2 (схема 4).

Лепестки эхинацеи выполнены двусторонним наборным швом.

Плетение иглой – брида

Бриды , сплетенные иглой, часто используют в Бразильской вышивке. При вышивке растительных и цветочных мотивов ими выполняют чашелистики и листочки.

1. Выведем нитку в точке А. Проводим иголку на изнанку через точку В. Подтянем нитку, оставляя на лице петлю длиной около 7 мм.

2. Выведем нитку на лицо в точке С под точкой А, стараясь не затянуть петлю. Перекинем через петлю свободную нитку.

3. Левой рукой крепко держим свободную нитку над тканью во время работы.

4. Переплетем иголкой петлю над нижней и под верхней ниткой, не захватывая ткань.

5. Подтянем нитку и сдвинем иголкой переплетение к ткани.

6. Переплетем иглой петлю над верхней ниткой и под нижней, не захватываем ткань.

7. Подтянем нитку и сдвинем иголкой переплетение плотно к предыдущим виткам.

8. Повторяем шаги 4-7, переплетая стежки над и под нитками петли и сдвигая витки к предыдущим.

9. Продолжаем переплетение, пока полностью не закроем петлю.

10. Удаляем свободную нитку. Проведем иголку на изнанку, отступив от точки А на 5 мм.

11. Подтянем нитку. Брида должна слегка изгибаться, а не лежать плоско на ткани. Брида, сплетенная иглой, закончена.

12. Чашелистики малины выполнены бридами, которые сплетены иглой.

Плетение иглой – пико с открытым основанием

Пико – это прием кружевоплетения, используемый для объемной вышивки. Его выполняют вокруг булавки, закрепленной на ткани. Соблюдайте равномерное натяжение нитки и прокладывайте стежки, располагая их вплотную, друг к другу. Одним из примеров применения пико с открытым срезом является вышивка листиков.

1. Нитки основания . Закрепим длинную булавку между точками А и В, расстояние от А до В равно 1 см. Это длина нашего пико. Выведем нитку на лицо в точке С.

2. Обовьем нитью булавочку сверху против часовой стрелки. Проведем иголку на изнанку через точку D.

3. Подтянем нитку. Выведем ее на лицо в точке В.

4. Обовьем ниткой булавку сверху по часовой стрелке. Центральная нитка пересекает булавку и становится 3-й ниткой основания.

5. Подтянем нить вправо и туго затянем.

6. По направлению к вершине (точка А) переплетем иголкой справа налево нити основания (над, под, над).

7. Подтянем нитку.

8. Туго затянем нитку на булавке.

9. Подтянем нить влево, переплетем иголкой нитки основания слева направо (под, над, под). Выполнять работу будет легче, если слегка повернуть ткань.

10. Подтянем нить, пока не затянем петлю на 1-й нитке основания.

11. Переплетем иглой справа налево центральную нитку. Сдвинем иголкой переплетение к вершине пико. Располагайте нитки переплетения плотно друг к другу.

12. Начинайте подтягивать нитку.

13. До того как нитка затянется, проведем острие иглы в образовавшуюся петлю. (Это поможет сохранить форму, поддерживая внешнюю линию основания ровной).

14. Переплетайте слева направо (под, над, под), повторяя шаг 9. Продолжайте плетение по направлению к основанию пико аналогичным образом.

15. Продолжаем работу, пока не закроем нитки основания. Проведем иголку на изнаночную сторону у основания пико за точкой С.

16. Подтянем и закрепим нитку. Удалим булавку. Пико закончено.

Плетение иглой – пико с закрытым основанием

Особенность этого пико – узкое закрытое основание.

1. Закрепим длинную булавку между точками А и В, расстояние от А до В равно 1 см. Это длина пико. Выведем нить на лицо справа от булавки.

2. Обовьем нитью булавочку вокруг против часовой стрелки. Не затягиваем петлю очень туго.

3. Проведем нитку по диагонали поперек булавки и обовьем ею булавочку сверху по часовой стрелке. Сейчас булавку обвивают 3 нитки основания.

4. Начинаем плетение. Проведем иголку справа налево под центральной ниткой основания (над, под, над).

5. Подтянем нитку.

6. Подтянем нить влево, переплетем иголкой нитки основания слева направо (под, над, под).

7. Подтянем нитку. Продолжаем плетение по направлению к основанию, плотно укладывая каждый ряд. Для закрепления проведем иголку на изнанку за точкой В.

8. Удалим булавку. Пико с закрытым основанием закончено.

Шов “Невод”

Все ряды этого декоративного шва выполняют в технике плетения иглой, за исключением начала и конца работы. В качестве основания прокладывают толстую нитку и закрепляют ее на ткани маленькими стежками.

1. Петельный шов. Выведем нитку в точке А в начале закрепленного основания. Выполним петельный стежок от точки В до точки С. Нить должна быть под иглкой.

2 . Подтянем нитку. 1-й петельный стежок закончен.

3. Выполняем свободные петельные стежки до конца ряда, вышивая каждый из них между закрепляющими стежками основы. Закрепим нить на изнаночной стороне.

4. 1-й ряд шва “невод”. Используйте новую нитку. Выведем иголку на лицо в точке D в левой стороне работы.

5. Проведем иглу через 2-й петельный стежок, не захватываем ткань. Нитка должна быть под иглой.

6. Подтянем нитку, пока петля свободно не обовьет по центру петельный стежок.

7. Проведем иглу через 3-й петельный стежок, не захватывая ткань.

8. Подтянем нитку, как в шаге 6. Продолжаем плетение до конца ряда. Проведем иголку на изнанку через точку Е.

9. Подтянем и закрепим нитку. 2-й ряд. Используем новую нитку. Выведем иголку на лицо в точке F.

10. Вышивайте до конца ряда. Продолжайте выполнять ряды слева направо до конца работы, используя в каждом ряду новую нитку.

11. Для закрепления последнего ряда, растяните “невод” и закрепите его булавками. Используя новую нитку, выполните маленький закрепляющий стежок у 1-й булавки.

12. Продолжайте закрепление петель до конца ряда. Форма, образованная швом “невод”, закончена. Для образования прямого края добавьте в начале и в конце каждого ряда по 1 стежку.

И ещё несколько работ для вашего вдохновения:





Закончен наш обзор техники объёмной бразильской вышивки, и мы надеемся, что он помог вам разобраться в основных приемах этого удивительно красивого искусства.

Из разных источников

Бразильская вышивка - это один из типов вышивания, при котором нить оказывается на поверхности полотна. Так называемая поверхностная вышивка. В отличие от других видов подобного рукоделия, в бразильской технике используются нитки из искусственного шёлка, поверхность из ткани выбирается, как правило, однотонная, из любого материала. Изделия с декором из подобной вышивки всегда смотрятся очень необычно. Часто можно встретить подушки, рушники, полотенца, одежду, которые украшают узоры, а иногда - целые картины из шелковых ниток. Мастер класс по бразильской вышивке поможет Вам разобраться в основах данной техники и начать мастерить настоящие произведения искусства своими руками.

Виды швов

Итак, рассмотрим самые распространенные швы, которые используются в бразильской вышивке.

Витой шов

Витой шов или навивка используется для выполнения цветочных узоров. Основной принцип выполнения - это наматывание на иголку множества витков. Получаются длинные стежки.

Сначала наносят контур узора на ткань. После этого закрепляют нитку с изнаночной стороны и выводят на лицевую сторону ткани. Слегка отступив, вкалывают иголку в ткань справа налево и выводят в место первого прокола на лицевую сторону (рис. а). Делают 9—10 навивов рабочей ниткой на кончик иголки (рис. б) и, придерживая навивы рабочей нитки пальцами левой руки, протягивают иголку (рис. в). Затем её вкалывают в предыдущий прокол (2) и выводят рядом 2—3), притягивая нитку. Получился первый жгутик-лепесток цветка (рис. г). Так выполняют второй и все последующие стежки-жгутики ромашки, розочки, хризантемы, вышиваемых цветными нитками (рис. д—ж).

Наборной шов

Этот вид шва довольно объемный.

Делается он так:

Выведите нить на лицевую сторону. Вколите иглу в (В), кончик иглы выведите рядом с (А) и оставьте в ткани.

Подденьте нить пальцем.

Держа нить натянутой, приложите кончик пальца к острию иглы.

Перекиньте образовавшуюся петлю с пальца на иглу.

Наберите необходимое количество петель.

Затяните нитки. Стежок ляжет в правую сторону.

Bar stitch

Этот шов потребует тренировки.

Петличный шов

Выведите иглу через точку А. Затем, войдя в точку В, выйдите в точке С (нить должна оставаться под иглой). Потяните нить.


Проведя иглу через точку D, выведите ее в точке Е и потяните нить. Повторите шаг 1. Нить закрепите на изнаночной стороне ткани.

Турецкий узел

Игла проходит сначала через точку А с лицевой стороны ткани и выводится в точке В. Конец нити должен остаться сверху. Утопите иглу в точке С и тяните до тех пор, пока не образуется кольцо.

Сверху на подвижную нить накиньте еще петлю и в протяните нить полностью.

Теперь нужно частыми стежками заполнить внутреннюю часть круга большими и закрепляющими петельками.

Толстый пестик

Техника бразильской вышивки довольно часто использует этот стежок.

Иглу с вдетой в нее нитью выведите через точку А. Вытащите нить из иглы. Иглу без нити воткните в точку В (подложите под ткань подушечку для игл и притопите иглу в подушечку через ткань вертикально.)


Наберите на игле 5 петель. Возьмите нить в два слоя и обмотайте иглу 6 раз.

Верхнее кольцо нити набросьте на иглу, вытяните нить. Одинарной нитью обмотайте иглу три раза. Вденьте нить в иглу и выведите на изнаночную сторону ткани. Закрепите нить.

В интернете часто встречаются и фотографии, и схемы, которые Вы сможете использовать для бразильской вышивки.

Многие узоры можно использовать для изображения цветов, например, или использовать в качестве самостоятельного элемента.

Некоторые швы отлично подойдут для заполнения контуров или фона вышивки. Частично подобный шов напоминает вышивание гладью.

Если Вы хотите сшить плед или сумочку, например, удачны будут варианты из квадратных мотивов, где каждый элемент будет иметь свой орнамент.

Вышиваем мимозу

Используя стежки, указанные выше, Вы можете вышивать цветы и различные узоры. Представим мастер класс по вышиванию мимозы.

Итак, чтобы сделать такую картинку Вам понадобятся:

  • Пяльцы
  • Игла-продергиватель
  • Клей для ткани «Gutermann НТ2»
  • Копировальная бумага (белая)
  • Ткань для пялец


Для начала необходимо перенести на ткань узор. Для этого подложите на и под ткань копировальную бумагу, приколов при этом ее булавками для большего удобства. Между пяльцами вложите ткань, чтобы не деформировать полотно вышивки.

Работу следует начать с вышивания на лицевой стороне. Сначала вышиваются ветки и листья. А затем выполняются цветы мимозы, используя метод продергивания нити.

Вышиваем ветки и листья

Нитками №309 вышивайте стебель цветка прямой гладью и толстые ветки стебельчатым швом.

Веточки с листьями изображаются нитками №305 стебельчатым швом, сами же листочки вышиваются этим же цветом, но используются прямые и диагональные стежки.

Цветы мимозы

Когда ветки и листья будут готовы, работу нужно перевернуть изнанкой к себе и вышивать цветочки, используя метод продёргивания нити. Для цветков нужны нитки №113 и №203.

Нитками №326 этим же методом сделайте затемнения у основания веток.

Кружочки цветов мимозы вышивайте от внешней границы к середине, не нарушая форму. Старайтесь не отводить иглу-продергиватель далеко от ткани перед тем, как сделать в ней новый прокол. После этого закрепите с помощью клея петли и дайте вышивке просохнуть.

Теперь с лицевой стороны цветочки нужно подрезать и распушить. Нитки можно слегка увлажнить пальцами, чтобы сделать цветы ровнее и аккуратнее.

Осталось только сделать французские узелочки на концах цветов и между ветками. Работа готова.

Видео по теме

Вы также можете ознакомиться с видео уроками. В них более наглядно представлены техники и методы бразильской вышивки.

Бразильская вышивка для начинающих

Друзья, хотим вас познакомиться с интересной техникой объемной вышивки, которая зародилась в Бразилии. Предлагаем вам образцы работ и основные приемы данной техники, который позволят вам создавать очень красивые вещи.



По своему внешнему виду бразильская вышивка представляет собой некую оригинальную смесь фриволите, роккоко и румынских брид.



Что такое бразильская вышивка? Если в двух словах, то это рельефная вышивка, со множеством объёмных элементов. Фактически это плетение иглой, результатом которого являются фактурные цветы и листья.

Бразильская вышивка - невероятное многообразие форм и расцветок, ярких, как бразильский карнавал. Кстати, нитки для бразильской вышивки - это не мулине, а специальные кручёные нитки из искусственного шёлка.



Приёмы бразильской вышивки - любимый многими французский узелок, различные наборные швы, коучинг или выкладная нить, стебельчатый и тамбурный швы, петельки с прикрепкой, двухсторонняя гладь, бахромчатые швы и некоторые другие специфические приёмы.

Можно ли научится вышивать бразильскую вышивку? Конечно! Глаза боятся, а руки делают: для начала следует ознакомится с теорией, затем попробовать освоить приёмы бразильской вышивки, а уже потом браться за работу.

Для получения мерцающего и объёмного изображения в бразильской объемной вышивке используют нити из крученого искусственного шелка (вискозы), вы также можете попробовать нитки "Перле" или хлопковую пряжу с добавлением вискозной нити.

Чтобы разобраться в том, как выполняется объемная бразильская вышивка , прелагаем вам посмотреть на поэтапный процесс выполнения одного из видов цветов этой вышивки. Попробуем вышить вот такой цветок в технике бразильской вышивки :

Для начала нанесите на ткань рисунок, а затем проложите бирюзовую контурную строчку, после чего приступайте к созданию основы для лепестков.

После того, как основа для лепестков готова, прокладываем нить под линиями основы лепестков.

Теперь я хочу вас познакомить с теми швами, которые используются непосредственно в Бразильской вышивке. Чаще всего в ней применяется наборной шов.

Наборной шов

Цветы, вышитые наборным швом, на первый взгляд очень напоминают вышивку швом “рококо”. Отличаются они тем, что узелок “рококо” выполняется навивкой нити на иголку, а наборной шов - это плетение иглой .

Игла должна быть длинная и ровная по всей длине. Лучше всего использовать иглу модистки с маленьким ушком.

Наборной стежок еще называют Cast-on stitch. При его выполнении нитка навивается на иголку несколько раз. Когда вы набрали нужное количество петелек на иголку, следует воткнуть иголку в ткань и протянуть через набранные петли.

Форма законченного стежка зависит от длины стежка “назад иголку” в основании и количества петель на игле. Если петель слишком мало, стежок получится вялый и рыхлый и не будет держать форму цветка. Старайтесь не затягивать стежок “назад иголку” слишком туго, чтобы ткань не морщилась. Это почти наверняка произойдет, если на игле слишком мало петель.

Техника выполнения розы

В этой розе центр и лепестки выполнены наборным швом. При выполнении каждого стежка ткань поворачивают. Для работы рекомендуется воспользоваться иглой модистки № 3 и вискозными нитками. Овладев этим стежком, вы поймете, что работать им проще, чем стежком “рококо”, но выглядит он также эффектно.

1. Центр. Выведем нитку самого темного тона на лицо ткани, в точке А. Выполним маленький стежок “назад иголку” там, где он будет прикрыт серединкой цветка, плотно к точке А и оставим иглу в ткани.

2 . Положим выходящую нитку на тыльную сторону указательного пальца левой руки.

3 . Согнем палец и обовьем его туго натянутой ниткой.

4. Выполним петлю вокруг пальца, проведя его сначала под рабочую нитку, а затем под выходящую нитку.

5. Натянем нитку, подведем конец пальца к острию иглы.

6 . Перекинем петлю с пальца на иглу.

7 . Затянем петлю и сдвинем ее к ткани. 1-я набранная петля.

8. Выполним 2-ю петлю так же, расположив ее на игле рядом с предыдущей.

9. Наберем на иглу еще 10 петель.

10. Придерживая набранные петли, проведем сквозь них иглу с ниткой.

11 . Чтобы закрепить шов, проведем иголку на изнанку через точку В, вплотную к точке последнего выхода иглы.

12. Подтянем нитку и закрепим ее, не стягивая ткань. Центр закончен.

13. Внутренние лепестки . Используйте нитку более светлого тона. Выведем ее на лицо в точке С. Проведем иглу от точки D до точки С и оставим ее в ткани .

14. Повторяем шаги 2-8, а затем наберем еще 14 петель.

15. Придерживая петли, проведем сквозь них иглу и нитку.

16 . Закрепляем шов в точке D, как в шаге 11.

17 . Выведем нитку на лицо в точке Е. Проведем иглу от точки F до точки Е и оставим иглу в ткани.

18. Выполняем 2-й шов из 16 петель. Чтобы закончить внутренний круг, вышейте еще 3 лепестка аналогичным образом.

19. Внешние лепестки. Используем нитку самого светлого тона. Выведем иглу на лицо под 1-м лепестком внутреннего круга.

20 . Выполним 7 лепестков из 19 петель каждый, чтобы закончить внешний круг. Роза, выполненная наборным швом, закончена.

21. Листья. Выполним внешний лист из 14 петель. Точки, в которых игла прокалывает ткань, расположены примерно в 4 мм друг от друга.

22. Выведем нитку на лицо между точками закрепления предыдущего стежка. Проведем иглу под 1-м листом и выведем ее на лицо в точке G.

23 . Выполняем внутренний лист из 12 петель.

24. Украшаем розу двумя парами листьев.

Если вы желаете выполнить наборной шов более воздушным , выполняйте его не на одной иголке, а на трех (смотрите рисунок).

Двусторонний наборной стежок

1. Вденем в иголку длинную нитку, завяжем два конца вместе, чтобы получилась нитка в два сложения.

2. Выведем нить на лицо в точке 1, уведем обратно в точке 2 и снова выведем в точке 1. Выведем острие иголки в точке 1 между двумя нитками, чтобы они находились по обе стороны иголки (схема 1, слева). Не вытягивайте иглу из ткани.

3. Сделайте одну петлю правой рукой, как для обычного обметочного стежка, держа нитку справа от иглы.

4. Сделайте вторую петлю левой ниткой на левой руке, затяните узел слева от иглы (схема 2 и 3).

5. Работайте, чередуя левые и правые петли, пока их не будет столько, сколько вам требуется.

6. Придержите петли указательным и большим пальцами левой руки, протяните иглу через ткань.

7. Придерживая петли, осторожно натяните среднюю нитку и закрепите стежок. Уведя иглу на изнанку в точке 2 (схема 4).

Лепестки эхинацеи выполнены двусторонним наборным швом.

Плетение иглой - брида

Бриды , сплетенные иглой, часто используют в Бразильской вышивке. При вышивке растительных и цветочных мотивов ими выполняют чашелистики и листочки.

1. Выведем нитку в точке А. Проводим иголку на изнанку через точку В. Подтянем нитку, оставляя на лице петлю длиной около 7 мм.

2. Выведем нитку на лицо в точке С под точкой А, стараясь не затянуть петлю. Перекинем через петлю свободную нитку.

3. Левой рукой крепко держим свободную нитку над тканью во время работы.

4. Переплетем иголкой петлю над нижней и под верхней ниткой, не захватывая ткань.

5. Подтянем нитку и сдвинем иголкой переплетение к ткани.

6. Переплетем иглой петлю над верхней ниткой и под нижней, не захватываем ткань.

7. Подтянем нитку и сдвинем иголкой переплетение плотно к предыдущим виткам.

8. Повторяем шаги 4-7, переплетая стежки над и под нитками петли и сдвигая витки к предыдущим.

9. Продолжаем переплетение, пока полностью не закроем петлю.

10. Удаляем свободную нитку. Проведем иголку на изнанку, отступив от точки А на 5 мм.

11. Подтянем нитку. Брида должна слегка изгибаться, а не лежать плоско на ткани. Брида, сплетенная иглой, закончена.

12. Чашелистики малины выполнены бридами, которые сплетены иглой.

Плетение иглой - пико с открытым основанием

Пико - это прием кружевоплетения, используемый для объемной вышивки. Его выполняют вокруг булавки, закрепленной на ткани. Соблюдайте равномерное натяжение нитки и прокладывайте стежки, располагая их вплотную, друг к другу. Одним из примеров применения пико с открытым срезом является вышивка листиков.

1. Нитки основания . Закрепим длинную булавку между точками А и В, расстояние от А до В равно 1 см. Это длина нашего пико. Выведем нитку на лицо в точке С.

2. Обовьем нитью булавочку сверху против часовой стрелки. Проведем иголку на изнанку через точку D.

3. Подтянем нитку. Выведем ее на лицо в точке В.

4. Обовьем ниткой булавку сверху по часовой стрелке. Центральная нитка пересекает булавку и становится 3-й ниткой основания.

5. Подтянем нить вправо и туго затянем.

6. По направлению к вершине (точка А) переплетем иголкой справа налево нити основания (над, под, над).

7. Подтянем нитку.

8. Туго затянем нитку на булавке.

9. Подтянем нить влево, переплетем иголкой нитки основания слева направо (под, над, под). Выполнять работу будет легче, если слегка повернуть ткань.

10. Подтянем нить, пока не затянем петлю на 1-й нитке основания.

11. Переплетем иглой справа налево центральную нитку. Сдвинем иголкой переплетение к вершине пико. Располагайте нитки переплетения плотно друг к другу.

12. Начинайте подтягивать нитку.

13. До того как нитка затянется, проведем острие иглы в образовавшуюся петлю. (Это поможет сохранить форму, поддерживая внешнюю линию основания ровной).

14. Переплетайте слева направо (под, над, под), повторяя шаг 9. Продолжайте плетение по направлению к основанию пико аналогичным образом

15. Продолжаем работу, пока не закроем нитки основания. Проведем иголку на изнаночную сторону у основания пико за точкой С.

16. Подтянем и закрепим нитку. Удалим булавку. Пико закончено.

Плетение иглой - пико с закрытым основанием

Особенность этого пико - узкое закрытое основание.

1. Закрепим длинную булавку между точками А и В, расстояние от А до В равно 1 см. Это длина пико. Выведем нить на лицо справа от булавки.

2. Обовьем нитью булавочку вокруг против часовой стрелки. Не затягиваем петлю очень туго.

3. Проведем нитку по диагонали поперек булавки и обовьем ею булавочку сверху по часовой стрелке. Сейчас булавку обвивают 3 нитки основания.

4. Начинаем плетение. Проведем иголку справа налево под центральной ниткой основания (над, под, над).

5. Подтянем нитку.

6. Подтянем нить влево, переплетем иголкой нитки основания слева направо (под, над, под).

7. Подтянем нитку. Продолжаем плетение по направлению к основанию, плотно укладывая каждый ряд. Для закрепления проведем иголку на изнанку за точкой В.

8. Удалим булавку. Пико с закрытым основанием закончено.

Шов “Невод”

Все ряды этого декоративного шва выполняют в технике плетения иглой, за исключением начала и конца работы. В качестве основания прокладывают толстую нитку и закрепляют ее на ткани маленькими стежками.

1. Петельный шов. Выведем нитку в точке А в начале закрепленного основания. Выполним петельный стежок от точки В до точки С. Нить должна быть под иглкой.

2 . Подтянем нитку. 1-й петельный стежок закончен.

3. Выполняем свободные петельные стежки до конца ряда, вышивая каждый из них между закрепляющими стежками основы. Закрепим нить на изнаночной стороне.

4. 1-й ряд шва “невод”. Используйте новую нитку. Выведем иголку на лицо в точке D в левой стороне работы.

5. Проведем иглу через 2-й петельный стежок, не захватываем ткань. Нитка должна быть под иглой.

6. Подтянем нитку, пока петля свободно не обовьет по центру петельный стежок.

7. Проведем иглу через 3-й петельный стежок, не захватывая ткань.

8. Подтянем нитку, как в шаге 6. Продолжаем плетение до конца ряда. Проведем иголку на изнанку через точку Е.

9. Подтянем и закрепим нитку. 2-й ряд. Используем новую нитку. Выведем иголку на лицо в точке F.

10. Вышивайте до конца ряда. Продолжайте выполнять ряды слева направо до конца работы, используя в каждом ряду новую нитку.

11. Для закрепления последнего ряда, растяните “невод” и закрепите его булавками. Используя новую нитку, выполните маленький закрепляющий стежок у 1-й булавки.

12. Продолжайте закрепление петель до конца ряда. Форма, образованная швом “невод”, закончена. Для образования прямого края добавьте в начале и в конце каждого ряда по 1 стежку.

И ещё несколько работ для вашего вдохновения:





Из разных источников

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...