Мастер и маргарита по главам чтение. Опыт прочтения: «Мастер и Маргарита» – свящ

Несмотря на то что роман был написан давно и является классическим произведением, он и по сей день пользуется большой популярностью у молодого поколения. Благодаря школьной программе практически все знают этот роман и того, кто написал. «Мастер и Маргарита» - роман, созданный величайшим автором, Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.

Неравнодушие к роману

По отношению к этому произведению практически не существует. Фактически читатели делятся на два лагеря: на тех, кто любит роман и восхищается им, и на тех, кто его просто ненавидит, а также не признает гениальности Булгакова. Но есть и третья, самая малочисленная, категория. К ней можно отнести, наверное, только маленьких детей. Это те, кто не слышал о романе и не знает, кто автор.

«Мастер и Маргарита» - это одно из самых неординарных и загадочных Многие литераторы и литературоведы пытались разгадать загадку его популярности и успеха у читателя. До конца это никому еще не удалось.

Не много можно вспомнить и назвать таких произведений, которые бы породили вокруг себя столько споров. О романе Булгакова же они не смолкают и по сей день. Говорят о библейской составляющей сюжета, о прототипах главных героев, о философских и эстетических корнях романа, о том, кто все же является главным героем, и даже о жанре, в каком написано произведение.

Три стадии написания романа, по Б. В. Соколову

Мнения литературоведов по поводу истории написания «Мастера и Маргариты», а также и о сути этого произведения, различаются. Например, Соколов, автор книги «Булгаковская энциклопедия», делит редакции романа на три стадии. Он говорит о том, что работа над произведением началась еще в 1928 году. Предположительно, именно тогда автор романа «Мастер и Маргарита» его и задумал, а писать отдельные главы начал лишь зимой 1929 года. Уже весной этого же года была сдана первая полная редакция. Но тогда еще не было прямо сказано, кто автор книги, кто написал. «Мастер и Маргарита» даже тогда не фигурировало как название произведения. Рукопись под названием «Фурибунда» была отдана в издательство «Недра» под псевдонимом К. Тугай. А восемнадцатого марта 1930 года она была уничтожена самим автором. Так заканчивается первая стадия редакций произведения, выделяемая Борисом Вадимовичем Соколовым.

Вторая стадия началась осенью 1936 года. И в то время еще никто не знал, что роман будет называться так, как мы теперь привыкли. По-иному думал и сам Булгаков, тот, кто написал. «Мастер и Маргарита» - произведение, получавшее разные названия от своего автора: «Он появился» и «Он явился», «Пришествие», «Великий канцлер», «Вот и я», «Черный маг», «Шляпа с пером», «Копыто консультанта» и «Подкова иностранца», «Черный богослов», и даже «Сатана». Оставался неизменным только один подзаголовок - «Фантастический роман».

И, наконец, третья стадия - со второй половины 1936 года до конца 1938-го. Сначала роман назывался «Князь тьмы», но потом все же обрел уже такое привычное для нас название. И в начале лета, в 1938 году, он был полностью перепечатан впервые.

Девять редакций, по мнению Лосева

В. И. Лосев более двадцати лет изучал биографию и творчество Михаила Афанасьевича. Он делит историю написания романа на девять частей, как и сам автор.

  • Первая редакция - «Черный маг». Это черновики романа, первая тетрадь, написанная в 1928-1929 годах. В ней еще нет Мастера и Маргариты и насчитывается всего четыре главы.
  • Вторая - «Копыто инженера». Это вторая черновая тетрадь тех же лет. Это как бы продолжение, вторая часть первой редакции произведения. В ней всего три главы, но тут уже появился замысел одной из самых важных частей романа - это раздел под названием «Евангелие от Воланда».
  • Третья - «Вечер страшной субботы». Черновики, наброски к роману, написанные в 1929-1931 годах. Здесь также три главы. И до окончательной версии из них дошел только случай в Грибоедове.
  • Четвертая - «Великий канцлер». Первая полная рукописная редакция. Здесь уже появляются Маргарита и ее возлюбленный. Вот только зовут его пока не Мастер, а Поэт.
  • Пятая - «Фантастический роман». Это главы, переписанные и дописанные в 1934-1936 годах. Появляются новые детали, но существенных видоизменений нет.
  • Шестая - «Золотое Копье». Это оборванная на главе «Волшебные деньги» незавершенная рукопись.
  • Седьмая - «Князь тьмы». Первые тринадцать глав романа. здесь нет, и вообще все обрывается на появлении главного героя. А Берлиоза здесь зовут Мирцевым.
  • Восьмая часть - «Мастер и Маргарита». Полная и зрелая рукописная редакция 1928-1937 годов. И именно эта версия была напечатана сестрой Елены Булгаковой Ольгой Бокшанской.
  • Девятая - также «Мастер и Маргарита». Последняя и окончательная редакция, включающая все самые последние дополнения и комментарии Михаила Афанасьевича. Напечатана она была после смерти писателя Еленой Сергеевной, его женой, в 1966 году.

Вариант истории Белобровцевой и Кульюс

Во многом их версия схожа с таковой Лосева, так как они полностью согласны с критиком по поводу первой редакции. Однако второй редакцией они называют главы романа «Копыто инженера», отданные в издательство «Недра». Именно здесь первый раз появляется Мастер, которого еще зовут Фесей. Он играет роль Фауста еще без Маргариты. Третьей версией, по мнению Белобровцевой и Кульюс, является «Фантастический роман», написанный Булгаковым в 1932 году, где Мастер превращается из Феси в Поэта и уже появляется Маргарита. Четвертой они считают редакцию 1936 года, ту, что была завершена впервые словом «конец». Далее идет произведение 1937 года - неоконченный роман «Князь тьмы». А затем рукопись, напечатанная О. С. Бокшанской. Уже ее правка авторами считается седьмой редакцией. А восьмая и последняя - та, что правилась женой Булгакова перед его смертью и была издана после его кончины.

Издали роман в том виде, в каком мы его знаем, впервые в журнале «Москва» в 1966 году. Произведение сразу обрело популярность, и имя Булгакова не сходило с уст современников. Тогда точно ни у кого не возникало вопроса о том, кто автор произведения, кто написал. «Мастер и Маргарита» - роман, произведший большое впечатление. И он до сих пор держит марку.

Михаил Булгаков

Мастер и Маргарита

Москва 1984


Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

…Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.

Гете. «Фауст»

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.

Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

Михаил Булгаков

Мастер и Маргарита

Москва 1984

Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

…Так кто ж ты, наконец?

– Я – часть той силы,

что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

Гете. «Фауст»

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.

Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.

Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.

Роман был написан в 1937 году Михаилом Афанасьевичем Булгаковым . Роман считается не законченным произведением, так как писатель умер, так его и не завершив. Писатель начал работать над этим произведением в 1928 году. 1966–1967 была выпущена первая публикация произведения в сокращённом виде.

Вконтакте

Одноклассники

Описание

О романе

Этот роман является одним из лучших произведений Булгакова . В самом начале он пропитан тайной, которую читатель никак не может понять. Произведение носит мистический характер. Все, что там происходит не поддаётся никаким объяснениям. Это как раз -таки и делает этот роман замечательным.

Перед тем, как начать краткое описание содержания, нужно познакомиться с героями, участвующими в этом произведении

Главные герои:

Мессир и его команда

Второстепенные герои:

Перечислив персонажей, которые часто будут появляться в Романе, начнём читать краткое содержание онлайн.

Часть 1

Главы:

  1. Никогда не разговаривайте с неизвестными.
  2. Понтий Пилат.
  3. Седьмое доказательство.
  4. Погоня.
  5. Было дело в Грибоедове.
  6. Шизофрения, как и было сказано.
  7. Нехорошая квартирка.
  8. Поединок между профессором и поэтом.
  9. Коровьевские шутки.
  10. Вести из Ялты.
  11. Раздвоение Ивана.
  12. Чёрная магия и её разоблачение.
  13. Явление Героя.
  14. Слава петуху.
  15. Сон Никанора Ивановича.
  16. Казнь.
  17. Беспокойный день.
  18. Неудачливые визитёры.

Краткий пересказ по главам

1. Первая глава начинается с того, как два члена «МАССОЛИТа» Берлиоз и Иван прогуливались на Патриарших прудах. Разговор их шёл о существовании Иисуса Христа. Дело в том, что редактор дал задание Ивану на антирелигиозную тему. Иван Николаевич быстро выполнил это задание, но его поэма представила Иисуса в очень чёрных красках, и поэтому редактор требовал все переделать. Берлиоз утверждал, что Иисуса не существует и это нужно было донести в поэме.

Неожиданно в их разговор вмешался незнакомец и спросил Берлиоза, верит ли он в бога. Тот ответил, что не верит. Тогда странный незнакомец, похожий на иностранца, задаёт вопрос: кто же управляет жизнью, если бога не существует. Берлиоз ответил, что человек сам управляет своей жизнью. После этого иностранец предсказывает смерть Берлиоза от рук комсомолки и оттого, что Аннушка разольёт масло.

Иван и Бездомный начинают подозревать незнакомца в шпионаже, но тот предъявляет доказательства своей невиновности, показывая им документы. Он рассказал, что является специалистом по чёрной магии и был приглашён в Москву чтобы дать представление чёрной магии. После этого начал рассказ о Понтии Пилате, чтобы доказать существование Иисуса.

2. На суд к прокуратору Понтию Пилату приводят заключённого. Его звали Иешуа Га-Ноцри. Ему было 27 лет, он был избитым и бедно одетым. Его обвиняли в том, что он подговаривал людей уничтожить храмы. Прокуратор страдал головной болью, поэтому ему сложно было вести судебный процесс и иногда он даже не осознавал вопросы, которые он создаёт. Но Иешуа помог прокуратору каким-то невиданным чудом исцелить больную голову Пилата.

После разговора Пилата с Га-Ноцри, прокуратору очень понравился юноша и он даже попытался помочь ему. Он старается сделать так, чтобы юноша отказался от тех слов, которые ему приписывали судом. Но Иешуа не видит опасности и сознается в том, что говорил в своём доносе Иуда. А рассказывалось там о том, что Га-Ноцри выступает против власти. Прокуратору не остаётся ничего сделать, как обвинить юношу и приговорить его к смертной казни.

Но он делает ещё одну попытку спасти юношу. В разговоре с первосвященником он ходатайствует за то, чтобы из двух преступников был помилован именно Га-Ноцри. Но Каифа отказывает ему в этом и юношу окончательно приговаривают к смерти. А убийцу и разбойника Вар-раввана освобождают.

3. Дослушав рассказ незнакомца, Берлиоз сказал ему, что это не доказательства. Незнакомец,оскорбившись, сказал, что сам был при этих событиях. Спутники сразу сообразили, что иностранец спятил и лучше его не провоцировать. После Берлиоз спросил специалиста по чёрной магии, где он будет жить. На это он ответил, что будет жить в квартире Берлиоза, после этого Михаил Александрович направился к телефону, чтобы доложить о сумасшедшем гражданине. Дойдя до рельсов, он поскальзывается и падает на рельсы, где ему перерезает голову колесо трамвая, за рулём которого сидела комсомолка.

4. После неожиданной трагедии Иван слышит разговор, в котором упоминалась Аннушка, разлившая масло. Вспомнив слова незнакомца, поэт решает, что он причастен к этой смерти и решает сам провести расследование. Подойдя к скамейке, он видит, что рядом с иностранцем сидит субъект, одетый в клетчатый пиджак. Это был регент. Иван начинает допрашивать иностранца, но тот делает вид, что не понимает его. После, двое сидевших на скамейке начали быстро удаляться. Вскоре к ним присоединяется кот огромного размера. Поэт ведёт погоню, но быстро отстаёт от них.

Иван не остановился и сначала вторгся в незнакомую квартиру, вынеся оттуда образок и свечку. Затем, по непонятным причинам, он пошёл на Москву-реку. Там он снял одежду, отдал её незнакомому бородачу и начал плавать в реке. После того как он вылез на берег, обнаружилось, что его одежда пропала, а вместо этого лежали рваные кальсоны и рубаха. Он переоделся в эту одежду и отправился в ресторан «У Грибоедова » в надежде разыскать преступников.

5. Действие происходит в «Доме Грибоедова». Этот ресторан принадлежит профсоюзу «МАССОЛИТ». Быть членом этого профсоюза весьма выгодно, так как его членам предоставляется множество привилегий, можно бесплатно получить квартиру в Москве и недорого пообедать в хорошем ресторане.

В этом ресторане собрались 12 литераторов в ожидании председателя Берлиоза. И узнав о его смерти, они скорбят, но продолжается это недолго. Вскоре это событие забывается. Неожиданно в ресторане появляется Иван в разорванных кальсонах, босой, с иконкой и свечей. Он начинает искать иностранца в ресторане и обвиняет именно его в смерти Берлиоза. Все, кто были в ресторане, посчитали его психически больным и начали успокаивать. Но Иван упорно сопротивлялся и начал драку. Официантам пришлось его связать полотенцами. Вскоре его увезли в психиатрическую больницу.

6. Действие происходит в психиатрической больнице. Доктор просит, чтобы Иван рассказал всю историю. Поэт очень рад, что хоть кто-то готов его выслушать и рассказывает невероятную историю, про то, как консультант по чёрной магии подстроил смерть Берлиоза неким мистическим образом. Затем он говорит, что нужно позвонить в милицию, но его не послушали. Тогда Иван пытается бежать из больницы. Он пытается выбить стекло, но оно оказывается очень прочным. После этого его помещают в палату с диагнозом «шизофрения».

7. Следующая глава начинается с того, что директор варьете Степан Лиходеев просыпается в своей квартире с похмелья и обнаруживает рядом сидящего человека в чёрном одеянии. Эту квартиру Лиходеев делил вместе с покойным Берлиозом. У этой квартирки дурная слава - ходят слухи, что прошлые жильцы этой квартиры пропали без вести.

Вернёмся к происходящему в квартире. Человек в чёрном сказал, что является профессором чёрной магии и договорился ещё вчера с Лиходеевым, дать представление. Естественно, Лиходеев ничего не помнит, так как пил он целый день. Поэтому он решил проверить достоверность слов профессора звонком в театр. Там подтвердили слова профессора. После звонка Лиходеев обнаруживает, что рядом с незнакомцем сидит человек в клетчатом пиджаке и большой кот, который пил водку. Затем он увидел, что из зеркала вышел рыжий клыкастый карлик по имени Азазелло. Азазелло предложил выкинуть Лиходеева из Москвы. На следующий день Лиходеев просыпается на берегу Ялты.

8. К Ивану Бездомному приходят медсестры и доктор Стравинский. Он просит повторить историю и спросил Ивана, что тот будет делать когда его выпустят из лечебницы. Поэт сказал, что позвонит в милицию и расскажет все произошедшее с Берлиозом. Доктор говорит, что ему не поверят, и снова приведут сюда и поэтому ему лучше остаться здесь, отдохнуть и изложить все в письменном виде. Иван соглашается на это предложение.

9. На Никанора Ивановича Босого, председателя жилтоварищества в доме, где жил Берлиоз, оказывается серьёзное давление со стороны претендентов на квартиру. Он решает сам заглянуть туда и обнаруживает там человека, который представляется Коровьевым и сообщает что является переводчиком артиста. Затем он предлагает квартплату и взятку за аренду квартиры. Босой с радостью принимает взятку и прячет её у себя дома. Воланд сообщает, что больше не хочет видеть его здесь. Коровьев звонит в милицию и сообщает, что у Никанора Ивановича хранится в доме незаконная валюта. После этого в квартире проходит обыск и сотрудники находят у Никанора Ивановича доллары.

10. Фин. директор театра Римский и Варенуха не понимают почему Лиходеева ещё нет в театре. Но вскоре Варенухе приходит телеграмма из Ялты, где сказано, что в местное отделение пришёл человек, называющий себя Лиходеевым, и требуют подтвердить его личность в ответной телеграмме, чтобы послать его домой. Варенуха и Римский посчитали это письмо розыгрышем, так как Лиходеев звонил им 4 часа назад. За это время он не мог оказаться в Ялте. Но вскоре Варенуха решает послать ответное письмо. Идя по улице, на него нападают огромный кот и рыжий карлик. После, он оказывается в незнакомой квартире избитый. Неожиданно к нему начала приближаться рыжеволосая нагая девушка.

11. После успокоительных уколов Иван начал задумываться о том, что возможно нужно было спокойно выслушать того незнакомца и расспросить его о Понтии Пилате, а не начинать погоню. Вдруг в окне появляется незнакомец…

12. На следующий день Воланд в сопровождении Кота и Коровьева давал представления с чёрной магией. Они сделали несколько невероятных трюков, но конферансье утверждал, что это массовый гипноз. После этого Кот оторвал ему голову, но зрители пожалели его и Воланд приказал прикрутить голову на место. После этого они начали раздавать женщинам парфюм и новую одежду, взамен на их старую.

13. В палату к Бездомному попал мужчина, который называл себя мастером и в доказательство показал свою шапочку с буквой М. Он рассказал, что тоже попал сюда из-за Понтия Пилата. Оказывается, что этот роман написал сам мастер. Он рассказывает, как он писал роман и из-за критики его произведения начал сходить с ума и вскоре попал сюда. Он сказал Ивану, что незнакомец, за которым он гонялся - Сатана.

14. Действие происходит в театре. Римский видит из окна двух женщин, у которых в один момент пропала вся одежда. Эти дамы как раз переодевались на представлении Воланда. Вскоре в дверь постучал пропавший Варенуха и рассказал, что все происходившее с Лиходеевым просто шутка. Фин. директор замечает, что Варенуха очень бледный, странно себя ведёт и в конце у него не отражалась тень. После этого в окно залетела нагая женщина. Римский так испугался, что у него поседели волосы. Но вдруг раздался крик петуха, и два гостя выпрыгнули в окно и улетели.

15. На допросе Никанор Иванович рассказывает правоохранителям, что никакую валюту в доме не хранил, взятку брал, но рублями. На вопрос, как к нему попала валюта, он отвечал, что причастна нечистая сила в квартире №50. Туда вызвали наряд, но ничего не нашли, а Босого отправили в психиатрическую больницу. Там ему приснился сон, будто его снова допрашивают, но действие происходит в театре и просят его отдать всю валюту.

16. Действие происходит на Лысой горе. Иешуа везут на смертную казнь. Его распяли на кресте вместе с двумя другими преступниками. Была очень жаркая погода, которая была невыносима для бедолаг, попавших сюда. Ученик Иешуа, Левий Матвей, пытается пробраться на гору и заколоть своего учителя, чтобы избавить его от мучительной смерти. Но у него ничего не получается. Вскоре командир приказывает заколоть пленников. После этого Левий снял всех троих, а тело Иешуа похищает.

17. Бухгалтер театра Ласточкин окончательно сбит с толку. Пропали все управляющие театра, а их поиски оказываются бесполезными. По Москве ходят много странных слухов. Ласточкин решил отправиться в комиссию зрелищ и увеселений, но там он обнаруживает, что вместо председателя сидел костюм и подписывал бумаги. Напуганная секретарша рассказала, что к председателю приходил огромный кот.

После этого Ласточкин отправляется в филиал комиссии, но там происходила ещё одна странность. Некий человек в клетчатом пиджаке организовал целый кружок пения, который не замолкал целый день. После всего пережитого Ласточкин решает сдать всю выручку в финзрелищный сектор. Но вместо рублей у него оказываются доллары. Его сразу же арестовывают.

18. В Москву приезжает дядя погибшего Берлиоза. Интересно, что письмо, пришедшее к нему, было подписано самим Берлиозом. Дядя не был расстроен, что его племянник погиб. Его интересовала квартира в Москве, которая должна была достаться ему в наследство. И когда он пришёл в квартиру, то обнаружил там Коровьева, который рассказал всю историю в трагических красках. Затем с ним заговорил кот и попросил предъявить паспорт. После предъявления паспорта, Азазелло вышвыривает гостя.

Сразу после него заходит буфетчик Варьете Соков и рассказывает, что все его червонцы превратились в бумажки. Воланд озвучивает ему свои претензии, что еда была второго сорта. Буфетчик не соглашается с этим и требует, чтобы ему вернули деньги. После этого все его бумажки поменялись на червонцы. Воланд предсказал смерть буфетчику через 9 месяцев от рака печени.

Буфетчик, испугавшись высказывания в его сторону, отправился к врачу и заплатил червонцами, которые после его ухода снова превратились в бумажки.

Часть 2

Главы

  1. Маргарита.
  2. Крем Азазелло.
  3. Полет.
  4. При свечах.
  5. Великий бал у Сатаны.
  6. Извлечение Мастера.
  7. Как прокуратор пытался спасти Иуду.
  8. Погребение.
  9. Конец квартиры №50.
  10. Последние похождения Коровьева и Бегемота.
  11. Судьба Мастера и Маргариты определенна.
  12. Пора! Пора!
  13. На воробьевых горах.
  14. Прощание и Вечный приют.

Краткий пересказ по главам

1. Маргарита все ещё помнила Мастера и любила его. В тот день когда произошла странная история с буфетчиком, Маргарите приснился мастер. Она решает прогуляться по улицам Москвы и попадает на похороны Берлиоза. Там она знакомится с Азазелло и он предлагает ей поехать в гости к знатному иностранцу. Маргарита не соглашается. После этого Азазелло цитирует несколько строк из романа мастера. Маргарита соглашается выполнить его просьбу в надежде узнать о мастере. Азазелло даёт ей волшебный крем и инструкции.

2. Маргарита мажется кремом. После этого она начинает молодеть и приобретает способность к полётам. После этого пишет мужу прощальное письмо и улетает на глазах у горничной Наташи и соседа Николая Ивановича.

3. Став невидимой, Маргарита летает по Москве и совершает различные шалости. Вскоре её догоняет Наташа. Оказалось, что Наташа тоже помазалась этим кремом и ещё помазала соседа. В результате она превратилась в ведьму, а сосед в борова. Главная героиня искупалась в реке, а после села в поданный ей летающий автомобиль.

4. Коровьев провожает главную героиню в нехорошую квартиру и рассказывает, что в ней течёт королевская кровь, и она должна помочь провести бал. В маленькой квартирке на удивление помещается целый бальный зал. Коровьев объяснил, что это происходит за счёт пятого измерения. В спальне Маргарита познакомилась со всеми членами свиты и с самим Воландом.

5. Начинается подготовка к балу. Маргариту купают в крови и розовом масле, затем надевают на неё регалии королевы. Она стояла у лестницы и встречала давно уже мёртвых преступников. Там Коровьев рассказывает ей историю о Фриде, которая убила новорождённого, заткнув ему рот платком. С тех пор ей каждое утро приносят тот самый платок.

Бал заканчивается, Маргарита облетает залы. Воланд, которому преподносят на блюде голову Берлиоза, берёт его череп и превращает в чашу, а его отправляет в небытие. Чашу наполняют кровью барона Майгеля, которого убил Азазелло. Чашу подносят Маргарите, затем она выпивает её и бал заканчивается.

6. Маргарита опасается, что награды ей не дадут, но сама по этому поводу ничего не говорит. После этого Воланд сказал, что она правильно сделала, не просив награды. За это Воланд обещал выполнить любое желание Маргариты. Подумав, Маргарита сказала, чтобы Фриде больше не подавали платок. Воланд сказал, что это пустяковое желание, и так как она королева, сама может приказать больше не подавать платок. Тогда Маргарита сказала, чтобы ей немедленно вернули Мастера.

Мастер оказывается перед ней на стуле. Он не верит во все происходящее. Воланд, заинтересовавшись его произведением о Понтии Пилате, достаёт рукопись, которая оказывается совершенно целая. Маргарита просит, чтобы они стали жить как раньше. Воланд исполняет её волю: даёт документы Мастеру, возвращает им жилье, в котором оказывается жил «друг» Мастера Магарыч, написавший на него донос о хранении нелегальной литературы. Наташу оставили ведьмой, а Николаю Ивановичу вернули его облик. Затем появляется Варенуха и просит, чтобы его отпустили из вампиров, так как он не кровожаден.

7. Начальник тайной службы Афраний докладывает Пилату, что казнь свершилась и никаких беспокойств не наблюдается. Пилат говорит Афранию, что на Иуду совершится покушение ночью, тем самым он сам заказал убийство начальнику тайной службы.

8. Афраний навещает девушку по имени Низа, в которую влюблён Иуда. Она назначает ему свидание. Он приходит на место встречи, но там его встречают трое убийц, один из которых был Афраний. Забрав у него мешок с тридцатью серебренниками, пришёл к прокуратору и доложил, что задание выполнено и в доказательство предъявил мешок с деньгами. Вскоре прокуратор узнаёт, что тело Иешуа находится у Левия Матвея, который не хотел отдавать труп. Но узнав, что тело похоронят, смирился и явился к прокуратору. Там он сказал, что убьёт Иуду, но прокуратор сделал это за него.

9. Следование по делу нехорошей квартиры продолжается и туда наведываются сотрудники для выявления улик. Там они обнаруживают кота с примусом, он провоцирует перестрелку, но пострадавших чудом не оказывается. После этого, из примуса выливается бензин, который сам загорелся, и из квартиры вылетели 4 силуэта, один из них женский. Квартира быстро сгорает.

10. В магазине, продающем товары за валюту иностранцам, появляются Коровьев и субъект похожий на кота. Кот начинает поедать все, что находится на витрине, а Коровьев призывает всех к протесту. При появлении милиции они скрываются, устроив пожар. Затем они направляются в ресторан Грибоедов и вскоре там начинается пожар.

11. Азазелло и Воланд беседуют на террасе московского здания. Появляется Левий Матвей и говорит, что Иешуа просит подарить мастеру и Маргарите вечный покой. Воланд приказывает Азазелло все устроить.

12. Азазелло появляется в подвале возлюбленных. Перед этим они вели разговор о минувших событиях. Мастер пытается убедить Маргариту оставить его и не губить себя. Маргарита его не слушает. После прихода Азазелло все трое садятся на коней и вылетают из квартиры. Квартира загорается. По пути мастер залетел к Ивану, назвал его своим учеником и завещал написать продолжение повести.

13. Азазелло, мастер и Маргарита присоединяются к Воланду, Коровьему и Бегемоту. Мастер прощается с городом. Все готовы покинуть город.

14. Под лунным светом, герои начинают менять своё обличие. Коровьев превращается в рыцаря, на котором одеты фиолетовые доспехи, Азазелло - в пустынного демона-убийцу. Бегемот - в стройного мальчика пажа. У мастера появляется седая коса и шпоры. Своего преображения Маргарита не видит. Воланд объяснил, что сегодня особая ночь, когда сводятся все счёты.

Всадники видят перед собой Пилата с его собакой. Ему уже две тысячи лет снится один и тот же сон - как он идёт по лунной дороге навстречу к Иешуа. Мастер кричит ему, что он свободен. Пилат встаёт и идёт по лунной дороге к Иешуа. Это означает, что роман закончен. А мастера и Маргариту ждет вечный покой.

Ознакомившись с кратким содержанием романа, советуем вам читать полную версию книги, так как краткое содержание помогает представить только сюжет. В полной же версии вы ощутите всю прелесть повествования .

Михаил Булгаков

Мастер и Маргарита

Москва 1984


Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  • …Так кто ж ты, наконец?
  • – Я – часть той силы,
  • что вечно хочет
  • зла и вечно совершает благо.

Гете. «Фауст»

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...