Мафия - правила. Правила игры в мафию

Количество участников - 10 человек.

Ведущий: «В городе наступила ночь, всё закрыли глаза и надели маски»

Ведущий по очереди раздает карты игрокам. Участники знакомятся со своей ролью независимо друг от друга.

Ведущий: « В городе проснулась мафия. Мафия знакомится, дон обозначается». Мафия снимает маски и запоминает друг друга. Дон поднимает вверх указательный палец. Ведущий: «Мафия уснула, проснулся шериф». Шериф поднимает вверх указательный палец. Ведущий: «Шериф уснул, проснулся доктор». Доктор поднимает вверх указательный палец. Ведущий: «Доктор уснул, проснулся маньяк». Маньяк также поднимает вверх указательный палец. Ведущий решает, а затем объявляет, на чьей стороне будет играть Маньяк.

Круг представления

Роли обозначены, пора переходить к кругу представления. Ведущий: «Город, доброе утро. Знакомство начинаем с игрока под номером один». Каждый участник в течение 30 секунд рассказывает другим о себе.

Город спит…

Круг представления окончен, город засыпает. Ведущий: «В городе наступила ночь и проснулась мафия». Дон и его помощники определяют жертву, указывая пальцем на одного игрока. Окончательное решение остается за Доном. ВНИМАНИЕ! Если в течение 30 секунд черная команда не пришла к согласию насчет одного игрока, ведущий говорит: «Мафия промахнулась», или «Мафия не договорилась». Ведущий: «Мафия уснула, проснулся Дон мафии. Дон ищет Шерифа». Мафия, за исключением дона, закрывает глаза и надевает маски. Дон указывает на игрока, которого хочет проверить. Если это Шериф, ведущий кивает. Если Дон ошибся - ведущий отрицательно качает головой. Если мирным жителям удалось уничтожить Дона, то эта ночь последняя для мафии. Она собирается и планирует убийство. Затем ведущий по очереди называет номера игроков, и члены мафии должны одновременно сымитировать выстрел пальцами. Если они укажут на разных игроков или не выстрелят вообще, мафии будет засчитан промах. Ведущий: «Дон мафии уснул, проснулся Шериф. Шериф ищет мафию». Шериф может проверить подозрительного участника, указав на него и показав открытую ладонь ведущему. Также Шериф может выстрелить, не ожидая ответа от ведущего - убитый им игрок присоединяется к тому, кто стал жертвой мафии. Ведущий: «Шериф уснул, проснулся Маньяк». Маньяк показывает на участника, которого выводит из игры. Ведущий: «Маньяк уснул, проснулся Доктор. Доктор, на носилках двое (трое - в зависимости от числа убитых).» Ведущий показывает Доктору на жертв этой ночи: «Кого будем спасать?» Доктор выбирает игрока, который будет спасен. Важно!!! Каждого игрока можно спасти только единожды. Если игрок был спасен один раз, ведущий демонстрирует Доктору скрещенные руки - спасти его снова уже нельзя. В этом случае автоматически будет спасена вторая жертва этой ночи. Ведущий: «Благодарю, Доктор. Город, доброе утро. Сегодня не проснулся номер…»

Город просыпается…

У убитой ночной жертвы есть 30 секунд, чтобы огласить свое завещание и оказать последнюю помощь горожанам. Если ночью были убиты члены мафии, шериф или маньяк-мафиози, они уходят из-за стола молча, без завещания. Ведущий: «Обсуждение первого круга начинается с игрока номер один». У каждого из выступающих есть 60 секунд для своей речи. Если речь заканчивается раньше, игрок произносит «спасибо». Через 60 секунд после начала речи ведущий произносит «спасибо», давая понять, что время вышло, и выступает следующий участник. Если у игрока возникли дополнительные соображения или не хватило времени, он поднимает руку и держит ее до окончания всех выступлений. После этого он получает еще 30 секунд для выступления. Если рука была поднята после основного круга обсуждения, игрок не может высказываться. Город голосует… После выступлений всех игроков горожане начинают решать, кто сейчас выйдет из игры. Ведущий: «Прошу убрать руки со стола, начинаем голосовать. Кто голосует против номера…?» Голосование обязательно для всех, выступить можно только против одного игрока – для этого нужно поднять вверх большой палец и поставить руку на стол. У игрока, против которого проголосовало большинство участников, есть минута на оправдание - после этого начинается переголосование. Если в этот раз данный игрок набрал меньше голосов, то он остается за столом. Важно: оправдание может быть использовано только один раз каждым игроком!!! Если в следующий раз игрок опять наберет максимум голосов, он автоматически выходит из-за стола. Когда одинаковое максимальное количество голосов набирают два игрока, у каждого из них есть минута на оправдание, затем начинается переголосование. Если одинаковое максимальное количество голосов набирают три игрока и более, то все остаются за столом - город не договорился. Ведущий: «Наступила ночь. В городе проснулась мафия…»

Выигрыш

Если за столом вообще не осталось черных игроков - выиграли мирные жители. Если мирных и черных жителей осталось равное количество, победила мафия. Если маньяк выступает за мафию, а мирные жители убили всех мафиози, город продолжает игру, пока не уничтожит маньяка. Шериф не может искать маньяка - он может только стрелять.

Закрытые правила карточной игры «Мафия»

В настольной игре «Мафия» закрытые правила используют в клубных, или профессиональных, играх. Все участники делятся на мафию (черные игроки) и мирных жителей (красные игроки). Цель игры: красные игроки должны найти и устранить черных игроков, и наоборот. 10 участников надевают повязки или маски. Ведущий предлагает каждому из них наугад выбрать карту. Ведущий: «Мафия проснулась». Мафиози снимают маски (повязки), знакомятся с ведущим и друг с другом. Затем они договариваются о том, как будут убивать мирных жителей. Это единственная ночь, когда члены мафии вместе открывают глаза и договариваются. Ведущий: «Мафия уснула» - черные игроки надевают обратно маски или повязки. Ведущий: «Доброе утро! Город просыпается». Все снимают повязки (маски) и начинают обсуждение. У каждого есть минута для высказывания своих предположений. В первый день выступление начинает игрок под номером один, во второй - под номером два и т.д. Каждый игрок может выдвинуть по одной кандидатуре для устранения из игры. При этом нужно сказать: «Я выставляю кандидатуру игрока номер…» - иначе выдвижение не будет засчитано. После круга обсуждения за выставленные кандидатуры голосуют - из игры уходит тот, кто набрал максимум голосов. Для того чтобы голос был засчитан, необходимо поднять вверх большой палец и поставить на стол руку. Всего одна выставленная кандидатура на первом круге не удаляется из игры. В последующих кругах, если на голосование выставлен только один игрок, он уходит автоматически. У выбывшего есть минута на последнее слово. После первого круга наступает вторая ночь. Ведущий: «Мафия выходит на охоту». Мафиози, договорившиеся в первую ночь о последовательности устранения игроков, стреляют с закрытыми глазами. Ведущий последовательно называет номера игроков, члены мафии должны выстрелить одновременно в одного игрока - иначе им засчитывается промах. Выстрел имитируется пальцами. Ведущий: «Просыпается Дон». Дон ищет Шерифа, показывая ведущему на пальцах номер какого-либо игрока. Если это Шериф, ведущий кивает. Если Дон ошибся - ведущий отрицательно качает головой. Ведущий: «Дон уснул, проснулся Шериф». Шериф также ищет членов мафии. Ведущий кивком или качанием головы подтверждает/опровергает предположения Шерифа. Затем Шериф засыпает. Ведущий: «Доброе утро, город просыпается!» Если ночью мафия кого-то убила, ведущий сообщает об этом и дает последнее слово жертве. Если мафия не попала в цель, ведущий сообщает о промахе мафии.

Автокатастрофа

Автокатастрофа - когда два игрока или больше набирают равное количество голосов. Тогда каждой кандидатуре выделяется 30 секунд для оправдательной речи, после чего начинается переголосование. Если же и на переголосовании они наберут одинаковое число голосов, то ведущий спрашивает: «Кто за то, чтобы все эти кандидаты покинули игру?» Участники выходят из игры, если большинство голосует за их удаление. Если голоса в меньшинстве или поровну - кандидаты продолжают игру.

Выигрыш

Если устранены все члены мафии - победили красные. Если красных и черных игроков осталось равное количество - победили черные Запрещено
  • Во время обсуждения убитые игроки не имеют права разговаривать.
  • Нельзя показывать свои карты живым игрокам.
  • Запрещено касаться друг друга.
  • Нельзя пропускать ход или отказываться от голосования.

1) Подготовка к игре

Выбирается ведущий, обычно это один из опытных игроков. Затем нужно определиться какие персонажи и модификации будут в игре. Это напрямую зависит от количества участвующих игроков. Для получения максимального интереса мы советуем играть ниже перечисленными составами, но возможно вы найдете более интересные комбинации для вашей компании.

▪ 3-5 игроков: одна мафия, доктор, путана, остальные мирные жители. Желательно играть с модификациями «Без ведущего» и «Игра с наркоманом». Не добавлять доп. персонажей.
▪ 6-8 игроков: две мафии, доктор, путана, комиссар, остальные мирные жители. Модификации и доп. персонажи по желанию.
▪ 9-10 игроков: три мафии, доктор, путана, комиссар, остальные мирные жители. Модификации и доп. персонажи по желанию.
▪ 11-14 игроков: четыре мафии, доктор, путана, комиссар, остальные мирные жители. Модификации и доп. персонажи по желанию.
▪ 13 и больше игроков: мафия (ее количество вычислите, поделив количество игроков на три), доктор, путана, комиссар, остальные - мирные жители. Модификации и доп. персонажи по желанию.

Определившись с составом персонажей, они замешиваются и раздаются так, чтобы никто не видел чужих ролей.

2) Ночь

Ведущий объявляет наступление ночи, все должны закрыть глаза. Далее ведущий оглашает ход персонажей в порядке указанном ниже. Названный персонаж открывает глаза и выполняет действия, соответствующие его роли, после чего опять засыпает.

Порядок ходов ночью:
1. Мафия
2. Доктор
3. Путана
4. Комиссар
Примечание: доп. персонажи ходят в очередь указанную в их описании.
После того, как все персонажи выполнили свою роль, ведущий объявляет наступление утра.

3) Утро

Все открывают глаза. Ведущий оглашает кто не пережил эту ночь. При этом не рассказывает никаких подробностей о том, что происходило ночью (кого лечили, по кому стреляли, кого проверяли и т. п.). Погибшие игроки выбывают из игры, не оглашая своих ролей.

4) День

Ведущий объявляет суд. Игроки начинают обмениваются информацией: что было слышно ночью, как изменилось настроение игроков за ночь и любые другие факты оправдывающие либо обвиняющие других игроков. Беседа может протекать любым способом: для убеждения окружающих в своей правоте используются честные и нечестные аргументы, как правдивая, так и ложная информация. Когда все высказали свое мнение можно приступать к предварительному голосованию.
Голосовать обязан каждый выживший игрок. Нельзя голосовать сразу против двоих и более игроков. После предварительного голосования обвиненные пытаются оправдаться и все начинают оспаривать голоса друг друга. Когда у игроков больше не остается доводов, можно переходить к окончательному голосованию. На окончательном голосовании не обязательно голосовать против тех же игроков. Изменять свой голос по итогам окончательного голосования нельзя. Игрок, против которого проголосовало большинство, садится в тюрьму, и выбывает из игры, не оглашая своей роли. В ситуации, когда голоса разделились поровну, считается «слив голосования». Это на руку мафии, но иногда имеет смысл быть.
Вновь наступает ночь. Игра продолжается до тех пор, пока последний выбывший мафиози не скажет о том, что больше мафии в игре нет, и победили мирные жители, либо пока в игре не останутся одни мафиози.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

1. Явное вскрытие своей роли запрещено. Можно только пытаться убедить людей в том, что вы тот или иной персонаж, хотя совсем открытые игры не интересны, более того вы рискуете быть быстро убитыми.
2. Выбывшие игроки должны молча наблюдать за процессом игры и не выдавать эмоциями еще играющих.
3. Ведущий не должен ночью очевидно обращаться к действующим персонажам, тем самым, выдавая их. Стоит говорить всегда в одну сторону, либо наоборот хаотично менять направление головы.
4. Создавайте всем игрокам комфортные условия для беспрепятственного действия ночью.
5. Смысл игры не в победе, а в процессе: подглядывая ночью, вы портите игру самим себе и остальным.
6. Приветствуется, когда ведущий не сухо объявляет ход персонажей, а словесно обыгрывает происходящее, задавая настроение игре.

МОДИФИКАЦИИ

Должно быть понятным, что большинство модификаций, доп. персонажей и статусов не могут использоваться в игре одновременно, иначе статусное наполнение партии превысит некий предел психологической чувствительности, после которого потеряется нить игры, исчезнет её психологизм. А «Мафии» как командной психологической игре терять одну из своих основ нельзя. Но все же многие модификации стоит опробовать.

«В открытую». Выбывшие игроки показывают свою карту. Так же можно договориться что ведущий будет рассказывать обо всех подробностях ночи (кого лечили, по кому стреляли и т.п.).

Без ведущего. Данная модификация полезна, если вас набралось не много человек, а сыграть хочется. Игра, в которой ведущий, как и все, получает роль, засыпает ночью и голосует днем. При этом ведущий все равно объявляет очередность ходов ночью и управляет ходом голосования. Для игры необходимы указки. Роль указок может выполнять что угодно (зубочистки, вилки, спички и т. д.), но важно, чтобы указки у всех были одинаковые. Перед ночью все игроки кладут одну руку так, чтобы любой другой игрок мог легко до нее дотянуться. Ночью действующие персонажи дотрагиваются указкой до своих целей, цель же в свою очередь запоминает, кто с ней взаимодействовал. Когда наступает утро, каждый говорит, жив он или мертв, не рассказывая никаких подробностей. После того как из игры выйдет первый игрок, он может стать ведущим.

На лишнюю руку. На стадии подготовки необходимо взять на одну роль больше, чем игроков, раздать, а оставшуюся роль отложить в сторону, так что бы ее никто не увидел. Модификация создает дополнительную интригу в игре. Мафиози в такой игре должно быть не менее двух.

Игра с наркоманом. Игра, в которой может не оказаться мафии. Обязательно играется с модификацией «без ведущего» и «на лишнюю руку» (но с одним мафиози). Ночью все происходит как обычно. Если никто из игроков утром не говорит, что он погиб, то игрок, по которому не стреляла мафия, но лечил доктор, понимает, что мафии в игре нет (иначе были бы жертвы) и становится наркоманом. Никто кроме него не знает, есть в игре мафия или появился наркоман. Стать наркоманом можно только в первое утро, все последующие холостые лечения доктора не превращают людей в наркомана. Наркоман перестает выполнять свою бывшую роль, и отныне будет просыпаться вместо мафии, и действовать в ее ход. Все жертвы наркомана погибают, так же как и жертвы мафии. Доктор продолжает лечить по всем правилам, вне зависимости убивает наркоман или мафия. Цель наркомана - убить доктора, тот в свою очередь должен тщательно скрываться. Наркоман проиграет если его или доктора посадят в тюрьму. Цель мирных жителей как можно быстрее догадаться, есть в игре мафия или появился наркоман и посадить убийцу. В этой модификации наркоман и доктор обязаны вскрыть свою карту после того, как выбыли из игры.

Имя кровью. После объявления игрока погибшим, он называет имя предполагаемого убийцы. Этот голос учитывается при окончательном голосовании. Имя кровью оставлять не обязательно.

Мэр города. В первое утро игроки выбирают мэра города. Голос мэра приравнивается к двум голосам. Если мэр был убит или посажен в тюрьму, выбирается новый мэр. В случае если при избрании мэра голоса разделились, то выборы переносятся на следующее утро.

Слепая мафия. Модификация для опытных игроков. Мафиози договариваются о том, кого убивать исключительно днем тайными знаками и жестами. Нельзя играть с модификацией «без ведущего». Мафия просыпается только в первую ночь. Ведущий дает время им познакомиться и договориться о планах. Во все последующие ночи в свой ход мафия не открывает глаза, ведущий называет всех игроков по порядку и мафия поднимает руку, убить или нет (руку поднимать можно только один раз). Тот за кого больше рук подняли мафиози, считается убитым мафией. Если голоса мафий разделились поровну, то убийства не происходит.

Трехсторонняя игра. Игра, в которой есть еще одна мафиозная группировка «Якудзы». Выиграть может либо «Мафия» либо «Якудзы» либо «Мирные жители». Приветствуется взятие в игру спец ролей. Нельзя брать более одной спец роли за каждую группировку.

На нашем сайте www.skvirl.ru можно посмотреть другие модификации, дополнительных персонажей, специализированные роли и много интересной информации про игру «Мафия».

Вы собрались большой и шумной компанией, но не знаете, чем себя занять (темы для разговоров закончились, да и еда уже не лезет), тогда предлагаю вам поиграть в старую добрую «Мафию»… Как, вы не знаете, что это такое?! И даже не догадываетесь о том, как играть в мафию?

Что такое «Мафия» и с чем ее едят

«Мафия» – это уникальная в своем роде психологическая ролевая игра с детективным сюжетом. Если вы всегда восхищались Шерлоком Холмсом или же мисс Марпл, тогда у вас есть прекрасный шанс попробовать себя в этой роли – вам нужно выводить на чистую воду коварных «мафиози». Однако не стоит забывать, что и вы сами можете играть роль мафии! В таком случае вам понадобится запастись хитростью и изворотливостью, а также пустить в ход все свое актерское мастерство: запутывать следы, обвинять невиновных, строить ложные логические цепочки, убеждать и всячески отводить от себя подозрения – готовьтесь, вам придется играть роль «волка в овечьей шкуре».

Количество игроков

Не стоит ограничивать себя и загонять в определенные рамки, ведь в эту игру можно играть от 5 до 20 человек, ведь это одна из тех игр, где большое количество игроков делает игру более интересной!

Персонажи

В «Мафии» существует множество персонажей, но большинство из них – дополнительные герои, стандартный же «комплект», включает в себя: Мафию, Шерифа (или же Комиссара), Доктора, Мирных жителей.

Мафия. Может быть 1, 2 или 3 персонажа. Ее миссия: уничтожить всех мирных жителей, отводя подозрения от себя и защищая своих сообщников.

Шериф. Единственный в своем роде персонаж. Карточка Шерифа бывает только одна. Роль Шерифа заключается в «проверке» игроков, которую помогает осуществлять ведущий.

Доктор. Тоже единственный в своем роде персонаж – в одной игре не может быть более чем одного Доктора. Как понятно из названия персонажа, Доктор лечит тех, в кого «стреляли».

Мирные жители. Количество не ограничено. Пытаются вычислить Мафию.

Что вам понадобится для игры

Не стоит сильно заморачиваться, вас выручит либо обыкновенная колода карт, либо лист бумаги и ручка, с помощью которых вы и будете «создавать» своих персонажей.

Традиционно Мафия обозначается высшими картами черного цвета – два черных туза, ну или же два Джокера, если вам так будет угодно. Мирные жители «обозначаются» мелкими красными картами: 2, 3, 4, 5 и т.д. Шериф – красный король, Доктор – красная дама. Карты для остальных (дополнительных) персонажей выбирают по договоренности.

Если же вы уже взяли в руки бумагу и ручку, то разрежьте ее на одинаковые кусочки, величиной с карту, и КРУПНО напишите каждую предполагаемую роль (допустимо писать только первые буквы): М – мафия, Д – доктор и т.д.

Правила игры

  • карты или бумажки должны быть без особых опознавательных знаков (чтобы никто не мог запомнить, что у той карты с погнутым уголком, например, роль Шерифа);
  • каждому игроку раздается по 1 карте, которую он смотрит и оставляет у себя, положив перед собой, рубашкой вверх. В процессе игры карты не открываются (только в случае «убийства» персонажа);
  • не забудьте о том, что должен быть ведущий, который возьмет на себя ответственность за произношение ключевых фраз и ход игры;
  • игра ведется честно: без подглядываний и подсказок. Однако, не запрещается блефовать;
  • Шериф, Доктор и прочие персонажи (кроме Мафии) относятся к Мирным жителям;
  • если остаются два персонажа: Мирный житель и Мафия, то объявляется ничья;
  • количество дней и ночей варьируется;
  • Доктор может лечить себя 1 раз за всю игру;
  • у «трупов» нет голоса, однако, у мирных трупов есть последнее слово – по желанию, они высказывают предположение, кто Мафия;
  • если игроков не более 8-ми – нужно создавать 2 карточки Мафии, от 8 и выше – 3. Или же использовать дополнительных персонажей;
  • если игрок был убит дважды (Киллером и Мафией), то лечивший его Доктор, лечит его полностью – никаких «Зомби» здесь нет.

Ход игры

Ведущий : «Наступает ночь… Город спит» – все игроки закрывают глаза.

«Просыпается мафия и знакомится» – открывают глаза персонажи с картой Мафии и переглядываются, подмигивают друг другу… В общем, стараются как можно тише подать друг другу знак.

«Мафия познакомилась. Мафия закрывает глаза. Наступает утро. Весь город просыпается» – все игроки открывают глаза.

Теперь наступает самый сложный и одновременно самый интересный момент игры: игроки строят теории и предположения, пытаясь вычислить Мафию. Естественно, в ход идут любые предлоги и хитрости: «Он шевелился, когда Мафия просыпалась», «Он улыбается», «Он не так себя ведет» и прочее. Естественно, Мафия, Шериф и Доктор, будут пытаться отвести от себя подозрения: Мафия будет обвинять Мирных жителей, Доктор и Шериф, чаще всего, отмалчиваются, дабы не быть убитыми на первом же круге за свой длинный язык.

После споров игроки начинают голосовать за того, кого считают Мафией (Мафия же голосует против Мирных). Голосом большинства убивают персонажа, он вскрывает карту – и тут-то начинаются крики: «Мы убили Мирного! Кто предлагал за него голосовать? Это был он? Или он?..».

Ведущий всех успокаивает своей коронной фразой: «Наступает ночь…»
Во вторую ночь просыпаются: Мафия, Доктор и Шериф. Мафия – убивает, Доктор лечит того, кого считает «убитым», а Шериф «угадывает» Мафию. Делается это так: Шериф указывает пальцем на любого игрока, а ведущий ему либо утвердительно кивает, либо отрицательно качает головой – таким образом, Шериф проверяет граждан и узнает против кого настраивать горожан. Точно также действует и Мафия, и Доктор, то есть показывают кого убить либо лечить.

Ведущий объявляет: «Весь город просыпается. Сегодня убили того-то, но его вылечили (если не вылечили, то просто говорят, что убили, а кого лечили – умалчивается)».

Череда дней и ночей повторяется до тех пор, пока кто-то не победит: Мафия или Мирные жители.

Хитрости и трюки

1) Чтобы не терять игрока, переложив на него роль ведущего, следует делать так: первую ночь ведет кто угодно, вторую же – тот, кого убили днем;

2) Эмпирически доказано, что тот человек, которому три раза подряд выпадает карта Мафии, скорее всего, и в четвертый раз будет ею… Ну, на пятый уж точно будет!

3) Сделайте на 1 карточку больше, чем участников игры. Раздайте все карточки, а оставшуюся отложите в сторону, рубашкой вверх. Так вы не будете знать, какого персонажа не существует: 2 мафии или 3, есть Доктор или нет…

Дополнительные персонажи:

Киллер – Мирный житель. Просыпается со второй ночи и убивает любого игрока на свое усмотрение.

Девушка легкого поведения – Мирный житель. Просыпается со второй ночи и лишает слова и голоса любого персонажа.

Стукач – Мирный житель. Просыпается в первую ночь после Мафии и смотрит на поднятые Мафией руки. Мафия не знает, кто Стукач, а Стукач должен убедить Мирных голосовать против «мафиозного» игрока. Дальше все по сценарию.

Водитель автобуса – Мирный. Уникальный персонаж, который позволяет дополнительно блефовать и запутывать следы Мафии. Если убивают Водителя, то умирает весь город (все персонажи без исключения) или объявляется ничья.

Краткое содержание:
1. Роли
2. Ход игры
3. Условия победы
4. Чего делать нельзя

1. Роли

Это организованная группа людей, цель которых заключается в «убийстве» всех мирных жителей. Количество мафии определяется от общего количества игроков, обычно это 25%. Т.е. при 12 игроках в игре будет принимать участие 3 мафии.

это игроки, которые с помощью наблюдений и интуиции должны вычислить мафию и с помощью дневного голосования упрятать её в тюрьму.

Комиссар — просыпается ночью и показывает на наиболее подозрительного для него игрока. Ведущий либо кивает (подтверждает, что данный игрок мафия) или мотает головой (если игрок — мирная роль или маньяк).

Врач — просыпается ночью и указывает на игрока, на которого по его мнению нападёт мафия или маньяк, если он угадывает, то вылечивает игрока и тот остаётся в игре. Если на одного и того же игрока ночью было совершено покушение и мафией и маньяком, то доктор не может спасти этого игрока. Врач может лечить себя. Врач не может лечить одного и того же игрока 2 раза подряд.

просыпается ночью и убивает любого игрока.

приходит ночью к одному из игроков и лишает его дара речи на следующий день.

обеспечивает весь игровой процесс.

2. Ход игры
Все игроки получают карточки и незаметно для соседей смотрят на них. После этого игра протекает в два этапа: «день» и «ночь» (в этот период все закрывают глаза и открывают их только если ведущий называет их роль).
— В первую «ночь» происходит знакомство ролей с ведущим, мафия узнаёт своих подельников.
— После первой «ночи» наступает «день» . Все игроки высказывают свои предположения, подозрения, кандидатуры, т.е. происходит обсуждение. Если в течении 3-5 минут не будут выдвинуты минимум 2 кандидатуры, то происходит опрос мнений (каждый человек называет других людей (не больше 2), которые кажутся ему подозрительными). После выдвижения 2 или более кандидатур происходит голосование. На голосовании каждый игрок должен потратить 1 свой голос за одного из кандидатов. Не голосовать нельзя. Игрок, набравший больше всего голосов, выбывает из игры. Если количество голосов за несколько человек одинаковое, то этим игрокам даётся минута на оправдание, после чего происходит повторное голосование. В случае, если снова равенство, то решение принимает последний умерший мирный житель.
— Наступает «ночь» . Просыпается мафия и общим (бесшумным) голосованием выбирает жертву. Просыпается маньяк, коммисар, доктор и любовница и выполняют свои роли.
— Дальше день чередуется с ночью, пока одна из сторон не добьётся победы.

3. Условия победы
Для Мафии — убить мирных жителей и маньяка.
Для Маньяка — остаться 1 на 1 с мирным жителем или мафией.
Для Мирного жителя — посадить всю мафию и маньяка.

4. Чего делать нельзя
1. Подсматривать во время ночи. Теряется интерес игры, а подглядывающий выглядит глупо.
2. Подсказывать или разговаривать, если вы уже выбыли из игры.
3. Обижаться или нервничать, если вас «убили ночью» или «посадили днём».
4. Последний «убитый» мирный житель ночью закрывает глаза, так как его мнение может играть роль в случае спорного голосования.

Правила составлены Вяйзененым Сергеем.

Вконтакте

Интеллектуальная игра мафия имеет множество различных форм и вариаций. Большинство людей играло в «доморщенную» мафию, где нет особенного регламента. В этой статье мы прольём свет на то, как играть в мафию по, так называемым, «классическим» правилам.

В чем же особенности «классических» правил игры в Мафию?

Если кратко, то суть в простоте правил. Все упрощено и регламентировано. Если детальнее, то вот ключевые особенности:

1) В игре участвует ровно 10 человек : не больше, не меньше.

2) В игре есть только две команды : черные (мафия) и красные (мирные жители).

Мафий всего 3, включая босса мафии, который обычно называется Доном. Мирных всего 7, включая Шерифа.

3) Никаких других ролей в духе маньяка, доктора, проститутки и тому подобное в игре нет. Только те, роли, что перечислены выше.

4) Роли убитых игроков не вскрываются. То есть ведущий объявляет все роли игроков только, когда игра завершена.

5) Днем, у каждого из игроков по одной минуте на монолог. То естьигроки говорят один за другим, поочередно. Говорить всем вместе не разрешается. Если кто-либо произносит хоть одно слово не в свою очередь – получают предупреждение.

6) В игре действуют предупреждения. За 3 предупреждения игроку сообщают, что у него не будет возможности дать речь при ближайшей возможности. Проще говоря, игрок лишится слова на ближайшем кругу. За четвертое предупреждение игрока дисквалифицируют из игры.

7) Мафия стреляет ночью по мирным жителям с закрытыми глазами.

Как это происходит? Все просто: в самом начале игры, в нулевую ночь мафия просыпается в полном составе и договаривается о стратегии на игру. Обычно Дон Мафии просто жестами показывает, в какой очередности черные будут убивать мирных жителей. Например, в 1-ю ночь мафия выведет игрока 5, во вторую – 6, в третью – 9. После нулевой ночи происходит первый ознакомительный день игры, в который, обычно, никто не исключается из игры. Когда наступает первая ночь игры, ведущий громко и четко начинает отсчет игроков от 1 до 10. Вся команда мафии, сидя с закрытыми глазами, должны одновременно сделать специальный жест на игроке номер 5 (ведь именно игрок пять в нашем примере был заказан как жертва на первую ночь). В этом случае игрок 5 будет считаться убитым. Если во время отсчета ведущего, кто-либо из черных сделает специальный жест не на том номере игрока, на котором сделали другие мафиози, то игрок не будет считаться убитым. То есть мафия промахнется, и никто не будет убит.

8.) После отстрела мафии Дон и Шериф поочередно ищут своих противников.

Обратите внимание, что ни Дон, ни Шериф никого не убивают. Просто ведущий заявляет: «Просыпается Дон мафии и показывает номер игрока, которого он считает Шерифом». Дон, конечно же, послушно выполняет просьбу ведущего. Если нашел, то ведущий кивком дает понять, что, мол, «да, этот игрок таки Шериф». Затем Шериф просыпается и ищет черных (то бишь мафию). Заметьте, что шериф ищет ВСЮ мафию, а не только Дона. То есть Шериф делает то же, что и Дон, показывая номер какого-либо игрока. И ведущий точно также кивком дает понять Шерифу является ли тот игрок мафией или нет.

9) Когда наступает утро, предоставляется слово убитому игроку.

То есть даже если мафия отстрелила игрока 1 ночью – он все равно будет говорить, когда наступит утро. Воспринимайте это как «озвучку» предсмертной записки, или показания умирающего свидетеля – что угодно. Но все игроки говорят свое заключительное слово перед тем, как покинуть стол.

10) Если игрок вылетел из игры, то нужно встать из-за стола и отойти в сторону.

Это тоже довольно важная особенность. Человек, которого вывели из игры, должен отойти в сторону и стать немым зрителем с покерным лицом. Если же игрок остается сидеть за столом, то у него остается впечатление, что он все ещё игре. Из-за этого игрок мимикой и жестами будет участвовать в игре и может невольно навредить команде противника.

Ведущий объявляет: «Кто против игрока номер 9 – голосуем!». И у игроков есть 2 секунды (не больше) чтобы поставить свою руку с жестом «ОК» (кулак с большим пальцем, поднятым вверх) на стол. Через 2 секунды ведущий говорит «Спасибо», что означает окончание голосования против этого игрока. Если кто поставит голос после слова «Спасибо», то голос засчитан не будет. Тем не менее, игроки, чьи голоса не были засчитаны, имеют право участвовать в дальнейшем голосовании.

Многим эти правила в начале, по каким либо причинам, кажутся недостаточно интересными. Часто, новички, приходя играть в мафию на английском в English Mafia Club, говорят что-нибудь в духе: «Зачем мафии стрелять так сложно, если можно просто просыпаться каждую ночь?» или «Почему не объявляют роли игроков, когда они вылетают из игры?» или «А чего нет маньяка и доктора?» . Обычно, все это вопросы игроков с небольшим опытом в интеллектуальной игре Мафия.

Только «классика» способствует наибольшему количеству различных стратегий. Никакие другие правила игры Мафия не смогут гарантировать столь сильное развитие логического мышления. Поэтому, если Вы хотите за игрой мафия не только хорошо время проводить, но и повышать ваши способности мыслить логически и стратегически, просчитывая действия людей и групп на несколько шагов вперед, то играйте в «классику»!

. .
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...