Лучшие украинские игры. Украинские народные подвижные игры

Многим из нас приятно осознавать, что на Украине делают реально классные игры, которые мы уважаем и которым даже гордимся. В этой статье мы поговорим о шести лучших играх на ПК, созданных сотрудниками украинских студий.

Скажем сразу, что почти все игры в ТОПе сделали люди из одной и той же компании - GSC Game World , разбежавшиеся по разным командам.

Казаки

С 2001 года сотрудники GSC Game World начали делать первую часть легендарной стратегической игры и на протяжении 6 лет выдавала всё новые её версии. Самой удачной вышла игра под заголовком «Последний довод королей».

Даже если прямо сейчас вы достанете с полки старый диск и попробуете найти игру в мультиплеере, то несомненно найдёте. Ведь Казаки - одна из популярнейших стратегий прошлого. Если вы не играли в неё в детстве, считайте, что у вас не было детства.

Для своего времени это была прктически идеальная тратегия с красивой графикой, отточенным балансом, большим выбором карт и наций. До сих пор есть люди, не оставляющие оппыток пройти её на высшем уровне сложности.

Анабиоз: сон разума

Хоррор-шуттер про полковника, который случайно оказался на зарерянном во льдах ледоколе "Красин".

На огромном судне конечно происходят мистические и адские вещи- атмосфера игры и вся её обстановка служат только одному - максимально напугать игрока.

В наше время мало, кто помнит, что у ребят, создавших Анабиоз, был ещё такой бодрый шутанчик, как Vivisector , где одного из героев озвучивал Джигарханян, но Анабиоз вышел куда стильнее и мощнее. Ведь в отличие от многих игр в жанре хоррор , Анабиоз действительно пугает и заставляет дёргаться от каждого шёроха.

В тылу врага

Отличная стратегия и по совместительству игра про танкистов, этакий сплав коммандос и классических РТС с высокой детализацией и реалистичностью происходящего.

На ряду с бойцами коммандос, здесь у вас есть бронированная техника. Каждый танк нужно заряжать и заправлять топливом отдельно, что усиливает реалистичность. Сейчас студия занимается разработкой новой перспективной игры "Новый союз" - постапокалипсис с атмосферой СССР.

Стоит ли говорить, что данная тема очень популярна у украинских разработчиков.

Survarium

Часть разработчиков, эмигрировавших из GSC Game World, создала компанию Vostok Games , которая начала работу над ММО-игрой Сурвариум.

Сурвариум
- игра, где вся планета Земля стала одной большой зоной. Можно сказать, что Сурвариум - это идеологическое продолжение концепции Сталкер.

Перспективы у Сурвариума есть, если разработчики решатся запустить по-настоящему открытый мир, под которым понимается огромная карта, которую вы могли наблюдать в первых Сталкерах, но с возможностью обитания на ней одновременно сотни игроков, выполнения совместные квестов и битв за территорию.

Сталкер: Тень Чернобыля

Эта всеми любимая игроками серия началась в 2007 году. Сериал продлился 3 года, и каждый год выходила дополнительная часть. Победоносное шествие Сталкера по полкам магазинов компакт-дисков остановилось на разработке игры Сталкер 2, которая так и не увидела свет. Причём, в 2011 году директором студии, разрабатывающей игру, было объявлено, что проект готов наполовину и выйдет на новом движке. В этом же году Алексей Сытянов - ведущий гейм-дизайнер и сценарист Сталкера - заявил, что студии не хватает опытных людей, и работа над проектом была свёрнута.

Сталкер - легенда из легенд украинского игропрома. Ещё на стадии разработки игра стала широко известной, благодаря альфа-версии, которую пираты широко распространяли на дисках. Игра получилась великолепной, и с каждым аддоном её дорабатывали. Но самое главное, что делает её близкой сердцу каждого, это уникальная «ватная» атмосфера постсоветского периода, так любимая русскими игроками.

Геймплей, дизайн, монстры - чувствуется, что во всё это разработчики вложили душу, а не просто бабки.

Метро 2033

В 2006 году после развала компании GSC Game World часть сотрудников создали ещё одну студию - 4A Games , выпустившую в 2010 году новый хит - постапокалиптический шутер Метро 2033 .

Это отличная игра в духе Халф-Лайф с минимумом унылого тира, как в Колде, зато с неплохим стелсом и хоррором. Не смотря на весь ужас мира Метро, в него так и хочется переселиться.

Игра получилась шикарной, в первую очередь - благодаря вниманию к деталям и постапокалиптической атмосфере.

Так же игрокам понравился довольно немалый выбор оружия, но вот количество монстров подкачало. В игре нам больше приходится бродить по тоннелям и общаться с разными персонажами, чем, собственно, заниматься истреблением всякой живности.

В итоге отметим, что главная находка 4A Games - это писатель Дмитрий Глуховский, чей бестселлер "Метро 2033" практически гарантировал успех созданной по его мотивам игре.

В эту рубрику добавляются онлайн-игры которые были разработаны Украинскими игровыми студиями или локализировали на русский или украинский язык. Составить топ с лучшими онлайн играми сделанными GameDev студиями что корнями с Украины будет сложновато ведь Украина славиться в первую очередь сингл играми, такими как прославленным на весь мир шутеров S.T.A.L.K.E.R., Cossacks от студии GSC Game World, серией игр Metro от 4A Games, серия стратегий «В тылу врага» от Best Way и т. д.

Список игр

Throne: Kingdom at War

Стратегия в реальном времени

Throne: Kingdom at War - стратегия в реальном времени с продуманным сюжетом об средневековых войнах между королевствами. Вначале ты будешь простым губернатором средневековой деревни, защити свой Трон и Королевство от коварных врагов, уничтожить города и захвати земли своих врагов.

Строй и улучшай здания, поля, шахты и замок для защиты города, строй как можно больше казарм и лазаретов для найма армии. В Throne представлены все основные роды войск средневековья: мечники, пики, арбалетчики, конница, катапульты, требушет. Армию возглавляют генералы, за полученные в боях очки опыта генералам можно улучшать умения, также у генералов есть слоты для оружия, брони и аксессуаров. В игре очень большая карта на которой за территории воюют альянсы (объединение несколько королевств).

Скриншоты Throne: Kingdom at War (нажми на картинку чтобы открыть ее в полном размере)

В игре детально прорисованная графика с высокой детализацией объектов зданий, войск, карты. Прими участие в яростных и ожесточенных сражениях за деревни, ресурсы, земли других королевств и альянсов. Твой выбор определит будущее Королевства!

Vikings: War of Clans

Стратегия о викингах

Vikings: War of Clans - стратегия в реальном времени про викингов. Возвести могущественный город на безжизненной земле среди рек и гор, призови на службу неистовых Йомсвикингов и возглавить влиятельный Клан Викингов.

Под силу ли тебе возвести и развить сильный и успешный город викингов на землях полноводных рек и бушующих суровых метелей. Построй крепость в вечной мерзлоте, а вокруг нее построй жилые здания, казармы, амбары, разрабатывай шахты и руби лес. Тебе понадобится много ресурсов для постройки города и найма сильных наемников, всадников, лучников и убийц для морских рейдов на деревни врагов и захвата их земель для твоих верных викингов.

Скриншоты Vikings: War of Clans (нажми на картинку чтобы открыть ее в полном размере)

Призови войско викингов, оснасти их оружием, осадными орудиями, амуницией и иди сжигай крепости противников, захватывай их деревни и земли. Выжить на Севере может только свирепый викинг, для которого смерть – это лишь путь в Вальхаллу.

Украинские компьютерные игры на ПК

А вот крутых онлайн-игр с клиентом, которые можно скачать на ПК от Украинских разработчиков мы пока еще не увидели, но будет надеяться что в ближайшие годы все изменится в лучшую сторону. С ситуация немного другая, есть несколько геймдев студий создающие годные игры, одна из них Plarium, которую можно смело назвать лидером среди Украинских студий по выпуску браузерных и мобильных MMO игр в которые играют по всему миру. Самыми топовыми играми от Plarium можно назвать Vikings: War of Clans и «Спарта: Война империй».

За свою достаточно продолжительную историю украинская игровая индустрия успела пройти путь от увлечения для избранных энтузиастов до серьезного бизнеса, пережить крах и даже оправиться от него, правда, с переменным успехом. В 2000-х годах вышли самые известные и знаковые игры, получившие признание не только на родине, но и за ее пределами: «Казаки», S.T.A.L.K.E.R., «В тылу врага», «Метро 2033», «Анабиоз: Сон разума», Xenus , серия адвенчур о Шерлоке Холмсе и еще несколько десятков отличных проектов.

Однако финансовый кризис и общая нестабильная политическая ситуация не щадят никого. Многие студии были вынуждены расформировать штат, отменить начатые проекты, переквалифицироваться на мобильную разработку или вовсе перевести офис в другую страну. На этом предлагаю закончить краткий исторический экскурс и перейти к текущей ситуации. Попробуем разобраться, какие компании сейчас занимаются созданием «больших» игр для PC и консолей в Украине, и какие проекты стоит ждать в будущем.

GSC Game World

Год основания : 1995
Игры : серия «Казаки», серия S.T.A.L.K.E.R., «Завоевание Америки», «Герои Уничтоженных Империй», «Александр», Firestarter, Hover Ace, Venom: Codename Outbreak
В разработке : «Казаки 3»

Пожалуй, самая известная украинская студия фактически прекратила разработку игр в 2011 году, а спустя три года объявила о своем возвращении с новым проектом – стратегией «Казаки 3» .

«Казаки 3» — это в большей степени римейк, чем продолжение оригинальной игры. Разработчики взяли за основу классическую RTS-механику со строительством базы, добычей ресурсов и древом развития и перенесли ее на современный трехмерный движок. Проще говоря, обещают «тех самых Казаков», но заметно похорошевших и лишившихся раздражающих багов.

Комментарий Валентина Елтышева, маркетинг- и PR-директора GSC Game World: «Мы изначально делали р и мейк, с сохранением 95% геймплея. Прошло 15 лет, но, по нашему мнению, игровой процесс первой части “Казаков” является одним из самых удачных. Конечно, будут некоторые нововведения, связанные с полным 3 D , но в своей основе это все те же знакомые и увлекательные “Казаки”, за которыми можно проводить тысячи часов. Конечно, будут абсолютно новые однопользовательские кампании, интерфейс и прочее, но нам удалось не испортить, как обычно бывает с р и ме й ками, а сохранить все плюсы той игры. Потому “старички” сразу смогут сесть и играть в знакомую им игру, а новоприбывшие казаки получат выверенный годами игровой процесс в современной, красивой оболочке».

На старте игры планируется пять исторических кампаний, действие которых развернется на территории Европы XVII–XVIII вв, двенадцать игровых наций (их количество будут расширять с помощью DLC), многопользовательский режим с возможностью игры всемером на одной карте и масштабные сражения с участием до 10000 юнитов. В битвах, помимо тактических навыков игрока, важную роль будет играть ландшафт — при грамотном его использовании можно будет одержать победу над превосходящими силами противника. Помимо сражений на суше, также обещают флот и морские баталии.

Студия GSC всячески поощряет и поддерживает моддеров. «Казаки 3» будут поставляться с инструментарием для создания модификаций и сценариев. У игроков появится возможность как преобразить существующую игру, так и сделать нечто совершенно новое на ее основе. Сами разработчики также планируют постоянно развивать игру, добавляя в нее новые кампании, механики, нации и юнитов.

Точная дата выхода «Казаков 3» пока не объявлена, но это точно будет 2016 год. Выйдет игра на компьютерах под управлением Windows, MacOS и Linux.





Frogwares

Год основания : 2000
Игры : серия игр о Шерлоке Холмсе (Sherlock Holmes: The Devil’s Daughter, Sherlock Holmes: Crimes and Punishments), Journey to the Center of the Earth, 80 Days, Dracula: Origin, Magrunner: Dark Pulse, множество казуальных игр для мобильных устройств
В разработке : The Sinking City

Компания Frogwares взяла небольшой таймаут и переключилась с приключений Шерлока Холмса на более мрачные истории. The Sinking City новый проект студии, основанный на произведениях Говарда Лавкрафта. Действие игры развернется в 20-х годах прошлого века. Главным героем станет частный детектив, который прибывает в Новую Англию для расследования таинственного исчезновения популярного художника и его семьи.

The Sinking City станет детективом в открытом мире с упором на решение загадок и поиск улик. Экшн-сцены тоже будут, но скорее как дополнение к адвенчурной механике.

Когда и на каких платформах появится The Sinking City , пока не говорят.



4A Games

Год основания : 2005
Игры : Metro 2033, Metro: Last Light
В разработке : неанонсированное продолжение серии Metro, неанонсированный космический шутер (заморожен)

К сожалению, никакой конкретной информации о будущих играх студии пока нет. Из отрывочных сведений и интервью Андрея Прохорова, креативного директора 4A, и писателя Дмитрия Глуховского понятно только, что новая игра по вселенной Метро находится в разработке и она будет существенно отличаться от своих предшественниц. Вероятней всего, это будет игровое переложение романа «Метро 2035» , но вполне может быть и самостоятельная игра в данном сеттинге.

А вот о втором проекте студии – фантастическом шутере про космос – и вовсе ничего не известно. Работа над ним была заморожена на стадии пре-продакшена, но те немногие, кому посчастливилось увидеть ранние наработки, отмечали оригинальный дизайн и необычные задумки разработчиков.

Best Way

Год основания : 1999
Игры : серия «В тылу врага»
В разработке : Soldiers: Arena, Outfront, Project5 (заморожен)

Soldiers: Arena развивает идеи «В тылу врага» : игроков ждет многопользовательская тактическая RTS о Второй мировой. В ходе сражений можно будет встать на сторону одной из противоборствующих сил: СССР, Союзников или Германии. Для каждой нации предусмотрен уникальный набор юнитов, среди которых техника, артиллерия и пехота.

Как и в своей предшественнице, в Soldiers: Arena будет разрушаемое окружение. Практически любой объект или строение на карте можно будет уничтожить, превратив его в импровизированное укрытие. Для боевых машин также реализована система повреждения компонентов. Каждая единица техники состоит из условных модулей, которые могут быть подбиты или разрушены, что напрямую повлияет на боеспособность.

Для каждого юнита учитывается большое количество параметров. Например, пехота со временем накапливает усталость и начинает медленнее передвигаться, у техники заканчивается топливо, а количество переносимой амуниции ограничено инвентарем.

Помимо классического вида сверху, предусмотрен режим «прямого управления», превращающий игру в тактический экшен. В нем игрок может взять под личный контроль любого юнита из своего отряда.

Также обещают продвинутый искусственный интеллект, улучшенный в сравнении с предыдущими играми интерфейс, поддержку сервисов Steam и несколько кооперативных заданий вдовесок к мультиплееру.

Soldiers: Arena доступна в Steam Early Access , а релиз финальной версии намечен на третий квартал 2016 года.

Второй проект носит рабочее название Outfront и также эксплуатирует механику «В тылу врага». Информации об игре совсем мало, да и игровой процесс пока не показали, но известно, что это будет сессионная free-to-play стратегия с элементами экшена. Хотя, как говорит комьюнити-менеджер студии Best Way, все еще может измениться.

Outfront охватит временной промежуток с 1935 по 1989 годы. В игре будет реализована система командиров – условных шаблонов с различными наборами отрядов. Это призвано разнообразить игровой процесс и помочь игрокам выбрать свой стиль игры. Геймплей будет разниться в зависимости от выбранного режима: аркадного или симуляторного. Они отличаются системой повреждений и настройками юнитов.

Комментарий комьюнити-менеджера студии Best Way Максима Ткаченко: «Об Outfront прям очень рано говорить. Пока мы усиленно работаем над Soldiers : Arena . Оттачиваем и кое-где подстраиваем геймплей. Как ни крути, а раньше мультиплеер был довеском ко всем играм серии и упор на него особо не делался. В Arena мы хотим изменить этот подход, так как видим много нереализованных возможностей».

Третий проект Best Way – постапокалиптическая ролевая игра Project 5 . На данный момент разработка игры приостановлена и о возобновлении работ речь не идет. Но этот тот самый случай, когда студия таки решилась делать пресловутый «свой Fallout», так что несколько слов сказать о нем обязательно надо.

Сюжет игры рассказывает об альтернативной истории СССР 80-90-х годов. Предполагалось, что в игре будет обширный мир, выжженный ядерным огнем, аномалии и разборки группировок.

Как понятно из описания и видно по первому и единственному трейлеру, игра создавалась с оглядкой на S.T.A.L.K.E.R. и Fallout 3. От первой «Проекту5» достались аномальные зоны и общая атмосфера, а от второй – управляемая пауза в бою и тема постапокалипсиса.

Vostok Games

Год основания : 2012
Игры : Survarium (в раннем доступе Steam)
В разработке : Survarium

Студия Vostok Games, основанная ветеранами украинской игровой разработки, продолжает развивать свой онлайновый f2p-шутер Survarium . На данном этапе разработчики сконцентрированы на PvP. Уже готовы несколько игровых режимов (захват точек, командный бой, поиск припасов), девять карт, более 70 единиц оружия, четыре группировки, три ветки развития персонажа и система крафтинга и улучшения оружия. Также игрокам доступны артефакты – одноразовые модификаторы, помогающие в бою.

Но игра еще далека от завершения, разработчики продолжают активно ее допиливать. В планах на ближайший год значатся новые игровые режимы, карты, снаряжение, а также добавление в игру ботов и кооперативных заданий. На чуть более поздний срок отложен режим свободной игры.

Ознакомиться с Survarium можно прямо сейчас, игра находится в раннем доступе Steam и доступна для скачивания всем желающим.

Red Beat

Год основания : 2013
Игры : Space Rogue (в раннем доступе Steam)
В разработке : Space Rogue

Киевская студия Red Beat, основанная выходцами из Nival Red, занимается развитием своего дебютного проекта — космической стратегии Space Rogue , вдохновленной FTL и «Космическими рейнджерами».

Space Rogue – смесь космо-симулятора и приключенческой игры в процедурно-генерируемом мире. В роли капитана корабля игроку предстоит собирать команду, обустраивать судно, исследовать планеты, сражаться с врагами и добывать ценные ресурсы. Упор сделан на реиграбельность: при каждом прохождении игровой мир создается заново, а большое количеством случайных заданий не даст заскучать.

Space Rogue уже больше года находится в раннем доступе Steam , и разработчики продолжают ее обновлять. Точную дату релиза полной версии пока не называют, но обещают, что ждать осталось недолго.

8D Studio

Год основания : 2014
Игры : Sketch Tales (в раннем доступе Steam)
В разработке : Sketch Tales

Еще одна украинская игра в раннем доступе Steam – Minecraft-подобная «песочница» Sketch Tales . Главная ее отличительная черта – встроенный графический редактор, в котором можно нарисовать практически что угодно. При желании игрок может рисовать персонажей (и озвучивать их!), оружие, магию и даже строительные кубы, из которых возводятся постройки. А самое главное – не надо быть художником, чтобы получать от игры удовольствие. Любой, даже самый кривой рисунок, может ожить в мире игры.

Не все задумки еще реализованы должным образом, но разработчики продолжают работу над Sketch Tales . В будущих обновлениях должны добавить мультиплеер, редактор ландшафта и докрутить симуляцию жизни.

Несмотря на всю свою внешнюю несерьезность, в перспективе может получиться очень самобытный проект с уникальной геймплейной механикой. Точной даты выхода финальной версии Sketch Tales пока нет, но разработчики обещают управиться до конца 2016 года.

К сожалению, список получился не таким внушительным, как было в середине 2000-х. Некогда известные студии с большими амбициями сейчас не подают признаков жизни или работают на аутсорсе, не занимаясь собственными проектами. Тайной покрыто будущее многих компаний и остается только надеяться, что в будущем эта ситуация исправится.

От себя же могу только пожелать удачи всем тем, кто трудится над играми в нашей стране и, несмотря на все трудности, развивает игровой рынок. Так победим.

P.S. Помимо компаний, создающих игры для PC и консолей, в Украине огромное количество студий и независимых разработчиков, которые делают мобильные и социальные проекты. Мы не включили их в этот материал, потому что даже на простое перечисление названий уйдет не одна страница. Но если вам хочется опробовать что-то из украинской мобильной разработки, предлагаю начать с игр G5 Entertainment , Room 8, Boolat Games , iLogos , Plarium , Nravo или хотя бы посмотрите Contre Jour , если еще не успели.

Украинские народные игры для дошкольников

Колдун

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Печки

Для игры необходимы маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле на одной линии недалеко друг от друга выкапывают ряд ямок – печек (если грунт мягкий, то ямки можно выдавить каблуком или мячиком). Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик. Количество печек соответствует количеству игроков.

Игроки становятся с двух сторон линии печек, каждый около своей печки. Крайние игроки становятся лицом друг к другу, они и начинают игру.


Крайний игрок прокатывает мячик по печкам. Если мячик не останется ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад. Когда же мяч застрянет в чьей-либо печке, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке оказался мяч, кидает его в одного из участников игры, выбитый ловит мяч и в свою очередь бьет им другого игрока. При этом бросать следует с того места, где мяч настиг играющего. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются к своим печкам. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру с начала.

За второй промах около печки «мазуна» проводят черту, а за третий промах делают гнездо и сажают палочку–квочку. За каждый дальнейший промах около печки втыкают палчку–цьплёнка. Когда у кого-либо наберется пять цыплят, их прячут, а хозяин квочки должен их найти и раздать остальным игрокам, т. е. догнать и дотронуться палочкой. Все остальные игроки убегают от квочки. Игра начинается сначала.

Правила игры. Количество игроков - от пяти до семи. У каждого своя печка, около которой отмечаются промахи. Салить мячом надо с места и только в ноги. В конце игры хозяин квочки салит до тех пор, пока у него не останется ни одной палочки.

Хлибчик

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком (хлебцем).

Печу, пчку хл і бчик! (Выкрикивает он.)

А в и печеш? (Спрашивает задняя пара.)

В и пе ч у!

А втечеш ?

Подивлюсь !

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры. Последняя пара может бежать только после окончания переклички.

Кругл и й хрещик

Игра начинается с того, что кто-то из детей выкрикивает:

- Чур, в «Круглого хрещика» грат и !

На гор і стоят и , спійманим не б у ват и !

Две пары становятся одна против другой на расстоянии двадцати шагов и приглашают третью пару встать посередине. Игроки крайних пар, которые стоят один против другого, пытаются, минуя средних, соединиться в новые пары. Один из пары бежит вправо, а другой - влево. Игроки средней пары препятствуют им, ловят бегунов. Если игрок средней пары поймал кого-либо из тех, кто перебегает с его стороны, напарник пойманного и напарник ловишки спешат им на помощь. Тот, кто прибегает первым, вместе со своим напарником становится крайней парой, а два других игрока встают в середину. Когда же пробежка завершается успешно, то игра продолжается.

Правила игры. В игре принимает участие шесть человек. В нее могут играть дети, начиная со среднего дошкольного возраста.

Лисица и заяц

Дети стают попарно в разных концах площадки лицом друг к другу, взявшись за руки. Одного выбирают зайцем, другого - лисицей. Заяц прячется от лисицы, спешит к какой-то паре и становится спиной к одному из играющих. Тот стает зайцем и убегает, и точно также хочет стать в середину другой пары. Тем временем лисица пытается его поймать. Пойманный становится лисицей, а лисица - зайцем, и игра продолжается.

Перепелочка

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:

Ой, у перепелочки да головка болит

- все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. На припев:

- Тут была, тут была перепеленка,

Тут была, тут была сизокрылая -

Д ети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка - вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:

Ой, у перепелочки да коленки болят -

В се наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:

Ой, у перепелочки крылья не болят -

В се играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

Мак

Играющие стоят по кругу плечом к плечу. Один из них в середине круга – это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак,

Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! -

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,

Как на горе мак -

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают: - Огородник, огородник, Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».

На припев:

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! -

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так,

Как на горе мак -

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты - имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! -

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками.

Потом спрашивают:

Огородник, огородник,

Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» – показывают, какая спелая головка у мака.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

На горі льон

Дети становятся в кругу, взявшись за руки. Один - ведущий стоит в кругу с «маком» в руках («маком» может служить любой предмет: грушка, венок, цветок и др.) .Дети, стоящие в кругу хлопают в ладоши и приговаривают:

    На горы льон, льон,

П і д горою мак, мак!

Мо ї люб і діточки, робить ось так!

Во время проговаривания слов ведущий ходит внутри круга и останавливается на последнее слово возле любого игрока. Тот должен показать любое движение, а все остальные повторить его. Тот, кто показывал движение становится ведущим.

В речку гоп

Две шеренги стоят одна против другой на расстоянии полтора - два метра. Ведущий дает команду:

На берег, гоп! - все бегут назад. Часто ведущий повторяет одинаковую команду несколько раз. В таком случае все должны стоять на месте. Например:

В речку гоп! - все бегут вперед.

В речку гоп! - все стоят на месте. Кто бежит назад, - выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока в одной из шеренг не выйдет последний игрок.

Волк и козлята

Детская украинская игра волк и козлята для детей младшего возраста. Для игры подойдёт игровая площадка 15-20 метров. На ней чертится круг 4-8 метра диаметром, и за его пределами ещё кружочки диаметром 1 метр на расстоянии 1-2 метра.

Маленькие кружочки это домики для козлят. Кружочков чертится на один меньше, чем игроков-козлят. По считалочке выбирают волка. В начале игры волк становится за пределами большого круга, а козлята внутри круга. На счёт три все козлята выбегают из круга и занимают домики.

Тот козлёнок, которому не достался домик, бегает от волка между большим кругом и домиками. Волк должен поймать козлика, но если козлёнок обежит круг 3 раза, то погоня прекращается и все остаются на своих местах. Если волк поймает козлёнка, то они меняются местами и игра начинается заново.

Колокол

Эта игра записана на Украине еще в прошлом веке П. Ивановым (в Харьковской области) и П. Чубинским (на Полтавщине). В наше время бытование игры обнаружено в Винницкой и Тернопольской областях. Играют обычно мальчики и девочки 10-15 лет (иногда и старше), 10 и больше человек.

Описание. Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга. Налегая на руки составляющих круг, он старается разъединить их, приговаривая: «Бов». Повторяет это до тех пор, пока не разомкнет чьи-либо руки, после чего убегает, а двое разомкнувших руки ловят (салят) его. Поймавший становится водящим.

Правила.

Водящий должен разъединить руки стоящих в кругу без помощи своих рук.
Водящего можно салить, пока он не отбежит от круга на условленное расстояние.
Вариант (записан в Винницкой области в 1948 г.). Водящий, который стоит в середине круга, закрыв лицо руками, склоняется над соединенными руками («воротами») двух игроков и спрашивает:

«Чьи это ворота?» Ему отвечают, например: «Петра».

«А это чьи?» - «Тараса» и т. д.

Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:

«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам». Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота» которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим

Коты

Игра коты подходит для детей младшего возраста. Для игры понадобятся: игроки от трёх до десяти человек, платочек завязать глаза, ограниченная игровая площадка и 6 – 10 палочек, которые и будут котами .

В начале игры выбирают водящего и завязывают ему глаза. Дают ему в руки котов-палочки и двое игроков начинают его крутить и водить в разные стороны, стараясь запутать, сбить ориентир. Далее один из сопровождающих говорит: «клади двух котов» и водящий должен положить 2 палочки на землю. И так его водят, пока он не разложит все палочки.
Потом его возвращают на исходную точку, развязывают глаза и он без подсказок должен найти и собрать всех котов. Самым лучшим игроком будет, тот, кто без подсказок быстрее всех найдёт все палочки. Потом выбирают следующего водящего, и начинается игра заново.
По правилам водящего нельзя уводить за пределы игровой площадки.
Ему можно подсказывать словами: тепло, жарко, холодно, прохладно.
Если игрок не может долго найти последнего кота, то ему показывают его, и он проигрывает.

Квач

Квач - это старая народная и широко распространённа игра. Игра квач подходит для детей подросткового возраста. Количество игроков от 3 и более. Для игры потребуется мяч и игровое поле с оговоренными или очерченными границами. Правила игры квач достаточно просты. Выбирается один водящий, который бегает с мячом стараясь попасть им в убегающих. Тот в кого он попал становиться на его место.
Игрокам не разрешается трогать, пинать или отбивать, упавший на землю мяч. Игрокам не разрешается забегать за установленные границы игрового поля кроме водящего (за мячом). Если игрок выбегает, то становится на место водящего.

Одна из разновидностей игры в квач предполагает такие правила: водящий должен попасть мячом во всех игроков и последний игрок, в которого он попадёт становиться победителем , а первый водящим

Вышибалы

Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды.

Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда.

Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами

Квадраты

Квадраты - это очень популярная на Украине игра. Для игры потребуется небольшая площадка в виде квадрата и мяч. Игровую площадь делят на четыре равные части и в центре чертят круг диаметром около метра.

Играть могут от двух и до восьми игроков в зависимости от размера игрового поля.
Если играют два или три человека, то каждый занимает по одному квадрату и при попадании мяча в незанятый квадрат очко, будет начисляться тому, кто послал туда мяч.
Если игроков 8, то каждый квадрат занимают по два человека и играют командами.
Если играют четыре игрока, то каждый занимает по квадрату и могут играть двое на двое или каждый за себя. Играя в паре игроки, могут пасовать и помогать друг другу.
Перед началом игры, договариваются, о предельном количестве очков и игроки занимают по квадрату. Один из игроков начинает игру, бросая мяч в центр круга, так чтобы он отскочил на один из четырёх квадратов-полей. Далее игрок на чьё поле попал мяч, должен отбить его ногой на другое поле, после одного касания мячом земли. Если мяч коснулся земли дважды, то игрок получает одно очко и игроки передвигаются на одно поле по часовой стрелке или игрок выходит из игры. Игрок, получивший очко начинает игру сначала, бросая мяч через круг, и если при этом он промахнётся три раза, он получает ещё одно очко.

В этой игре набранные очки ведут к проигрышу. Мяч отбивают всеми частями тела кроме рук. Игрок не должен дважды касаться мяча на своей площадке, но его может выручить сосед, перепрыгнув на одной ноге и забивая при этом другой ногой

Командные прятки

Командные прятки - это как аналог простых пряток, были широко распространенны в позапрошлом веке на Украине. Эта игра очень хорошо подходит для больших компаний и детей старшего возраста.
Для игры в командные прятки необходимо точно установить границы игровой площади. Игроков от 10 человек и более. По правилам все участники разбиваются на две команды, примерно равные по силе и выбирается ведущий-посредник.
Ведущий-посредник должен будет следить за соблюдением правил, и при помощи жеребьёвки, решать, какая команда будет прятаться первой. Команда, которой выпало искать, называется водящей.
Также выбирается место, которое будет коном. Это может быть дерево, лавочка, стол, забор, камень и т.д. Команда водящих должна собраться возле кона и закрыть глаза, другая команда прячется в это время, ведущий-посредник в это время следит за всеми.
Как только команда спряталась, он подаёт сигнал, и команда водящих начинает искать спрятавшихся и охранять кон одновременно. Та команда, которая спряталась должна быстро и желательно незаметно прорваться к кону и застукать его.
В
командных прятках , водящие должны поймать и запятнать спрятавшихся и не допустить, чтобы хоть один из противников прорвался к кону и дотронулся до него. Иначе игра будет проиграна и всё начнётся заново.
Если команда водящих поймает всех противников, то команды меняются местами и играют заново

Четыре стихии

По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля" , "вода", "огонь" или "воздух" .

Если водящий сказал слово "земля" ,то тот кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.

При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.

При слове "воздух" называеются птицы.

При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему.
Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант,или меняются местами с водящим и игра продолжается.

В Украине есть примерно пять главных студий, которые делали основные популярные проекты. Какие-то начинали, допустим, с «Казаков» – это шикарная стратегия былых времён, наверняка многие играли в неё в детстве.

Кто-то начинал с олдскульных шутеров, например, таких, как Chasm. Кстати, автору этой игры – компании Action Forms в далёких 90-ых даже доверили делать охотничью игру о DukeNukem. Жаль, что проект так и не увидел свет, но зато другие появились – о них и поговорим.

Xenus

Открывают ТОП-5 вечные ученики и их вечно чуточку не дотягивающий Xenus в двух играх. Нет, конечно, игра была очень клёвая, особенно на свой 2005-ый год, но, вот когда Deep Shadows выпустили Предтечи – эта игра, которая могла бы стать круче Mass Effect а, могла бы стать супер популярной и крутой и у неё для этого были все шансы. Но, опять чего-то не хватило – может опыта, может сил, денег или может времени – неизвестно. Кстати, компанию Deep Shadows тоже основали выходцы из GSC Game World.

Сам Xenus, конечно, был очень классной и весёлой игрой. Это такой Far Cry 2 или даже 3 в колумбийских джунглях. Огромный игровой мир – возможность стрелять во всех желающих, и даже гонять не только на всяких там обычных тачках и катерах, но, даже вертолёты и один маленький самолётик в вашем распоряжении. Довольно бодрый и увлекательный сюжет – и самое интересное, что в игре есть около десяти разных фракций – это, допустим, бандиты, ЦРУ, наркоторговцы, повстанцы, официальные силовики, ну и так далее.

Каждый из них, конечно, норовит дать задания, дать люлей другой фракции, ну или наоборот объединиться – то есть игрок может выполнять квесты от всех. Пытаться как-то поддерживать хорошие отношения со всеми, либо наоборот принять сторону одной фракции, либо вообще мутить свою собственную « ». В общем, примерно как в серии Elder Scrolls. Крутейший открытый шутер на пятом месте.

На четвёртом месте самые старые старички Action Forms – авторы игры Chasm: The Rift и серии охотничьих симов – Carnivores (охота на динозавров). Ну, раньше, конечно, вот эти все походы по джунглям и поиск этих ящеров они дико увлекали – и, кстати, эта серия до сих пор выходит на мобильных платформах – но, а на четвёртом месте у нас «Анабиоз: Сон разума». Мы думаем, это этих парней, и она, кстати, получила заслуженное место в пятёрке лучших хорроров.

Был также у этих пацанов весёлый и бодрый шутер «Вивисектор», по мотивам рассказа Уэллса – очень клёвый проект, его, кстати, Джигарханян озвучивал, но, «Анабиоз» всё-таки интересней и мощнее. Это уже последняя игра этих ребят, и как мы уже рассказывали это хоррор-шутер про полярника, который случайно оказался на потерянном во льдах ледоколе.

Там, конечно, происходят всякие адские неприятные вещи. Атмосфера, дизайн, напряжение – всё в этой игре на уровне. И в этом проекте Action Forms опять показали, что они растут, их творческий и опытный рост виден во всём. Только вот сейчас компания ничего не делает, а часть ребят ушла в новую студию. Четвёртое место.

Наконец-то у нас в Топе не – Best Way и «В тылу врага». Отличная стратегия – правда, кроме «В тылу врага», его продолжения и ещё кучи аддонов – они так ничего и не выпустили. Но, идёт разработка игры «Новый союз» – это очередной постапокалипсис в , очень уж популярна эта тема у украинских разработчиков.

Но, дело такое, что игру заморозили, к сожалению 1C отказалась от проекта, и Best Way продолжает делать игру на свои бабки – так что, пожелаем им удачи. Про игру «В тылу врага» уже и так было сказано не мало, и всем о ней всё известно. Очень многим, в основном поклонникам Commandos, нравится только первая игра «В тылу врага» которая была выполнена как раз в духе этой серии. Последующие игры «В тылу врага» уже имели больший уклон в сторону RTS. «В тылу врага» на третьем месте – шикарная была игра.

На втором месте Metro 2033 от 4A Games, игра по роману Глуховского – ну, вряд ли кому-то надо представлять эту серию. Кстати, студия разработчик 4A Games это тоже выходцы из GSC Game World и таким образом получается, что большинство проектов в топе сделали одни и те же люди, которые разбежались по разным командам.

Но все понимают, что Stalker и Metro несмотря на очевидную схожесть – это совершенно разные игры. И Metro, особенно Last Light – это такой блокбастер, Голливудский постапокалиптический триллер. Metro Last Light вышло в 2013 и на голову круче своего предшественника, видно, что ребята на месте не стоят. На уровнях сложности повыше играть становится очень сложно и интересно одновременно.

Разработчикам удалось сделать титанический труд – как сказал один из популярных игровых журналистов былого времени Игорь Варнавский – «ужасный мир метро сделан, так, что в нём хочется жить». Это очень круто, но надеюсь, что в реальном мире с нами это не произойдёт. А пока Metro 2033 на втором месте.

А на первом месте его Величество Stalker Oblivion Lost или Тень Чернобыля на первом месте, легенда украинского игропрома. Когда только начиналась разрабатываться игра – меняли название, меняли игровой движок, также выходили дневники разработчиков игромании – да, было такое время. И игра получилась великолепная и с каждым аддоном они её дорабатывали и дорабатывали, но всё равно у некоторых к ней есть большие претензии.

Тем не менее есть атмосфера зоны, артефактов, сталкера – и это хорошо. И тем, кто вообще не знаком ни с книгами, ни с фильмом всё это, конечно, понравилось – и это уже хорошо. Геймплей, дизайн, монстры – во всё это разработчики вложили много времени, сил, души и с каждым новым аддоном становилось всё круче, они с каждым новым дополнением делали игру своей мечты. Всем жителям бывшего СССР игра доставляла удовольствие нашей, отечественной атмосферой, не американской, а именно нашей – ну, вспомните хотя бы пацанов с гитаркой у костра.

Stalker на первом месте лучших Украинских игр, и, наверное, если бы не Космические Рейнджеры, то он бы был лучшей игрой сделанной на территории СССР – хотя это на любителя, кому что нравится.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...