Буква ь в русском языке
Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
Совершенствовать технику чтения учащихся;
Развивать словарный запас учащихся
Тип урока : урок изучения нового материала.
Вид урока : комбинированный.
Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование :
рисунок с изображением мягкого знака,
буквосочетания с мягким знаком;
рисунки с изображением коня, лося;
мяч;
Ход урока.
Орг. момент.
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.
2. Актуализация новых знаний.
1). Повторение о гласных буквах.
- Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
- Прочитайте пары слов:
б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
- Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
- Сравните, чем слова отличаются?
Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
Какие буквы имеют 2 звука?
Изучение нового.
1). Прочитаем буквосочетания на доске:
Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
Как произносится звук в этих буквосочетаниях?(мягко)
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук
4 . Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.
Прочитайте слова. Что они обозначают?
1) Звуковой анализ слов мел – мель
Сколько слогов в словах?
Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,
А в слове мель - 4б, 3 зв.)
Почему звуков меньше, чем букв? Может кто знает?
Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Составим схемы. Кто мне хочет помочь?
Мел - мель
Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твердый)
Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука
Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)
5. физкультминутка « Буратино
Отгадайте загадки:
Он стройный и красивый,
У него густая грива. (конь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.
О ком этот рассказ?
Давайте придумаем название(озаглавим) текст. « Лесной житель»
Сколько предложений в этом рассказе? (4)
Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»
С чем его сравнивают? (ветром)
Чем питается лось? (зеленью, солью)
Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?
7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ
1).Составить схемы слов (в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов
1 в. - лось
2 в. – конь
б) Звукобуквенный анализ слова “ ЛОСЬ ”
Сколько слогов в слове ЛОСЬ ? Конь
Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
Придумать предложение со словом лось
8. Закрепление изученного.
На доске (одной половины) : жар, ел, кон, мыл
- Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,
жарь, ель, конь, мыль
Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.
Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?
Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять
8. Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
Работа в учебнике с. 136
чтение слов столбиками;
чтение рассказа, постановка вопросов по содержанию детьми.
Поставьте вопросы по тексту?
9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков (это большое животное - лось)
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
Для чего нужен мягкий знак?
Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
Дедова Ирина Николаевна , учитель начальных классов
Цели :
- Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
- Совершенствовать технику чтения учащихся;
- Развивать словарный запас учащихся
Тип урока : урок изучения нового материала.
Вид урока : комбинированный.
Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование :
- рисунок с изображением мягкого знака,
- буквосочетания с мягким знаком;
- рисунки с изображением коня, лося;
- мяч;
Ход урока.
- Орг. момент.
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.
2. Актуализация новых знаний.
1). Повторение о гласных буквах.
- Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
- Прочитайте пары слов:
б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
- Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
- Сравните, чем слова отличаются?Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
- Какие буквы имеют 2 звука?
- Изучение нового.
1). Прочитаем буквосочетания на доске:
Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
Как произносится звук в этих буквосочетаниях?(мягко)
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук
4 . Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.
Прочитайте слова. Что они обозначают?
1) Звуковой анализ слов
мел – мель
Сколько слогов в словах?
Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,
А в слове мель - 4б, 3 зв.)
Почему звуков меньше, чем букв? Может кто знает?
Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Составим схемы. Кто мне хочет помочь?
Мел - мель
Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твердый)
Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука
Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)
5. физкультминутка « Буратино
- Отгадайте загадки:
Он стройный и красивый,
У него густая грива. (конь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
2).
Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.
О ком этот рассказ?
Давайте придумаем название(озаглавим) текст. « Лесной житель»
Сколько предложений в этом рассказе? (4)
Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»
С чем его сравнивают? (ветром)
Чем питается лось? (зеленью, солью)
Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?
7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ
1).Составить схемы слов (в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов
1 в. - лось
2 в. – конь
б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”
- Сколько слогов в слове ЛОСЬ ? Конь
Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
Придумать предложение со словом лось
8. Закрепление изученного.
На доске (одной половины) :
жар, ел, кон, мыл
- Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,
Жарь, ель, конь, мыль
Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.
Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?
Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять
8. Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
Работа в учебнике с. 136
- чтение слов столбиками;
- чтение рассказа, постановка вопросов по содержанию детьми.
Поставьте вопросы по тексту?
9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков (это большое животное - лось)
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
Для чего нужен мягкий знак?
Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?
Сегодня на занятии мы познакомимся с еще более удивительными знаками.
Вы уже знаете, что для каждого речевого звука есть свой знак — буква, но в русском языке есть две буквы Ъ и Ь , которые НЕ ДАЮТ ЗВУКОВ. Зачем тогда они нужны? Вот об этом мы и узнаем на нашем занятии….
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
При чтении, благодаря Ъ или Ь , мы слышим как изменяется звучание слова.
Если в слове есть Ь , то буква после которой он стоит звучит мягко. Вот послушайте слова и попробуйте догадаться в каких словах есть мягкий знак.
УГОЛ - УГОЛЬ
БАНКА - БАНЬКА
ЕЛ - ЕЛЬ
ПОЛКА - ПОЛЬКА
А Ъ - твердый знак очень любит играть в прятки.
СЪЕЛ ПОДЪЁМ ПОДЪЕЗД СЪЁМКА
Но в тоже время, если мы не напишем его в слове, то слово приобретает совершенно другой смысл.
СЪЕЛ — СЕЛ
СЪЁМКА — СЁМКА
А вот и сами буквы: Это твердый знак .
Мягкий знак
— он делает буквы мягче.
У мягкого знака есть ДВЕ работы. Мягкий знак СМЯГЧАЕТ , то есть делает согласны звук мягким, а ещё мягкий знак РАЗДЕЛЯЕТ .
Буква Ь разделяет согласную и гласную Е, Ё, Ю, Я, И, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. Вот почему его называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ .
Понаблюдайте сова: ПЕРО и ПЬЕРО…. Проговорите медленно… Что заметили?
В первом случае наша необычная буква Е осталась одной [Э] — [п`эро], а во втором случае благодаря тому, что мягкий знак разделил согласную и гласную Е, получилось [п`йэро], то есть буква Е осталась сама собой [йэ]
1. И г ра «Кто внимательный?»
По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.
О т в е т: лось.
2 . Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?
3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?
4. Игра «Кто больше?»
- Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
- Вы умеете считать? Тогда быстро назовите числа, оканчивающиеся на ь (от 5 до 20).
5 . Найди спрятанные буквы ъ и ь . Обведи их.
6. Раскрась только те ключики, которые похожи на букву Ъ (твёрдый знак). Соедини их с Буратино.
7. Раскрась только те ромашки, на которых буква Ь (мягкий знак) написана правильно. Соедини их с бабочкой.
8. Раскрась оба знака жёлтым цветом. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась буквы Ь и Ъ .
9 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ь с правой стороны рисунка.
10 . Сложи фигуру из семи палочек. Убери две из них так, чтобы получился Ь . Обведи в кружок все буквы Ъ справа.
11. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?
12. Допиши. Зачеркни отличающиеся от остальных буквы в обоих рядах с правой стороны рисунка.
13. Игра «Лесенка»
1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».
– – – ь – ъ – – –
– – – – ь – – ъ – – –
– – – – – ь – – – ъ – – –
Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:
лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.
14. И г р а «Занимательные модели»
Составьте слова по следующим моделям:
1. – – – ь (Конь, лось, мель.)
2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)
3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)
4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)
15. И г р а «Слово рассыпалось»
Соберите рассыпавшиеся слова:
1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).
2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).
16. И г р а «Закончи слово»
1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев… (-раль ), мед… (-ведь ),
2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд, -ем ), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).
17. И г р а «Превращение слов»
1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )
2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол
превратился в уголь
?
(Мягкий знак.)
3. Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором ,
Колья – Колей никогда.
Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).
4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )
5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось словосъем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)
18. И г р а «Грамматическая арифметика»
1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )
2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)
3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)
19. Кроссворды
Одинаковые слоги в словах с Ъ и Ь.
О т в е т: слог —езд ; слоги —ёт или —ют .
Слова с ь.
1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай.
О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба
Допишите буквы
О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .
Слова с Ь и Ъ.
1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.
3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.
5. Человекообразное животное. 6. Собрание.
О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.
20.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком
обернулась.
Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву Ь.
21.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак
,
Чтобы не облиться.
Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой Ъ.
22. Пишем…
Ь, ь (называется: мя́гкий знак) является одной из букв большинства кириллических славянских алфавитов (в болгарском- 28-я, в белорусском - 29-я, в русском- 30-яи в украинском - 31-я (была последней, а на теперешнее место переместилась в 1990 г.); исключена из сербского в сер. XIX в., в македонский, созданный по примеру нового сербского, не была введена). Болгарское наименование: ер малък (т.е. «малый ер»), обычное: ерь).
Не обозначает самостоятельного звука, порой рассматривается как диакритический знак, выполняющий модификацию значения предыдущей буквы. Применяется в украинском языке в буквосочетании ьо, аналогичном русскому Ё, стоящему после согласных; в орфографии современного болгарского лишь для этого и применяется.
Также есть в алфавитах ряда неславянских языков, где в письменности может употребляться в неожиданном положении: напр., после гласных. Обычно считается по порядку 31-й в кириллице и смотрится как ; 32-я по счёту в глаголице, имеет вид (в поздней хорватской глаголице этот знак заменен просто вертикальной чертой под названием «štapić» —означает «жезл, посох»). Не имеет числового значения.
В церковно- и старославянской азбуках называется «ерь» (ц.-с.) или «ѥрь» (с.-с.), смысл которого не ясен, но, связан, несомненно, с именами букв Ы- «еры»иЪ -«еръ». Очень правдоподобно смотрится гипотеза, которая связывает названия «ер», «еры», «ерь» с подобием форм буквы кириллицы Ь и Р в глаголице (которая порой выглядит абсолютно идентично: ).
Происхождение начертания буквы в глаголице обычно объясняют модификацией буквы О (); с О тоже связывают кириллическую, у которой сверху дорисована палочка (в самых древних кириллических письменах встречаются аналогичные формы).
В древности означал сверхкраткую вариацию звука [и]; затем этот звук исчез во всех языках славян, зачастую, оставив смягчение предшествующей согласной, как воспоминание о себе, либо произошло совпадение с какой-то из полных гласных (в различны языках всё по-разному).
В русском языке о присутствии этого звука напоминают чередования наподобие палец — пальца, лев — льва.
Когда вводился русский гражданский шрифт, строчную букву ь сначала сделали высокой, по аналогии с латинской b, но подобный стиль держался всего несколько лет (по сравнению с высоким Ъ, преобладавшим до середины XVIII в.).
«Ь» в славянских языках
Русский язык
Мягкий знак в русском языке употребляется:
Для обозначения мягкости большинства согласных, находясь после них (вяз — вязь, граб — грабь, лад — ладь, мол — моль, кров — кровь, лом — ломь, цеп — цепь, кон — конь, жар — жарь, бит — бить, вес — весь, граф — графь);
В позиции перед гласными, кроме этого, выполняет функцию разделительного знака; причем е, ю, ё, я (и - факультативно) произносятся йотированно; порой йотируются и прочие гласные (напр., бульон — бу[л’јо]н);
Не обозначает мягкость после шипящих (это зависит от самой буквы - либо она есть, либо нет), но по традиции (даже не имея разделительного значения), употребляется в ряде известных категорий слов:
В существительных жен. рода имен. и вин. падеж. ед. ч.: тушь, рожь, вещь, кручь и т. п.;
В повелительном наклонении ряда глаголов: разрушь, режь, морщь, прячь (ещё во мн. ч.: режьте и пр.; в возвратных формах: режьтесь, режься и пр.);
В ряде наречий: наотмашь, настежь, прочь;
У глаголов окончание -шь имеет 2-е лицо: берёшь, скажешь, злишь, дашь и пр., в т. ч. и их возвратная форма (дашься и т. д.);
У ряда глаголов заканчивается на -чь неопределённая форма: печь, стричь, беречь и пр. (то же в форме возвратной: беречься и пр.);
После г, к, х гортанных пишется только в заимствованных словах (кьянти, Алигьери, Донахью), в исконно русских же словах не применяется (в связи с этим повелительным наклонением глагола лечь является ляг — слово-исключение, по общему правилу на -ь не оканчивающееся);
Не обозначает мягкость после ц и бывает тоже только в заимствованиях (напр., Замосць), порой соответствует выпадающему в разговорной речи и в иноязычных словах (напр., революцьонный).
В принципе не возможно использование мягкого знака после гласных и й, и в начале слова.
В предложениях по реформированию орфографии русского языка, приведших затем к реформе письменности 1917—1918гг., имелась и идея отмены написания после шипящих мягкого знака. Но она принята не была. Это предложение в дальнейшем тоже всплывало, в том числе, в начале1960-х в дискуссии по поводу упрощения орфографии.
Церковнославянский язык
Система употребления буквы Ь в церковнославянском языке, в основном аналогична русскому языку. Главные различия:
Обычно у мужского рода существительных после шипящих мягких щ и ч пишется не ъ, а ь (хвощь, мечь);
В окончаниях страдательных кратких причастий в настоящем времени применяется -ь для различения с личной формой глаголов: онъ видимь (видимый), но - мы видимъ;
В прилагательных и кратких причастиях после шипящих отличие окончаний -ъ и -ь соответствует различным падежам: напр., творящь (им. пад.), творящъ (вин. пад.);
Очень часто между согласными допускается написание как с ь, так и без: сотворьшая/сотворшая (аналог русск. сотворившая), тьма/тма и др.
Букву Ь в ряде случаев в церковнославянских старопечатных книгах могли заменять ерком (надстрочным знаком); в 300 последних лет такое не практикуется: ерком заменяют лишь букву Ъ.
Другие статьи по теме:
Центр лингвистических программ Poliglot. Уникальная методика скоростного изучения на дому. Быстрый результат с гарантией!
События и новости культуры и образования: