Конспект оод в старшей группе наши пернатые друзья. Наши пернатые друзья, конспект занятия по ознакомлению с природой

Программное содержание:

1. Познание, коммуникация: формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах; закрепить знания и представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.); учить детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к птицам.

2. Художественное творчество: побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение, продолжать приучать детей работать с клеем аккуратно; учить методом обрывания бумаги обклеивать силуэт птиц; развивать мелкую моторику.

Предварительная работа: загадывание загадок о птицах; чтение художественной литературы; рассматривание картин; наблюдение в живой природе.

Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц; аудио записи «Голоса птиц»; клей, кисточки, цветная бумага, салфетки.

Словарная работа: насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на этот плакат. Назовите знакомых вам птиц.

Дети:

(Грач, ласточка, снегирь, синичка, воробей, сокол, утка, сорока, ворона.)

Воспитатель:

В какое время года птиц больше? (Летом.)

Почему многие птицы улетают? (Не переносят холода, нет корма.)

Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные.)

А какие птицы остаются с нами? (Зимующие.)

Воспитатель:

Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то они называются насекомоядными. Давайте рассмотрим этих птиц на картинках. Обратите внимание, что клюв у этих птиц острый, прямой, удлиненный – это для того чтобы удобнее было ловить насекомых (скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок). Насекомоядные – это полезные птицы – они уничтожаю мух, комаров, а также вредителей, которые уничтожают урожай на огороде (трясогузка).

А теперь давайте поговорим о птицах, которые питаются зерном и плодами деревьев, их называют зерноядными. Давайте рассмотрим этих птиц (голубь, синичка, снегирь, ворона, сорока, воробей).

Ребята обратите внимание вот на этих грозных птиц. Клюв у них загнут к низу – это хищные птицы. Этим клювом они крепко цепляются в свою добычу. Они питаются ящерицами, мелкими грызунами, рыбой, зайцами, птицами.

2. Физ. Минутка.

3. Выставка кормушек.

(Дома дети с родителями сделали кормушки из подручного материала. Вместе с детьми рассмотреть их.)

Воспитатель задает детям вопросы:

Для чего мы делаем кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой, зимой птицам добывать корм сложнее.)

Почему необходимо подкармливать птиц? (чтобы птицы не погибли от голода).

Из чего можно сделать кормушки? (из бутылок пластиковых, коробок, из дерева).

4. Воспитатель:

Ребята, теперь я вам предлагаю изготовить своих птиц из бумаги. Обратите внимание, у каждого на столе своя птица.

(Воспитатель напоминает правила аппликации отрывным способом.)

Аппликация

Дети садятся за столы, воспитатель предлагает обклеить силуэт птиц бумагой. У каждого ребенка будет своя птичка. Дети обрывают от целого листа бумаги небольшие кусочки и наклеивают их на птичку.

После проделанной работы проводится анализ выполненных работ.

Воспитатель:

Посмотрите, сколько красивых птиц получилось у нас (синички, вороны, сороки, грачи и др.).

Ребята, что нового мы узнали с вами сегодня?

Как нужно помогать птицам зимой?

Конспект по ознакомлению с окружающим миром
«Наши друзья-пернатые»
(старшая группа)
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц. Формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц. Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры. Методика проведения Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)Воспитатель: ребята послушайте и отгадайте мою загадку:"Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… " (птица) .Воспитатель: - Верно, ребята а вы знаете, кто такие птицы и какие они? Дети: - Знаю, но очень мало(Звучат голоса птиц) .Воспитатель: Ребята, что это за музыка? Дети: Это не музыка, это голоса птиц. Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать? Дети: В лесу. Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать? Дети: Да. Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес. Воспитатель: Вот мы и пришли. - Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока) Дети: Сорока. Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока? Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту. Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице? Дети дополняют ответ. Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте. Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".- А это что за звуки? Кто это стучит? Дети: Дятел. Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел? Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв. Далее ещё ответы детей про дятла. Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".) - Ребята, а почему дятла называют санитаром леса? Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых. Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел». Физкультминутка Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"Выбирается «дятел» (ребёнок). Становится в центр круга. Дети парами ходят по кругу и произносят слова: - Ходит дятел у житницы, Ищет зернышки пшеницы. Дятел: (ребёнок).- Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза) Воспитатель: - А, теперь, ребята, мы отправимся дальше. Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве? Дети: Снегири. Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири? Дети: У снегирей красные грудки. Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".Воспитатель: - А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы. Дети: Это синицы! Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы? Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком. Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало. Воспитатель: - Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку? Дети: Воробьи. Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи? Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв. Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни! ».Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни! ». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры. Воспитатель: - Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это? Дети: Сова. Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше? Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти. Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах. Воспитатель: - Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька? (Дети проходят на свои места) .- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".(У детей на столах лежат каточки с изображением птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты) .Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыгИ чирикает: «Чик – чирик!» (воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук-тук-тук!» (дятел)
Угадай, какая птица.
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (соловей)Воспитатель: - Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем. Проводится пальчиковая гимнастика.- Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки). Две синицы, воробей, (На каждое название Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по Дятел в пестрых перышках. одному пальчику). Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки) .Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц? (Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена). - И с этим заданием справились вы. Воспитатель: - А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия? - Что больше всего понравилось? - А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

Цели:

Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на лесных, городских, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование:

Фотографии и картинки птиц; разрезанные на несколько частей три картонных яйца; картинки леса, города, водоема; подготовленные на листах бумаги загадки и пословицы; изображение гнезда, скворечника; не полностью раскрашенные изображения птиц; фотографии птиц с подписанными названиями видов, детали аппликации «скворечник»; фотографии или картинки с этапами развития птиц.

Жаворонок

Ворона

Воробей

Голуби

Аист

Дятел

Лебедь

Пеликан

Скворец

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.

(Дети делятся на 3 команды, рассаживаются так, чтобы было удобно общаться. Каждая команда выбирает себе название, обозначающее птицу).

Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

Загадка о дятле

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».

Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам).

Горихвостка

Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком.

Аист

Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Воробей

Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.

Ворона

Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Голубь

Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Дятел

Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.

Жаворонок

Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо.

Журавль

Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином.

Колибри

Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.

Кукушка

Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.

Ласточка

Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.

Лебедь

Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими.

Павлин

Птица с великолепным хвостом.

Пеликан

Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо.

Попугай

Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.

Синица

Небольшая птичка с желтеньким брюшком.

Скворец

Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

Сова

Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли.

Соловей

Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная.

Страус

Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро.

Удод

Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.

А как называется птичий домик? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.

А сейчас я вам выдам задания:

1. Сосчитайте, сколько яиц в гнездах.
2. Сложите целое яйцо из скорлупок.
3. Разложите нарисованные гнезда с яйцами по величине, от самого маленького до самого большого.

(Показ фотографии скворечника).

А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.
Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.

Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.

Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.
В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.
Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.

Взгляните и скажите какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник? Почему вы так решили?

А теперь задание командам: собрать из деталей скворечник и сделать аппликацию.

Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы).
А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы). Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (Дятел, филин, тетерев, сова).

Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц).

Вы знаете, что есть птицы певчие. Это какие птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол).

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

Конкурс

Прилетел как-то Аист на озеро завтракать. Сел на берегу и думает: «Вон как лягушки распелись. Неужели я хуже их? Дай-ка попробую спеть. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой об другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я! Да ведь и аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел.

Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?
Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь.

Внимание, задание. Сымитируйте движения и пение птицы, так, чтобы все догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).

А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных?

1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.
2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.
3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.

Не только животным, но и растениям помогают птицы.

1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.

2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.

3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков.

Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Задание «Птичья мозаика»

Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание «Одень меня»

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря …)

Викторина

А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень)
7. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
8. Как называется птичий дом?
9. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
15. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)
17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)
18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса).

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок о птицах

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой
И в морозы я герой.
(Воробей)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это...
(Цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …
(Сова)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …
(Снегири)

Верещунья, белобока,
И зовут ее …
(Сорока)

Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

Наименование ОУ

МБДОУ детский сад №18 с.Екатериновка

Должность

воспитатель

Краснодарский край Щербиновский район

Дата создания

Комментарии 0

Скачиваний 24

Размер файла 32.5Кб


в старшей группе

Тема: «Наши друзья пернатые»
Цель: дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д), их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Что вы видите за окном?
Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.
Воспитатель: Ребята, а есть ли птицы на березе?
Дети: Нет
Воспитатель: А что птицы все улетели в теплые края?
Дети: Нет
Воспитатель: Каких птиц мы можем встретить в это время года?
Дети: Ворона, воробей, голубь, синица, дятел.
Воспитатель: Как мы можем назвать таких птиц одним словом?
Дети: Зимующие
Воспитатель: А какие птицы улетели в теплые края?
Дети: Скворец, соловей, ласточка, аист.
Воспитатель: А как этих птиц мы можем назвать?
Дети: Перелётные.

2. Основная часть:

Воспитатель: С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Ребята, давайте присядем на стульчики и рассмотрим картины на которых изображены наши гости.
Дети: Давайте
Воспитатель: Воспитатель показывает картину со снегирём. Ребята, а вам знакома это птица?
Дети: Да, это снегирь.
Воспитатель: Настоящий снегирь с ярко – красной грудкой, в чёрной шапочке, с черным хвостом и крыльями, на крыльях у него белые полоски. Ребята, обратите, внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно выклёвывать семена?
Дети: Да, потому что он небольшой.
Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим картину второго нашего гостя – свиристель. Перья на теле серовато – розовые, на конце черного хвоста – широкая желтая полоска, поперек крыла красные капельки, на шее черный шарф, а на голове – красный хохолок. Питается ягодами рябины.
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Ребята, посмотрите, на картину, на ней изображён клёст. Это – большеголовая птица с красно – коричневым оперением. Одиночество они не любят, держаться стайками. Их можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек – их основная пища. Обратите внимание на его клюв. На что он похож? Клюв напоминает щипцы. Толстый, сильный, на конце искривлён, нижняя и верхняя челюсть перекрещиваются. Таким клювом клёст легко раздвигает чешуйки и достаёт семена. Клёст – единственная птица, которая строит гнёзда и выводит птенцов в январе.
Ребята, а давайте немного отдохнём и превратимся с вами в птиц и сделаем разминку.
Физминутка: Птицы.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь послушайте загадку:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать
Крошек отведать. (кормушка)
Воспитатель: Ребята, давайте построим кормушки для наших птиц, давайте присядем за столы. Посмотрите, в корзинках у вас лежат счетные палочки и семечки. Вы должны по памяти выложить кормушку из счетных палочек и положить туда семечку. (Дети выкладывают кормушку по памяти и кладут туда семечку, а воспи

Предпросмотр страницы №1

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

в старшей группе

Тема: «Наши друзья пернатые»

Цель: дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д), их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Что вы видите за окном?

Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

Воспитатель: Ребята, а есть ли птицы на березе?

Дети: Нет

Воспитатель: А что птицы все улетели в теплые края?

Дети: Нет

Воспитатель: Каких птиц мы можем встретить в это время года?

Дети: Ворона, воробей, голубь, синица, дятел.

Воспитатель: Как мы можем назвать таких птиц одним словом?

Дети: Зимующие

Воспитатель: А какие птицы улетели в теплые края?

Дети: Скворец, соловей, ласточка, аист.

Воспитатель: А как этих птиц мы можем назвать?

Дети: Перелётные.

Основная часть:

Воспитатель: С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Ребята, давайте присядем на стульчики и рассмотрим картины на которых изображены наши гости.

Дети: Давайте

Воспитатель: Воспитатель показывает картину со снегирём. Ребята, а вам знакома это птица?

Дети: Да, это снегирь.

Воспитатель: Настоящий снегирь с ярко – красной грудкой, в чёрной шапочке, с черным хвостом и крыльями, на крыльях у него белые полоски. Ребята, обратите, внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно выклёвывать семена?

Дети: Да, потому что он небольшой.

Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим картину второго нашего гостя – свиристель. Перья на теле серовато – розовые, на конце черного хвоста – широкая желтая полоска, поперек крыла красные капельки, на шее черный шарф, а на голове – красный хохолок. Питается ягодами рябины.

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Ребята, посмотрите, на картину, на ней изображён клёст. Это – большеголовая птица с красно – коричневым оперением. Одиночество они не любят, держаться стайками. Их можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек – их основная пища. Обратите внимание на его клюв. На что он похож? Клюв напоминает щипцы. Толстый, сильный, на конце искривлён, нижняя и верхняя челюсть перекрещиваются. Таким клювом клёст легко раздвигает чешуйки и достаёт семена. Клёст – единственная птица, которая строит гнёзда и выводит птенцов в январе.

Ребята, а давайте немного отдохнём и превратимся с вами в птиц и сделаем разминку.

Физминутка: Птицы.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь послушайте загадку:

Вконтакте

Людмила Рябоконева

Птицы – наши пернатые друзья!

НОД для старшей группы

Основные понятия: перелётные, зимующие, водоплавающие, домашние, дикие, перо «маховое», перо «пуховое», стержень, бородка.

Цель: формирование знаний и представлений детей о птицах.

Задачи:

1. Образовательная: учить детей отличать птиц от других животных, а именно дать знания об отличительных особенностях (в данном занятии – это перья).

2. Развивающая: развивать интерес к миру пернатых, а также мышление, внимание, память, речь.

3. Воспитательная: воспитывать любовь и заботу о птицах.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Материал и оборудование: проектор, презентация «Птицы», мольберт, иллюстрации птиц, перья «маховые» и «пуховые», камешки, макет озера, леса, домашнего участка, льда и тёплых мест обитания, лента 5метров.

Ход занятия

Приветствие:

Здравствуйте мои дорогие,

И маленькие, и большие!

Вы у нас подросли, до чего же хороши!

1. (Звучит музыка) воспитатель читает следующие строки:

На нашей планете живут чудесные создания,

О них пишут рассказы, стихи, слагают легенды.

Они летают и поют, и землю нашу берегут!

Ребята, а что произойдёт если птицы вдруг пропадут?

(Ответы детей)

Жучки и червячки, букашки и паучки на все растения нападут

Обглодают ветки, почки,даже малые листочки!

И не будет у нас ни деревьев и трав, ни цветов и плодов, ни зелёных лесов,

Вот что будет дети, если не будет птиц на нашей планете!

Ребята, а птицы – это кто?

(Ответы детей: предполагаемый ответ: животные)

А на какие большие группы мы делим птиц? (Зимующие и перелётные)

(Работа с иллюстрациями: воробей, синица, грач, снегирь, утка, ласточка, скворец, сорока, ворона. Нужно распределить птиц на 2 группы: зимующие обозначим «снежинкой, а перелётные обозначим «солнышком») Дети распределяют, при этом объясняют и рассказывают про каждую птицу.

А чем птицы отличаются от других животных? (Крылья, перья, клюв)

Зачем птицам перья?

(Рассказ воспитателя о перьях)

Без перьев птице не обойтись!Перья на брюшке – это перинка, перья на спине – это одеяло. С такой постелью везде можно спать: на земле, на снегу и даже на воде. Перо спасает птицу от ушибов, царапин, от холода и жары. Перья бывают разные: у птенца – пух, а когда птенец вырастает у него появляются перья. Хотите рассмотреть перо, тогда я вас приглашаю за столы.


2. Далее воспитатель приглашает детей за столы. На столах лежат разнообразные перья (дети рассматривают их, трогают, сравнивают по цвету,размеру. Предлагается детям провести пёрышком по рукам,лицу, почувствовать какое перо мягкое и приятное на ощупь. Предлагается ребятам на одну ладонь положить перо, а на другую ладонь - камень. Спросить, что легче: камушек или перо).Перо лёгкое и в тоже время очень крепкое. В этот момент воспитатель рассказывает о «маховом» и «пуховом» пере, а также о том, что перо имеет стержень и бородку. Воспитатель добавляет то, что если бы перья были тяжёлые как камень, то птица не смогла бы летать.

(Слайд № 2-крыло и перо)

Пальчиковая гимнастика

Птичка прилетела,

Головкой повертела,

Поклевала крошки из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула

И быстро упорхнула.

(Дети встают из-за столов и идут на свои места)

Воспитатель показывает на проекторе самые пышные, красивые и длинные перья у птиц.

Самые пышные – у страуса (слайд №3)

Самые красивые у павлина (слайд № 4)

Самые длинные у японского петуха (слайд № 5)

(Рассказывая о японском петухе нужно обязательно рассказать о размере пера 5-7 метров. Для ребят очень сложно представить сколько это. Чтобы им было ясно и понятно можно раскрутить ленточку длина которой 5 метров и показать наглядно какое длинное перо у японского петуха)

Игровая деятельность

Игра «Лети – сиди» (Игра на внимание. Воспитатель называет птицу, если эта птица летает, то дети встают и машут руками, если птица не летают – сидят на своих местах).

Викторина «Угадай»

1. Какая птица лечит деревья?

2. Назовите детёнышей курицы.

3. Как называют птицу, которая подкидывает свои яйца в чужие гнёзда?

4. У какой птицы красная грудка?

5. У гуся – гусята, а у утки -, у индюка –?

Игра «Рассели птиц»

(Для этой игры понадобится макет с лесом, домом, озером, тёплыми и холодными местами нашей земли. Каждый ребёнок выбирает птицу на ощупь из мешочка. Они её рассматривают, вспоминают, где эта птица живёт. Далее звучит музыка, дети изображают ту птицу, которую они выбрали. Как только музыка заканчивается надо птицу поселить в нужное место).

Вот так выглядит макет:



3. Закрепление: беседа по вопросам.

На улице уже весна, но ещё лежит снег, холодно. Как можно птицам помочь?

(Ответы детей: сделать кормушки, насыпать зерна и крошки ид р.)

Берегите птиц, ведь птицы – наши пернатые друзья!

(Показ кормушек-слайд № 6)

Ребята, вы молодцы!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...