Конь Да Винчи — необычная история шедевра. Леонардо да Винчи - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да винчи работы скульптора

В 1492 Людовико Моро, правитель Милана, заказывает Леонардо самую большую в мире конную статую как памятник своему отцу Франческо Сфорца, который был правителем/герцогом/князем Милана с 1452 по 1466 год, и даже выплачивает ему щедрый аванс.
Cavallo di Leonardo был частью задуманного Леонардо да Винчи в 1482-1493 гг конного памятника Франческо Сфорца. Он должен был отлит из бронзы, но Леонардо успел только сделать глиняную модель, впоследствии утерянную.

В 1977 году американский пилот Charles Dent, меценат и любитель скульптуры, решает через 5 веков осуществить мечту Леонардо и воссоздать статую по его эскизам.Рассказывают, что пилота не отпускало чувство вины за бомбардировки Милана во время второй мировой войны, когда город был превращен в руины.

Под катом 3 фото и 2-минутное /плохое и не моё/ видео


На поиск финансирования ушло 15 лет, а смета составила 2,5 млн долл. В 1994 году Charles Dent умирает... Его проект продолжил Frederik Meijer, хозяин сети супермаркетов в Мичигане, США.
С большими трудностями задуманное осуществилось, в окончании работ участвовала скульптор Nina Akamu. Высота коня 3 м, длина 8 м.
Статуя, отлитая из бронзы по частям, всего их 7, была перевезена в Милан, части соединены, и Конь Леонардо был установлен на пьедестал из гранита и мрамора в 1999 году у входа на ипподром Милана /Ippodromo del Galoppo-- бега, рядом со стадионом Меацца/Сан Сиро.

Когда речь идёт об эпохе Возрождения, его имя - первое, что приходит на ум. В воображении сразу воссоздаётся образ непревзойдённого и загадочного мастера и его творений. Многим кажется, что Лео был единственным в эпоху Возрождения, кто вообще что-либо делал. Но стоит только проанализировать факты, как становится ясно, что история Леонардо - полная чушь.

У этого человека была масса идей и среди них, несомненно, есть множество интересных. Но правда, которую откроем мы, вернёт вас с небес на землю. Нет сомнений в том, что этот человек был гораздо талантливее большинства из нас, но в каждом направлении деятельности да Винчи всегда был кто-то, кто превосходил его в этом. В эпоху Возрождения гениев было как грязи. Стоило только выйти на улицу Италии XVI века, как тут же вам бы встретился талантливый живописец, который придавал своим работам большее значение, чем они того заслуживали. Так вот: если сравнить наследие Леонардо с оным его современников, то его величие перестанет казаться таким уж грандиозным.

Вряд ли можно назвать работы да Винчи в живописи шедеврами, они мало чем отличаются от произведений его современников

Даже если вы не отрицаете тот факт, что Мона Лиза величайшее художественное произведение всех времён и народов (это твердят нам с детства), то посмотрев другие работы того времени, вы согласитесь, что она вполне себе тривиальна. Пожалуй, за исключением того факта, что у неё совсем нет бровей.

Большинство картин Леонардо - самые обычные портреты и библейские сцены, как и все художественные произведения того времени. И если выстроить их в ряд, вы навряд ли сможете выбрать самую выдающуюся. Всего несколько десятилетий спустя Тициан и Рафаэль создавали картины, превосходящие творения Леонардо. Те, кто видел воочию работы Караваджо, современника да Винчи, известного написанием библейских сцен, с лёгкостью подтвердят, что произведения Леонардо меркнут в сравнении с его шедеврами.

Знаменитая фреска «Тайная вечеря» лишена стиля. Кроме того, любой профессиональный художник подтвердит, что с технической стороны эта работа была провалом - фреска начала осыпаться ещё при жизни Леонардо, произошло это от недостатка знаний - да Винчи не знал правил работы с краской из яичного желтка, которую он использовал. И это был не единственный его косяк.

Да Винчи проиграл Микеланджело в битве «один на один»

Его фреска на стене Палаццио Веккьо не получилась из-за недостатка знаний мастера

Леонардо удалось показать свой профессионализм не только в работе «Тайная вечеря». В соревновании с Микеланджело по росписи противоположных стен Палаццо Веккьо во Флоренции, где, по изначальной задумке, должны были появиться величайшие произведения того времени, да Винчи проиграл сразу же. Он недостаточно хорошо владел своим ремеслом, чтобы осуществить проект.

Он начал накладывать масляную краску на неподготовленную стену. Цвета в его работе «Битва при Ангиари» мгновенно потускнели под воздействием влажного воздуха, он так и не смог оправиться от этого удара. Леонардо покинул «поле боя» в растерянности, соревнование закончилось практически не начавшись. Микеланджело и его работа «Битва при Кашине» вышел победителем в этой «войне».

Но судьба не была благосклонна к Микеланждело: эта работа была уничтожена толпой ненавистников его таланта, а стену несколько лет спустя закрасил неизвестный художник.

Самые известные изобретения Леонардо придумал не он

По факту это просто игрушка-вертушка, а не летательный аппарат

Да Винчи известен во всём мире как первоклассный изобретатель. Но и здесь есть небольшое но: это чистой воды ложь.

Его знаменитое изобретение - вертолёт, на самом деле было простой вертушкой. Дизайн был полностью скопирован с китайской игрушки, в задачи которой не входило подниматься в воздух, она просто крутилась на месте. Для тех, кто хоть немного понимает в аэродинамике, очевидно, что его вертолёт не сможет взлететь. Да Винчи ничего не смыслил в аэродинамике и физике движения, не осознавал, что для работы летательного аппарата нужен двигатель.

Он, безусловно, дал толчок развитию инновационных машин, например, дельтаплану, но он был далеко не первым, кто проектировал подобные вещи, и даже не вторым. Двое других - английский монах и мусульманский эрудит Аббас ибн Фирнас - вот кто впервые сконструировал и протестировал дельтаплан, рискуя улететь с обрыва. Некоторые историки приписывают ему зарисовки существующих ныне приборов в его блокнотах, но исследования доказывают обратное.

Выдающимся скульптором его не назовёшь

Выполнение статуи пришлось остановить ещё на стадии чертежа из-за дороговизны проекта

Если вы пытаетесь найти скульптуры Леонардо, чтобы хоть как-то реанимировать его, спешим вас огорчить: вы их не обнаружите. Единственная реально существующая скульптура, которую мог бы создать он - бронзовая статуя лошади с массивным основанием, которое поддерживает всадника и коня. Важный момент: преимущество бронзы перед мрамором заключается в том, что ей не нужна основа для поддержки, если её правильно сбалансировать. Леонардо этого не знал. Этот факт позволяет нам подчеркнуть непрофессионализм да Винчи и ещё раз развенчать миф о его гениальности.

Если сравнить Леонардо с кем-то вроде Джованни Лоренцо Бернини, то бездонная пропасть между настоящим мастером и дилетантом становится очевидной. Венец мастерства Бернини - «Похищение Прозерпины». Детали настолько искусно выполнены на мраморе, что мы можем видеть правдоподобные складки кожи под пальцами, слезу на щеке, локоны волос, разлетающиеся на ветру, - и всё это исполнено настолько красиво, что мы забываем, что перед нами образ, взятый из запутанной греческой мифологии.

Огромная статуя с конём была выполнена Леонардо по заказу одного миланского графа, но её так и не собрали в одно целое, так как Леонардо не имел понятия, как это сделать. Граф, чьё имя было Людовико Сфорца, не скрывал своего удивления расслабленному настрою Леонардо. В этом проекте дело не зашло дальше эскиза, произошло это по той же причине, по которой и «Битва при Ангиари» так и не была закончена - Леонардо просто не хватало мастерства. После того, как маэстро немного потянул время, граф прекратил финансирование проекта, а ведь Сфорца мог бы быстро найти Леонардо замену и воплотить идею со статуей наездника.

Его реальные изобретения не имели практического применения

Он создавал бесполезные вещи и, кажется, понимал это

Изобретения да Винчи были восхитительны, не так ли? Справедливо, если вы кричите это в экран, читая нашу статью, но чаще всего его изобретения были необдуманны и обречены на провал. Именно по этой причине они так и остались на бумаге, многие из них так и были заброшены на ранних стадиях разработки, так как для того, чтобы привести их в действие, требовалось множество дополнительных приборов или серьёзная доработка чертежа.

Эскизы составляют большую часть наследия Леонардо да Винчи. Но чтобы смело называть себя изобретателем, нужно непросто нарисовать задумку, но и воплотить её в жизнь, доработать недостатки и довести до ума. Мы не можем привести доказательств того, что да Винчи конструировал свои изобретения. Солдатик-робот, созданный им, был просто трюком, конструкция смогла функционировать только после доработки современными инженерами.

Его танк, после тестирования в реальном мире, оказался очень медленным даже на идеально сухой и ровной поверхности (а в 15-м веке условия на поле были явно похуже), машину сильно трясло, а людей внутри оглушало выстрелами пушек. Кроме того, самострельные транспортные средства не были новинкой и любой, кто скажет, что именно да Винчи изменил военное дело, глубоко ошибается.

Предположение о том, что вечный двигатель изобрёл да Винчи, тоже ошибочно. Любой физик, начиная с XVIII века, подтвердит, что такую машину создать невозможно. Современная наука также отрицает этот факт. Леонардо не был создателем этой идеи и не был тем, кто довёл бы её до ума. Мы можем больше не притворяться, что он опередил своё время, его склад ума был вполне посредственным для той эпохи.

Пока Леонардо изобретал парашют, практическое применение которого стало возможно только спустя 400 лет, он сдался, придумав коническую форму купола (да-да, именно её используют сегодня).

Свои легендарные дневники он скопировал у других

Некоторые учёные предполагают, что Лео просто копировал дневники своих современников

Дневники да Винчи действительно интересны, в них на самом деле много идей, которые в случае успешной их доработки могли бы изменить мир. Но современные учёные утверждают, что эти записи всего лишь копии… копий. Мариано Таккола был ещё одной эксцентричной фигурой Италии того времени, именно из его работ Леонардо почерпнул то, что стало его визитной карточкой - «Витрувианского человека». Многие историки также полагают, что математик Джакомо Андрэа также заслуживает внимания.

Не изобретал Леонардо и подводную бомбу, свой «луч смерти» он позаимствовал у Архимеда. Маховое колесо, которое так и не нашло применения на практике, тоже было изобретено задолго до Да Винчи каким-то парнем, чьё имя нас мало интересует.

Интересен и тот факт, что многие из его изобретений перекликаются с изобретениями китайцев, и в этом есть некоторый смысл, учитывая тот факт, что именно китайская цивилизация дала миру многие современные блага: пресс для печати, пушки, ракеты, винтовки и бумагу ещё в доколумбийские времена.

Лео не был уважаемым инженером своего времени

Он спроектировал мост, но его так и не построили

Его достижения в области инженерной мысли даже хуже, чем вы можете себе представить: он не выполнил ни одного заказа в срок. Помимо постройки моста, которая так и не состоялась, и безумной идеи повернуть реку Арно вспять, которая провалилась (земляные дамбы были разрушены ливнем), было несколько проектов в Венеции. Например, сточная канава, которую не построили, так как смета вышла за пределы бюджета. Да Винчи не воплотил в жизнь ни одной работы. Он только голословно заявил, что он талантливый инженер-строитель. Любой инженер скажет вам, что создание дизайн-проекта чего-либо не является признаком мастерства.

Его идеи были слишком далёкими от реальности или слишком сложными и дорогими к исполнению. Они не решали никакие вопросы, были только фарсом. Когда команда норвежцев из любопытства попробовала воплотить одну из задумок Леонардо, они столкнулись с той же проблемой, что и итальянские графы 16-го века: это было слишком дорого.

Его исследования в области анатомии были не так уж и значительны

Изображение витрувианского человека известно всем

Использование трупов с целью изучения анатомии было запрещено церковью, поэтому рисункам Леонардо придавали большее значение. Но его современники - Микеланджело, Дюрер, Амуско и Везалий - все они тоже проводили исследования в области анатомии, так что да Винчи опять не был единственным.

Леонардо был острожен со своими рукописями, он не хотел, чтобы кто-то использовал добытые им знания. Шарль Этьен создал наиподробнейший дневник по анатомии человеческого тела, где описал все внутренние органы, мышцы, артерии, вены, в то время как записки Лео хранились под замком несколько веков. Его заслуги в области науки опять-таки под вопросом, он ничем не выделялся среди современников.

Не оставил никакого действительно значимого наследия

К сожалению, ни одна из идей Лео так и не стала гиптезой

Мы привыкли думать, что Леонардо был гением, по факту он не обладал должными знаниями ни в одной из наук, будь то химия, медицина, социология, астрономия, математика или физика. Он не оставил после себя ни научных трудов, ни просто идей или технологий, даже собственных теорий как, например, Бэкон или Ньютон.

Его единственной самостоятельной идеей была гипотеза о том, что Всемирного потопа, вероятно, и вовсе не было. Такие выводы были сделаны на основании наблюдений горных пород, которые маэстро, само собой, оставил при себе, вместо того, чтобы придать их огласке. Он был талантливым учёным, имел представление о строении человеческого тела, но называть его гением науки было бы нечестно, ведь были и другие великие люди в то время: Гилберт, Фибоначчи, Браге, Меркатор, которые тоже внесли свой вклад в развитие общественного сознания Ренессанса.

Он был не лучшим примером для подражания

В эпоху Возрождения было великое множество учёных, изобретателей, исследователей, которые заслуживают большего внимания, чем да Винчи

Леонардо не был упрямцем. Многие великие умы могли поменять свою точку зрения под давлением общественного мнения.

Мало кто мог похвастаться положением лучше, чем у Леонардо: у него были лучшие педагоги и наставники. Мастер Леонардо Филиппо Брунеллесчи был ювелиром, который также увлекался архитектурой и строительством, как и да Винчи. Но на этом их сходство заканчивается. Мастеру поручили закончить купол флорентийского собора и он сделал это, хотя до него архитекторы не могли закончить строительство десятилетиями. Он не просто обошёл своего соперника, он сконструировал краны, при помощи которых удалось завершить проект. Разработанные им инновации стали культурным и архитектурным наследием.

В то время как да Винчи только начинал изучать анатомию, Бартоломео Юсташи уже преподавал и писал книги по стоматологии, внутреннему строению уха, создавал наглядные модели, диаграммы, близкие к современным. В его честь даже назвали часть тела.

Джордано Бруно был учёным, поэтом, математиком и мистиком. Он прославился предположением, что звёзды - это маленькие солнца и что у них тоже есть свои планеты. Он также выдвинул предположение о существовании внеземных цивилизаций, его идеи были близки к идеям современных учёных. В вопросах религии он опередил Коперника и опроверг, как ему казалось, глупые предположения. В награду за это его казнили.

Тем временем да Винчи изобретал невероятные машины, которые было невозможно продать клиентам. Скорее всего, он понимал это, но продолжал творить. В то время как другие отдавали жизнь, отстаивая свои научные или религиозные взгляды, да Винчи кланялся в ножки деспотам и аристократам.

Как и у любой исторически значимой личности, у Леонардо есть поклонники и противники. За свою жизнь он создал много объектов науки и искусства, но, если сравнить их с работами его современников, то становится понятно, что все они вполне тривиальны.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Статуя под названием «Конь»

Статуя под названием «Конь»

Лодовико Сфорца по прозвищу Моро, правивший Миланом от имени своего племянника, нашел для гения Леонардо применение – он поставил художника готовить празднества, которыми так славился миланский двор. О таких праздниках должны были говорить по всей Италии. И о них говорили – спустя много лет, как отзвучала музыка и пала династия Сфорца. Ценил ли Лодовико таланты гения, что оказался по воле случая у него при дворе? Наверняка ценил – на свой манер, но вряд ли мог понять, кем именно являлся человек, чье дарование он растрачивал на сиюминутные прихоти придворных дам и кавалеров.

Впрочем, Лодовико поручал Мастеру и серьезную работу: одновременно с устройством праздников, получая весьма скромную плату, Леонардо начал проектировать статую кондотьера Франческо Сфорца, основателя династии и отца Лодовико. Она должна была непременно затмить все известные в то время конные статуи. Вообще, конные статуи были в то время большой редкостью, их можно было пересчитать по пальцам. Самой известной слыла античная конная статуя римского императора Марка Аврелия. Практически все римские и греческие статуи, изображавшие полководцев и императоров верхом (а их в свое время изваяли немало), были уничтожены после падения Западной Римской империи. Уцелел лишь бронзовый император Марк – благодаря тому, что какой-то догадливый его почитатель вложил в поднятую руку бронзового императора-философа крест. Посему христиане, которые обычно разбивали мраморные статуи, и уж точно – уродовали их, отбивая носы, а бронзовые отправляли на переплавку, пощадили Марка, решив, что перед ними первый император-христианин Константин.

Античная конная статуя Марка Аврелия несколько больше натуральной величины, конь стоит, подняв одну ногу.

Леонардо не видел ее, когда работал над своим «Конем», но наверняка о ней слышал и, возможно, видел рисунки своего учителя Вероккио, который бывал в Риме и вдохновился статуей Марка в своей работе. Еще одна знаменитая конная статуя – первая с римских времен выполненная в реалистичной манере – изображение кондотьера Эразмо да Нари по прозвищу Гаттамелата, отлитая Донателло в 1444 году и установленная в Падуе. Но и ее Леонардо также не мог видеть, поскольку еще не бывал в Падуе. А вот с работой своего учителя Вероккио – статуей кондотьера Бартоломео Коллеони – Мастер был хорошо знаком, но только в макете. Не исключено, что он даже участвовал в создании эскизов для этого проекта.

Во время работы над конной статуей скульптора поджидали огромные трудности – во-первых, надо было решить вопрос о распределении веса – то есть создать скульптуру, которая будет опираться только на небольшие по площади конские копыта, и не прибегать к уродливым подпоркам в центре живота. Учитывая, что бронза тяжелый материал – ее плотность от 7800 до 8700 килограммов на метр кубический, то есть плотность бронзы примерно в 8 раз больше плотности животного или человека, – сделать большую бронзовую статую коня так, чтобы она не рухнула под собственной тяжестью, весьма не просто. Вторая проблема не менее сложна – это проблема непосредственно отливки – большая масса металла, если заливать ее постепенно, будет остывать неравномерно, а значит, в статуе образуются трещины.

Леонардо задумал своего «Коня» (причем без всадника) высотой более семи метров – никто до него не делал ничего подобного. При этом сначала – если судить по сохранившимся эскизам – он хотел изобразить коня вставшим на дыбы. Задача совершено невероятная для такой огромной статуи. Леонардо пытался создать третью точку опоры, расположив под одной из ног коня поверженного воина, но даже такое решение не могло гарантировать нормального распределения веса между опорами. Во времена Леонардо не было ни одной конной статуи, где бы конь изображался вставшим на дыбы, без подпорок под брюхом животного.

И все же Леонардо выполнил расчеты для вздыбленного коня, чтобы решить вопрос о распределении веса. Как выяснилось уже в наши дни, его расчеты были верны, и Мастер смог бы изготовить задуманное, как это сделал в 1640 году другой флорентийский скульптор Пьетро Такка, выполняя бронзовую статую испанского короля Филиппа IV. Правда, расчеты в этот раз делал уже не сам скульптор, а Галилео Галилей. Всем вам, наверное, известна другая бронзовая статуя – памятник Петру I в Санкт-Петербурге работы Этьена Фальконе, известный как Медный всадник. Эта статуя опирается на три точки опоры (задние ноги и дополнительно змея, которой касается хвост лошади). Высота Медного всадника – 5 метров 18 сантиметров. При этом для отливки долго не мог ли найти мастера – поскольку толщина стенок статуи в верхней части и в нижней должна была сильно различаться, никто не брался выполнить столь сложную работу. В итоге в первый раз при выполнении литейных работ произошла авария, и только со второй попытки статую удалось отлить.

В свое время, решая проблему одновременной заливки металла, Леонардо разработал систему множественных горнов (сохранился его рисунок со схемой).

Но Леонардо отказался от вставшего на дыбы скакуна. Возможно, Лодовико Сфорца просто не поверил, что Мастер справится с такой сложной задачей, так как в 1489 году Лодовико обратился к Лоренцо Медичи с требованием прислать ему другого скульптора. Угроза лишиться заказа заставила Мастера пересмотреть свой проект, и Леонардо в конце апреля следующего года начинает фактически заново работу над статуей. Он отказывается от амбициозных попыток создать нечто невозможное и выбирает более традиционную композицию – в этот раз конь просто шагает, подняв одну переднюю ногу. В Мадридском кодексе сохранился маленький рисунок, рядом с которым Леонардо записал все стадии заливки металла. Так что теперь мы знаем примерно, как могла выглядеть эта скульптура.

Делая эскизы для статуи, Мастер много дней проводил в конюшне Лодовико Сфорца и других вельмож, зарисовывая коней и измеряя их пропорции. Он сделал множество рисунков (ныне они объединены в Виндзорском кодексе, который хранится в Великобритании). Четыре года ушло на эти подготовительные рисунки! После чего Леонардо приступил к изготовлению модели из глины. Она была установлена перед дворцом Сфорца как раз перед бракосочетанием племянницы Лодовико Бьянки Марии с императором Максимилианом. Модель представляла одного коня, без всадника.

Зрители, увидевшие модель Леонардо, пришли в восхищение. Глиняный конь поражал совершенством, экспрессией, тщательностью проработки деталей, внутренней силой, которую Леонардо умел передать как никто другой. Кеннет Кларк полагает, что гравюра Альберта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», сделанная в 1513 году, навеяна одним из эскизов Леонардо, ныне утраченным.

«В мощном разбеге тяжелодышащего коня, – писал Паоло Джовио, – проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и его высшее знание природы».

Слава Мастера распространилась по всей Италии. В сорок один год Леонардо наконец стал знаменит. И славу ему принесла глиняная модель статуи, которая так никогда и не будет отлита в металле.

Леонардо да Винчи. Наброски для статуи коня. Серебряный карандаш, голубая бумага

Для отливки скульптуры необходимо было собрать 90 (по другим расчетам – 70) тонн бронзы. Леонардо рассматривал вариант от лития статуи по частям, придумав для коня специальный стальной каркас, который должен был укрепить скульптуру изнутри. Однако потом Мастер сделал новые расчеты и решил отливать статую целиком – заливая расплавленный металл из трех горнов. В Милане стали собирать бронзу для грандиозного проекта. Набралось почти 60 тонн. Согласно сохранившимся записям отливка статуи была назначена на 20 декабря 1493 года. Но ее почему-то отменили. А спустя год герцог Феррары, тесть Лодовико, в качестве уплаты долга потребовал бронзу себе для отливки пушек – и металл был отправлен в Феррару.

Пока итальянцы воевали друг с другом, мечтая на досуге об объединении страны, Франция, обладавшая серьезным военным потенциалом, решила прибрать к рукам итальянские города. К сожалению, сам Лодовико Сфорца поучаствовал в этом, пригласив французов захватить Неаполь. Однако богатый Милан (чьи доходы, как уже говорилось, составляли половину доходов Франции) был куда ближе, и французам он показался куда более соблазнительной добычей.

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол. Гравюра. 1513 год

Так что для Милана наступили грозные времена – французский король Карл VIII перешел Альпы во главе армии и вторгся в Италию. И хотя спустя четыре года французский король погиб в результате несчастного случая, его наследник Людовик XII не оставил мысли захватить богатое итальянское княжество и тут же объявил себя герцогом Милана. Год спустя Людовик XII заключил договор с Венецией и вторгся в Ломбардию, чтобы захватить Милан. При этом венецианцы напали на владения Сфорца с востока. Лодовико бежал из Милана вместе с семьей. В итоге в сентябре 1499 года Милан был сдан без единого выстрела. В октябре французский король вступил в Милан. Нашествие французов оказалось роковым для модели «Коня». Гасконские арбалетчики, перебрав итальянского вина, решили использовать статую как мишень и принялись упражняться в меткости. Глиняная модель была повреждена, но не разрушена. Но сквозь пробоины внутрь попала вода, потом ударили морозы, и статуя в конце концов рассыпалась. Леонардо уже не видел этого – он покинул Милан вскоре после захвата его французами.

Что касается Лодовико Сфорца, то он после неудачной попытки вернуть себе герцогство был схвачен, отправлен во Францию и окончил свои дни в заточении.

Однако «Конь» Леонардо все-таки был отлит в бронзе – пять веков спустя.

Американский миллионер Чарльз Дент решил воспроизвести статую в натуральную величину и подарить ее Милану. На проект требовалось, по его прикидкам, 2,5 миллиона долларов. Дент создал Фонд воссоздания «Коня» Леонардо, и в 1990 году порядка тридцати специалистов начали работу над проектом, в том числе скульптор Нина Акаму и специалисты по бронзовому литью. Трудность состояла в том, что некоторые рисунки Леонардо были размером всего в несколько сантиметров, а статуя, как мы помним, должна была быть высотой более семи метров. В 1994 году Дент умер, оставив свою коллекцию художественных произведений Фонду. Однако его денег было недостаточно.

Но тут к делу подключился Фредерик Майер, хозяин сети супермаркетов. Ему захотелось иметь лошадь Леонардо в своем саду, который он украшал копиями знаменитых скульптур. Но, пока нет хотя бы одной лошади, нет и копии. В итоге бронзовый конь выстой 7,32 метра был сделан и установлен перед ипподромом Сан-Сиро в Милане в сентябре 1999 года. Современным скульпторам для этой отливки понадобилось 18 тонн бронзы – все-таки технологии движутся вперед по части экономии металла.

Современная реконструкция статуи Коня по рисункам Леонардо да Винчи

Копию «Коня» установили в парке скульптур в Мичигане за счет средств Майера (этот «Конь» не имеет постамента и стоит прямо на площадке, как будто идет по земле).

Теперь реконструированных лошадей Леонардо уже пять. Еще одна копия (высотой поменьше, уже 3,7 метра) появилась перед школой искусств в Аллентауне в честь Чарльза Дента, а копию высотой в 2,4 метра изготовили для родного города Леонардо – Винчи.

И наконец пятую лошадку, высотой 7,3 метра, создали в Италии, но уже не из бронзы. Стальную раму со стекловолокном покрыли фибергласом, чтобы модель выглядела как бронзовая. Этот пятый конь – разборный. Его можно перевозить с места на место, он принимает участие в различных выставках, посвященных Леонардо.

Так что Сфорца в конце концов получил своего «Коня». Вопрос только в том, насколько он идентичен тому, что спроектировал Леонардо.

На мой взгляд, современному «Коню» недостает изящества и тонкостей проработки деталей, свойственных Ренессансу и работам Леонардо, но общий абрис работы соответствует найденным рисункам. Да и свирепую оскаленную морду конь получил явно с рисунка Мастера, на котором человек, конь и лев скалят друг на друга зубы.

Глядя на этого исполинского коня, понимаешь, что всадник здесь в принципе лишний, недаром Леонардо, увлекшись проектом, как-то «позабыл», что на спине его прекрасного «Коня» должен был восседать бронзовый Франческо Сфорца, и в итоге изготовил глиняную модель без всадника. В самом деле – разве кому-то позволено восседать на спине этого исполина?

Интересно, если бы Лодовико Сфорца увидел семиметровую статую перед ипподромом Сан-Сиро, пожалел бы он о том, что отправил в Феррару всю бронзу для пушек и не позволил Леонардо создать свое чудо?

Из книги О чудесах и чудесном автора Цветаева Анастасия Ивановна

«СТАТУЯ» В конце 20-х годов Борис Михайлович Зубакин привез из Карачаева Тамбовской губернии, где жила его сестра Надежда Михайловна и где разорили церковь – сидящую статую Христа, деревянную, тонко раскрашенную масляными красками; почти в натуральную величину, в

Из книги Жизнь и удивительные приключения Нурбея Гулиа - профессора механики автора Никонов Александр Петрович

Из книги Американский Гулаг: пять лет на звездно-полосатых нарах автора Старостин Дмитрий

Глава 3 СТАТУЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Бронзовая статуя Для Микеланджело тогда это было целое состояние. На полученные от папы деньги он снял себе дом, похожий на ангар, в котором, правда, ему пришлось делить одну-единственную постель еще с четырьмя людьми: двумя флорентийскими помощниками Лапо и Лотти,

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

Статуя Юлия II в Болонье Папа Юлий не забывал о Микельанджело. Хотя он и расстался с мыслью о надгробии, но совсем не хотел лишиться такого большого мастера. Требуя возвращения Микельанджело в Рим, он придумал ему новую работу - роспись потолка Сикстинской

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Конная статуя Замысел Леонардо по созданию статуи был воистину грандиозным. Именно ее гигантские размеры особенно очаровывали Моро, но они же долгое время и удерживали его, заставляли сомневаться в осуществимости проекта. Идея Леонардо состояла в том, чтобы превзойти

Из книги Визбор автора Кулагин Анатолий Валентинович

«ТРОПА С НАЗВАНИЕМ „РАБОТА“» В 1970 году Визбор перешёл из редакции «Кругозора» на должность редактора сценарного отдела (а фактически - сценариста) в Творческое объединение «Экран», возникшее на Гостелерадио двумя годами раньше, в 1968-м. Целью нового объединения было

Из книги Хроники Фаины Раневской. Все обязательно сбудется, стоит только расхотеть! автора Орлова Елизавета

Что я вам - статуя? До меня не единожды доходили слухи, будто бы режиссеру работать со мной было невероятно трудно. Так оно и было: я обожала вмешиваться в вопросы режиссуры, обсуждать трактовку роли, по несколько раз переписывать текст, придумывать всяческую

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

Спектакль под названием «Жизнь» Народная артистка СССР Фаина Раневская (1896–1984) сегодня не менее популярна, чем при жизни. Фильмы с ее участием тиражируются на дисках, постоянным читательским спросом пользуются статьи и книги о ней. При этом больших, значительных ролей у

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Из книги Моя жизнь. Фаина Раневская автора Орлова Елизавета

33. Статуя Минервы Вот изваянье любимицы мудрого Зевса. Смотришь, как строгий резец в благородном усильи, Творческим духом провидя высокую тайну, Мрамору твердому предал божественный образ. Смотришь – и молишься чистому счастию знанья, Мысли кипящей и мудрости тихим

Из книги Византийское путешествие автора Эш Джон

Что я вам – статуя? До меня не единожды доходили слухи, будто бы режиссеру работать со мной было невероятно трудно. Так оно и было: я обожала вмешиваться в вопросы режиссуры, обсуждать трактовку роли, по несколько раз переписывать текст, придумывать всяческую

Из книги Трактат об удаче (воспоминания и размышления) автора Сапиро Евгений Саулович

Царская статуя «О счастливая Азия! О счастливые восточные державы! Они не боятся орудий своих подданных и не опасаются вмешательства епископов». Эти слова написал германский император и король Сицилии Фридрих II никейскому императору Иоанну III Ватацу: жизнь, несмотря ни

Из книги Подлинная история графа Монте-Кристо [Жизнь и приключения генерала Тома-Александра Дюма] автора Рейсс Том

Коктейль под названием «Мотивация» Не так часто, но встречаются люди, для которых стремление к успеху так же естественно, как стремление любителя пива, пропустившего три-четыре кружечки, к заведению о двух дверях, на которых изображены мужской и женский силуэты. Они даже

Из книги автора

Эпилог Забытая статуя Первое жизнеописание генерала Алекса Дюма появилось в свет в 1797 году, вскоре после победы французов в Северной Италии. Это был один из пиков революционной декады во Франции, время, когда Алекса Дюма восхвалял лично Наполеон, сравнивавший его с

итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.

Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, эксперимеантальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).

Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки ; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счёте.

Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 он всё ещё работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером.

Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжён с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.

К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря и начал старательно и серьёзно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаём из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию ; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело ; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из Милана.

Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорчённый отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили.

Французы, сначала Людовик XII , а затем Франциск I , восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I , хорошо осведомлённый о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почётная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 ; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении ещё несколько веков.

"Тайная вечеря"

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создаёт роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.

Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живёт во Франции, куда был приглашён королем Франциском I.

«Битва при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны Лизы)

Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников.

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.

Поздние картины

К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом » (около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р.Декарта представлениями о цикличности природных процессов.

«Трактат о живописи»

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает всё многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает своё подобие верховному Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «всё, что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».

Леонардо - учёный. Технические проекты

Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя её «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Оптика

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомия, ботаника, палеонтология

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».
Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д.С.Мережковским в романе «Воскрешённые боги» (1899-1900).

Значение научного наследия

труды любого ученого должны рассматриваться в сопоставлении с достижениями его предшественников и современников и в свете их влияния на последующее развитие науки. Вследствие скрытности Леонардо и обнаружения части его рукописей лишь через 300 лет после их написания, естественно, не приходится говорить о влиянии этих записок на последующее развитие естественных наук и техники. Серьезного сопоставления текстов Леонардо да Винчи с сохранившимися рукописями и даже с публикациями современников и предшественников до второй половины XX в. практически не проводилось. Непредвзято и критически подошел к научно-техническому наследию Леонардо профессор Трусделл, не побоявшийся бросить вызов традиционным взглядам. Он указал на явное преувеличение многими современными историками глубины ряда высказываний Леонардо, на непоследовательность, противоречивость и умозрительность многих его замечаний, почти полное отсутствие описания его собственных экспериментов, широкое использование заимствованных материалов. Трусделл подчеркнул необходимость серьезного историко-критического анализа записок Леонардо, сопоставления их содержания с другими материалами его эпохи, для того чтобы вычленить действительно оригинальные и однозначно сформулированные им суждения. Это грандиозная работа, которая сейчас только начинается и требует высококвалифицированных специалистов, владеющих как соответствующими естественными и техническими науками, так и знанием средневековых печатных и рукописных источников.

К сожалению, мы не знаем точно, чьи сочинения читал Леонардо. Упоминания других ученых у него крайне редки, к тому же он из принципа отвергал всякое слепое следование авторитетам. У Леонардо встречаются (как правило, вне научного контекста) ссылки на Аристотеля, Архимеда и Теофраста - из древних авторов (IV-III вв. до н.э.), Витрувия, Герона, Лукреция и Фронтина - периода расцвета Римской империи (I в. до н.э. - I в. н.э.), Сабита ибн Корру - из арабских учёных (IX век), Иордана Неморария и Роджера Бекона (XIII в.), Альберта Саксонского, Суайнсхеда и Хейтесбери (XIV век), Альберти и Фоссамброне (XV век). Едва ли не единственным исключением в записках Леонардо стала его непосредственная полемика с Альбертом Саксонским о движении. Однако нам неизвестно, что он на самом деле читал. Определить это можно только путем кропотливого сличения заметок Леонардо с текстами его предшественников и современников, часто сохранившимися лишь в рукописях.

Известно, что у Леонардо встречаются вольные пересказы тех или иных авторов. Так, по разным источникам мы знаем, что он был знаком с учением Парижской школы XIV века о природе движения и теории рычага. Однако Леонардо не добавил ничего существенного: высказывания его здесь нечетки и непоследовательны. Но, может быть, он был первым, кто заинтересовался движением по наклонной плоскости.

Вообще, в разделах науки, требующих обобщений, Леонардо не проявляет особой проницательности, по-видимому, вследствие слабой общей естественнонаучной подготовки. Там же, где нужен острый глаз, он непревзойден и гениален. Не будучи подготовлен к серьезному изучению динамики процессов, он блестящ в наблюдении их кинематики.

Своеобразно отношение Леонардо к математике. Часто приводят следующие слова из его записок: «Пусть не читает меня тот, кто не является математиком». Не ясно, как понимать это заявление и не является ли оно переложением слов греческих авторов. В другом месте Леонардо пишет: «Механика есть рай математических наук, посредством нее достигают математического плода». Но надо иметь в виду, что Леонардо почти не владел математикой: он складывал дроби, но едва владел начатками алгебры, не умел решать даже простейшие линейные уравнения и пользовался только пропорциями. Поэтому приведенные высказывания о математике носят, может быть, чисто апологетический характер.

Леонардо формулировал все законы только в виде простых пропорциональностей. Иногда они могли совпадать с действительностью, иногда - нет. И трудно судить, когда он приходит к правильному заключению сознательно, а когда случайно.

Любопытно, однако, что, рассматривая некоторые геометрические задачи, которые он не мог решить аналитически, Леонардо придумывал механические приборы, которые давали решения. По части того, что можно рассмотреть и сконструировать, он был безусловно гениален.

Леонардо постоянно говорит об экспериментах, о необходимости их постановки. Но мы не знаем, сколь часто он их на самом деле выполнял. Единственным замечанием Леонардо, бесспорно опирающимся на эксперимент, является утверждение о том, что сила трения пропорциональна нагрузке, причем коэффициент трения составляет одну четверть. Это первая известная нам и довольно правдоподобная оценка коэффициента трения. В этом отношении Леонардо безусловно предвосхитил работы Гийома Амонтона конца XVII века, которому обычно приписывается открытие законов трения.

Большое количество записок Леонардо посвящено прочности колонн, балок и арок. В подтверждение своих суждений он ссылается иногда на эксперимент, но чаще предлагает убедиться на опыте самому читателю. Заключение Леонардо об обратной пропорциональности прочности опор их высоте противоестественно, хотя он и ссылается неоднократно на мысленные эксперименты. На основании тщательного анализа всех записок о прочности конструкций Трусделл пришел к заключению, что Леонардо не располагал в этой области ни одним верным результатом, кроме очевидного положения о том, что прочность пропорциональна сечению колонны (балки), - положения, a priori интуитивно известного любому строителю.

Наоборот, там, где знание достигается наблюдением, Леонардо гениально проницателен. Так, явно на основе наблюдений он устанавливает места излома арок и сводов при их нагружении. Он обнаружил резонансное возбуждение колебаний в колоколах, появление волновых картин на покрытых мелкой пылью вибрирующих пластинах, - явления, которые были описаны лишь в XVII и XVIII вв.

Особенно широкое поле наблюдений представляло для Леонардо движение вод. Здесь многое замечено им впервые. Он описывал движение волн на воде и, в частности, распространение круговых волн на поверхности и взаимное их беспрепятственное прохождение. Отметил образование донных песчаных гряд в потоках и аналогичных гряд, обусловленных действием ветра на суше. Он наблюдал и зарисовывал траектории движения частиц при истечении из отверстий и через водосливы. Замечательны его схематические зарисовки картин вторичных течений в жидкости при сходе потока с донной ступени. Он наблюдал за движением вод в реках и, по-видимому, первым отметил закон неразрывности - обратную пропорциональность скоростей площадям поперечных сечений.

По-видимому, Леонардо не только предложил и описал плоский щелевой лоток для изучения движения жидкости, но и на самом деле пользовался им для наблюдения траекторий течения путем помещения в жидкость подходящих трассеров, в качестве которых он использовал сухие зерна.

Таким образом, Леонардо обнаружил много нового в движении вод, хотя и не довел, как всегда, своих широких планов до реализации. Не случайно кардинал Барберини поручил в середине XVII века подготовить для него на основе записок Леонардо да Винчи сохранившийся до нашего времени «Трактат о движении и измерении вод», опубликованный впервые в 1826.

Таков Леонардо да Винчи во всех своих противоречиях. Он умел правильно ставить вопросы, указывая иногда и возможные пути поиска решений. Безусловно в этом сказалась гениальность Леонардо. Он не стал путепроходцем в науке, но мог быть путеводителем, если бы не его болезненная скрытность и самомнение, лишившие следующие поколения знакомства с его заметками.

Леонардо да Винчи жил в эпоху формирования новой науки, зарождавшейся как раз на рубеже XV-XVI вв. И хотя он не заложил ни одного из направлений в естественных науках той эпохи, он остается для нас проницательнейшим наблюдателем природы, поражает невероятной разносторонностью своих интересов и догадок, интуицией и провидением.

Леонардо как человек

Леонардо был одним из самых легендарных и плодовитых деятелей всей эпохи Возрождения. Ему посвящено, по некоторым оценкам, до 20 тысяч публикаций, из которых подавляющее большинство приходится на вторую половину XX века. Эта литература, преимущественно идолопоклоннического характера, создала в обществе образ гениального художника, ваятеля и учёного. То, что Леонардо выдающийся живописец, было признано ещё при его жизни, но он открыто претендовал также на звание инженера и архитектора и, кроме того, был скрытым естествоиспытателем, о чем он публично вовсе не заявлял. Его интересы были всеобъемлющи. Они охватывали все сферы живой природы - анатомию, физиологию, биомеханику (движение животных и полет птиц) и ботанику, а также геологию, орографию, метеорологию и широкий спектр естественных наук - прежде всего механику (включая прочность конструкций и движение вод), оптику и отчасти астрономию и химию. Глубокий интерес проявлял он также к технике - машиностроению и особенно летательным аппаратам.

Леонардо был проницательным наблюдателем: обладал острым глазом, виртуозно владел пером, фиксируя все, что видел. Не получив хорошего образования и не вполне владея языком науки того времени - латынью, он исписал на итальянском языке тысячи листов, посвященных всевозможным темам, дополнив их рисунками с изображением увиденного и самостоятельно придуманного.

Все свои мысли Леонардо записывал тайнописью - в зеркальном отображении, скрывая их от окружающих. Он обладал исключительным самомнением. Приведем, для примера, одну из его хвалебных записей в свой адрес, связанную с неосуществимым проектом летательного аппарата: «Большая птица начнет первый полет со спины своего исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, - вечной славой гнезду, где она родилась!»

Согласно легенде Леонардо систематически недосыпал, целиком отдаваясь работе. Его записи сохранились лишь частично, преимущественно в бессистемной россыпи. В них он задал природе тысячи вопросов, не получив ответа почти ни на один из них. Он указал возможные экспериментальные пути к получению многих ответов, но практически не воспользовался ими сам. Мы встречаем у Леонардо неоднократные упоминания грандиозных планов написания трактатов на различные темы, хотя он понимал их полную нереальность. Увы, гениальный прожектер, он брался за всё, но едва ли выполнил даже ничтожную долю намеченного. Прожив сравнительно долгую жизнь (67 лет), он так и не приблизился к завершению ни одной из своих задумок. Неспособность ставить перед собой реальные задачи была жизненной трагедией этого великого гения.

«Ему отпущено природою с лихвой:
Одним лишь взглядом всю округу поражает…»
(Микеланджело о Леонардо)

Леонардо да Винчи родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла его фамилия). Ещё в раннем детстве Леонардо заметно проявил себя в арифметике, при этом занимался музыкой, прекрасно пел и играл на лире, но более всего его воображение волновали рисование и лепка. Взглянув на рисунки мальчика, известный во Флоренции живописец и скульптор Вероккьо тут же принял его учеником в свою мастерскую. И очень скоро ученик превзошёл учителя. Круг интересов Леонардо был поистине безграничным. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Гений эпохи Возрождения был человеком энциклопедических знаний, вся его жизнь проходила в наблюдении и исследовании окружающего мира. Ничто так не увлекало его, как природа. Создатель бесспорных шедевров, вдохновенный художник, он внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными. Его ученик и биограф Вазари писал, что душа Леонардо «побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

Современники причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, но сам себя он считал учёным. Его врождённая любознательность и тяга к наукам вела к удивительным открытиям и, как следствие, изобретениям. К примеру, всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе идеи да Винчи, именно он впервые изобрёл и описал прибор для погружения под воду, а также дыхательный аппарат, который можно применять для подводного плавания. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, всегда проверяя гипотезы на практике. Он посвятил много времени разработке летательного аппарата, сохранились его многочисленные чертежи аэроплана с полным управлением и аппарата с вертикальным взлётом и посадкой. В строении человека его интересовало абсолютно всё, особенно плодотворно он трудился над изучением человеческого глаза. Среди его записей - ценнейшие наблюдения по анатомии, эскизы, рисунки. Леонардо да Винчи принадлежит множество самых разнообразных изобретений, далеко опередивших его время.

У него были преданные ученики, в числе которых Рафаэль и Микеланджело. Он с одинаковым достоинством и вниманием к собеседнику разговаривал с простолюдинами и с всесильными государями. И стоило ему заговорить, как все вокруг замолкали: Леонардо был чудесным рассказчиком, благодаря ему до нас дошло немало притч и легенд, большая часть которых определяется как народное творчество без автора.

Скульптура Леонардо да Винчи пополнила коллекцию памятников великих на территории ЭТНОМИРа. Перед нами гармоничная личность творца, прекрасного, проницательного и волевого мужчины. Леонардо превыше всего ценил свободу и не понимал, как может человек свою свободу совмещать с содержанием птиц в клетках. Торговцы на рынке всегда радовались приходу Леонардо, он скупал у них всех птиц, тут же отпуская их на волю. Именно этот момент и изобразил в бронзовом портрете великого представителя эпохи Возрождения скульптор Алексей Леонов.

В рамках просветительской деятельности, направленной на укрепление мира, дружбы и согласия между народами, Международный благотворительный общественный Фонд «Диалог Культур - Единый Мир» устанавливает памятники великим деятелям науки и искусства по всему миру. Памятник Леонардо да Винчи занимает почётное место на постаменте между павильонами «Вокруг света» и , а с открытием этнодвора Италии будет установлен на его территории.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...