Художественные особенности пьесы «На дне» М. Горького
Разделы: Литература
Цели урока:
- углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне".
- на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
- совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
- работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
- развивать навыки исследования художественного текста.
- на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне".
Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".
II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.
III. Переход к теме урока.
1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".
В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".
В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.
Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.
Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.
В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.
О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.
Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.
А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".
2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького "На дне".
а) Беседа по вопросам:
Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. "Дно жизни" - трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки - пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы - смерти и жизни.)
б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.
Композиция пьесы предусматривает следующие части:
- Экспозиция - вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ?, когда ?, что происходит? - и даёт первоначальное представление о действующих героях.
- Завязка - событие, с которого начинается действие.
- Развитие действия.
- Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
- Спад действия.
- Развязка - событие, которым заканчивается действие.
Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:
(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)
Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? - С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) - Что вы можете сказать о героях? - Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? - Завязка пьесы - появление Луки. Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? - Охарактеризуйте Луку по его репликам.
II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?
Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. "Лишняя я здесь," - говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю... Выдумываю и - жду...". Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он. Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать..." Поддержку он видит в Наташе: "Ты пойми... Назови ты... А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь..." Актер мечтает вылечиться: "Я сегодня - работал, мел улицу... а водки не пил!")
Во II действии Актер читает стихи:
"Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой."
Как вы понимаете эти строки?
IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?
- Место и роль человека в жизни.
- Нужна ли человеку правда?
- Возможно ли изменить жизнь?
В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.
IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.
Разделы: Литература
Цели урока:
- углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне".
- на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
- совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
- работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
- развивать навыки исследования художественного текста.
- на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне".
Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".
II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.
III. Переход к теме урока.
1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".
В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".
В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.
Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.
Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.
В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.
О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.
Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.
А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".
2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького "На дне".
а) Беседа по вопросам:
Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. "Дно жизни" - трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки - пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы - смерти и жизни.)
б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.
Композиция пьесы предусматривает следующие части:
- Экспозиция - вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ?, когда ?, что происходит? - и даёт первоначальное представление о действующих героях.
- Завязка - событие, с которого начинается действие.
- Развитие действия.
- Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
- Спад действия.
- Развязка - событие, которым заканчивается действие.
Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:
(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)
Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? - С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) - Что вы можете сказать о героях? - Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? - Завязка пьесы - появление Луки. Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? - Охарактеризуйте Луку по его репликам.
II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?
Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. "Лишняя я здесь," - говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю... Выдумываю и - жду...". Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он. Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать..." Поддержку он видит в Наташе: "Ты пойми... Назови ты... А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь..." Актер мечтает вылечиться: "Я сегодня - работал, мел улицу... а водки не пил!")
Во II действии Актер читает стихи:
"Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой."
Как вы понимаете эти строки?
IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?
- Место и роль человека в жизни.
- Нужна ли человеку правда?
- Возможно ли изменить жизнь?
В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.
IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.
План
Тема мастер-класса А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция.
Класс -11 Б
Ф.И.О ведущего мастер-клас с- Петренко Лариса Юрьевна
Цель -раскрыть суть философского конфликта в пьесе.
Задачи: - закрепить знания о композиции художественного произведения;
Продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
Формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
Воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.
Ожидаемые результаты:
успешное художественно-образное осмысливание и личностная оценка проблем и содержания пьесы М.Горького «На дне»;
правильный анализ композиции пьесы;
Тема: А.М.Горький « На дне». Проблематика и композиция пьесы.
Цель : раскрытие сути философского конфликта в пьесе.
Задачи :
- закрепить знания о композиции художественного произведения;
- продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
- формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
- воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока:
- 1.Вступительное слово учителя.
В тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности- обитатели «дна»., социальной ямы, куда общество без зазрения совести сталкивает отработанный человеческий материал. Автор ведёт нас к пониманию душевного состояния оказавшихся в подвале героев и приобщает к мучительным поискам смысла бытия.
Обучающиеся:
Вот «дно»-модель общества, семья- её эмблема Василиса, религия-лампада её мужа и средство для её наполнения, вот правительство-дачник Медведев в отношениях с обывателями. И результат-судьба человека в обществе.
Учитель:
« Перечитывая пьесу Горького, я убедился, что тот менее всего имел ввиду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва.»
Как вы понимаете смысл данных слов?
(Нет единого сюжета, нет главного героя, нет единого конфликта)
Чтобы перейти к анализу текста, хочется спросить у вас, ребята. А знаете ли вы, чем занимался каждый герой пьесы до ночлежки?
Работа с интерактивной доской (Приложение , задание №1)
Учитель:
Давайте, ребята, в ходе сегодняшнего урока попытаемся раскрыть суть философского конфликта в пьесе, его проблематику и рассмотреть композицию произведения.
- Анализ пьесы.
1). Беседа.
Выводы детей:
Завязка -разговор Василисы и Пепла.
Кульминация - убийство Костылева.
Развязка - арест Пепла
2. Как вы понимаете такое определение жанра горьковской пьесы?
Как вы понимаете смысл термина « социально-философская» ?
Заполните таблицу, указав социальные и философские черты жанра данной пьесы.
Какой лейтмотив выделили бы как основной в пьесе Горького?
(Спор о человеке, о милосердии, сострадании)
« Основной вопрос, который я хотел поставить, это: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» М.Горький
Учитель:
Как видим, идет усложнение композиции: появляется вторая завязка. Лука как стержень.
- Какую часть определили бы как экспозицию? Почему?
(1д: до появления Луки: трагическая разобщенность героев, столкновение, несчастья, должен быть выход.)
2.С какой репликой впервые появляется Лука? Прокомментируйте её.
(Умиротворение, открытость людям, любовь)
Как эта позиция подтверждается другими репликами Луки?
3.Почему 1 действие кончается диалогом Анны и Луки? Смысл этого диалога?
а) Причины подобного сострадания, внимания к человеку (страдание Анны - сострадание).
б) Лука выдвигается в центр.
2). Работа в группах.
2 д.- развитие действия.
Воздействие Луки на ночлежников.
Докажите. Что Лука вносит умиротворенность в души и судьбы героев.
1 группа (Лука - Актёр)
2 группа (Лука-Анна)
3 группа (Лука-Пепел)
Выводы групп .
В каких репликах Луки из 2 д. раскрывается суть его философии?
« Во что веришь, то и есть…»
« Любить живых надо,…живых…»
« Все, милая, терпят…всяк по - своему жизнь терпит»
« Человека приласкать никогда не вредно»
Какая реплика будет ключевой?
Как с этой философией Луки перекликаются стихи Беранже? (в переводе В.С.Курочкина) Зачитывается вслух учителем.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Ответы обучающихся
3. Дать определение термина « кульминация».
В виде развёрнутого ответа рассказать о кульминационном моменте 3д. и выводы записать в тетради.
- Идейная (притча о праведной земле)
« правда» -то, может, обух для тебя, не всегда правдой душу вылечишь»
- Событийная экстремальная ситуация, когда людям нужна действенная помощь.
4д.- развязка: судьба героев, лишенных поддержки Луки. Результат противоположен тому, чего он хотел добиться.
а) Васька Пепел - рассказ о золотой стране Сибири.
Поедет в Сибирь как каторжник.
б) Трагическая судьба Актера.
В) Незыблемость ночлежки: появляется новый ночлежник, песня.
Докажите, что предвестием крушения правды Луки была смерть Анны.
(Лука пытается уверить Анну в том, что смерть - отдых, спасение, а пробуждает в ней жажду жизни)
В чем заключается правда Луки?
4. Кейс-метод
Предварительно подготовленные в качестве домашнего задания материалы включают в себя афоризмы, отражающие правду Луки - Кейс 1 (Приложение 1) (комментирует группа обучающихся).
Учитель:
Что понял Лука за свою долгую непростую жизнь?(вопрос классу)
Учитель:
Каким правдам о человеке противостоит правда Луки?
Обучающиеся рассматривают жизненные позиции героев и комментируют их.
Кейс 2 «Правда Сатина» (Приложение 2)
Вопрос группе:
Есть ли в характере Сатина черты Сатаны?
Что понял Сатин? (вопросы классу)
Кейс 3 «Правда Бубнова» (Приложение 3)
Вопрос группе:
Человек- вещь, по мнению Бубнова. Что даёт основание Бубнову для подобного вывода?
Кейс 4 « Правда Клеща» (Приложение 4)
Вопрос группе:
А какая она - правда Клеща?
5. Индивидуальные задания
Сильные обучающиеся подготовили вопросы для класса.
(Слайды с вопросами)
Первый обучающийся : « Слушаю я г. Сатина и говорю себе: да, всё это и в самом деле великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека- бога (не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же. скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ой. гляди, не страшно ли уж будет человеку-то, а, главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - всё, и что всё для него и только для него?» (слайд 1) И.Анненский
Как вы понимаете смысл слов Анненского?
Второй обучающийся : «В режиссерском экземпляре пьесы « На дне» Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: « …хитро поглядывает, коварно улыбаясь, видно, что врет», « проскользнул». Какое представление о Луке отразилось в них? (слайд 2)
Третий обучающийся : «Во 2 д. Лука говорит: « Человек- всё может…лишь бы захотел» . Сравните со словами Сатина: «Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга». Чем объясните совпадение? (слайд 3)
Четвертый обучающийся: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в пьесе - дискуссии. Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни.» (слайд 4) Н.К.Гей
Почему?
Учитель.
Почему так трагично всё в финале?
Итог беседы
В заключение урока хочется, ребята, сказать о том, что пока мы живем в несовершенном мире. В нем человек, к сожалению, способен потерять веру, и тогда теряет смысл человеческая жизнь. Это самое страшное преступление -преступление против природы человека.
«…Эхе - хе …господа люди! И что с вами будет?»- над этими словами и нам, наверное, следует задуматься.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: написать сочинение по пьесе А.М.Горького «На дне» (темы №4, 5,6 учебника В.Чалмаева, Русская литература XXвека)
Приложение
Кейс 1 «Правда Луки »(его портрет)
« Все мы на земле странники…»
« …Не в слове -дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»
« Во что веришь, то и есть»
« Понять хочется дела - человеческие … а на тебя гляжу - не понимаю»
« Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»
« Любить живых надо…живых»
« Есть люди, а есть - иные- человеки…»
« Я говорю- есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» (это « человеки» в оценке Луки)
« Верно: человек должен уважать себя».
Обучающиеся:
А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.
На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.
Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.
Кейс 2 « Правда Сатина» ( его портрет)
« Лучшее - и человек тоже»
« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»
« Надо уважать человека»
« Человек- свободен, он - правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»
« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2
« Что это значит? Человек - бог! (абстрактность, декларация, высокомерие)
Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что (Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»
Обучающийся:
Гимн Сатина- вера в Человека (Человека-бога)
Стремится Сатин к философствованию - и только.
Кейс 3 «Правда Бубнова»
«…Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»
« На что совесть? Я не богатый…»
« А кто пьян да умен - два угодья в нём…»
« А нитки - то гнилые!»
« Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался…»
«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»
« Дурость человеческая» (об Алёшке)
« А чем жить будешь? (Василисе)
« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»
« Все хотят порядка, да разума нехватка»
« … да и все люди на земле - лишние»
« Мне и хочется на волю…эх!
Цепь порвать я не могу» (из песни)
« И одна - не бедна, коль умна...»
«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»
« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»
« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»
« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»
« Любят врать люди…»
« А я вот… не умею врать! Зачем? По -моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Кейс 4 «Правда Клеща»(портрет)
« Им легко деньги достаются… Они не работают…»
« Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я- рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»
« Я здесь полгода прожил…а все равно как шесть лет»
« Живут без чести, без совести»
« Какая правда? Где- правда? Вот правда!(треплет руками лохмотья на себе) Работы нет…силы нет! Вот- правда. Пристанища …пристанища нету! Издыхать надо… вот она. Правда! Дьявол! На…на что мне она - правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя…вот она - правда!»
« Он…жалостливый был…у вас вот…жалости нет»
«…надо жить - по закону…по- евангелию…»
Задание №1
а) чиновником в казенной палате Лука
б) сторожем при даче Барон
в) телеграфистом Клещ
г) слесарем Сатин
д) скорняком Актёр
е) артистом Бубнов
В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.
Краткий анализ
Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.
История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.
Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.
Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.
Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.
Направление – критический реализм (соцреализм).
История создания
Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.
В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.
Тема
В произведении переплетаются несколько тем : судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.
Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.
Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.
Композиция
Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.
Жанр
В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2307.
Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены.
Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в которых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе — это разговоры. Драма Горького начинается с появления содержателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясняется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого акта). В четверном действии наступает развязка. Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.
Исследователями творчества Горького отмечена еще одна особенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репликой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составляют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.
Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и второстепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.
Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого персонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».
Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне» является:
— постановка острых философских проблем;
— отказ от яркой движущейся сюжетной линии;
— «рифмующиеся» эпизоды;