Как научится хорошо рассказывать анекдоты

Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.

Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.

«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»

  • Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».

Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.



Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.

Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.

Мономиф



Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.

В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».

Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.

Примеры

Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.

Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.



Гора



Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.

Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.

Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.

Пример

Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.

Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.



Вложенные циклы



Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.

Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.

Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем - это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.

Пример

Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.



Sparklines (Как было, как могло бы быть)



Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».

Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.

Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?

Пример

Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.

Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.

In medias res (начать с середины)



Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

Пример

История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.

Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».

Сходящиеся идеи



Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.

Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.

Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.

Примеры

История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.



Фальстарт



Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.

Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.

Пример

Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.

Лепестки



Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.

Пример

Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.

Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.

Начните с истории

Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.

Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.

Мы создадим для вас эффектную историю и сделаем ее еще привлекательнее, чем в описанных примерах. Обращайтесь , будем рады сотрудничеству!

Cо-основатель проекта «Объясняшки» и Лаборатории Упаковки Смыслов

Тема сторителлинга набирает популярность. На прилавках можно найти немало переводных книжек, отчасти или целиком посвящённых сторителлингу. К сожалению, ни в одной из них мне пока не удалось найти объяснения, почему рассказывание историй особым образом воздействует на сознание человека, и воздействует ли. Не берусь утверждать, что я нашёл ответ, но мне кажется, что истина где-то рядом.

Давайте посмотрим на пример, приведённый в книге Ли Лефевера «Искусство объяснять» . Это два разных способа объяснить, что такое блог – в виде последовательности фактов и в виде истории.


Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. Зато история всплывёт в памяти. Почему? Если компьютер просто фиксирует весь поток информации, то наш мозг устроен хитрей: ему важны не сами данные, а их интерпретация. Все мы, хотим или не хотим, настроены на критическое восприятие. Не только факты имеют значение, но и внутренняя предрасположенность к их принятию. То есть любые слова и явления для нас существуют только в контексте. Единственная информация, которую каждый из нас принимает на 100% - это личный опыт. Мозг настроен на то, что нужно доверять своим чувствам.

Причём же тут сторителлинг? Мне кажется, это способ взломать защиту мозга и подсунуть ему информацию под видом собственного опыта. Чтобы это сработало, нужно обеспечить несколько базовых условий.

Первое

Наличие героя. В истории должен быть персонаж, с которым аудитория себя может себя ассоциировать. Если в ходе сюжета возникнет эмпатия, эмоциональная связь с персонажем, то его опыт будет автоматически присвоен аудиторией.

Второе

Драматургия. Взаимодействие с персонажем нужно строить вокруг конфликта, а история должна развиваться по определённой логике, зашифрованной в аббревиатуре ЭЗРКР (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Разберем подробнее.

Экспозиция. Это знакомство с героем истории. Так как наша задача – вызвать эмпатию, очень важно дать персонажу имя, рассказать, что он любит, к чему стремится, что его беспокоит. Героем истории можете стать вы сами. В этом случае расскажите об ощущениях и желаниях, которыми вы жили в то время, о котором пойдёт рассказ.

Завязка. Появляется первый намёк на конфликт, который бывает внешним или внутренним. В первом случае возникает антигерой, а во втором речь идет о борьбе с самим собой – допустим, герою не хватает каких-то важных качеств. Поначалу персонаж не воспринимает проблему как проблему. Однако со временем, когда жить в прежних условиях становится всё сложней, он решает действовать.

Развитие. Герой предпринимает попытки решения проблемы, но все они заканчиваются неудачей. Кульминация. Ничего не получается. Герой впадает в отчаяние. И тут приходит подсказка – герой подмечает нечто, наводящее на способ преодоления проблемы.

Развязка. Благодаря подсказкам, герою удаётся разобраться с проблемами и выйти из передряги обновлённым.

Третье

Индукция. Со школы нам пытаются привить научное мировоззрение, учат работать с абстрактными знаниями и категориями. Это позволило человечеству проникнуть в тайны мироздания, но одновременно сыграло злую шутку. Нашему мозгу требуются значительные усилия для того, чтобы соотносить абстрактные категории с реальной жизнью. Просьба «привести пример», как правило, заставляет серьёзно задуматься. Вместе с тем, объяснять на конкретных примерах всегда проще. Это мощный инструмент в донесении смыслов – нужно стремиться к максимальной конкретности и не пытаться охватить всё сразу.

Четвёртое

Смысл. История нужна только для того, чтобы помочь ухватить ключевую идею. История подобна ракете-носителю, которая выводит искусственный спутник – главный смысл - на околоземную орбиту. Отдельные части ракеты – ступени – отвалятся и сгорят в атмосфере. Мы не обязаны помнить все истории, что слышали. Однако что-то в сухом остатке будет продолжать жить в нас очень долго. Что-то, ради чего и была написана история. В начале работы попытайтесь коротко, в одно предложение, сформулировать главную мысль. Это будет ваш спутник. И только потом начинайте строить ступени.

Пятое

История не самодостаточна. Она хороша для донесения ключевых смыслов – даёт ответ на вопрос «зачем». При этом на вопрос «как» лучше отвечать в традиционной форме. Когда я в 40 лет пошёл учиться на программу MBA, то преподаватели Академии Народного Хозяйства, отмечали разный настрой у нас и бакалавров. Жизнь сформировала у взрослой аудитории запрос на информацию, в то время как для бакалавров рассуждения профессоров казались пустым звуком. Если нет мотивации, знания не лягут в голову. Сторителлинг – хорошее мотивирующее дополнение к информации, поданной в рационально-логической форме. Так, например, можно подкреплять инструкции, договоры, коммерческие предложения, описания и т.д.

1 шаг

Если Вы решили рассказать анекдот, сначала про себя удостоверьтесь, что Вы его помните до конца.
У смеющегося человека спрашивают, почему он смеется. Тот
отвечает:
- Рассказывал сам себе анекдоты, среди них попался такой, который ни
разу не слышал.
2 шаг
Рассказывайте легко, будто рассказываете просто историю, о которой слышали. Это поможет сделать манеру повествования естественной.
3 шаг
Если анекдот требует крепкого словца, то из него, как и из песни, слова не выкинешь:) Придётся говорить всё.
4 шаг
Особенно хорош анекдот тогда, когда он в тему и уместен. Если какая-то жизненная ситуация напомнила известный анекдот – расскажите его. Но вряд ли стоит травить анекдоты про начальство при начальнике;)
5 шаг
Пополняйте Вашу коллекцию анекдотов. Одна и та же шутка редко бывает смешной дважды. Анекдот должен быть свежим.
- Скажите, вы, случайно, не из Москвы?
- Нет.
- И не знали моей бабушки?
- Нет, а что?
- Просто вы рассказываете анекдоты, которые я слышал от неё пятьдесят
лет назад.
6 шаг
Если анекдот оказался непонятным, то не выдерживайте паузы в ожидании реакции. Лучше плавно продолжить разговор.
7 шаг
Если Вас просят объяснить смысл шутки, то бегите:) Нет ничего более скучного, чем растолковывать анекдоты…

1

Рассказчику следует помнить о том, что анекдот должен быть рассказан к месту, а также поддерживать общую тему разговора. Человек должен четко понимать, на какие темы в определенной компании можно острить, а на какие не желательно. К примеру, анекдоты про начальников будут не слишком уместны в присутствии начальства.
2
Во-вторых, прежде чем рассказать тот или иной анекдот, рассказчик должен убедиться в том, что он помнит его наизусть, до конца, т.е. по возможности проговорить шутку про себя.
3
Рассказывать анекдот нужно легко и непринужденно, без запинок, как бы между делом. В общем, так, как будто это простая, услышанная от кого-то история. Только в этом случае манера повествования будет естественной.
4
Некоторые анекдоты содержат в себе не слишком приличные слова и выражения. Но из такого рассказа, как и из песни, слова не выкинешь. Придется говорить все. Это еще один повод оглянуться вокруг и убедиться в том, что тема и текст анекдота подходят для собравшейся компании.
5
При рассказе анекдота не будет лишним помогать себе руками, ногами, жестами и мимикой лица. Так анекдот приобретет больше шансов на успешное его восприятие окружающими людьми.
6
Рассказчику следует помнить также и о том, что один и тот же анекдот, рассказанный дважды, очень редко может рассмешить. Свою коллекцию анекдотов нужно время от времени пополнять новыми приколами.
7
Если шутка оказалась непонятной или несмешной для окружающих, не стоит выдерживать длительной паузы и ждать положительной реакции собеседников. В этой ситуации самое правильное решение – это плавно продолжить беседу.
8
И еще, рассказчик анекдотов должен запомнить то, что объяснение смысла прикола по просьбе одного или нескольких слушателей – занятие очень скучное и утомительное.
Кто же из нас не любит прикольные истории и анекдоты? Их любят и с удовольствием слушают все, и маленькие, и взрослые! А вот хорошо рассказать анекдот, дано не каждому. Чтобы умело их рассказывать, нужно не только их знать, а еще и иметь искрометное чувство юмора. И те люди, которые обладают им, всегда являются душой любой кампании, а те, у кого чувство юмора отсутствует, практически всегда смотрят в их сторону с некоторой завистью. У людей, которые обладают прекрасным чувством юмора всегда много друзей, они всегда желанные гости в любой кампании, им всегда рады. На какие бы темы ни зашел разговор, у таких людей всегда имеется забавный случай из жизни, хорошая шутка, интересные прикольные истории или что-то еще…

И, наверное, каждый из нас хотел бы быть похожим на таких людей. И многих интересует вопрос: а можно ли научиться прекрасному чувству юмора и в чем секрет людей, обладающих им? Оказывается, все очень просто. Эти люди обладают умением легко запоминать различные интересные вещи (смешные истории, приколы и др.) и в нужный момент вспоминать и рассказывать их. Кажется, что все довольно просто, нужно прочитать анекдот и потом его рассказать. Но как назло, многие после того как начинают рассказывать анекдот, замечают, что они его просто забыли, в следствии попадают в немножко глупую ситуацию и чувствуют себя не комфортно. Оказывается, таких случаев можно легко избежать. Группой психологов было проведено исследование, по результатам которого был раскрыт основной из секретов людей, обладающих хорошим чувством юмора. Оказывается, для того чтобы запоминать приколы или анекдоты, они их "проживают". Как это делать? А вот так.

Если вы услышали понравившийся незнакомый анекдот, для того чтобы его четко запомнить, нужно сделать следующее:

1. Представьте этот анекдот себе как фильм, наслаждаясь им.

2. Прокручивайте его в своем воображении в виде фильма с ярким объемным изображением и четким звуком, добавляя при этом различные детали.

3. Корректируете в фильме окружение, внешний вид героев, фразы, сказанные ими, и т.п., добиваясь при этом положительных эмоций.

4. Этот пункт очень важный. По очереди, ассоциируясь с действующими лицами, "проживайте фильм" в их ролях, акцентируя при этом внимание на воображаемые картинки, звуки, ощущения и т.д.

5. Оценивайте фильм с позиции действующих лиц, корректируете его до тех пор, пока не достигните огромных положительных эмоций.

Проделывая все это, вы создаете у себя в сознании впечатление того, что анекдот - это реально пережитое событие, где вы были каждым из действующих лиц.
При этом возникают так званые "якоря" (это может быть ключевое слово, похожая ситуация, схожий персонаж, подобные эмоции и т.п.), которые помогут вам с легкостью вспомнить анекдот позже. Он вспоминается тогда, когда сработает один из "якорей".
Но следует учитывать, что поначалу выполнить все эти действия может быть трудной задачей, но, как и в любом другом деле, мастерство придет с практикой. Нужно все время тренироваться и уже через небольшой промежуток времени вы заметите, как становитесь отличным рассказчиком анекдотов и разнообразных забавных историй.
А найти интересный анекдот вы сможете на специальных сайтах, например www.masteraker.ru

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...