Характеристика слепого мальчика из главы тамань. Характеристика ундины из романа герой нашего времени

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.

На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Бэла Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести В конце повести
Слепой мальчик «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
Ундина «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки¬ми качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
2. Грушницкий - карикатура на Печорина
. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
. «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
. Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».
. В его душе нет «ни на грош поэзии».
. Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
. Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
. Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина
. По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
. Он «скептик и материалист».
. Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
. Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
. Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
. В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
. Печорин приносит Вере много страданий.
. Вера для Печорина - ангел-хранитель.
. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
Верит в судьбу, предопределение Не верит в судьбу, предопределение
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.



В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».



В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

Ундина – одна из второстепенных героинь романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она появляется в главе под названием «Тамань», когда главный герой, проездом останавливается в одноименном городе.

Настоящее имя героини в произведении не обозначается: «…«А как тебя зовут, моя певунья?» – «Кто крестил, тот знает»…». В тексте есть указание на то, что героине не больше 18-ти лет. У героини проницательные глаза, правильный нос, «распущенные косы», «длинные русые волосы», «белая фигура» и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы». Она предстает перед Печориным в полосатом платье с распущенными волосами, отчего напоминает русалку.

«Ундина» - контрабандистка. Печорин узнает об этом, наблюдая на берегу ее встречу с лодочником Янко и уже знакомым слепым мальчиком. Печорин находит в ней странную и причудливую девушку, отмечает ее речь, полную загадок, быструю смену настроения и странные песни, которые она порой начинает напевать.

У Печорина эта девушка вызывает интерес, он начинает воображать, что нашел «Гётеву Миньону», пристально наблюдает за ней. Ундина притягивает героя, он стремится больше узнать о ней, поймать, но она постоянно ускользает от него и дразнит, чем только сильнее разогревает любопытство Печорина. На все его вопросы она отвечает очень коротко и двусмысленно, вводит героя в заблуждение. Когда Ундина понимает, что он раскрыл их тайну о контрабанде, то пытается соблазнить Печорина, хотя заметно волнуется, что видит и герой.

На ночном свидании, уже оказавшись в лодке, герой понимает, что его ждет опасность. В сватке с Ундиной Печорин побеждает, сбрасывая ее в море. Позже он наблюдает за тем, как Ундина выходит из воды, выжимая «морскую пену из длинных волос своих».

Ундина в волнении и напряжении сообщает лодочнику Янко о том, что их обнаружили, и они отправляются в путь. Безо всякого сожаления они оставляют слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары.

Эта ситуация вызывает в душе Печорина тягостное недоумение, он задается вопросами, почему судьба закинула его к ним: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!».

Ундина - героиня с сильным характером и четко выраженными интересами. Ради собственного благополучия, и, скорее всего, из любви к Янко, она попыталась утопить Печорина несмотря на риск для собственной жизни. Для того, чтобы сохранить свой маленький, спокойный и безмятежный мир, она играет с Печориным, предстает перед ним манящей, веселой и приветливой красавицей. Она расчетлива и умна, знает себе цену и умеет пользоваться своей красотой. Отчаяние толкает ее на жестокий поступок, ведь на кону - целый мир, пусть и не большой, но так старательно созданный.

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». (См. Образ Печорина , Характеристика Печорина с цитатами .)

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки. Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на ундину (русалку) и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу. Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «ундина», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «ундина» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке. Девушка сказала ему: «Всё пропало!».

Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться. Слепой просился плыть с ними, но Янко прогнал мальчика, лишь бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Утром Печорин уехал из Тамани. Он так и не узнал, что стало со старухой и слепым. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!»

Янко – эпизодический герой повести «Тамань » из «Героя нашего времени» Лермонтова. Несколько фраз и поступки раскрывают особенности его личности. Их немного, но они емкие и яркие.

На фоне морской бушующей стихии появляется перед читателем «бедная лодка». В ней направляется к берегу герой, в котором слились романтическая удаль и бессердечный прагматизм. А пока мы знаем лишь, что «Янко не боится бури». Отважный удалец, он не боится ни тумана, ни ветров, ни береговых сторожей, ни моря. Таким он предстает из слов слепого. Лодка его напоминала движение птицы. Ныряла, как утка, а потом, быстро взмахнув веслами, « выскакивала из пропасти среди брызгов пены». Взмахи весел напоминали взмахи крыльев. Что же толкнуло молодца на такой отчаянный шаг? Возможно, романтическое чувство? Увы, причина прозаическая и даже примитивная: перевоз контрабандного товара. Тяжелый груз удваивал риск передвижения между «горами волн», вздымаемых сильной бурей.

Вот он, ловко маневрируя, направляет свою лодку в маленькую бухту. Вопреки опасениям рассказчика, она остается невредимой. Действия Янко раскрывают натуру уверенную и решительную. Мы любуемся его отвагой, ловкостью и силой. Но внешность ничем не примечательна: «среднего роста, в татарской бараньей шапке», " стрижен по- казацки, и большой нож за ременным поясом. Это отсутствие выразительных деталей отчасти рассеивает романтичность образа. Возникает ощущение обыденности.

Местные жители называют Янко и его товарищей-контрабандистов «недобрые люди». Их оценка подтверждается, хотя изначально это лишь предположение. Ореол героя-романтика окончательно исчезает перед лицом опасности. Слова, что старуха«зажилась», и ей пора и честь знать» изобличают холодное черствое сердце. За «наградой» слепому видна бездушная скупость. Он бросает на берегу беспомощных людей, ведь они будут ему обузой. Использовал и вышвырнул из своей жизни без зазрения совести. Это лишняя категория в его противозаконных «делишках».

Очевидно, что Янко – любитель легкой наживы. За внешне привлекательной, полной риска жизнью – пустота и бездуховность. Деньги определяют в ней все. Бесстрашная схватка с морем состоялась ради материальной выгоды. Жизнь заполнена обманом, воровством и предательством верных ему людей. И вряд ли в его сердце живет любовь к « ундине». Холодный расчет виден и в словах «платил бы больше».

Лермонтов верен суровой правде жизни. Красота удивительных пейзажей контрастирует с нелепой пустотой душ и жизней героев. Герой убежден, что такого удальца, как он, не найти его подельнику, видимо, считая себя успешным. В какой-то мере это так, ведь на попечении слепого Янко оставляет «богатые товары». Но это успех примитивной человеческой души. Итак, герой – «недобрый человек». Он не медлит с решением, и его лодка с белым парусом исчезает в морской дали. Оттуда он принес читателю романтические ожидания и уносит их, оставляя чувство недоумения и горького разочарования.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Идеалы семьи Простаковых - Скотининых в комедии Недоросль

    Все события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в имении Простаковых. Главная в доме и семье госпожа Простакова. У нее склочный, крутой характер. Она способна даже ударить

  • Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Беневоленский является очередным градоначальником города Глупов, который сменят князя Микеладзе и, по мнению критиков, частично представляет собой образ основанный на Сперанском, который служил при Александре Первом

  • Характеристика и образ Васютки из рассказа Васюткино озеро 5 класс сочинение

    На самом деле, я просто восхищаюсь Васюткой. Он смог выжить в лесу – в тайге! Его поджидало столько опасностей, столько всего… А он со всем справился! Он не поддался панике, не впал в депрессию…

  • Образ матери в поэме Реквием Ахматовой сочинение

    Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова. Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья. Ее первый муж пострадал

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...