Обучение водителей по 20 час программе

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

В вопросе повышения квалификации водителей, с первого взгляда, много непонятных моментов. Но попробуем разобраться.

Начнем с того что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.13 № 513 профессия «Водитель» входит в перечень профессий по которым осуществляется профессиональное обучение. Из закона «О безопасности дорожного движения» следует что с водителями необходимо проводить профессиональное обучение в виде повышения квалификации. В Статье 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12 сказано: «Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня».

Далее возникает вопрос: что это за программа повышения квалификации водителей? Существует 20-и часовая «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий. РД-26127100-1070-01» утвержденная Минтрансом РФ 02.10.2001. Нюанс в том что эта программа разработана в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который уже не действует и эта программа утверждена распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118, которое также отменено. Но так как других учебно-тематических планов нет, а 20-и часовая программа не противоречит действующему законодательству то оставляем её, к тому же контролирующие органы она вполне устраивает. Конечно есть вариант разработать программу самостоятельно, но зачем городить огород если есть уже готовая программа и её можно смело брать за основу. Под вопросом остается только периодичность проведения обучения. В РД-26127100-1070-01 сказано что занятия должны проводиться «…с периодичностью не реже одного раза в год», но это опять же в соответствии с отмененным приказом Минтранса РФ № 27. Вопрос остается открытым, но контролирующие органы продолжают требовать ежегодного проведения обучения.

Кто и где может проводить обучение? В РД-26127100-1070-01 по этому вопросу сказано следующее: «Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций. Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя». То есть обучение можно провести непосредственно на рабочем месте но так же никто не запрещает обратиться и в обучающую организацию. Об этом сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»:

  • 6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.
  • 7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.

В итоге получаем что для того чтобы закрыть вопрос повышения квалификации достаточно правильно организовать его на рабочем месте по программе РД-26127100-1070-01. Данная программа всё еще актуальна и не противоречит действующему законодательству. Периодичность не определена, но чтобы исключить конфликтные ситуации с контролирующими органами обучение необходимо проводить ежегодно.

Ну а теперь о том как правильно организовать и документально оформить само обучение. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и успешно аттестованными. Мы уже знаем что учебная группа, при проведении занятий, формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, практических — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе. К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом под роспись. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий. По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.

Итого должны быть следующие документы:

  • Приказ об утверждении «Программы ежегодных занятий с водителями»;
  • Приказ об обучении водителей со списком обучающихся;
  • Журнал посещаемости занятий;
  • Лекции для проведения занятий;
  • Экзаменационные билеты;
  • Протокол заседания комиссии.

Напоминаем что на сайте, в разделе , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.сайт можно приобрести для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Вы можете за 5 мин. получить образец Приказа о создании комиссии по проверке знаний БДД (образец Протокола для комиссии прилагается) на эл. почту. Предлагаемые шаблоны Приказа и Протокола содержат все необходимые мероприятия по повышению квалификации водителей и работников, управляющих служебным транспортом, а также мероприятия по проверке знаний требований охраны труда, которые должны быть проведены для обеспечения БДД. Это требуют контролирующие органы при проверке (УГАДН, Ространснадзор).

В соответствии с Федеральным законом №196 - ФЗ "О безопасности Дорожного Движения" от 10.12.1995г., юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников, обслуживающих и эксплуатирующих автомобильный транспорт и обеспечивающих безопасность дорожного движения (ст.20). Требования к профессиональной подготовке водителей содержатся и в Приказе Министерства транспорта РФ №7 от 15.01.2014 г.

Минтрасом РФ 02.10.2001 г. утверждена "Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций". Согласно Программе, обеспечение безопасности дорожного движения на предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год .

В этих целях на предприятии должен быть проведен ряд мероприятия по обеспечению БДД. В части касающейся повышения квалификации водителей и работников, управляющих служебным транспортом, и в целях обеспечения профессиональной подготовки водителей, должны проводиться ежегодные обучения на знания БДД по 20-ти часовой программе. В этих целях можно направлять сотрудников в специализированные учебные центры по повышению квалификации. Но законодательство позволяет провести обучение БДД в стенах предприятия. Приказом руководителя утверждается ежегодный учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД , с ведением журнала учета учебных занятий по БДД . После проведения обучения, необходимо полученные водителями знания проверить. Если обучением занимается ответственное за БДД лицо, то проверку знаний должна провести комиссия. Для этого руководителем издается Приказ о создании комиссии по проверке знаний водителями БДД .

Приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе БДД - . Состав комиссии состоит из председателя и минимум из двух ее членов. Членов комиссии может быть и больше, в зависимости от масштабов транспортного предприятия. Для проверки знаний, в состав комиссии могут привлекаться сам руководитель организации, специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники организаций, механики, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, диспетчеры, а также, по необходимости, специалисты других организаций. Результаты работы комиссии по проверке знаний БДД фиксируются в Протоколе

Протокол - это внутренний локально-нормативный документ, входящий в . Протокол является приложением к Приказу о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе БДД. Протоколом оформляется проведение проверки знаний требований безопасности дорожного движения по учебно-тематическому плану ежегодных занятий с водителями в объеме 20-ти часов. Протокол ведется и подписывается председателем и членами комиссии. В протоколе указываются ФИО проверяемого водителя, результат проверки знаний, основания проверки (очередная, внеочередная)

Соответственно, для того чтобы полноценно обеспечить БДД на предприятии, одними из основных внутренних документов должны быть Приказ о создании комиссии по проверке знаний и Протокол заседания комиссии по проверке знаний по БДД . Поскольку закон обязывает юр. лиц и ИП такой Приказ издавать, а Протокол заседания комиссии вести, такие контролирующие органы, как УГАДН, Ространснадзор, в обязательном порядке их запрашивают и просматривают.

Комиссией проводится проверка знаний по учебно-тематическому плану ежегодных занятий по БДД, который состоит из следующих разделов и учебных тем:

Дорожно-транспортная аварийность:

  • Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте
  • Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
  • Профессиональное мастерство водителя транспортного средства

Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП:

  • Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
  • Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд
  • Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
  • Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
  • Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров
  • Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств

Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

  • Первая помощь при ДТП
  • Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи
  • Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи

Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

  • Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте
  • Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств

Зачетное занятие

Кроме Приказа о создании комиссии по проверке знаний по обеспечению БДД , в пакет документов по БДД дополнительно должны входить следующие виды Приказов:

Приказ о создании комиссии по проверке знаний и Протокол заседания комиссии по проверке знаний по БДД обязательно должны входить в

(Курс “Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций.”)

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, при проведении практических занятий - до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Порядок обучения водителей по 20-часовой программе

  • Как следует из названия, курс обязательных 20-часовых занятий с водителями рассчитан на 20 академических часов.
  • Периодичность обучения: ежегодно.
  • По результатам обучения проводится зачет.
  • После успешного прохождения курса обязательных 20-часовых занятий с водителями организации выдается протокол о проведении зачета.

Программа обучения водителей по 20-часовой программе

Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

1. Дорожно-транспортная аварийность:

I. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность
дорожного движения.

II. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства.

2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности:

I. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях,

II. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.

III. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

IV. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

V. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров.

VI. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения:

I. Общие требования к водителю в нормативных документах.

II. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

4. Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП:

I. Первая помощь при ДТП.

II. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.

III. Практическое оказание первой медицинской помощи.

IV. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.

V. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.

VI. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей по 20 часовой программе

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
  • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, утвержденная первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001 г.;
  • ПОТ Р М-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 г. № 28;
    ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».

Для автотранспортных организаций безопасность на дорогах, зависящая целиком и полностью от профессионального мастерства их водителей. Именно водитель-профессионал способен благодаря своему опыту и квалификации предотвратить возникновение аварийных ситуаций и исключить несчастные случаи, связанные с происшествиями на дорогах.
Любому делу можно научиться, но опыт и мастерство в вождении нарабатывается с годами и приходит в процессе длительного и упорного труда. Но помимо этого есть еще один довольно действенный способ, помогающий совершенствовать свои профессиональные навыки - это ежегодные занятия с водителями.
Для этого в нашей автошколе проводятся курсы по повышению профессиональной подготовки водителей.
Согласно статьи 20 ФЗ -196 « О безопасности дорожного движения» «…Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей…» то есть Работодатель обязан:
- обеспечить подготовку работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
Приказ Минтранса РФ №27 отменён, но действует приказ Минтранса РФ №7 от 15.01.2014. Действует и не отменён Руководящий документ РД №26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций». Программа утверждена Первым зам.министра транспорта и согласована с Минобразования РФ. Поэтому обучение водителей по курсу повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, проводить нужно. Необходимо перед проведением обучения издать Приказ о проведении обучения по повышению квалификации и профессиональному мастерству водителей. К приказу должен быть приложен список обучающихся, который должен быть подписан и утверждён. Водителей, в соответствие с этим списком, необходимо ознакомить под подпись. Должен вестись журнал посещаемости. Если водитель не посещает занятия без уважительной причины, то по Трудовому законодательству это расценивается, как нарушение трудовой дисциплины, и он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.
Обучение водителей по курсу повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, проходит согласно закона об образовании.
Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 17 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по семи разделам проводится общий итоговый зачет. Успешно сдавшим экзамены выдаются удостоверения.
Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...