Цитаты. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Основной прием повести - противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был» , «Хоть невелик ростом, а удал был», - подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.
Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого. Они оба русские офицеры. Участвуют в войне за присоединение кавказа к России. Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью, проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары. Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера. Жилин был храбр и, подумав, что если доьежит до ружья (оно было у Костылина) , то они спасуться, закричал Костылину. Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен, где они и встретились. Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их. (5000 рублей). Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать. Письмо он на другой адрес отправил. Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать. В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины. Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу. Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе. Поэтому их и поймали. Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих. Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей. В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин Найду что-то еще, то напишу, удачи

Рассказ А.Н. Толстого «Кавказский пленник» написан под впечатлением реальных событий, участником которых автор стал во время службы на Кавказе в 1853 году. Он едва не попал в плен к горцам и в столкновении с ними потерял товарища.

Позже, возвращаясь к пережитым событиям, писатель создал образ офицера Жилина, который нашел силы выбраться из чеченского плена и сумел в сложнейшей жизненной ситуации сохранить человеческое достоинство.

Главный герой произведения Жилин – представитель дворянского сословия, но из обедневшего рода. В чертах его характера и поведении не чувствуется барства и спеси: он прост в общении, многое умеет, спокойно переносит тяготы военной службы.

Оказавшись в плену из-за неосмотрительности своего товарища Костылина, Жилин не теряет надежды на освобождение и, хорошо зная нравы горцев, старается найти с ними живой контакт: чинит сломанные часы, мастерит игрушки для детей, уверенно ведет себя во время переговоров.

Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.

Жилин в своем письме к матери указывает неверный адрес. Он по убеждению не может заставить волноваться близких и надеется только на собственные силы, убеждая Костылина бежать, не дожидаясь выкупа.

Побег оказывается неудачным, и это усложняет положение пленников. Их перестают кормить, сажают в яму и заковывают в колодки. Жилин продолжает бороться за свое освобождение и пытается поддерживать товарища, который не в состоянии самостоятельно противостоять сложившимся обстоятельствам. Жизнь Костылина сводится к ожиданию выкупа – только в этом он видит спасение и отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы самостоятельно вернуться домой. Костылин перестает быть хозяином своей судьбы и полностью, по-рабски подчиняется воле горцев, которые увеличивают сумму выкупа.

Жилину помогает Дина, тринадцатилетняя девочка, привязавшаяся к русскому офицеру за его доброту и неунывающий нрав. Второй побег, от которого Костылин отказался наотрез, спасает Жилина от верной смерти.

Герои наделены говорящими фамилиями. Такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть жизнестойкость своего главного персонажа и слабость характера его товарища. Этой же цели служит портретная характеристика: Жилин худощав, подтянут, подвижен; Костылин медлителен и грузен настолько, что задыхается при ходьбе. Противопоставление героев не бросается в глаза, но служит раскрытию основной идеи произведения: Жилин оказывается на свободе только в силу своих личных качеств. Судьба Костылина остается неизвестной, однако читатель может предположить, что сломленный человек вряд ли дождется избавления.

Лев Толстой умело создавал галерею ярких образов в своих произведениях. Рассказ повествует о двух разных характерах людей, в которых противопоставляются эгоизм и верность, трусость и отвага. Автор показывает, как в одинаковых ситуациях по-разному ведут себя эти герои.

Главным героем является офицер , смелый и преданный человек. Костылин – это тоже главный герой, своеобразный антипод Жилина. Он – русский офицер, отбывающий службу на просторах Кавказа.

Из портретной характеристики становится известно, что Костылин не отличался физической силой, был сильно изнежен и ленив. Его фамилия очень красноречива. Происходит она от слова костыль. А что такое костыль? Это опора для людей, у которых больные ноги. Можно предположить, что автор намекает на то, что герой так же нуждался в посторонней помощи, как больные люди в костыле. С развитием сюжета мы убеждаемся, что такая догадка оправдана. Костылин не умеет принимать решения самостоятельно, убегает от проблем в прямом и переносном смысле.

Вначале рассказа Костылин позиционируется как друг Жилина. Он сопровождает Жилина, когда тот едет в отпуск домой. Вместе они отрываются от основной группы людей, чтобы быстрее добраться до родных мест. Но даже такой поступок двузначен. Костылин быстро попадал под влияние других людей. И поэтому поехал с Жилиным потому, что тот его попросил, а не потому что переживал за друга. Когда Жилин увидел, что враги приближаются, то закричал Костылину, взывая о помощи. У Костылина было оружие, но все равно он трусит и убегает, не дождавшись Жилина. Таким образом, герой совершает жестокое предательство.

Жилин попадает в плен к татарам, несмотря на всю отвагу, с которой он от них отбивался. Однако, будучи безоружным, он мало что мог сделать. Волею судьбы Костылин тоже попадает в плен к тому же татарину. Предательство не спасает героя от ужасной участи. Русских офицеров запирают в сарае и надевают на них колодки.

Их «хозяин» требует написать родственникам письма с просьбой выкупа за них. Жилин хитрит и на письме пишет неверный адрес, чтобы не огорчить бедную мать. А Костылин в этот момент может думать только о себе, и поэтому выполняет все требования горцев. Он пассивно ведет себя в плену, не помогает другу разрабатывать план побега.

Когда русские офицеры сбегают с плена в первый раз, то Костылин ведет себя ужасно. Он постоянно жалуется на то, что натер ноги. И Жилину приходится нести его на себе. В результате их поймали и вновь отвели аул.

Костылин – это один из главных героев рассказа Льва Толстого, слабый физически, эгоистичный, способный на предательство человек.

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» - эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них - «Кавказский пленник». Два главных персонажа - Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

История создания

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости. В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу. Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа - простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

План

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой - его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой - трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

  1. Внешность.
  2. Татары.
  3. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа - офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.

Костылин

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина. Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин - крепкий, жилистый. Костылин - грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.

Татары

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости - появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль. Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» - это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр. Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался. «Не дамся живым», - так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения. Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили - позвали переводчика. Русского офицера привели к главному - Абдул-Мурату - и сказали, что он теперь его хозяин. Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать. Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать. Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой - попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно. При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.

В плену

Жилин - это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине - дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).

Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме. История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его. Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.

Подготовка к побегу

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.

Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин - медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе - бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась - боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин - слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать - привык плыть по течению.

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы

Учитель: Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевской СШ

План-конспект урока русской литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель: Дать сравнительную характеристику героев

Задачи:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления

Ход урока:

    Организационный этап

    Проверка домашнего задания

Домашнее задание – составить план рассказа

    Мотивация учебной деятельности

1. Работа над эпиграфом

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

(47 лет)

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф.

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

    Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

    В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

    Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)

    А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

4. Работа по новой теме

а). Приемы составления характеристики героев

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев:

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I . Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

III

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Костылин – «смирный».

V . Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

5. Применение знаний

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4.Мнение татар оЖилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6.Информация о домашнем задании

1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

«Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.

История создания

Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм .

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом. Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно - погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили. По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и , на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.


В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет. На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться. Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

Костылин - русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего - во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.


Кадр из фильма "Кавказский пленник" (1975 год)

Неуклюжесть героя тоже создает проблемы - тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина - то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе. Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен. Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.


Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге. После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом. Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота - препятствия, которые не преодолеть.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Жилин - полная противоположность Костылину. Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес. В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.

Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать. Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать. Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.

Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих. В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь. Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.


Иллюстрация к рассказу "Кавказский пленник"

Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах. Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям. Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».

В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев - разные судьбы.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.


Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер - , роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер . Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Цитаты

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар - закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал»
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...