Что такое подкованная лошадь.

В то время, как дикие лошади могут перемещаться на многие километры каждый день без какой-либо защиты своих копыт, одомашненным лошадям необходимы подковы для защиты их ног от травм и увеличения их эффективности в качестве рабочих животных. Люди, умеющие подковывать лошадей, называются кузнецами. Изучение основных навыков кузнеца - хорошее подспорье практически для любого владельца лошади, так как подковы необходимо менять через каждые 4-8 недель, и затраты на наем профессионала могут быть достаточно высоки.

Шаги

Часть 1

Подготовка копыт лошади к ковке

    Поднимите ногу лошади для подготовки к ковке. При подковке лошади для вашей безопасности и комфорта коня важно поднять ногу лошади в удобное для нее положение. Ласково похлопайте лошадь по крупу, чтобы она увидела, что вы рядом. Чтобы поднять ее ступню, опустите руку к ее ноге, возьмитесь за связку над ступней и поднимите копыто. Лошадь должна переместить свой центр тяжести на другие три ноги.

    • Во время работы удерживайте ногу на месте, прижав свое бедро между скакательным суставом и голенью. Запустите копыто между своих ног и зажмите коленями так, чтобы подошва копыта была перед вами. Поддерживайте копыто одной рукой. Это эффективно блокирует ногу лошади, и она не может ударить вас ногой или поставить ее на землю.
  1. Удалите подковы, которые остались на копытах лошади. Чтобы удалить подкову, для начала уберите заклепки с помощью обсечки и молотка. Поставьте лезвие обсечки на заклепку, затем ударьте по ней молотком, чтобы ослабить заклепку. Затем используйте металлические съемники, чтобы ослабить заклепки и снять подкову. Обхватите губками съемников внешнее основание подковы и раскачайте, чтобы ослабить подкову. То же самое сделайте для внутреннего основания подковы. Делайте это, пока подкова не снимется.

    • Есть некоторые альтернативные способы снятия заклепок. Вы можете воспользоваться камнем и отверткой с плоской головкой, чтобы разогнуть заклепки, или если вы достаточно осторожны, чтобы не проделать дыру в копыте животного, вы даже можете воспользоваться напильником и спилить загнутые концы заклепок.
  2. Почистите нижнюю часть копыта. Для сохранения здоровья и безопасности вашей лошади, не оставляйте грязь и остатки старой подковы между подошвой копыта и новой подковой. Так что, перед тем, как подковать лошадь, удалите всю грязь, глину, камни, навоз с подошвы копыта с помощью пробойника движениями сверху вниз от задней части копыта к передней. После этого воспользуйтесь щеткой с металлической щетиной для дополнительной очистки.

    • Будьте осторожны вокруг стрелки копыта - это треугольная впадина в центре копыта. Эта часть очень чувствительна.
  3. Для удаления отслоившегося, ороговевшего слоя подошвы копыта воспользуйтесь копытным ножом. Как правило, перед тем, как подковать лошадь, жесткий, потемневший, ороговевший слой подошвы необходимо счистить до более светлого и нежного слоя, подобно тому, как обрезают ногти человека. Не режьте слишком глубоко, так как можно ранить лошадь или даже на время покалечить ее, подобно тому, как если слишком коротко обрезать ногти человеку.

    • Этот процесс пройдет значительно проще, если копытный нож хорошо заточен. Также будьте осторожны при выполнении этой работы, так как лезвие может соскочить и поранить вас.
  4. Обрежьте излишние части роговой стенки копыта с помощью щипцов для обрезки копыт. Роговая стенка копыта должна выпирать на 7,5 - 3/4 см от линии роста волос над самим копытом. Если она длиннее, воспользуйтесь набором щипцов (по существу, огромными кусачками для маникюра), чтобы обрезать край копыта до подходящей длины.

    • Когда обрезаете щипцами копыто, не забудьте сделать поверхность обрезаемых краев копыта прямой и ровной, чтобы она составляла с землей одну линию при ходьбе. Отрезайте с каждой стороны от задней части копыта к передней.
      • Исключением могут быть случаи, если у лошади неравномерная поступь, - тогда обрезайте меньше от копыта с той стороны, которая сильнее изнашивается. Будьте внимательны при этих особенностях, и если не уверены в чем-то, лучше посоветуйтесь с опытным кузнецом.
  5. Воспользуйтесь напильником для сглаживания и выравнивания подошвы. Последнее, что нужно сделать при подготовке копыт лошади к ковке, - это убедиться, что подошвы копыт ровные, гладкие и плоские. С помощью напильника осторожно удалите все неровности на подошвах, заботясь о том, чтобы не сильно уменьшить копыто и не нанести раздражение копытной стрелке.

    Часть 2

    Подковка лошади
    1. Примерьте подкову к копыту. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть разных размеров, и поэтому для разных лошадей нужны подковы разных размеров. Перед тем, как начнете, убедитесь, что у вас есть все необходимые размеры подков. Не забывайте, что передние и задние ступни лошади разной формы, так что для каждой ноги нужна своя подкова.

      • Если вам необходимо выбирать между слишком большими и слишком маленькими подковами, выберите те, что больше. Их можно погнуть, придать форму и уменьшить до меньшего размера, в то время, как маленькие подковы никак не увеличишь.
    2. По необходимости, подправьте форму подков. Зачастую даже при правильном размере подковы не всегда идеально подходят к подошвам копыт, и их нужно подправлять. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть асимметричными или неровными. Есть несколько способов придания нужной формы подковам. Если вы компетентный мастер по работе с металлами, вы можете нагреть подкову, пока сталь не станет настолько мягкой, что ее можно будет согнуть и подогнать под размер копыта. Или вы можете придать форму подкове методом холодной формовки на наковальне, используя молоток и клещи. Некоторые кузнецы выбирают совсем другой путь, - они обтачивают подковы с помощью напильника или точильного станка до нужной формы\размера.

      • Подходящие подковы должны плотно прилегать к подошве копыта. Может понадобиться некоторое время, прежде чем вы придадите подкове нужную форму.
    3. Зафиксируйте подкову на копыте с помощью гвоздей. Установите подкову так, чтобы она идеально прилегала к кромке копыт, затем установите гвозди в отверстия в подкове, чтобы прикрепить ее к копыту. После этого позаботьтесь о том, чтобы не поранить или не стреножить лошадь. Вкручивайте гвозди в копыто лошади под тупым углом, направленным наружу от центра, так, чтобы гвоздь прошел через верх роговой стенки копыта. Не вкручивайте гвозди в чувствительную внутреннюю часть копыта. Для упрощения процесса можно использовать специально разработанные подковные гвозди, у которых есть скошенный угол среза с одной стороны, с помощью которого гвоздь направляется в роговую стенку. Для таких гвоздей производитель, как правило, маркирует ту сторону гвоздя, которая должна быть в центре (по направлению к копытной стрелке) - это помогает удостовериться, что гвоздь пойдет в нужном направлении.

      • Для некоторых современных подков используют клей вместо гвоздей для закрепления подков на копытах. Если вы боитесь поранить лошадь, можете попробовать эту альтернативу. Обратите внимание, что способы применения подков “под клей” могут отличаться, - проконсультируйтесь с производителем или опытным кузнецом для получения развернутой информации.
    4. Загните и удалите торчащие концы гвоздей. Когда каждый гвоздь установлен на свое место, загните концы гвоздей к роговой стенке копыта с помощью раздвоенного конца головы молотка. Затем открутите кончики или отломайте с помощью щипцов. Оставьте примерно 0,5 см загнутого кончика гвоздя над отверстием, по направлению к носку. Таким образом, гвоздь сможет удерживать подкову на месте и не причинит вреда своими острыми концами ни вам, ни лошади.

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подков Характеристики

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей

Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

О возникновении подковы

Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.

В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы. Костюмы наездников тяжелели, лошадям приходилось таскать на себе больший груз, актуальность подков возросла в разы. В это время люди научились крепить подковы специальными гвоздями, которые называли ухнали. Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Дорогие подковы

Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли. Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго. При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

Что будет, если лошадей не подковывать?

Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль. Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать. Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

Виды подков

Подавляющее большинство современных подков делается из металла, а точнее из мягкой низкоуглеродной стали. В подкове есть специальные отверстия, предназначенные для вкручивания подковных шипов. Подковы для передних и задних ног различаются по форме и максимально приближены к естественной форме лошадиного копыта. Каждая подкова имеет отвороты для лучшей фиксации на подошве копыта.

Однако технологии не стоят на месте, и уже сегодня многие применяют подковы из пластика. Утверждают, что пластиковые подковы ничуть не хуже, а даже лучше, металлических. Во-первых, по сроку службу, а во-вторых, по амортизации. Современные подковы могут изготавливаться даже из резины. Есть зимние подковы с шипами для ходьбы лошади по скользким поверхностям. Это особенно актуально для лошадей, задействованных в скачках и туризме, т.к. поскользнуться на мерзлой траве, заледеневшей дороге может быть опасно не только для самой лошади, но и для наездника.

Сегодня есть даже ортопедические подковы. Они помогают лошадке правильно распределить вес, чтобы копыта получали равномерную нагрузку. Ортопедические подковы помогают справиться с заболеваниями копыт.

Расчистка копыт.

Коваль – это человек, который подковывает лошадь и проводит расчистку копыта непосредственно перед ковкой. Задача коваля подготовить копыто к ковке так, чтобы подкова максимально прилегала к подошве. Его работа по расчистке несколько агрессивна и топорна. После ковки лошадь некоторое время ходит прихрамывая, т.к. ей нужно время, чтобы приспособиться к «новому» копыту.

Совсем недавно появилась профессия триммер. Триммер придерживается принципа натуральной расчистки копыта. Опуская лишние детали и профессиональный сленг, отметим, что натуральная расчистка копыт идет лошадке на пользу, т.к. триммер имитирует естественную изнашиваемость копытного рога. Это тонкая работа, требующая долгой практики и серьезного обучения. Зато после такой расчистки лошадь не только не хромает, но и избавляется от различных ортопедических заболеваний.

Строение копыта лошади

Копыто лошади состоит из трех элементов:

1.роговая стенка, включающая три слоя –внешний, средний и внутренний. Внутренний слой заканчивается белой линией, которую отчетливо видно на копыте. Вдоль белой линии и должны находиться гвоздевые отверстия подковы, т.к. она нечувствительна.

2.Подошва копыта – на нее приходиться основная нагрузка удара ноги.

3. Роговая стрелка. Ее главная функция в ослаблении ударной волны, т.е. в амортизации.

Как подковывают лошадей?

Если лошадь приучена к ковке, ее можно просто привязать. Если же лошадь куют первый раз или у нее непокорный нрав, то есть смысл приобрести специальный станок для подковки.

Перед ковкой копыто необходимо расчистить.

Затем с помощью все тех же ухналей (гвоздей) подкова прикрепляется к копыту. Ухналь это основной инструмент подковки, но на подкове есть и дополнительные элементы для фиксации – отвороты.

В первый день куются передние ноги, на второй день – задние.

Подкова должна идеально соответствовать форме копыта, иначе лошадке будет неудобно ходить, а это чревато последствиями.

Доверяйте подковку опытным мастерам – кузнецам, ковалям. Это тяжелый труд, требующий сноровки, опыта и мастерства.

Если подковать лошадь неправильно?

Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий.

Ухаживайте за своими лошадками правильно!

Что представляет собой процедура подковывания лошади, как, с какой периодичностью и кем она проводится – любителям этих животных знать полезно, а тем, кто занимается ими профессионально, – обязательно подавно.

Правильно выбираем подковы

Для того чтобы разобраться в назначении и видах подков, целесообразно обратиться, как ни странно, к обуви, которую носит человек. Она создана очень давно с целью защиты ног от негативных внешних факторов (климатических, биологических, антропогенных). Практическая функция тесно сопряжена с комфортом, поэтому обувь подбирается с пониманием того, где и когда ее нужно носить. Скажем, в походных условиях следует отдать предпочтение удобным, не стесняющим движение ботинкам, а высокий каблук будет неуместен, валенки на меху, легкие мокасины, сандалии надеваются сообразно погоде и сезону, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом показана ортопедическая обувь и т.д.

По схожему принципу подбирается и подкова для лошадей. Она представляет собой металлическую пластину, «обуваемую» на копыто лошади, чтобы защитить его от повреждений и травм. Наличие оной принципиально важно, поскольку лошадь – животное тяжеловесное, проводит почти все время на ходу, а поверхность, по которой она ступает, может быть разной.

В зависимости от занятия, к которому привлечена лошадь, различают несколько видов подков. Так, есть подковы, подходящие к комплекции среднестатистической лошади и ее физической нагрузке, — стандартные. Они размерные (всего есть 13 размеров подков ) и могут оснащаться шипами (во избежание скольжения в осенне-зимний период). По форме различаются лишь тем, что для передних копыт подковы делаются более закругленными.

Если лошадь спортивная и часто задействована в скачках, то подковывают ее иначе. Это более трудоемкий процесс, чем создание стандартной подковы. Главным образом потому, что она делается вручную с учетом индивидуальных параметров каждой лошади. Идеальная подкова для скачек должна быть легкой (до 120 грамм), но прочной, поэтому ее изготавливают из специальной пружинной стали.

Конкур или выездка требуют тонких и идеально «сидящих» подков, то есть тех, которые не выходят за пределы копыта. Наконец, ортопедические подковы, как можно догадаться, предназначены для коррекции движений лошади, исправления дефектов копыт, профилактики заболеваний опорно-двигательной системы и отдыха. Эти подковы изготавливаются строго по замерам с учетом конкретной проблемы или задачи, а их «ношение» назначает врач-ветеринар.

Инструменты для ковки

Чтобы качественно подковать лошадь, необходимо пользоваться специальными инструментами. Среди них основными являются:

  • Ухналь.
  • Обсечка.
  • Копытный нож.
  • Рашпиль.
  • Ковочный молоток и др.

Сначала кузнец осматривает конечности, освобождает лошадь от старых подков, чистит ее копыта, подгоняет размер подков, а затем только крепит новые. Когда лошадь молодая или просто слишком активная, используется станок для ковки.


Подковывание таких лошадей обычно занимает больше времени: чтобы помочь лошади привыкнуть к манипуляции с конечностями, кузнец обычно «имитирует» ковку, просто постукивая по копытам. И только после того, как между лошадью и человеком установилось доверие, можно начинать подковывать сначала переднюю, потом заднюю пару конечностей.

Подковка лошади

Важно! Процесс подковки лошади – большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Дилетантский подход к этому делу может навредить и лошади, и неопытному кузнецу.

Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

  • Создать комфорт: ковка должна происходить в сухом и чистом помещении.
  • Избегать опасностей: рядом с лошадью не должно быть еды и других животных; активных лошадей лучше сразу привязывать.
  • После окончания работы проверьте, равномерно ли лошадь перемещает конечности, не хромает ли и т.д.

Сама процедура подковывания лошади происходит в несколько этапов:

  • Снятие старой подковы: для этого кузнец зажимает конечность животного и с помощью щипцов снимает гвозди, захватив их за барашки.
  • Кусачками убирается ороговевший слой копыта, различные загрязнения снаружи.
  • Внутри навести косметический блеск можно с помощью копытного ножа. Здесь нужно действовать особенно осторожно, поскольку сама чистка копыта не приносит лошади боли и дискомфорта, при чистке внутренней части копыта можно задеть мягкие ткани;
  • Стенки копыт подравниваются секачом и шлифуются рашпилем.
  • Когда копыто готово, прикладываем к нему раскаленную подкову: на ней останутся отпечатки, по которым и делается дальнейшая примерка и подгонка подков к копыту.
  • Неровности, лишние части подковы убираются, после чего можно перейти к «переобуванию».
  • Подкова, под которой находится резиновая прослойка, прибивается гвоздями к роговому слою копыта.

С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки. В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям.

Когда начинать подковывать лошадь? Жеребят уже с 2-3-х месячного возраста уже можно подковывать. Однако первые пять лет жизни (именно в этот период лошадь набирает основную массу) нужно пристально следить за ростом и правильным развитием копыт, чтобы в будущем избежать серьезных патологий.

Следует помнить, что лошади нужно и время отдыха от подков – до 2-х месяцев в год. Соблюдая основные правила ковки можно застраховать лошадь, а вместе с ней наездников и других людей от различных опасностей, которые несут в себе проблемы в обращении с лошадью, неправильный подход к ней.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...