Что делать если учителя травят ученики. Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям

Моя дочь учится в 5 классе. В этом учебном году мы перешли в другую школу из-за того, что в прежней школе уровень преподавания нас не устраивал. При поступлении сдавали экзамен по английскому (сдали на 5). Первую четверть все было благополучно, ребенок был доволен. На каникулы дети ездили в Польшу, учительница, которая их возила, сказала, что ребенок вел себя замечательно и пообещала, что ее обязательно возьмут весной во Францию. А потом дети поехали на экскурсию по Москве, ребенка укачало в автобусе в час пик и стошнило. После этого начался кошмар. Классной руководительнице (ведет английский, но не в нашей группе)пришлось за ней убрать, при этом ребенка обозвали свиньей, оборали, и заявили, что небось в Польше ее не тошнило. Естественно, на следующий день об этом знала вся школа. Когда дочь пришла сдавать деньги на поездку во Францию, учительница по истории при всем классе сказала, что она на месте той, которая их возила, никуда бы ребенка не взяла, потому что дочь, якобы, вела себя в Польше отвратительно. Учителя начали занижать отметки чуть ли не по всем предметам. Особенно старались историчка и литераторша. На истории, например, ребенка дважды выгоняли из класса якобы за разговоры, ставили двойки. Бабушка ходила разговаривать с историчкой, та сказала, что даст возможность исправить отметку, но не только не дала, а вообще перестала вызывать ребенка на уроке и все время угрожала, что выставит двойку в четверти. Разговаривали с завучем - та искренне возмутилась, сказала, что поговорит с историчкой и с классной, сказала, что если у ребенка будут проблемы, пусть подходит сразу к ней. После этого ребенок получил сотрясение мозга на физкультуре и месяц просидела дома. Пришлось опять идти к завучу, потому что историчка продолжала грозить двойкой в четверти. С двойкой проблемы решили, зато на следующий день позвонила та учительница, которая возит их в поездки (они с историчкой подруги) и сказала, что во Францию она ребенка взять не может, потому что ребенок перенес сотрясение мозга (дело было в декабре, а едут они в конце марта). Никакие уговоры не помогли. Ребенок страшно расстроился. Теперь началась новая четверть, и первым делом ребенок сразу получил две двойки за те темы, которые проходили, когда ребенок сидел дома с сотрясением мозга. Когда дочь подошла к учительнице по русскому и попросила объяснить тему, которую она не понимает, учительница велела открыть учебник и прочитать самой. Потом классная объявила детям, что они поедут на две экскурсии - все, кроме моей дочери (как сказала учительница, "она сама знает, почему" - речь, естественно, опять о том же случае в автобусе). Сегодня бабушка ходила на родительское собрание, классная недвусмысленно дала всем понять, что если они не хотят проблем по физкультуре и по географии, которая начнется в следующем году, то нужны подарки. Когда бабушка после собрания подошла к классной с вопросом, почему ребенка не берут на экскурсию, та ответила, что никуда и никогда ее теперь не возьмет до 11 класса, "и вообще никто в школе не хочет ее никуда брать". Бабушка не умеет воевать с учителями, и сказала, что сама привезет ребенка куда нужно и если нужно, поедет с ним, и что нельзя ребенка травить за то, что может случиться с каждым. А та ей ответила, что она никогда не забудет того что случилось. Бред какой-то! В результате из-за одной идиотки вся школа стоит на ушах, ребенка травят на половине уроков - где-то занижают отметки, где-то просто не спрашивают. Четверть уже давно началась, классную даже не интересует, что у ребенка отметки за прошлую четверть до сих пор не проставлены. Как с ней бороться, я не знаю. То есть, конечно, понятно - деньги могут решить все, но этим путем я идти не хочу. Я сама училась без всяких денег, в нашей школе такая ситуация вообще была бы неприемлема. Теоретически, можно еще раз сходить к завучу, но я боюсь, что будет еще хуже. Переходить опять в другую школу дочь не хочет, у нее здесь уже появились новые друзья. Кроме того, нас устраивает то, что в этой школе два языка и гуманитарная направленность, да и найти нормальную школу в нашем районе крайне сложно.
У ребенка падает мотивация, у нее нет никакого желания учиться, потому что она понимает, что заслуженную отметку ей все равно не поставят. Она понимает, что учителя ее терпеть не могут, хотя, с другой стороны, знает, что они не обязаны ее любить. Я объяснила дочери, что мы, по сути дела, находимся в состоянии войны с учителями, и победить можем только с помощью знаний, причем для того, чтобы получить 5, она должна ответить на 10. Несколько раз ей это даже удалось. Но зато это стоит нечеловеческих сил мне, поскольку, возвращаясь с работы в 9 вечера, я еще до 11 проверяю у ребенка уроки и объясняю то, что не смогли объяснить учителя (итория, русский, литература, английский).
Я не знаю, как изменить эту ситуацию. Помогите советом! Потому что на сегодня уже осталось единственное, что мне приходит в голову - подловить эту классную грымзу, которая замутила всю эту воду, в темном переулке и удушить собственными руками. Хотя логичнее всего - подать на нее в суд. Потому что это издевательство над ребенком и в полном смысле этого слова нарушение его прав, дискриминация. Кто знает закон - подскажите.

Ситуация сложная, конечно. Зависит от степени безумности родителей и администрации. Мы видим сейчас только одно мнение о ситуации, давайте попробуем ответить на Ваши вопросы.

Куда обратиться? Трудовая инспекция, профсоюз (можно вступить), СМИ.
Как себя вести? Спокойно, сдержанно, безэмоционально. Ни в коем случае не оправдываться. Если родители явно высказывают претензии, ходатайствуете перед директором о совещании: Вы, руководитель МО, завуч, директор, родитель собираются и под протокол ведут беседу. Вы заявляете (первым), что такой-то ученик не справляется с заданиями, не владеет темой и т.д. Вы открываете рабочую программу по своему предмету, там есть требования к знаниям ученика на конец года, есть темы по четвертям. Говорите, что эти темы учеником не изучены, он рискует получить "неуд", при этом Вы первый назначаете даты сдачи зачетов (не после урока, а во время урока - такие контрольные даты), когда Вы спросите ученика и по каким темам. Вы можете пригласить на этот урок завуча или коллегу из МО для объективности выставления оценки. Под протокол это все записывается, пишете все на диктофон, называете дату собрания, всех присутствующих лиц. Соответственно, все угрозы тоже будут записаны на диктофон, если администрация и родители осмелятся. В свою защиту Вы собираете и храните все листочки, контрольные, можно ксерокопии (фото) тетради ученика, где видно, что он не выполняет ДЗ и не работает на уроке. То есть Вы как хороший учитель, обеспокоенный судьбой ученика, ставите в известность под протокол все заинтересованные лица о том, что ученик не справляется. Если он не будет что-то учить - Ваша совесть чиста, если Вы ученику знания дали и относились к нему ровно, как к остальным. Все угрозы становятся записанными и их можно использовать против них. Живете спокойно.
Как программа-минимум просто пишете докладную о том, что ученик не успевает, берете подпись с ученика (где он собственноручно пишет), что не успевает, оценки такие-то, на бесплатные доп. занятия такого-то числа не пришел, собираете все листочки и контрольные, при отсутствии д/з, неявки на урок и т.д. берете с учеников (всех, кто провинился, а не с одного) объяснительные записки. Можно на официальном сайте школы продублировать дни Ваших консультаций, куда все могут прийти и задать вопрос. С родителями без свидетелей не разговаривать (лучше сразу несколько свидетелей), по телефону не разговаривать, не оправдываться.
Я не знаю, насколько сильна у Вас степень конфликта, но я лично при неуспевании учеников, когда было ясно, что за четверть грозит "2", брала объяснительные и обращалась к директору. И ничего, учили, делали ДЗ.
Но обратите внимание, что к ребенку нужно обращаться вежливо, как-то особо не выделяя его.

Уволить Вас - не уволят, а вот проверки могут проводить. Обоснованные. Нужно быть всегда готовым к урокам, документацию вести аккуратно и своевременно.

Можно намекнуть между делом, что у Вас есть друзья/родные в определенных структурах / органах / СМИ, и с Вами бодаться себе дороже потом обойдется. Можно намекать не прямо директору, а через тех сотрудников, кто с ним близок, наверняка в коллективе как-то из уст в уста информация доходит до директора.

P.S. И на счет грамот и дипломов. Если это не от оф. лиц, Министерств, Департаментов образования, а от каких-то сайтов, коих сейчас сотни, то на них рассчитывать не стоит. Качество работы учителя может определяться уровнем обученности, категорией, распространением своего опыта очно, проведением курсов, лекций, выступлений на коференциях (очных), письмами от каких-то известных лиц, участием учеников в олимпиадах, отзывами других учеников и родителей, проверками метод. службы школы. Сайтам доверия мало сейчас.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то - с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля , или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть , замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг - это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год)Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров - это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классыPeter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools . .

Детей в школах собирают на основании одного признака - года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля - это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступкиРуланн, Э. Как остановить травлю в школе . .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва - нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участниковПетрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю - создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить - хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью - после 14)Уголовный кодекс Российской Федерации. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему - к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы - организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля - это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика - решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» . Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга - значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя - и точка.

«Не обращай внимания» . Травля - это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи» . Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!» . Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики - сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг - распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное - спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

О травле часто не говорят вслух, потому что это может навредить репутации школы, учеников или родителей. Но она существует и может принести большие проблемы всем, кто в ней участвует - включая инициаторов агрессии. Двигателями травли являются невежество, максимализм и социальное окружение, которое во многом создаёт предпосылки для давления на отдельных членов сообщества.

Самый напряжённый в этом отношении возраст - 11-14 лет, когда подростки ищут себя и своё место в мире. Выстраивая свою идентичность, они объединяются в группы. В этот период детские коллективы очень сепарированы и имеют прямолинейную идеологию без градиентов: мир для подростков делится на чёрное и белое. Сформировавшиеся группы подростков стремятся поддерживать целостность.

Самый простой путь к сохранению стабильности группы - конструирование идеи внешнего врага и поиск более слабого противника, систематическое притеснение которого удовлетворяет членов доминирующей группы.

В социологии это называется негативной мобилизацией. Группа поддерживает внутренний консенсус благодаря внешнему насилию. Такая система может существовать достаточно долго и стабильно.

Как правило, есть несколько человек, одержимых идеей травли кого-то. Они используют грубую силу для поддержания авторитета и направления действий более низкоранговых одноклассников. Кто-то участвует в преследовании для того, чтобы подняться вверх по иерархии, кто-то занимается травлей ради удовольствия, кто-то делает это из страха, внутренне сочувствуя объекту буллинга (от английского bullying).

Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли, где очень ярко раскрыта тема травли в подростковой среде. На тематических учительских форумах участники часто предлагают проблемным ученикам познакомиться с «Чучелом», чтобы они увидели свои действия со стороны.

Травля осуществляется устоявшимися способами:

  • моральное насилие,
  • физическое насилие,
  • порча личного имущества,
  • слухи, сплетни, ложь.

Отдельно стоит отметить так называемую «интернет-травлю» - продукт цифрового века. В некоторых случаях интернет-травля проявляется в поиске компромата на жертву с последующим шантажом. Помимо шантажа существует целенаправленный «слив» компрометирующей информации в интернет. Одним из инструментов интернет-травли может служить целенаправленный троллинг. «Тролли» играют на слабостях своих жертв: бьют по самооценке, высмеивают увлечения и недостатки других людей.

Мы попросили психолога, который занимается проблемой школьного буллинга, ответить на несколько вопросов о том, как устроена травля, и что делать, если ваши дети с ней столкнулись.

Александра Бочавер,

кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Механизм травли и группы риска

Травля - это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор - жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

Ребёнок, который оказывается в роли жертвы - как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.

Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.

Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.

Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.

Последствия травли для участников

В травле участвуют три стороны: ребёнок, оказавшийся в роли жертвы; ребёнок, занимающийся преследованием; дети, оказавшиеся свидетелями травли. Исследования показывают, что систематическая травля, которую не пресекли вовремя, ведёт к негативным последствиям для всех участников ситуации, влияя на их мироощущение, поведение и ожидания от других людей.

Дети, которых постоянно обижают, часто демонстрируют психосоматические симптомы тревожно-депрессивного расстройства, могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, чаще болеют, теряют учебную мотивацию и стремятся не ходить в школу. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя - незащищенными.

Ребёнок, долгое время безнаказанно занимающийся травлей, часто убеждается в том, что в чьих руках власть, тот и прав, и переносит этот опыт на другие отношения, готовясь к тому, что кто-то более сильный будет унижать его так же, как он это делает с другим ребенком сейчас. Дети, занимающиеся травлей, впоследствии чаще демонстрируют другие формы противоправного поведения.

Дети, на глазах которых происходит систематическое преследование одних сверстников другими, переживают страх и стыд. Если травля не прекращается благодаря их вмешательству или включению взрослых, они привыкают к тому, что их участие пассивно, а их многочисленность ничего не значит.

Длительная травля в классе действует негативно на всех детей, отучая их от уважительных партнерских отношений и акцентируя беспомощность одних и власть (силу, статус) других. Бездействие взрослых укрепляет это ощущение.

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом.

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе - с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения. Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

  • Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
  • Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее). Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
  • Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
  • Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками. Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
  • Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий - от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать. Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
  • Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации. Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
  • Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

Если ребёнок участвует в травле или является её лидером

Признавать, что его ребёнок неправ, родителю всегда неприятно - особенно перед другими родителями. Тем не менее, с точки зрения дальнейшего развития ребёнка важно, чтобы его агрессивное поведение было замечено, а не проигнорировано взрослыми. Нужно понимать, что агрессивное пресечение агрессивных действий не работает. Битьё, ругань, унижение агрессивного ребенка, как и прямой запрет на травлю, неэффективны. Они только упрочивают уверенность ребёнка в том, что «кто сильный, тот и прав» - просто в паре с родителем он занимает роль слабого.

Если ребёнок систематически обижает кого-то из других детей, это говорит о том, что он чувствует себя неуверенно и очень хочет повысить свой статус. Однако других инструментов для повышения уверенности в себе у него сейчас нет. Соответственно, родитель может задуматься о том, почему ребёнок чувствует себя именно так.

Нужно постараться организовать среду, в которой тот сможет приобрести недостающие навыки и почувствовать себя более успешным, компетентным и признанным без того, чтобы обижать кого-то более слабого. В первую очередь речь идет об отношениях собственно в семье. Кроме того, это могут быть разнообразные кружки и секции, где есть место достижениям и соревновательности (спорт, походы и так далее).

Ключевая мысль, которую стоит иметь в виду в контексте травли, такова: дети в своих отношениях между собой повторяют то, что им демонстрируют взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.

Если вы стали свидетелем морального и физического насилия в стенах школы, где учатся ваши дети, не оставайтесь равнодушными. То же относится к учителям и работникам школьной администрации - не нужно проходить мимо, косвенно поддерживая этим ситуацию насилия. Если каждый из нас будет неравнодушен, то агрессии вокруг наших детей будет меньше.

Энакин Скайуокер

Мам, ты говорила, что все проблемы во вселенной от того, что никто никому не помогает.

Буллинг не закончится, пока в него не вмешаются взрослые

Пост москвички Натальи ЦЫМБАЛЕНКО, опубликовавшей в «Фейсбуке» историю о том, как ей удалось поставить на место обидчиков сына, вызвал лавину откликов. «Мне очень грустно от того, что эта тема оказалась такой востребованной », - написала женщина. Она объяснила, почему ее сын стал объектом травли, и выразила надежду, что ее опыт поможет тем, чьи дети попали в похожую ситуацию. Вот рассказ Натальи.

Мой сын после младшей школы поступил в гимназию. Быстро сформировался костяк класса, так называемых крутых, которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя». Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сын и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Та в разговорах с родителями рассуждала на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Я верю педагогу, не вмешиваюсь. Но нанимаю сыну тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою. Драться Петр теперь умеет и не боится. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет. И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости», попал в ситуацию денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.

Мишу дважды «развели на деньги», обещая купить вейп и не покупая. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши эти подростки просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит еще более прекрасное: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?» А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».

  1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. В итоге нас стало трое - три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции и села писать заявление.

Фактов, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два: переписка участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами.

Предъявила фотожабы на Петю и скрины с аккаунта, где эти фотографии были размещены.

  1. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других учеников.
  2. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но сказала, что позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили, какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.
  3. Я позвонила директору школы на номер телефона, указанный на сайте. Сказала, что принесу заявление. Назначили время.
  4. Заявление на 20 с лишним страницах я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы и отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.
  5. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов.
  6. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».
  7. Восемь человек встречались со мной и мужем в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась.
  8. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних и нами. Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет.
  9. Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. Никто не ожидал, что мы пойдем бюрократическим путем писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.
  10. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий. Звонил представитель депобра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.

Вывод: буллинг не закончится, пока в ситуацию не вмешаются взрослые. Пока травящие не поймут и не ответят по полной. Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...