Брестская уния и образование униатской церкви. Окончился «униатский» Собор в Бресте, а также Собор православных, отвергших унию

1439 года

Уния церковная (лат. соединение) - слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой - допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890:

" Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом.

Главное препятствие к введению Унии заключалось в том, что западно-русская церковь была подчинена московскому митрополиту, а последний всегда был ревностным противником не только какого-нибудь соединения, но даже сближения с католической церковью.

Около 1414 г. в Литве были очень недовольны московским митрополитом Фотием. Управлявший в то время Литвой Витовт решил учредить самостоятельную литовскую митрополию. В 1415 г. в Новогрудке был собран собор западно-русских православных епископов, и митрополитом был избран болгарин Григорий Цамбалак.

По смерти Витовта мысль об Унии не исчезала в Литве. По поводу соединения церквей входил в сношение с папой митрополит Герасим, поставленный западно-русским митрополитом в 1433 г. из смоленских епископов.
Когда в 1439 г. была заключена Флорентийская Уния, литовское правительство признало ее и права католического духовенства были уравнены с правами православного.

1569 Люблинская Уния - создание Речи Посполитой

1573 Акт Варшавской конфедерации - провозглашение равенства всех религий.

1596 Брестская церковная Уния - принята для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела государства - переход православных приходов в греко-католические (униатские). Как и в 1439 году были недовольные. Мученической смертью погиб св. Иосафат Кунцевич - "апостол единения", архиепископ Полоцкий, проповедник Унии.

Униатство - "белоруская вера"

В московских документах начала XVI века - уже через 30 лет после Брестской униинии - Униатство именуется "белоруской верой". Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Переход в униатство - "Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам." - поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако, влияние Московского патриархата, жившего по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывало давления на внутренние дела ВКЛ.

[ Интересно сравнить первую статью московского Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей (действовал с 1566 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають" (арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской"). ]

О прогрессивном характере Унии говорит жизнеописание Мелетия Смотрицкого (1577-1633) - публициста, филилога, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского, ярого защитника православия, ярого противника Унии, создателя "Грамматики" - основы церковнославянской грамматической науки на последующие 200 лет. В 50-летнем возрасте он принимает Униатство.

Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование - по всей стране открывались школы и коллегиумы иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности. О разнице между Унией и РПЦ много сказано в классическй работе А. Киркора "Живописная Россия. Белорусское и Литовское Полесье" 1882 и в издании Гроденского Государственного Университета, 2002.

После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ "Кошмар")

be-x-old.wikipedia.org
be.wikipedia.org
pl.wikipedia.org
uk.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Брестская уния (Брест-Литовская уния, Литовская уния) г., уния , названная по имени города Бреста Литовского , где проходил заключивший ее собор , имела первоначально в виду путем взаимных уступок соединить воедино Церкви католическую и Православную

Уния не была случайным явлением; она не была и результатом только личных расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархии. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом. Мысль эту впервые обосновал М.О. Коялович в своем труде «Литовская церковная Уния».

Римский папа никогда не покидал мысли об обращении православного русского народа в римо-католичество . Время и опыт показали, что такое обращение не только трудно, но и невозможно так велико было различие между православием и католичеством. Поэтому в Риме стали приходить к мысли подготовить переход в католичество путем различных уступок православным. На этой почве созрела у католиков мысль об унии.

С другой стороны, и православные вследствие разных неустройств в церкви не были чужды мысли об унии. С тех пор, как литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и вступил на польский престол, в Литве стали вводить католичество. Язычников прямо обращали; что же касается православных, то от них требовали только признания власти папы, не определяя наперед, в чем будет заключаться их подчинение папскому престолу.

Таким образом, мысль об унии православной церкви с католической была высказана еще раньше Флорентийской унии . Главное препятствие к введению унии заключалось в том, что западнорусская церковь была подчинена московскому митрополиту, а последний всегда был ревностным противником не только какого-нибудь соединения, но даже сближения с католической церковью и папским престолом. Вследствие этого в Польше пришли к мысли отделить западнорусскую церковь от восточной и создать для нее особую митрополию.

Так как притеснение православных усилилось, северские князья отпали от Литвы и соединились с Москвой. Преследования православных в Литве продолжались и при преемнике Казимира, Александре , хотя он постоянно уверял, что православие пользуется в Литве полной свободой. При Александре была сделана новая попытка ввести в Литве унию. После преемников Мисаила , остававшихся православными, в на киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф (Болгаринович) , сразу начавший действовать в пользу унии с Римом.

Благоприятные условия для деятельности иезуитов лежали, между прочим, и в тогдашнем состоянии западнорусской православной церкви. Польско-литовским королям издавна принадлежало право утверждать лиц, избранных иерархией или народом на высшие духовные должности. Стефан Баторий понимал это право так широко, что даже сам избирал и назначал высших духовных лиц. На духовные должности он смотрел как на награду за гражданские заслуги, а потому нередко назначал на них мирян, и притом не очень достойных духовного сана. Был случай, что он назначил на православную кафедру католика. Случалось, что одна и та же кафедра или архимандрия давалась сразу двум лицам, между которыми начинались споры и даже борьба вооруженной силой.

Не менее вредным было и существовавшее в Польше и Литве право патроната. Правда, оно давало отдельным лицам, как, напр., князю К.К. Острожскому , возможность оказывать существенную» поддержку православной церкви в борьбе ее с католичеством; но в то же время патронат, предоставляя мирянам право вмешиваться в дела церкви, открывал широкий простор произволу и насилиям, как это и было в Литве в период насаждения унии.

Патронат в западнорусской церкви получил особенно широкое и своеобразное развитие. Он принадлежал не только отдельным лицам, отдельным родам, но и городским общинам, которые группировались для этого в церковные братства. Из них видное место заняли православные братства львовское в Галиции , виленское в Литве и богоявленское в Киеве .

Братства принимали участие в выборе епископов и митрополитов, следили за употреблением и целостью церковных имуществ и церковным управлением, протестовали против злоупотреблений епископов и вообще духовных лиц, защищали интересы Церкви перед правительством и т.п.

Епископы и духовные лица тяготились вмешательством братств в церковные дела. У некоторых епископов было желание отделаться от нежеланной опеки; это вызывало на борьбу с братствами и впоследствии даже побуждало к переходу в унию.

Наиболее ожесточенной в этом отношении была борьба львовского епископа Гедеона (Балабана) с львовским братством. После того как константинопольский патриарх Иеремия в утвердил широкие права львовского братства , Гедеон принял участие в подготовке церковной унии и сам на некоторое время стал униатом.

Положение западнорусской церкви далеко не соответствовало притом каноническим уставам. В среде духовенства немало было лиц, не имевших права занимать высшие церковные должности. Сам киевский митрополит Онисифор (Девочка) был женат два раза и потому не мог быть лицом духовным.

Успешнее была деятельность Поцея в Вильно . Главным врагом униатов являлось здесь Виленское Троицкое братство . Поцей вытеснил его из Троицкого монастыря и взамен православного основал униатское братство, поставив во главе его своего деятельного помощника, архимандрита Иосифа Вельямина Рутского, воспитанника иезуитов. Православное Троицкое братство переселилось в другой монастырь, Св. Духа, и начало, но безуспешно, процесс с митрополитом.

Когда почти все епархии перешли в руки униатов, осторожность, которую рекомендовал Шумлянский, была нарушена, и в униатский митрополит Лев (Кишка) созвал в Замостье собор, на котором уния была провозглашена единственной законной, кроме католической, церковью в пределах Речи Посполитой .

После этого началось самое деятельное преследование православия. С по было обращено в унию 128 православных монастырей, при помощи наездов, истязаний, мучений и т.п. Относительно схизматиков, как называли православных, все было дозволено.

В то же время началось закрытие базилианских монастырей, принимавших деятельное участие в польском восстании . Почаевский м-рь в был обращен в монастырь православный с наименованием его лаврою. В том же году, по постановлению греко-униатской коллегии, было закрыто 151 базилианских монастырей; капиталы их поступили в общую массу имуществ греко-униатского духовенства.

На вновь учрежденную полоцкую православную епархию был назначен петербургский викарий Смарагд Крыжановский . Вместе с тамошними губернаторами кн. Хованским и Шредером он так деятельно принялся за воссоединение униатов, что вызвал сильное недовольство и ропот.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

История заключения Брестской унии

Двое из семи западнорусских епископов - львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский - отвергли решения униатского Собора, вскоре после его начала открыв заседания православного Собора. Возглавил православный Собор, на котором присутствовало значительное количество мирян, включая князя Константина Острожского , Экзарх Вселенского Патриарха великий протосинкелл Никифор, имевший на то письменные полномочия от Патриарха. Позиция участников Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии.

Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами - приверженцами унии.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Брестская уния (1596)" в других словарях:

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596, объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой папу римского, принимала… … Русская история

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596, объединение православных и католических церквей на территории Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на… … Современная энциклопедия

    Объединение католич. и православной церквей на терр. Речи Посполитой. Принята на церк. соборе в Бресте Заключение Б. у. было вызвано желанием высшего православного духовенства укрепить свое привилегированное положение, а также боязнью со стороны… … Советская историческая энциклопедия

    Объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии подчинялась папе Римскому, принимала католическую догматику, но сохраняла… … Энциклопедический словарь

    Объединение католической и православной церквей на территории Речи Посполитой. Принята на церковном соборе в Бресте. Заключение Б. у. было вызвано стремлением высшего православного духовенства укрепить своё привилегированное положение, а… … Большая советская энциклопедия

    1596 года объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но… … Католическая энциклопедия

    1596 объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на… … Большой Энциклопедический словарь

История заключения Брестской унии

Двое из семи западнорусских епископов - львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский - отвергли решения униатского Собора, вскоре после его начала открыв заседания православного Собора. Возглавил православный Собор, на котором присутствовало значительное количество мирян, включая князя Константина Острожского , Экзарх Вселенского Патриарха великий протосинкелл Никифор, имевший на то письменные полномочия от Патриарха. Позиция участников Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии.

«Православный Брестский Собор» отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами - приверженцами унии.

В СССР униаты преследовались: их церковь была запрещена весной 1946 года в соответствии с решениями Львовского Собора, объявившего об упразднении Брестской унии , храмы были переданы епархиям Московского Патриархата (см.: Львовский собор 1946 года).

С 1990 года на западе Украины начался процесс возрождения Греко-католической церкви и возврат храмов, отобранных у грекокатоликов в 1946 году.

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Булатецкий О. Ю. Брестская церковная уния: утверждение католицизма как государственной религии. Сопротивление православного населения Речи Посполитой (1596-1620 гг.) // «Знание. Понимание. Умение » . - 2008. - № 6 - История.
  • Католическая энциклопедия. М.: 2002. Т. I. С. 754-758.
  • Брестская уния // Православная энциклопедия . Том VI. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. - С. 238-242. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  • Святослав Липовецкий. Три «ликвидации» УГКЦ. К 20-летию восстановления Украинской греко-католической церкви
  • Лабынцев Ю. А. Щавинская Л. Л. НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКОЙ УНИАТСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В XVII-XIX ВЕКАХ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2000. № 2. С. 124-136.
  • Петрушко В. И. К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими и православными епископами накануне Брестского Собора 1596 года //Вестник церковной истории . 2007. № 3(7). С. 169-185.
  • Слюнькова И. Н. Проект уничтожения греко-россиийского вероисповедания, представленный в 1717 г. государственным чинам Речи Посполитой иезуитом С. Жебровским //Вестник церковной истории . 2007. № 3(7). С. 186-195.

Категории:

  • Религия в Речи Посполитой
  • Восточнокатолические церкви
  • История Украины с XIV века по 1917
  • История Русской церкви
  • История Белоруссии
  • История Польши
  • Брест
  • Церковные унии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Брестская уния" в других словарях:

    1596 года, объединение православной церкви на территории Речи Посполитой (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ) с католической церковью. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно условиям унии православная церковь Украины и Белоруссии признавала… … Энциклопедический словарь

    1596 года объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но… … Католическая энциклопедия

    1596 объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на… … Большой Энциклопедический словарь

    Брестская уния - 1596, объединение православных и католических церквей на территории Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ - 1596 ГОДА антирусская акция католической церкви, насильственно объединившей под властью римского папы часть русских православных приходов на оккупированных Польшей западнорусских землях Малороссии и Белоруссии. Использовав значительные денежные… … Юридическая энциклопедия

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ - решения Собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте в окт. 1596 г., о соединении с католич. Церковью подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения. Можно указать 2 причины, побудившие епископов Киевской… … Православная энциклопедия

В ХI веке обрядовые и догматические различия между Римской и Константинопольской Церковью привели к разделению Вселенской христианской Церкви на Западную и Восточную. С 1054 года каждая из частей некогда единого церковного организма стала развиваться по своему особому пути, не имея между собой главного - евхаристического общения. Истинное учение Христа, переданное через апостолов, сохранилось именно в Восточной Православной церкви. Западная церковь стала называться католической, то есть вселенской. С самого начала великого раскола предпринимались попытки уврачевать это прискорбное разделение. Выход виделся в унии – союзе между Восточной и Западной церковью, но камнем преткновения становились догматы и вопрос канонического подчинения.

Православие на землях Белой Руси стало распространяться вскоре после крещения киевлян святым князем Владимиром. Уже в 992 году в городе Полоцке была учреждена архиерейская кафедра, а в XII веке славная отрасль равноапостольного князя Владимира преподобная Евфросиния, насадила «древо иноческаго жития» .

Русские земли в XI–XIII вв. страдали от жестоких княжеских междоусобиц и от татарского нашествия. Обескровленные юго-западные княжества в это время подпали под власть соседних литовских племен. «В социально-экономическом отношении северо-западные соседи белорусов – литовцы – ничем не отличались от монголо-татар, – пишет историк Л.Е. Криштапович. – Ведь многочисленные источники рассказывают о грабительских набегах литовских племен на более развитые народы и их жестоком отношении к мирному гражданскому населению. По словам Генриха Латвийского, “литовцы превосходили другие народы быстротой и жестокостью.”» . Некоторые западнорусские земли были присоединены к Литве в результате династических браков князя Гедимина и его сыновей. Большинство населения новообразованного государства – Великого княжества Литовского – составляли православные. Язычники-литовцы первоначально приняли именно православную веру, которая распространялась благодаря женитьбе литовских правителей на православных русских княжнах. Литовские князья очень легко переходили от язычества к христианству, от православия к католицизму – в зависимости от политических выгод.

Папы Римские, установившие не только духовную, но и политическую власть над западными государствами, стремились также распространить свое влияние на Восточную Европу, в том числе и Великое княжество Литовское. Первую унию с католиками заключил

Ягайло, сын князя Ольгерда и тверской княжны Ульяны. Польстившись на польскую корону, Ягайло в 1385 году принял католичество, женился на польской королевне Ядвиге и попытался подчинить Великое княжество Литовское Польше. Но его намерения не увенчались успехом: Ягайло встретил сильного противника в лице Витовта, который смог отстоять политическую независимость Литовского государства. В 1391 году Витовт укрепил позиции, выдав свою дочь Софью за Московского князя Василия Дмитриевича.

Как замечает А.П. Сапунов, «прошло целых двести лет с того времени, как Ягайло дал обещание обратить в католичество всех подданных своих, а в Витебске не было ни одного католика из местных жителей; в Полоцке их было только несколько человек; в других местах Белоруссии тоже весьма мало. Очевидно, не любил народ наш веры польской» . И это несмотря на то, что, по указу Ягайло, запрещались смешанные браки между католиками и православными, а православных (жениха или невесту) следовало даже с помощью телесных наказаний принуждать принимать католичество.

Во второй половине XV века произошло отделение южнорусской митрополии от Московской, и православные иерархи Литовского княжества стали зависимы от католических литовско-польских властей. «Русские земли в составе Литвы и Польши с латинской точки зрения занимали положение завоеванных провинций. Западнорусский народ (нынешние белорусы и украинцы) рассматривался литовским и польским правительствами в качестве народа покоренного, а, следовательно, неравноправного с литовской и польской народностью», – пишет Л.Е. Криштапович . Городельский сейм 1413 года совершенно отстранил православных от участия в управлении государством. Политика ополячивания и окатоличивания сначала аристократии, а затем и простого народа, стала проводиться властями еще активнее.

На Люблинском сейме 1569 года было провозглашено об образовании нового государства – Речи Посполитой. «Великое княжество Литовское, в три раза превосходившее по размерам Польшу, опустилось до уровня придатка польской короны» , с горечью отмечает архиепископ Афанасий (Мартос) .

Главными помощниками Рима в деле насаждения церковной унии стали иезуиты. «Общество Иисуса» было основано Игнатием Лойолой в 1534 году, а в 1540 году папа официально утвердил орден и возложил на иезуитов миссию противодействия ересям. К XVI веку в Польше распространилось множество протестантских сект. По этой причине в 1564 году иезуиты были приглашены в Польшу, а в 1569 году они появляются в Вильно.

Им покровительствовал польский король Стефан Баторий. Венгр по национальности, он не знал польского языка, а со своими подданными изъяснялся на латыни, на которой обучался в Падуанском университете. Завоевав Полоцк в 1579 году, Баторий отдал иезуитам почти все городские церкви, в том числе и Спасо-Евфросиниевский монастырь. После смерти Батория на польский престол в 1587 году вновь избирается иноземец – шведский королевич Сигизмунд Ваза, ставший королем Сигизмундом III.

По замечанию историка И.А. Чистовича, «к несчастью он царствовал очень долго – 45 лет. Воспитанный иезуитами и сделавшись их орудием, он так стеснил свободу совести последователей других исповеданий, что они принуждены были отстаивать свои права самым отчаянным образом» .

Иезуиты открывали повсюду свои учебные заведения, стараясь привлечь туда как можно больше юношей из польской аристократии. Почти сразу по прибытии в Вильно иезуиты основали в городе свой коллегиум, а в 1578 году король Стефан Баторий переименовал его в академию. Иезуитские коллегии появились также в Несвиже, Бресте, Бобруйске, Витебске, Гродно, Минске, Могилеве, Орше и других белорусских городах. Зная, что простой народ бесправный и подчиняется своим господам, иезуиты воздействовали на польских магнатов. Всячески выделяя знатных учеников среди прочих, иезуиты завоевывали симпатии и авторитет среди их родителей.

Началом активной подготовки к унии считается выход в свет в 1577 году книги иезуитского проповедника Петра Скарги «О единстве Костела Божия и о греческом от этого единства отступлении». Написано было это сочинение талантливо и убедительно. Дабы исправить последствия «греческого отступления от единства», выход для православной церкви виделся автором в скорейшем соединении с римо-католическим костелом. Православные смущались, потому что среди них мало было сведущих в церковных догматах. Никто не мог выступить против иезуитов в защиту православного учения. Кроме того, православные верующие терпели всяческие притеснения от католиков.

Одними из первых склонились к принятию унии Львовский владыка Гедеон Балабан, затем другие епископы: Луцкий Кирилл Терлецкий, Пинский Леонтий Пельчицкий, Брестский Ипатий Потей. В 1594 году они составили грамоту от лица всех православных иерархов, в которой говорилось, что они со своей паствой отдаются под главенство «наисвятейшего отца – Римского папы», но при условии сохранения православных обрядов и догматики. После долгих сомнений свое согласие дал и митрополит Киевский Михаил Рагоза. Через некоторое время грамота была представлена королю Сигизмунду. В конце 1595 года Потей и Терлецкий отправились к папе в Рим. Как описывают историки, прием восточным архиереям был оказан весьма торжественный. Потей и Терлецкий были допущены к самому папе и, в знак покорности, облобызали его туфлю.

Но папа Климент VIII поставил следующие условия унии: при сохранении восточного обряда и церковно-славянского языка богослужения принятие католических догматов и полное подчинение православной церкви в Речи Посполитой римскому понтифику. Эти условия за всех православных епископов подписали Потей и Терлецкий.

В июне 1596 года король Сигизмунд III объявил о соединении церквей и о предстоящем церковном соборе в Бресте. Указывалось, что «на собор приглашаются католики Римского Костела и Греческой Церкви, которые к этому единству принадлежат» . Собор открылся 6 октября 1596 года в Свято-Николаевском храме, а 9 октября уния была торжественно провозглашена. Все православные архиереи и клирики, отказавшиеся принять условия соединения церквей, были объявлены лишенными сана. Возглавил униатскую церковь митрополит Михаил Рагоза.

Те архиереи, клирики и миряне, которые не хотели принадлежать к единству с Римом, составили второй собор, открывшийся одновременно с униатским. Православным пришлось собраться в частном доме одного протестанта, так как по распоряжению властей все церкви города были заперты. Православный собор возглавил Львовский епископ Гедеон Балабан, отказавшийся от окончательного принятия унии. На этом собрании присутствовали представители Восточных Патриархов: протосинкелл Никифор, присланный из Константинополя, и Кирилл Лукарис, экзарх Патриарха Александрийского. В числе участников православного собора были князь Константин Острожский с сыном.

Митрополит Михаил Рагоза упрекал Восточную Церковь в расколе и отказывался от общения со всеми, не согласными с принятием унии. Протосинкелл Никифор, имея полномочия от Патриарха, объявил об отлучении от Церкви епископов-униатов. Также он разрешил епископам, оставшимся верными православию, окормлять верующих в других епархиях. Вселенский Патриарх Мелетий поддержал и одобрил действия православных.

Так, вместо союза Брестская уния привела к почти трехсотлетнему трагическому разделению православных белорусов и украинцев. С течением времени восточный обряд богослужения стал заменяться католическим, в униатских храмах убирались иконостасы, устраивались органы. Постепенно священнослужители забывали церковно-славянский язык, а отцы-иезуиты подготовили для них польские служебники. Даже внешний вид и одежда униатских священников очень скоро стали схожи с внешностью римо-католических ксендзов. Униатское монашество – орден базилиан – стало точной копией своих создателей иезуитов. Папа Римский и польские власти видели в унии лишь ступеньку для более удобного перехода православных в католичество.

Продолжение следует.

_______________________________________________________________________

Акафист преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжне Полотстей. Полоцк, 2008. С. 17.

Криштапович, Л.Е. https://zapadrus.su/bibli/istfbid/ Дата доступа: 06.08.2018

Сапунов, А. Торжество Православия. [Ксерокопия]

Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в государственной, исторической и церковной жизни. Мн., Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, 1990. (Репринт. воспр. изд. 1966 г.). С. 41.

Криштапович, Л.Е. Беларусь как русская святыня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zapadrus.su/bibli/istfbid/ Дата доступа: 06.08.2018

Чистович, И.А. Очерк истории Западно-Русской Церкви. Мн., Белорусский Экзархат, 2014. С. 123-124.

Афанасий (Мартос), архиеп. Указ. соч., с. 164.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...