Богородская игрушка «Кузнецы»: картонная версия. Богородская игрушка

Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

Богородская игрушка, или Богородская резьба - русский народный промысел, включающий изготовление резных игрушек и скульптур из мягких пород деревьев: липы, ольхи, осины. Возник этот способ рукоделия в селе Богородское Московской области. Главной отличительной чертой такого искусства является изготовление движущихся игрушек.

Еще в XV веке была известна школа объемной резьбы по дереву , которая находилась при Троице-Сергиевой Лавре. Во многих селах, которые были расположены поблизости, народные умельцы занимались изготовлением игрушек, но самым известным стало село Богородское. Находится оно всего в 30 км от Сергиева Посада, который в то время считался центром игрушечного дела.

Возникновение стиля

К сожалению, точное время возникновения этого промысла неизвестно, однако многие специалисты считают, что уже в XVII веке в этом селе занимались резьбой по дереву. Основанием для таких суждений стали упоминания из дворцовых книг царя Алексея Михайловича. В них встречаются сведения о деревянных игрушках для детей , приобретенных в селе Богородском.

По другим данным, первые произведения деревенского искусства, находящиеся в ряде исторических музеев, датируются началом XIX века. Отсюда можно сделать вывод, что, вероятней всего, зарождение этого ремесла можно отнести к XVII-XVIII вв. екам, а полное формирование к концу XVIII - началу XIX веков.

Как показывает история богородских игрушек, первое время этим промыслом занимались крестьяне, у которых после сельскохозяйственных работ появлялся свободный период. Поэтому изготовление игрушек носило сезонный характер. Причем изготовлялись в основном только заготовки по заказам Сергиевского промысла, которые затем отправлялись на роспись в Сергиев Посад. Однако считается, что именно в этот период появились первые шедевры в виде фигур:

  • пастушок;
  • львы со львятами;
  • медведи;
  • собаки со щенками.

Хотя это ремесло возникло среди крестьян, на него оказывало сильное воздействие и ремесленное производство. Таким образом, происходило слияние крестьянских и городских традиций, в том числе под влиянием фарфоровой пластики, книжных иллюстраций и произведений художников.

Дальнейшее развитие промысла

В середине XIX века село Богородское постепенно становится центром промысла, и богородская резьба по дереву становится самостоятельным производством. В то время особое влияние на создание стиля оказывали такие мастера, как Зинин и, чуть позже, Устратов, который родом был из этого села. Специалисты считают, что именно в тот период и начался самый расцвет промысла и богородской росписи.

В дальнейшем большую роль в развитии промысла сыграла Московское губернское земство, благодаря которому в конце XIX века в Сергиевом Посаде была организована учебно-показательная мастерская. Ее целью были научно-исследовательские и учебные мероприятия, а также продажа изделий на территории России и за рубежом. В Москве был открыт Кустарный музей , который, в свою очередь, стал основой возрождения народного искусства.

Чуть позже художник и коллекционер Бартрам основал и стал руководить Государственным музеем игрушки, с помощью которого он хотел сохранить произведения старых мастеров. Однако богородских резчиков не увлекали старинные работы. Тогда Бартрам хотел убедить их работать в народном стиле, но используя образцы профессиональных художников. Многим специалистам такая идея не понравилась , так как, по их мнению, это приводило к искусственному спасению народного промысла.

Однако именно вмешательство профессиональных художников привело к тому, что изделия тех времен считались образцом для мастеров резного искусства. В 1913 году в Богородском организовалась артель, что позволило местным мастерам получить независимость от скупщиков из Сергиева Посада.

Все руководство осуществлялось советом, в который входили известные в те времена мастера. Годом позже в селе открыли земскую школу, в которую набирали учеников для обучения этому ремеслу.

Сначала большинство изделий сохранялись на селе, однако немалое количество продукции отправлялось и на экспорт. В начале 20-х годов прошлого века вновь начала работу артель в Богородском, в ней опять собрались старые известные мастера, что позволило этому промыслу снова обрести значимость.

В связи с изменением системы общественного производства , богородские резчики стали искать другие формы и художественные решения. Так, в 30-х годах появилась богородская резная игрушка в виде скульптуры, которая отличалась новой тематикой. В дальнейшем на резчиков по дереву, не только богородских, началось активное воздействие со стороны профессиональных художников и критиков. Таким образом, началась активная политизация промысла, которая навязывала мастерам совсем другие и далекие от крестьянской природы темы.

Однако местные резчики оригинально отреагировали на такой прессинг, перейдя на сказочную тематику в своем производстве. Немного была охвачена и историческая тема, в основном посвященная Великой Отечественной войне. Самые сложные времена для мастеров наступили с образованием Богородской фабрики художественной резьбы по дереву. Как таковой промысел прекратил свое существование и на его место пришли такие понятия, как:

  • художественная промышленность;
  • план;
  • вал и др.

Еще через 15 лет на эти места, а особенно на реку Кунью, обратили внимание работники энергетической промышленности. Деревянные дома сносились, сады вырубались, а на их месте появлялись многоэтажки. Занятие любимым делом становилось весьма сложным.

Несмотря на тяжелую ситуацию, в настоящее время фабрика продолжает работать и выпускать продукцию. Но все меньше местной молодежи хотят заниматься этим промыслом , что сводит на нет богородскую традицию.

В селе Богородском, недалеко от Сергиева-Посада, живут и трудятся мастера резьбы по дереву, продолжатели славных традиций русских ремесленников. Богородская резьба появилась как ремесло еще в 16 веке. Крестьянин делал игрушки для своих детей, для чужих детей, а там, глядишь, и продавать потихоньку начал. Соседи по селу, видя такое дело, и сами стали заниматься доходным промыслом, и пошло-поехало.

Со временем в селе не осталось ни одной семьи, где не вырезали бы из дерева. Персонажи, которых мастера брали за прототипы для своих игрушек, окружали их с детства. Пастух, дровосек, крестьянин с коровой, косарь. Позже появились в творчестве богородцев и мастеровые, и барыни да гусары, помещики и чиновники. Если простой люд в работах богородских умельцев изображался, как правило, с любовью и теплотой, то в фигурках барынь и гусаров почти всегда можно заметить тонкий юмор и иронию. Характерная особенность богородской игрушки - то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу. Если это дровосек - то он машет топором, если гусар - то гарцует на коне.

Широко известны такие игрушки, как «Кузнецы» и «Курочки», с подвижными фигурками на деревянных планках. Животные - не редкость в работах богородских резчиков, самый популярный персонаж животного мира в богородской игрушке, конечно же, медведь. В 19 веке в творчестве богородских мастеров резьбы по дереву появляются многофигурные композиции, жанровые сценки из жизни. Тройка с санями и лихим кучером, крестьянское гулянье, чаепитие - вот распространенные сюжеты таких композиций. Богородская игрушка 19 века - настоящий альманах деревенской жизни того времени. Большое место в работах мастеров занимают сцены из крестьянского быта, из жизни деревенских мастеровых - кузнецы, бондари, плотники - все они запечатлены богородскими мастерами в своем творчестве и по отдельности, и в многофигурных композициях.

Материалом для богородских игрушек служит мягкая, податливая древесина ольхи, липы, осины. По традиции, богородские резчики всегда работали без эскизов и набросков, «с маху» — отсюда второе название богородской резьбы - маховая. Один из композиционных приемов богородской резьбы - резьба из трехгранного чурбака, получаемого при раскалывании полена. При резьбе основным инструментом мастера-резчика является острый нож своеобразной формы, получивший название богородского ножа.
В советское время промысел не исчез, в 1923 году организовалась артель «Богородский резчик», преобразованная в 1960-м в фабрику художественной резьбы.

В наше время фабрика продолжает существовать, хотя переживает не лучший свой период. Многочисленные дешевые подделки и поделки доморощенных «мастеров» заполонили столичные рынки, сбивая цену и переполняя рынок некачественным товаром. Ведь тот, кто не видел настоящей богородской игрушки, не может отличить подлинного мастерства от халтуры.

Сейчас при фабрике существует музей богородской игрушки, можно попасть и на экскурсию по цехам, попробовать самим собрать игрушку из готовых частей. Богородская игрушка жива, и это подлинно русская народная традиция в богатой и многообразной культуре России.

Промысел по вырезанию различных забавных игрушек был основан в селе Богородское. Ключевые принципы вырезания фигурок из деревянных чурок в этом месте были заложены в 16-17 столетии Троице-Сергиевскими крестьянами-крепостными. Именно с этого периода богородская игрушка и ее родина становится известным по всему миру. В чем же характерные черты крестьянского ремесла?

Промысел по вырезанию различных забавных игрушек был основан в селе Богородское

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Какое предание из представленных является правдой – не известно. Однако именно с этих пор и начало развиваться ремесло по вырезанию игрушек из дерева, которые в дальнейшем начали называться богородскими.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

Интересно, что фабрика художественной резьбы была сформирована в год 300-летия основания богородской игрушки.

Галерея: Богородская игрушка (25 фото)




















Как делали на Руси резные фигурки: богородская игрушка (видео)

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

Интересно, что по сей день, современные мастера сохраняют эти крестьянские традиции. За свое мастерство и традиции современные мастера не раз награждались золотыми медалями на выставках, проходивших в Париже, Брюсселе, Нью-Йорке.

Как сделать богородского медведя своими руками?

Одним из символов богородской игрушки является медведь.

Сделать его своими руками можно из следующих материалов:

  • липового бруска;
  • стамесок;
  • ножа;
  • топора.

Одним из символов богородской игрушки является медведь

Для того чтобы сделать богородского медведя, необходимо следовать инструкции:

  1. Первым делом необходимо найти кусочек липы, на которой располагается минимальное количество сучков. Эти элементы могут не только испортить внешний вид изделия, но и сделать его хрупким. Дерево следует срезать в зимний период, так как в это время в нем меньше всего сока.
  2. Бревно кладется на воздух под навес и просушивается на протяжении 2-3 лет. Кора оставляется в форме колец только на краях бревна. Это необходимо для того, чтобы дерево не растрескалось во время высыхания.
  3. Готовое бревно распиливается на чурки.
  4. Из чурки с помощью топора вырезается подходящий по размеру брусок.
  5. С помощью ножей изделию придают общий контур: намечается голова медведя, его туловище, направление лап.
  6. Затем с помощью стамески прорезается шерсть на лапах. Она должна быть направлена вниз.
  7. Затем по периметру лап делаются углубления для того, чтобы придать игрушке очертания зверя, сделать его объемным.
  8. Потом прорезается шерсть на теле. Делается это свободными движениями с помощью стамески в направлении сверху вниз.
  9. Последним этапом формирования медведя считаемся вырезание его морды. Для этого прямым горизонтальным движением ножа следует обозначить нос животного, а затем его длину, обрубив лишнее.
  10. От носа делается скос наверх, где с помощью стамески прорезаются глаза.
  11. На голове с помощью тонкой стамески формируются уши. Углубляется шея, а затем голова покрывается шерстью. На ней следует использовать стамеску чуть меньшего размера, чем для обработки тела.

Выполненная резьба должна быть покрыта лаком. Для этих целей необходимо использовать лак для древесины.

Мы с вами уже видели знаменитую богородскую игрушку на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Пора отправляться и в само подмосковное Богородское. Там находится фабрика, где делают эти игрушки, а при ней - музей. Опознать фабрику довольно легко: уже над воротами здесь стоят резные фигуры.

Деревянная скульптура встречает нас и во дворе фабрики - надо только присматриваться.

Музей расположен в самом комплексе фабрики. Так что смело внутрь, где на двери написано «вход» - там уже вам объяснят, что и как.
Объяснят в том числе, что традиция деревянной резьбы в Богородском очень давняя. Ею издавна украшали и вещи совершенно бытовые: коромысла, прялки и все такое прочее.

Когда здесь появились игрушки? Нередко называют XVII век. Однако точную дату, конечно, назвать затруднительно. Музей при фабрике - тогда еще артели «Богородский резчик» - возник больше ста лет назад. Первоначально как ассортиментный кабинет - то есть собрание образцов для внутреннего пользования. Но впоследствии открылся и для публики. Здесь собраны произведения борогодских мастеров с XIX века и по сей день - всего в коллекции свыше трех тысяч экспонатов.

Начиналась богородская игрушка с персонажей и сюжетов бытового характера.

Разумеется, здесь присутствуют и солдатики.

Фигурки раннего времени в основном небольшие - традиционная игрушка была прежде всего ориентирована на детей. И вот здесь выделяется то обстоятельство, что игрушка движется - хотя вряд ли ее первые авторы смогли бы научно рассуждать о пользе развития микромоторики.

Здесь есть несколько технологий. Вот игрушка кнопочная - в движение она приходит при нажатии кнопки или клавиши на пьедестале. Тогда лиса попытается схватить Колобка, а медведь примется рубить полено.

Второй кинетический прием - баланс. Чтобы привести такую игрушку в действие, надо раскачать подвешенный снизу шарик. Так устроены классические богородские «курочки», клюющие зерно.

Здесь также возможны самые разнообразные персонажи и сюжеты.

Наконец, самое классическое - «планочки». Так устроены знаменитые «Мужик и медведь», которые - если планки подвигать относительно друг друга - по очереди бьют по наковальне.

Неслучайно именно эта игрушка стала эмблемой Богородской фабрики и красуется на ее фасаде. А в музее она представлена даже во вполне человеческий рост - маленькие посетители могут ощутить себя в роли одного из героев.

Вот еще вариант «планочной» игрушки.

И разновидность того же приема - здесь планки движутся по принципу гармошки.

Есть и более редкие способы приведения игрушек в движение. В основном это уже более крупные и детализированные композиции.

Тут мы уже переходим к своеобразному жанру «кабинетной скульптуры». Изначально тут были сельские сценки, экипажи, «чаепития». Но иногда и исторические персонажи.

Но все-таки главным героем богородской резьбы издавна был медведь. Иногда сам по себе, иногда вместе с человеком.

Но вот мы добираемся до витрин советского периода и видим сюжеты совсем иные.

Мужик и медведь представляют нам советский герб. А следующая сцена - «Декрет о земле».

Вообще Ленина довольно много и в разных вариациях и видах. Хотя в большом количестве экземпляров такие вещи все-таки не делались - в основном производились на заказ в качестве официальных подарков.

А вот эти «три богатыря» - на самом деле Фрунзе, Буденный и Котовский. И прочие Чапаевы и тачанки тоже присутствуют.

Но та же эпоха дает нам сказочные и литературные сюжеты.

А вот и юный Пушкин с Ариной Родионовной.

Что забавно - скульптуры, изображающие политиков, иной раз заказывают богородским мастерам и сегодня. Мне называли, в частности, имена Путина и Лужкова. Жаль, но в музейной экспозиции их изображения не представлены.

Зато, разумеется, представлены не только по-прежнему во множестве производящиеся детские игрушки (где теперь заяц может появиться не только с барабаном, но и с ноутбуком), но и скульптура кабинетная. В основном сейчас это анималистика.

Тут есть и любопытные варианты горельефов.

Причем такая кабинетная скульптура вполне может доходить до размеров вполне парковых - в полный медвежий рост.

Еще новшество последнего времени - появление религиозных сюжетов (все-таки Сергиев Посад недалеко).

И конечно, показана сама технология ручной резьбы - разумеется, на примере мишек. Материалом служат мягкие породы дерева - в основном липа.

А вот и хозяйка музея Наталья Александровна, которая расскажет и все эти, и еще многие другие подробности.

Выходим на улицу - и еще раз рассматриваем установленные там парковые скульптуры. Сюжеты в основном сказочные. Ну, или «медвежьи».

А вот такими заиндевевшими стояли деревья по дороге в Богородское. Ну, подобного же зрелища в любое время не обещаю - зависит от погоды.

В принципе регулярно музей при богородской фабрике открыт по будням, до 17 часов. Однако, во-первых, можно заказать экскурсию и даже мастер-класс и по субботам - только делать это нужно заранее.

Во-вторых, в мае здесь, на территории фабрики, пройдет традиционный фестиваль - это 16-17-18 мая, то есть пятница, суббота и воскресенье. Фестиваль, разумеется, открыт для публики.

Ну, и в третьих, в музее всерьез подумывают о том, чтобы сделать субботу в принципе открытым экскурсионным днем. Будем ждать на сей счет информации.

Теперь как доехать.

Во-первых, попасть тем или иным способом в Сергиев Посад. Можно на автомобиле (что удобно, хотя чревато пробками на выезде из Москвы). Можно на электричке (которые, как выяснилось, ходят в направлении Сергиева Посада достаточно часто - ждать больше получаса в любое время дня, скорее всего, не придется).

Далее для автомобилистов: въехав в Сергиев Посад и двигаясь по главной дороге, не пропустите вскоре после оставшейся слева Лавры поворот налево же на Углич-Калязин. Далее по схеме, представленной на сайте музея (а проще говоря, все время прямо, вплоть до поворота направо по огромному указателю «Загорская ГАЭС»).

Для тех же, кто едет общественным транспортом: прямо напротив железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде расположен автовокзал. Откуда можно доехать до Богородского автобусом либо маршруткой с одним и тем же номером 49. Маршрутка ходит чаще и едет быстрее. Автобус - реже и по расписанию (примерно раз в час). Вообще преимущество он имеет, пожалуй, только для регулярно ездящих местных жителей, у которых для него заведены проездные, а для однократной поездки маршрутка все-таки удобнее.

В любом случае ехать надо до конечной остановки. От которой немного пройти вперед по ходу движения (ориентир - здоровая красно-белая труба). Официальный адрес фабрики - Богородское, д.79 Б (именно так, без улицы).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...