Баланс белого - что это такое и как его выставить правильно? Что такое Баланс Белого в фотографии.

В фотографии означает лишь еще один способ из всех, призванных повысить реалистичность и натуральность снимка, его полную аутентичность тем условиям, в которых его делал .

Грубо говоря, это именно та настройка в фотоаппарате , которая призвана делать белое белым, а красное красным, а не зеленоватого или синеватого оттенков. Как правильно установить баланс белого - первоочередной вопрос для тех людей, которые фотографируют в JPEG формате, то есть сразу же получают финальное изображение, уже сжатое и фотоаппаратом. Именно это мы сегодня и обсудим в данной статье.

Если не следить за балансом белого (далее ББ ), то можно получить довольно ненатуральную фотографию, на которой многие оттенки будут искажены, а при портретной или, скажем, пейзажной съемке, четкая передача цветов , тонов и полутонов очень важна. Освещение же у нас в течении суток очень разное, оно зависит от множества факторов и фотоаппарат может не всегда в автоматическом режиме, делая снимки, правильно и корректно его учитывать. Вот и получается, что на большинстве снимков, сделанных на мыльницы или мобильные телефоны, а также на зеркальные фотоаппараты любительского сегмента, многие оттенки не естественны , содержат посторонние примеси цвета и ненужные шумы.

Вот пример неправильной настройки баланса белого (нажмите ниже для детального рассмотрения ):

А вот какая бы получилась фотография, если бы «white balance » был выставлен верно:

Как видим, баланс белого особенно касается портретной съемки, при которой важно передать правильное освещение лица модели, а если неправильно выставлен ББ , то оно будет каким угодно, но не натуральным.

Как настроить баланс белого

Для того, чтобы настройка баланса белого не доставляла вам хлопот, достаточно один раз разобраться с этим вопросом и уже впоследствии действовать на автомате. Лично я снимаю в , записывая на карту памяти данные напрямую из матрицы, и правку ББ выполняю уже на компьютере в программах Adobe Photoshop либо Adobe Lightroom , поэтому не обращаю внимание на соблюдение этой характеристики. Если же вы не можете или не хотите снимать в этом формате, то править баланс белого перед съемкой придется в обязательном порядке и часто бывает так, что для каждого отдельного кадра нужна своя настройка.

Все дело в том, что вопрос как настроить баланс белого задают многие, хотя ответ практически лежит на поверхности. Достаточно выставить в настройках камеры нужную его характеристику - например, если мы снимаем днем на улице, то практически всегда режим не ошибется и выдаст правильную гамму, а вот если съемка ведется , при сложных источниках освещения, то нужно выставлять соответствующий режим ББ .

Как правило, все зеркальные камеры, а так же современные мыльницы и телефоны имеют режимы: дневной , облачно , съемка при лампах дневного света , съемка при лампах люминесцентных и так далее. Чем новее и дороже Ваша камера, тем больше будет таких предустановок. Выглядят они следующим образом:

Для новичков и любителей этого будет более чем достаточно. Главное не полагаться на режим АВТО и в любой ситуации выбирать соответствующее расширение - тогда все снимки будут выходить по крайней мерее более менее натуральными по цветам и в сети перестанут появляться фотографии зеленого солнца и красного оттенка лиц (хотя, может это чей-то художественный ход:))

Если же вам нужно добиться идеально настроенного баланса белого в фотографии, то можно воспользоваться его ручной установкой , что доступно во многих современных мыльницах, ультразумах, зеркальных фотоаппаратах. Для этого фотограф должен взять идеально серый картонный лист , можно даже размером с визитку. Лист этот должен иметь полноценный серый цвет, без оттенков. Ставим его максимально близко к объекту съемки, сохраняя при этом точно такое же освещение и делаем по нему замер баланса белого. Функция замера ББ есть в каждом фотоаппарате более менее серьезного типа, как в мыльницах, так и в зеркалках. Например в фотоаппаратах Nikon ручной баланс белого называется «PRE », что значит «preset», т.е. предустановлен.

Как сделать ручной замер

Итак, для того, чтобы вручную выставить ББ , делаем следующее:

1. Находите в меню пункт WB и выставляете там режим «PRE » (либо Custom, ручной).
2. Нажимаете кнопку WB на камере и держите 3 секунды.
3. Когда yадпись PRE начинёт мигать, отпускаете кнопку WB и делаете снимок чего-нибудь серого.
4. После этого у Вас на дисплее появится надпись «Успешно «, «Good» или любая другая надпись в этом духе.
5. Если появилась надпись Error, No good и т.п., значит попробуйте сделать всё с начала (п.2), т.к. камера не смогла определить где на снимке у Вас серый цвет.

Таким образом фотограф добьется того, что его камера будет максимально корректно воспринимать существующее освещение и сможет сделать множество отличных с этой точки зрения кадров, которые будут идеальны. Для замера ББ многие носят с собой простую визитку маленького размера, на которой одна сторона идеально серая, меряя по ней ББ тогда, когда это необходимо. Хотя, стоит заметить, что практически все профессионалы предпочитают работать с сырыми данными с матрицы в RAW формате , правя ББ уже после съемки так, как им будет это удобно.

Правильно выставлять баланс белого крайне важно для всех типов фотографий, вот пример того, как один и тот же снимок выглядит с разными настройками ББ:

Кстати, установка баланса белого возможна и без серого прямоугольника, заранее заготовленного. Перед началом съемки достаточно сверить ББ вашей камеры по максимально серому объекту, который находится непосредственно в кадре, запомнить эти настройки и уже после этого делать кадр. Например, при портретной съемке это может быть серая стена , серый цвет пиджака и другое, а при пейзажной можно выбрать градации серого на небе среди облаков .

Так же, существуют специальные насадки для правильно замера баланса белого, например как эта:

Но по качеству это будет тоже самое что и «визитка», только лишние денежные затраты.

В какой-то мере серый цвет, главный для корректного замера баланса белого , присутствует везде, просто в той или иной степени. Если всегда об этом помнить и стараться по возможности настроиться перед предстоящей съемкой, то можно получить гораздо лучшие результаты, чем есть на данный момент.

Постепенно рекомендуется слезать с режима АВТО и переходить на ручные настройки. Именно так получается все больше и больше контролировать кадр и чем больше таких ручных настроек в камере, тем скорее вы научитесь полноценно на нее снимать, полностью контролируя весь процесс даже в сложных условиях съёмки:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведя итог, можно сделать такие выводы :

Если вы снимаете днём при солнечном освещении на улице, можно смело ставить Баланс белого в режим Авто .

Если вы снимаете в сложных условиях с плохим освещением, выставляйте баланс белого в ручную по серому цвету . Не получается выставить максимально точно? Выберите наиболее подходящий вариант из предустановок камеры.

Если Вы снимаете в режиме RAW , забудьте вообще про баланс белого, его можно будет поправить вручную на любом снимке в таких редакторах, как или .

САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : Выставите на камере режим съёмки JPG+RAW , в котором Ваши фотографии будут сохраняться как в формате JPG, так и в формате RAW, что позволит Вам сэкономить время на правку и проявку снимков , но в тоже время даст возможность все неудачные варианты с неправильным балансом белого исправить так, как душе угодно:)

Как Вы считаете, чем отличаются три ниже приведенные фотографии?

Конечно же - балансом белого! Как не трудно заметить, на первой фотографии баланс белого смещен в теплую часть спектра (так называется данное искажение цвета - когда изображение (включая салфетки, которые должны быть белыми!) как будто "желтеет". У второй же фотографии - баланс белого близок к норме. Зато у третей фотографии ББ смещен в холодную - фиолетовую сторону спектра, поэтому и салфетки выглядят уже не совсем белыми, а скорее голубоватыми…

Не углубляясь в дебри терминологии - попробуем дать определение балансу белого. Итак, можно сказать, что баланс белого - это мера корректности цветовых характеристик изображения. Часто, вместо словосочетания "баланс белого цвета" - используют аббревиатуру ББ, мы также можем использовать данную аббревиатуру в тексте этого сайта.

Итак, теперь стало ясно - что если Вы увидели, что фотография немного более желтовата, чем следует, или наоборот - "холодновата", то искать причину этого стоит в некорректных настройках баланса белого!

Почему возникают неточности - в настройках баланса белого цвета? Ответ прост: разные источники света имеют так называемые различные цветовые температуры! Например Солнце дает довольно "теплый" свет, лампа накаливания - тоже. Зато свет флуоресцентных ламп - довольно "холодный"... Наверное, Вы и сами замечали - что, например, одно и то же зеленое платье может выглядеть ярко зеленым в солнечном свете, и чуть ли не синим - в свете натриевых ламп уличного освещения. И если даже человеческим глазам не всегда просто подстроиться под цветовую температуру источника света - так что же говорить о фотоаппаратах? К тому же в кадре может быть несколько источников света различной цветовой температуры, например - солнечный свет из окна и лампы накаливания домашней люстры - в этом случае фотоаппарат вряд ли сможет "угадать" - на какой именно из источников света ориентироваться при подстройке цветов, какое значение ББ установить! В подобных случаях автоматика фотоаппарата не эффективна, и применяется ручная настройка баланса белого цвета.

В первую очередь, на ББ можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее, на примере фотоаппарата Canon 600D – его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей, как 450D, 500D, 550D, 650D.

Как видно на картинке, с помощью данного меню Вы сможете сменить ББ - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Я бы не стал рекомендовать использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета – вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей – вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии – без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому, как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого» , это означает – что три фотографии сделанные подряд – будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) – для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки ББ.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него – по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить – позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. А я бы рекомендовал использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR ), но подробнее о ней – будет написано в другой статье.

На этом на сегодня - все:) Пусть Ваш белый цвет и на фотках - остается белым!

Баланс белого в профессиональных кругах называется ББ или по-английски WB (White Balans). Впрочем, сути это не меняет.

Данный параметр важен в практике фотографии, и отвечает он, как несложно догадаться, за правильность цветопередачи. В двух словах – белое должно быть действительно белым и без голубых/желтых оттенков. Настроив правильно WB, такого результата можно добиться.

Как понимает белый цвет фотоаппарат?

Человек, когда смотрит на белое полотно, сразу видит и понимает белый цвет. Камера же оснащена не столь умными «мозгами», и часто ей необходимы подсказки. Определяется камерой белый цвет благодаря законам физики. Известно, что белый цвет, нагретый до определенной температуры, дает абсолютно черное тело. Температура дает конкретную длину волны, и именно длина волны определяет цвет в привычном нашем понимании. Измеряется температура в кельвинах. Возможно, вы когда-нибудь слышали, как говорят, что цветовая температура белого дневного света равняется 6500 К.

Понимаем, что это выглядит немного глупо, но температура и кельвины важны, когда речь идет о параметре Баланса Белого. Если цветовая температура будет ниже 6500 К, то ей будет соответствовать другой цвет, пусть будет более желтый. Обычная свеча, например, имеет температуру 1800 К, и наш глаз воспринимает теплый желтый оттенок. При ином нагреве можно достичь голубоватого оттенка и т.д.

Так ли важен ББ на самом деле?

Баланс Белого действительно важный параметр, ведь он позволят добиться естественности фотографий, т.е. правильной цветопередачи. В зависимости от настройки ББ, кожа человека на пляже может иметь натуральный правильный цвет или прохладный оттенок. Вот примеры двух одинаковых фотографий с разным параметром ББ:

В данном случае у нас всего один источник света – солнце. Однако мы искусственно задаем камере другой параметр ББ, от чего цветопередача резко изменяется. Данный пример наглядно показывает, как именно влияет Баланс Белого на изменение цветов фото.

Предполагается, что White Balans призван делать фотографии «правильными», но понятие «правильные» сильно размыто. Правильная цветопередача это хорошо, вот только часто благодаря неправильной цветопередаче можно добиться нужного настроения снимка.

Вот вам простые примеры:




Очевидно, что на второй фотографии правильная цветопередача. Вот только сам снимок унылый и скучный. На первой фотографии баланс белого выставлен неправильно, но теплые оттенки снимка больше притягивают и атмосфера становится более уютной.

На третьем снимке преобладают голубые оттенки – обратите внимание на цвет неба и воды.

Наивно полагать, что ББ нужен только для правильной цветопередачи и использовать его исключительно для этой цели. Чаще всего именно так и делают, и это правильно. Мы лишь хотим сказать, что этот параметр в некоторых ситуациях позволит добиться «сказочности» кадра и создать определенный сюжет, что открывает возможности творчества.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Кое-что еще

При желании добиться идеальной цветопередачи, нужно настроить ББ максимально правильно. Сделать это просто: сделайте пробный снимок белой бумаги и далее, глядя на фотографию, станет понятно, правильно ли выставлен данный параметр. Если неправильно, корректируйте ББ в более «теплую» или «холодную» сторону. Часто именно так и делают. Такой способ получил название «баланс белого по белому листу». Но помните: выставленный ББ будет правильным только для одного места. Если перейдете в другую комнату, то придется выставлять ББ заново.

Фото белого листа - причуда фотографа? Нет, улучшение качества!

Имеется в наличии: приличный фотоаппарат (от простой цифровой «мыльницы» до неплохой «зеркалки»); фотограф, ну скажем, имеющий некоторый опыт в своем деле (муж, жена, брат, сват, и т.д.); чудесный антураж (семейный праздник с кучей друзей и близких, пикник во дворе дома, выезд на природу, в лес, на море). Знакомая картина? В результате проделанной кропотливой работы масса сделанных снимков. Но!

А что именно? Резкость - в норме, композиция - тоже ничего (бывало и хуже). А в глаза бросается. Что? Конечно же! Цвета! Цвета не настоящие! На этих снимках какая-то желтизна появилась. Откуда она взялась? Ведь все было в порядке. Может быть какая-то природная аномалия? На других изображениях оттенки голубого давят на восприятие. Случалась иногда такая оказия? Почему так получается? Оказывается, это не происки инопланетян и не поломка (брак) фотокамеры.

Во-первых. Вероятно, съемка производилась на «автомате».

Во-вторых. Был неправильно выставлен баланс белого цвета.

Что? Эти слова для вас «темный лес» и вы ничего не поняли? Давайте будем разбираться и выяснять, что же делать, и как устранять такие неприятности.

Баланс белого - эталон цвета

Да, это так. Чтобы все цвета выглядели так, как мы их видим, фотокамеру нужно обязательно настраивать. Для этого был выбран белый цвет (есть и другие варианты, которые будут рассмотрены ниже). Почему? Потому что найти лист бумаги не составит большого труда. А если серьезно, белый не образует цветовой гаммы. Любое отклонение в спектре уже не будет белым цветом. И это легко увидеть, нежели разглядывать черные пятна, которые могут быть с зеленым или синим отливом. К выбору эталона нужно подходить тщательно и скрупулёзно. Если будет выбран лист с пятнами или разметкой (вырванная страничка из тетради), то… Лучше снимать на «автомате». Очень хорошим образцом будет лист офисной бумаги. Практически идеальный вариант.

Хорошо, бумага, отвечающая требованиям, найдена. Приступаем. Открываем меню, выбираем пункт «Баланс белого». В разных фотоаппаратах, чтобы дойти до этого раздела, нужно будет пройти еще пару-тройку промежуточных подпунктов. Местоположение нужного определяется с помощью метода «научного тыка». Еще помогает чтение инструкции, если конечно вы не сделали этого ранее. В этом разделе можно обнаружить, по меньшей мере, пять или шесть опций установки баланса белого. Дневной свет, лампа накаливания, облачная погода, лампа дневного света и … собственно пунктик, из-за которого проделывалась масса нужных, но возможно незнакомых операций. Баланс белого. Значок этой функции одинаков на всех камерах, его не спутать ни с чем другим. В нижней части два треугольника, образующие вазу (по крайней мере, похоже), и сверху прямоугольник. Издали напоминает цветок в горшке (вот такая фантазия, интересно, какие ассоциации будут у вас). Так вот, с помощью функциональных клавиш (как правило, на ней написано ОК) выбираем эту функцию и вспоминаем, куда спрятали лист бумаги. Сейчас он понадобится. Наводим экран (видоискатель) на лист, делаем снимок. Электронные «мозги» вашей камеры запоминают увиденный цвет и все последующие кадры будут сниматься с учетом этих параметров. Важно помнить одну немаловажную деталь! При смене освещения, декораций, перемещения в другое место эту процедуру следуют проводить заново. Иначе возможны цветовые казусы.

Другие варианты выставления баланса

Конечно же, этот вариант не единичен. Профессиональные фотографы используют для таких целей серый цвет (18 процентов). Для таких целей специально продаются эталонные пластинки. Мотивируется это тем, что полностью белого цвета не бывает, только оттенки. А вот серый, он всегда серый. По этому поводу можно поспорить, но что есть, то есть. При выставлении баланса цвета этим способом следует помнить, что он хорош только для студийной работы, где освещение статично и постоянно. В условиях пейзажной съемки он не подойдет.

Возможно также выставление баланса по линейке цветов и фотометрическому отражателю (но это уже из области профессионального фото для глянцевых журналов).

Для любителей гораздо привлекательнее вариант работы с уже готовыми шаблонами. Вместе с функцией выставления баланса в ручном режиме, существуют еще предустановки - облачно, ясно, съемка с искусственным освещением и другие. Использование их значительно упростит работу и время съемок. Выбираете нужный значок и начинаете замораживать краткий миг времени в прекрасной фотографии.


Доводилось ли Вам слышать от знакомых, приобретших цифровой фотоаппарат подороже, недовольство в адрес производителя? Мне — часто, да что там производителя — был виноват даже продавец, который предложил модель. На вопрос — что же произошло, как правило, отвечали — выкинули кучу денег, а фотографии получаются — хуже, чем на дешевой мыльнице: нечеткие, размытые, с отвратительной цветопередачей.

Не нужно, я думаю долго объяснять, что зачастую «виновниками» всех бед были некорректно выставленные настройки. Одной из настроек которой обязательно следует пользоваться - настройка баланса белого. Думаю, каждый знаком с тем, что на фото цвет лица выходит серовато-розовым, а нежно-розовые цветы становятся, почему то желтыми. Что же происходит?

Начну с вопроса, — какого цвета спелая клубника? Красного — ответите вы. Тогда второй вопрос, а откуда вы ЗНАЕТЕ, что этот цвет красный? В этом то и загвоздка. Когда то люди договорились этот цвет называть красным. И в детстве ЗНАНИЕ о цвете нам преподнесли как аксиому, не требующую доказательств. Второй пример, какого цвета снег? Белого? Хорошо, выходите вы в зимнюю ночь, светит галогеновый синий фонарь, какого теперь цвета снег? Выглядит он синим, но вы же ЗНАЕТЕ что он белый. Следующий вопрос, как объяснить фотоаппарату какой цвет правильный? С помощью функции «Регулировка баланса белого».

Суть функции следующая — если при определенных условиях освещения белый лист бумаги на дисплее фотоаппарата выглядит белым, то все остальные цвета будут переданы, верно. Объяснить это можно вспомнив курс физики, была там такая «оптика». Итак, белый цвет, или цвет который наш глаз воспринимает как «белый» (потому, что люди так ДОГОВОРИЛИСЬ) состоит из всех цветов спектра (если пропустить белый цвет сквозь призму — увидим радугу). Каждому цвету соответствует определенная длина волны, например, наша клубника красная потому, что отражает только световые волны такой длины, которые наш глаз воспринимает как «красный». Предметы белого цвета отражают огромное количество световых волн разной длины, «собирают» весь спектр, в результате мы видим белый. Белый цвет — является, как бы базовым для остальных цветов. Другими словами, посредством этой функции мы можем регулировать восприятие фотокамерой цветов.

Настройка баланса белого

Итак, баланс белого решает вопрос верной цветопередачи снимаемого объекта, кроме того, помогает решать вопросы съемки при различных условиях освещения: на ярком солнце, в тени, под лампой накаливания и люминесцентной лампой, при использовании нескольких источников света. Сегодня все цифровые камеры оснащены этой функцией. Автоматическим режимом пользоваться проще всего: сложнейшая система алгоритмов проанализирует источники света и осуществит «спектральный сдвиг». У каждого производителя эти алгоритмы свои, поэтому один и тот же сюжет, снятый разными камерами при одинаковых настройках, будет иметь разную цветопередачу.

В дополнение к автоматическому режиму, как правило, в камерах существуют так называемые, предустановки для съемки в различных условиях освещения. Это, как правило, «лампа накаливания», «люминесцентная лампа», «облачность», «тень» и другие. В наиболее продвинутых камерах (профессиональных и полупрофессиональных) существует возможность более точной, ручной настройки функции. Это позволяет настраивать функцию пошагово — то есть сдвигать цветопередачу в более теплую или более холодную часть спектра.

источник: http://alexleoshko.com

Сама по себе настройка - это лишь несколько нажатий кнопки: вам предстоит определиться с эффектом, который хочется получить, войти в настройки баланса белого, выбрать нужный режим и начать фотографировать.

Посмотрите, что происходит на фото, если использовать разные режимы.
Во время эксперимента небо затянуто облаками, хороший мягкий свет - прекрасно с точки зрения правильной цветопередачи.

Режим "Облачно" сделал кадр теплее, а оба "лампочных" режима - холоднее. Последняя вообще будто ночью сделана. Т.е. изменяя баланс белого(ББ), мы своего рода меняем оттенки на фото в теплую или холодную сторону.

Цель каждого из режимов - исправить недостатки освещения, ну или художественно подчеркнуть настроение, которое нам хотелось бы передать.
А теперь посмотрим, как это выглядит на практике.

В качестве источника света лампочка накаливания. Первую фотографию делаю с автоматическим ББ, для второй устанавливаю режим "Лампа накаливания".



В автоматическом режиме фото получается с желтоватым оттенком. Надо отметить цвета вполне соответствуют реальности, т.е. в свете этой лампы бумага имеет желтый оттенок.


Режим "Лампа накаливания" компенсирует избыток желтизны, заметно добавив холода. Так будто из теплой красной части мы перетащили фотографию в холодную синюю часть. И в итоге мы видим конверт таким, каким бы он был при свете дня.

А эти фотографии сделаны в свете люминесцентных ламп.

В автоматическом режиме цвета получились слишком холодными.
ББ "Люминесцентная лампа" делает цвета более теплыми, цветопередача не верная на все 100%, но близкая.

Режимы "лампы" дают самые ощутимые результаты, исправляют цветопередачу. Остальные добавляют "теплоты" в разной степени, и полезны для фото-сессий с участием людей и не только. Например, в хмурые пасмурные дни, когда хочется добавить чуточку теплых оттенков.
Как здесь:



Готовые настройки - это здорово и удобно. Но в какой-то момент их становится недостаточно или они не всегда справляются со своей задачей. Вы сами это поймете, если поэкспериментируете и будете ими пользоваться.
Однако, если в вашем арсенале "мыльница", то, скорее всего ваши возможности настройки баланса белого на этом заканчиваются.

У счастливых обладателей более серьезных фотоаппаратов все под контролем.

Здесь есть ручная настройка и (см. инструкцию к вашему фотоаппарату) возможность сохранять фотографии в "сыром" виде, т.е. в RAW формате.


Одно место, тот же свет, но разные настройки.

источник: http://ravliki.blogspot.r u

Серая карта для баланса белого

Сегодня говорим о настройке баланса белого (ББ) по серой карте. Большинство профессиональных фотографов избегают настраивать ББ по белому листу. Это происходит потому, что при производстве белой бумаги разными производителями используются разные отбеливатели, таким образом, белые листы отличаются оттенками, соответственно это приводит к нарушению цветового баланса. В последнее время, в цифровом фото широко используется серая карта для баланса белого . Производители серой карты (СК) гарантируют, что ее цвет есть сочетание белого и черного цветов в определенных заранее пропорциях (любые цветовые оттенки отсутствуют).

Наиболее популярная у фотографов, серая карта Kodak (18%) представляет собой две большие карты, размером приближенные к А4 и одну малую — приближенно к размеру А6. Карты двухсторонние — одна сторона серая (отражает 18% падающего света), вторая матовая белая (отражает 90%). Карты используются как для замера экспозиции, так и для настройки ББ. Кроме того в продаже имеются карты Canon (32% и 90%). В последнее время, производители стали выпускать карты, исключительно для настройки ББ в цифровом фото, например WhiBal — серая карта для баланса белого, на которую добавлены черные и белые вставки (кроме серого, можно регулировать еще и черный и белый цвет), а так же линейка с лучами по которой определяют уровень резкости и размеры. Из сравнительно недавнего ноу-хау — самоклеющиеся серые кружки и самосворачивающиеся карты.

Использование при фотографировании серой карты позволяет, как настраивать ББ в цифровой камере, так и корректировать цветовой баланс при последующей обработке кадра.

Использование серой карты для фотографирования.

Серую карту помещают рядом с объектом фотографирования. Очень важно, чтобы карта была освещена точно так же как и объект. Делаем один кадр, так, чтобы карта заполнила большую часть кадра. Далее, в меню камеры находим пункт «Баланс белого» («Пользовательский ББ»), камера предлагает выбрать кадр, по которому будут произведены настройки, выбираем кадр с нашей серой картой, следуя указаниям меню, по этому кадру выставляем «Пользовательский баланс». Наконец заходим в меню в перечень установок ББ, из всех вариантов выбираем «Пользовательский ББ» (его значок — два соединенных треугольника). С этого момента заданные вами настройки применяются для всех кадров. Следует помнить, что при изменении условий освещения, следует всю процедуру повторять. Вот почему настройки камеры с использованием серой карты применяют в основном при студийной съемке, когда для серии снимков свет выставляется один раз.

Использование серой карты при обработке в Photoshop. Делаем опять же кадр, размещая в нем серую карту. Следим за тем, чтобы свет на карту падал так же, как и на объект съемки. После чего делаем серию снимков для этих условий освещения. Сохраняем фотографии в формате RAW. Обрабатывая кадры в Photoshop, работаем с пипеткой «Баланс белого», пипеткой нужно «ткнуть» в серую карту на снимке. При этой процедуре карта на снимке становится действительно серой, «освобождается» от лишних оттенков. Следующим этапом — сохранение настроек: правой клавишей мыши кликнем на настроенный кадр, и выбираем в выпавшем меню «Скопировать настройки RAW». Сохраненные настройки можем применять ко всем снимкам серии (сделанным при одинаковых условиях освещения): выбираем нужный снимок, кликнем правой клавишей мыши и в выпавшем списке выбираем «Применить настройки RAW».

В заключении хочу подытожить:

1. Использование СК дает возможность более верно передать цвета и оттенки, нежели при использовании для настройки белого или черного цвета.
2. Использовать СК наиболее оптимально в условиях студийной съемки.
3. Для каждой серии снимков, сделанных при разных условиях освещения необходимо делать новый эталонный кадр с использованием СК.
4. СК можно использовать как для настройки камеры, так и для коррекции цветопередачи при обработке кадра.

источник: http://alexleoshko.com

НАСТРОЙКА БАЛАНСА БЕЛОГО. ПРОСТОЕ РУКОВОДСТВО

На бб можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее - на примере фотоаппарата Canon 600D - его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей как 400D, 450D, 500D. 550D.

Как видно на картинке - с помощью данного меню Вы сможете сменить бб - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Не стоит использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета - вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей - вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии - без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому - как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого», это означает - что три фотографии сделанные подряд - будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) - для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки бб.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него - по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить - позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. Рекоендую использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR )

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...