Награды комсомольской организации. История комсомола история моей родины

29 октября 2017 - дата (когда, какого числа праздник)

Праздник советской молодежи - День комсомола - официально отмечался в СССР 29 октября. Эта огромная организация сплотила в своих рядах лучших представителей молодого поколения своего времени. Мощнейшее молодежное движение активно участвовало в жизни страны в годы войны и в мирное время.

Но это, не отказываясь от других корней, из которых нужно измерить новизну на время по своей истинной ценности: обычная школа в принципе, смешанные девочки и мальчики. В более общем плане, если, как уже было сказано, образование должно было антропологически приблизиться к общечеловеческим отношениям вне школы, оно оставалось самоцелью. Многие большевистские педагоги, если не все, будут распространять недоверие к предыдущему обществу на расстоянии от самого общества, которое они помогли построить.

Любое отделение школы и общества, любое пространство для личного и коллективного строительства знаний подвергается нападению. В нем говорится: Огонь в учебниках! И «Главная опасность - это аполитизм!». Школьная жизнь регламентирована, военизирована, идеологизирована до крайности. Это не означает глобальную неэффективность.

Комсомол, а если говорить более точно - Коммунистический союз молодежи - появился в далеком 1918, объединив вокруг себя идеологически подкованную, но разобщенную молодежь. Все последующие годы существования организации десятки тысяч комсомольцев геройскими подвигами и самоотверженной работой показали свою беззаветную преданность Родине. Шесть орденов красуются на знамени комсомола, и это лучшее доказательство высокой оценки, которую страна дала молодежной организации.

Под названием «политехнизация» будет создана машина, которая обеспечит профессиональную базу индустриализации, отдав приоритет всем наиболее иерархическим и авторитарным педагогическим аспектам. Чтобы судить о выборе школы, необходимо ответить на три относительно автономных вопроса.

Что мы изучаем? Педагогический вопрос - это политический вопрос в полном смысле, а не только технический вопрос. Сталинской школе удалось обучить своих учеников в соответствии с поставленными им задачами. «Школа труда» тоже, совершенно отчетливо, в иных сложных условиях и после существенных исправлений. Но это были не одни и те же граждане! И давайте никогда не забывать, а не только как ограниченный «опыт», когда посвящение инициаторов является основным условием успеха.

Ты был комсомольцем?
Ты помнишь то время,
Когда по ночам разжигались костры?
Как песни кричали,
Словам доверяли -
Наивны мы были, но в сердце храбры.

Картошку сажали,
Пололи, копали,
Но были довольны - нам нравилось жить.
С друзьями встречались,
Друг в друга влюблялись,
И не было времени, чтобы грустить.

Давайте же вспомним
То чудное время,
Когда наша молодость правила бал.
И пусть наши дети
От нас же узнают
Всё то, что нам наш комсомол завещал.

Демократическая школа - это прежде всего школа для всех. Независимо от всех других вариантов, сексуальное смешивание является решающим фактором в перспективе борьбы за гендерное равенство. Это, по крайней мере, один вопрос, ответ на который должен быть очевиден с левого взгляда: обучение должно быть универсальным и общим для возраста, который будет обсуждаться. В России в начале 1920-х годов было 17 лет. Поэтому одним из основных обсуждений в этих рамках является принятие решения о том, в какой степени образование будет распространено.

Это нужно понимать в сильном смысле: не только группироваться в одних и тех же зданиях, но преследовать одни и те же цели в сопоставимых стилях образования. «Школа труда» первоначально основывалась на усиленной автономии даже в отношении самих программ. Но так ли мы из общего? Хорошо известно, что «универсальный» может маскировать мощные дифференцирующие эффекты. Но есть сложная проблема: оставляя «свободный» выбор секторов населения иначе в ситуации определенного неравенства может в равной степени укрепить это неравенство.

Не принимают больше в комсомол,
Но помните то самое мгновенье,
Как заявленье падало на стол,
Как учащалось вмиг сердцебиенье.

Когда почетный вешали значок -
Это был символ лучшего из лучших!
Ты не прогульщик, хулиган или «сачок» -
Ты света и добра прекрасный лучик!

Примите поздравленья в этот день!
Он ваш, и вы в душе остались те же.
Никто ведь, раз вступив в ВЛКСМ,
Не будет более таким уже, как прежде!

«Борьба с жизнью» и «метод комплексов»

Большая часть исторического образовательного отражения левых основана на том, что любая проблема исчезает сама по себе, если «формализм» содержания устраняется. Это корень «образовательного левого». Ответ, данный в революционной России, интересен «методом комплексов». У этого есть философская основа, но также и следствие выбора содержания. Речь идет о том, чтобы исходить из «реальных вопросов», о которых можно думать, что они будут более прямо «ощущать» массу людей. В определенном смысле мы находим здесь постоянную позицию Жореса.

Поздравляю с Днём комсомола. Желаю тёплых воспоминаний и счастья в жизни, справедливости и моральной устойчивости, высоких успехов и замечательных идей, креативного мышления, доброго здоровья и удачи.

Комсомольцев, комсомолок
Я хочу поздравить.
Дружбу, честь и благородство
В славный день прославить.

Пусть меняется система,
Пусть другие времена,
Сила духа комсомола
В душах до сих пор жива.

Я просто развиваю эту мысль о том, что в тот день, когда программы будут контролироваться самим опытом детей народа, в тот день, когда рабочие могли бы сказать, что их больше всего поддерживало в битвах за жизнь в тот день, мы бы лучше адаптировали программы к потребностям и потребностям повседневной жизни. Таким образом, вы будете вдохновлять народное образование, а не пленную и прохладную мысль о некоторых государственных служащих, склонных к отдыху, а о пламенной и свободной душе человеческого труда.

Однако это не так легко разрешает связь между этими «сложными» записями и «дисциплинарными» знаниями, которые невозможно освоить по требованию, фрагментарно, без линии автономного и независимого изучения к каждому материалу. Очень скоро «школа труда» наткнулась на этот вопрос, который появляется как первый и главный, который Луначарский и Крупская попросили исправить.

День комсомола - праздник такой,
Который нельзя обойти стороной.
День комсомола - праздник людей,
В которых всегда бил источник идей.
День комсомола - память о тех,
Кто не боялся стремиться наверх,
Кто стяг наш советский крепко держал,
Кто нашу страну из руин поднимал,
О той молодежи, что раньше была
И никогда не боялась труда.

С антропологической точки зрения можно легко убедить себя, что «дисциплины» - это в конечном счете только интеллектуальные инструменты для решения проблем человечества. Следовательно, это настоящая цель, а не само знание. Но школа - это всего лишь шаг, время овладения инструментами, позволяющими углубить способность противостоять этим человеческим проблемам.

Это будет тем более верно, что желаемое владение этими методами и инструментами будет более четко определено. Вот почему противоречие проявляется исключительно в связи с относительно недавним обобщением образования для всех и, в частности, среднего образования.

День комсомола - праздник,
Который остался в прошлом,
У комсомольцев сегодня
Иней виски запорошил.

Но продолжают биться
Горячие ваши сердца,
Бойцы по натуре, по жизни
Идете вы до конца.

Желаю я вам здоровья,
И пусть пройден путь большой,
Вы вечные комсомольцы
И молоды вы душой.

Весело и интересно в комсомоле
Наша молодость прошла,
Но вместе с советским строем
В прошлое и комсомолия ушла.

Если принять какое-либо сокращение между обществом в целом и его учебным заведением, восстановив тем самым старый смысл, который греки дали сколу, неизбежно приходит к тому, что доминирующая в школе доминирует в прямом «социальном» смысле проводимых мероприятий, а также изучения и овладения знаниями и методами, в которых человеческие «работы» коренятся.

Понятно, что в коммунистическом обществе открытость к обществу представляет собой несравнимо меньшее количество проблем, чем если «открыть» общество эксплуатации. Это, в свою очередь, имеет свой перевод в необходимость политических дебатов, способы которых должны быть выбраны в отношении выбора общих «работ» для изучения, вопрос гораздо глубже, чем абсолютно законное или даже необходимое разнообразие «комплексов» Это приводит к созданию этих работ.

С комсомолом мы давно
По возрасту уж попрощались,
А в душе такими же
Мы молодыми и остались!

Мы говорили «Не расстанусь с комсомолом»,
Мы говорили «Буду вечно молодым».
На стройки ездили, дружили и любили
Желали комсомольцем быть, и только им!

День комсомола в наши дни остался,
Лишь только в памяти и в преданных сердцах.
Поздравить вас хочу - мы помним это время
И радость безграничную - ей не было конца.

Именно для этого обсуждения центральной важности можно исходить из следующего факта: «Они осмелились» и, таким образом, способствовали тому, чтобы дать нам основания для более глубокого размышления. Внизу, как и вся Октябрьская революция. Гаррета Г. Школа в революции. Применение методов Дьюэя в Советской России, коллоквиум «Кризис школьной культуры», Сорбонна, Париж, 4-6 сентября.

Задачи молодежных союзов. Выступление на 3-м съезде Коммунистического союза молодежи России, 2 октября. Конференция в Копенгагене, «Русская революция», ноябрь. Развивать способность сочетать теорию с практикой и склонностью, понимать взаимозависимость известных явлений, в то время как профессиональное образование предлагает прививать студентов в практике работы. Образовательные работы, т. 4, Москва.

Были комсомольцами когда-то
Юные девчата и ребята.
Верили в хорошее, трудились.
И учиться вовсе не ленились.

Старших и друг-друга уважали,
Никого нигде не обижали.
Горячо боролись за свободу
Своего могучего народа.

Поздравляю с праздником сердечно,
Тех, кто как и в песне: «Молод вечно»,
Тех, кто этот путь прошел.
С днем рожденья, комсомол!

Дьюи Дж. Логик, теория исследования. Особенно в подавляющем большинстве сторонников «новой школы»: Песталоцци, Монтессори, Декроли, позже Роджерса. Дьюи Дж. Демократия и образование, Арман Колин. Образовательные работы, т. 2, Москва. Отсюда и предупреждения Ленина о необходимости общего образования.

«Строя социализм», - подчеркнула Крупская во время беседы с Максимом Горьким, это означает не только строительство гигантских заводов и фабрик зерновых, что необходимо, но недостаточно. Человеку еще предстоит развить свое сердце и разум. Статьи и выступления, Москва.

Всех кто помнит комсомол,
СССР кому знаком.
Я поздравляю от души,
Ведь были счастливы все мы.

Да, вспоминая те года,
Мы улыбаемся всегда.
Ведь молодыми были мы,
Любили, верили, цвели...

Кто сердцем остаётся молод
И верен был идеям комсомола,
Сегодня может ликовать
И праздник этот отмечать.

Пусть аура былых воспоминаний
Вернёт романтику мечтаний,
На завтра светлое надежду
И просто вас порадует как прежде.

В первом смысле, «досуг», «свободное время». Для Бурдье это решающий шаг. В Паскальских размышлениях он понимает техническую причину этого разделения, начиная с этого шага в сторону: «свободное время, освобожденное от чрезвычайных ситуаций мира, которое делает возможным свободное и освобожденное отношение к этим чрезвычайным ситуациям и миру».

Он имеет и будет иметь колоссальные последствия различной природы: социальной, политической, дипломатической, военной, но и идеологической. Слева, застойные воды старых реформистских программ будут сметены новым радикализмом. Этот идеологический процесс будет принимать разные ритмы и формы, в зависимости от страны. Но везде он находит свой путь. Как писал Виктор Гюго: «Ничто не является более мощным, чем идея, время которой пришло».

Поздравлений: 47 в стихах, 3 в прозе.

Картинка на день комсомола

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

BB-код для вставки на форум:
http://сайт/cards/prazdniki/den-komsomola.jpg

25 лет назад, 27-28 сентября 1991 года прошёл XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ, который объявил историческую роль советского Комсомола исчерпанной и заявил о самороспуске организации. С тех пор так и не возникло мощной молодёжной организации, сравнимой с комсомольской по масштабу.

Вернее, вернее, в этом случае. Но сама русская революция и неоспоримые успехи плановой экономики, несмотря на сталинизм, оказали колоссальное влияние на все международное рабочее движение. Даже реформистские лидеры были обязаны защищать общую цель планирования производства по праздникам и губам.

Буржуазия всего мира провозгласила конец коммунизма, социализма, марксизма, даже «конца истории», согласно формуле Фрэнсиса Фукуямы. Эта волна реакционной пропаганды затронула пики рабочего движения, в том числе коммунистические партии, лидеры которых отказались от официальной цели свержения капиталистической системы. Воинственная база была глубоко дезориентирована; он принял эти отречения без энтузиазма на фоне относительного роста экономики.

— Редактор LJ Media

Кризис ВЛКСМ в последние годы существования СССР

С одной стороны - даже в последние годы существования советского Комсомола он по-прежнему был первой «школой жизни» для многих видных политиков и бизнесменов современной России. С другой - это можно объяснить, что ничего другого, где в 1970-1980-е годы молодой человек смог бы реализовать свои таланты и начать строить карьеру, просто не было: однопартийная система не предполагала никакой конкуренции в идеологическом поле. Комсомольцы последних лет существования СССР вспоминают ту эпоху и кризис своей организации.

Однако колесо истории не останавливается перед стенами пропаганды. Это уже началось, особенно в Европе с появлением Сирии в Греции, Подмоса в Испании и Джереми Корбина в Великобритании. Конечно, их программы по-прежнему имеют значение предыдущего периода. Они не ставят под сомнение основы капиталистической системы. Это основная причина капитуляции Ципра в Греции. Но это именно первые шаги в процессе, который будет развиваться в течение определенного периода времени.

Это в конечном итоге вернет социалистическое преобразование общества в повестку дня - и, следовательно, рациональное планирование производственных ресурсов. Однако экологическое планирование имеет смысл и значение только в том случае, если оно основано на экономическом планировании, которое предполагает национализацию банков, крупной промышленности, транспортных средств и всех основных рычагов экономики. Без этого экологическое планирование приостанавливается в воздухе и не имеет шансов быть реализованным.

Ровно 20 лет назад, 27 сентября 1991 года, начался XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, имевший на повестке дня один-единственный вопрос «О судьбе ВЛКСМ». По окончании своей работы съезд объявил историческую роль этой организации исчерпанной, а ее саму - распущенной. В завершение работы съезда (и я не шучу) делегаты стоя спели: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и приступили к «дерибану» имущества этой небедной организации.

Вы не можете планировать то, что не контролируете, и не можете контролировать то, что у вас нет. Капиталисты возмущены всякий раз, когда они слышат о планировании. Но на самом деле они не против какой-либо формы планирования. Они проводят тщательное планирование, вплоть до мельчайших деталей, на отдельных предприятиях, которыми они владеют. Они ничего не оставляют. Эксплуатация рабочей силы, в частности, возведен в ранг науки, ее методы морального преследования, распыления рабочих и других методов управления более или менее варварски.

Кроме того, планирование внутри капиталистических предприятий является антидемократическим: сотрудники, которые производят все, не имеют права говорить, кроме как на полях, через профсоюзы. Капиталистическая «демократия» останавливается на пороге предприятий, где открыто выступает диктатура работодателей.

Ну да бог с ними - нас к этому «дерибану» к сожалению не допустили, поэтому вспомним каждый свой комсомол (у кого он был, конечно).

Этапы развития общественной жизни любого советского школьника напоминали стадии развития насекомых. Но если у беспозвоночных членистоногих они протекали в порядке: яйцо -> личинка -> куколка -> имаго, то у позвоночных советских школьников они проходили в такой последовательности: первоклашки становились октябрятами, октябрята - пионерами, а пионеры по достижении 14 лет автоматически превращались в комсомольцев, и это не обсуждалось.

Правила принятия в комсомол были следующие: надо было собрать рекомендации либо 1 коммуниста, либо 2-х комсомольцев со стажем; заполнить бланк для приема в комсомол; сдать две фотографии 3×4; получить характеристику и выучить ответы на следующие вопросы:

Кто Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Кто первый секретарь ЦК ВЛКСМ?

Ваш любимый герой-комсомолец?

Сколько орденов у ВЛКСМ?

И что такое «демократический централизм»?

(в идеале, конечно, желательно было бы почитать Устав ВЛКСМ - но это на любителя).

Принятие в комсомол нашего класса происходило в два этапа - весной и осенью. Весной в комсомол принимали «лучших» (отличников и хорошистов), осенью «худших» - (троечников и разгильдяев, а также тех кто родился летом). Меня приняли, естественно, осенью. Причем тогда меня еще жизнь не «обломала» и я любил выпендриваться - когда все принесли рекомендации от комсомольцев-старшеклассников, я принес рекомендацию от знакомого коммуниста-Героя Советского Союза.

После публичного обсуждения кандидатов на школьном комсомольском собрании происходил торжественный прием в районном/городском комитете ВЛКСМ с вручением билетов и значков (иногда торжественный прием заменялся простым вручением комсомольского билета в «Пионерской комнате»).

После этого действа советский школьник получал полное право:

б) платить ежемесячно комсомольские взносы в размере 2-х копеек;

в) скучать на комсомольских собраниях;

г) после школы поступить в институт.

Вы скажете - были ведь такие, кто отказывался вступать в комсомол: в Бога там верили, или «Роллинг Стоунз» слушали. Были, конечно, и такие. Но потом обычно в их жизни была Советская Армия, а там плевать хотели на то во что ты веришь или что ты слушаешь. Плевали там, также, на установленные «на гражданке» правила приема в комсомол и незнание солдатом ответов на вышеперечисленные вопросы. Там просто-напросто в один прекрасный день на утреннем построении оглашали: «Рядовой Пупкин, выйти из строя! Поздравляем Вас со вступлением в славные ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи! Встать в строй!» Воин кричал: «Служу Советскому Союзу!» и вставал в многомиллионный строй советских комсомольцев.

А я, вот, в армии отказался стоять в едином комсомольском строю. Мне претило состоять в этой насквозь прогнившей, формализованной организации в которую загоняли всех скопом в погоне за процентами и отчетностью. Меня тошнило от этих лживых лозунгов и от комсомольских функционеров, которые сами не верили в то, что говорили с высоких трибун. От их показухи, карьеризма и лицемерия...

Нет, я отказался во всем этом участвовать и в армии стал кандидатом в члены КПСС.

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1986-1990 гг..). Специальный советник президента СССР М. Горбачева. Историк, кандидат исторических наук...

Комсомол не развалился. Его время прошло. Заметьте - как только наша страна стала становиться тем, чем она должна быть, она развалилась и перестала существовать. Вот где нужно задуматься и спросить себя: что же произошло? Нужно разобраться - что произошло с нашей страной в двадцатом веке? Что началось в 1905-м и закончилось, надеюсь, в 91-м? Что это было? С исторической точки зрения разобраться в нагромождении мифов, которыми окутан весь двадцатый век, просто невозможно. Мы живём в совершенно ложной системе координат. Мы живём в полностью мифологизированном историческом пространстве. Оказывается, у нас была первая русская революция в 1905-м. Потом, оказывается, была Февральская буржуазно-демократическая революция. Потом через полгода происходит уже социалистическая революция. А как можно назвать революцию, которая произошла в 91-м году? Капиталистическая, получается? С моей точки зрения как кандидата исторических наук, это полный бред.

В России в начале двадцатого века началась буржуазно-демократическая революция. Но она очень отличалась от тех, что состоялись раньше, - от английской, французской, североамериканской. Все они были в совершенно другой исторический период. Наша революция запоздала, как и всё у нас. Она началась в то время, когда начали проявляться процессы глобализации. Наша революция отличается от всех остальных тем, что она оказалась, как ни странно, революцией не столько для нашей страны, сколько революцией для всего остального мира. Все другие революции тоже оказывали влияние на окружающий мир, но это было косвенное влияние. Наша революция оказала колоссальное влияние на весь мир. Весь мир изменился. Джон Рид был не прав, назвав книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Они изменили мир...

- Виктор Иванович, с уходом со своего поста вы ведь потеряли не только работу, но и привилегии.

Какие привилегии? О чём вы говорите? Мне иногда сегодня жена тычет пальцем вокруг и спрашивает: «А какие у тебя были привилегии?»

Я был руководителем организации, у которой только на депозитном счету в банке лежало два миллиарда долларов. Я получал пятьсот рублей, у меня была машина «Волга» и мне ещё давали талоны для спецмагазина. Да, ещё была поликлиника, из которой меня сразу же исключили. Теперь я нормально себя чувствую в районной поликлинике. Но я даже никогда не обращался в цековскую поликлинику, потому что был молодой и здоровый.

- Простите, а куда девались те два миллиарда долларов, о которых вы сказали?

Не знаю. Я оставил их в сохранности там, где они были...

У в комментариях вспомнил, что я ж в горкоме ВЛКСМ работал. Попросили рассказать - как это было.

Увы, грязных подробностей в стиле фильма «ЧП районного масштаба» - не будет. Не было в нашем горкоме пьянок в саунах, ​********, воровства и прочего, что приписывалось тогда, в эпоху перестройки партийным и комсомольским функционерам. Была обычная работа по организации жизни и досуга небольшого района - Слободского района Кировской области.

Кабинетов у нас было четыре - кабинет Первого секретаря, Второго и бухгалтерия с орготделом. А я работал И.О.третьего секретаря - должность по работе с учащейся молодежи. В одном кабинете со Вторым. В кабинете было два стола, печатная машинка «Ятрань», кажется, десяток стульев, шкаф для одежды и шкаф с книгами. А! Еще ротатор был - это такая хрень для печатания листовок.

Была машина - то ли «пятерка», то ли «москвич» - не помню. Но точно не «Волга». Это чудо ломалось раз в неделю, потому в командировки по району частенько ездили рейсовыми автобусами. Зарплата была 250 рублей. Советских. Правда, в 1990-1991 купить особо нечего было. Я лично газеты выписывал домой - десятками. От «Советской России» до «Литературки» и «Футбола-Хоккея». На обед уходило в столовой где-то около рубля. Столовая, кстати, была общая для горкома партии, комсомола, райисполкома, горисполкома и прочих советов.

Вход в столовую был свободен для всех желающих. Никаких пропусков, никаких милиционеров на входе. И ананасов в шампанском тоже не было. И черной икры тоже не было. По-моему, в фабричных и заводских столовых кормили вкуснее. Там же были подсобные хозяйства. Что-то вроде колхоза при заводе. Каких-то особых привилегий, доп.пайков, дач с бассейнами тоже не было. Единственная «привилегия», которой я воспользовался - это два раза взял отпуск за свой счет, сходил в лыжный поход по области в феврале и в пешую единичку по Крыму. Расходы свои). Все. Поработав там год, я, наверное, тогда стал лет на десять антисоветчиком.

Потому что, пацану в семнадцать лет надо подвига - преодоления себя. Раньше у комсомольцев была борьба с разрухой, буденновки, ОСОАВИАХИМ, война, восстановление, целина, БАМ... У нас был городской конкурс КВН и отчетно-выборные конференции. Кстати, с тех пор я квн-щиков терпеть не могу. Кривляки с натужным юмором и огромным комплексом превосходства. Как организовывался фестиваль?

Очень просто.

Пишешь положение на двух страницах - тема КВН, жюри, призы. Распечатываешь на ротаторе, перемазываясь черной краской. Вызываешь к себе секретарей школьных комитетов ВЛКСМ. Раздаешь им положение и указивку, чтобы к такому-то числу была команда. Потом едешь в Дом Культуры - у нас это был ДК им. Горького - договариваешься о предоставлении сцены и зала на такое-то число. Никаких денег, все бесплатно. Покупаешь призы в магазине спорттоваров, готовишь бланки грамот. Уговариваешь важных людей посидеть в жюри. Опять за бесплатно. Месяц обзваниваешь секретарей - чо там как у них с подготовкой команды?

Вот и все. И где подвиг-то?

И постоянные отчеты в обком - месячные, квартальные, годовые. Основная часть отчета - сколько новых членов ВЛКСМ приняли. В апреле отчетно-выборная конференция. Проведено столько-то мероприятий: тогда любили называть коллективно-творческие дела - КТД. Сколько принято в члены. Сверху спускали план по прирему - 90% должно быть охвачено и все тут. Ну и непременные горбачевские заклинания - демократический централизм, гласность, тормоз перестройки. Скукота.

Кстати, громких выходов из партии и комсомола у нас я не припоминаю. Комсомольские билеты не жгли. Панков и металлистов массово не было. А кто и был - те, порой, были комсоргами. Вроде бы и комсомольский рок-клуб был. Я даже подумывал об открытии комсомольского видеосалона, где после просмотра фильма было бы обязательное обсуждение. Не успел.

Летом организация районного лагеря актива, отправка делегации в областной лагерь комсомольского актива «Стремительный» и лагерь областного пионерского актива «Звездный». Сверхцели же всех этих КТД, лагерей актива, отчетов и выборов - не было.

Катилось все по инерции в пропасть. Но мы этого не замечали. Казалось, что вот-вот все кончится. ВЛКСМ и СССР вот-вот выйдут из кризиса обновленными.

Сейчас, конечно, хорошо с высоты лет утверждать - мол, надо было то то сделать или то то. Та хоть голым скачи на площади Революции в Слободском - решалось все не в райцентрах, а в Кремле и на Старой Площади. Именно там исчезли Сверхцель и Сверхзадачи. А без них СССР невозможен. Спрашивайте, может, упустил что?

Комсомол к окончании мною школы почти развалился... На ежегодном собрании школы мы вынесли работе комсомольской организации неудовлетворительную оценку, это было смело! Но, мы тешили себя принципиальностью и смелостью, не зная, что пинаем труп. Комсомол через год прекратил существование. Всем, кто помнит, пионерию и комсомол, рекомендую пересмотреть это фильм - «ЧП районного масштаба».

Еще, этот фильм о том, каким на самом деле является человек, а именно - мужчина. Всем мужчинам, ведущим двойную жизнь, идущих на сделки с совестью ради карьеры, посвящается. Самое интересное, когда мужчины делают неблаговидные поступки, но, при этом, прикрываются высокими словами: я поступаю так ради семьи. Комсомольцы, добровольцы...

А меня в свое время на эту номенклатурную карьерную лестницу: «пионерия-комсомол», папа не пустил! Он ненавидел партийные привилегии, и считал, что единственной настоящей привилегией партийца было встать и повести взвод в атаку. Папу расстроило, что совет дружины школы собирался на новогодний праздник отдельно от остальных учеников школы. Он кричал и гневался. Спасибо ему, и Царствие небесное! Он все правильно понимал.

Из комментов.

ИМХО в Комсомоле (не в милитаризованном, а в обычном) есть положительная сторона - юноши остаются без старших и сами, самостоятельно берутся за какие-то дела (напр., проводят заседания ячейки), сами берут на себя ответственность. Такое различие между людьми, что один человек - комсорг, а другой человек - просто комсомолец, структурирует общество. Структурирует. И тем самым способствует его осмыслению.

Комсомол помогает остаться без старших, и самому, без старших, что-то делать.

Родился в 1984 г. и думаю, что моё детство и юность очень сильно испорчены отсутствием всеобщей, общераспространённой организации типа Комсомола.

Недавно посмотрел фильм «ЧП районного масштаба» (перестроечный фильм о том, какой Комсомол плохой и как много в нём лицемерия и лжи). Фильм понравился. Советский Союз плохой. Комсомол плохой. Но лучше пусть лживый Комсомол, чем никакого! Он, при всей своей лживости, даёт опыт самостоятельности, даёт опыт жизни без зависимости от старших!

Ну не в лживости - положительная сторона Комсомола, а в том, что он давал бы возможность проводить мероприятия без участия старших. Самим, самостоятельно. А в моём поколении никто не задумывался о том, что кому-то поручено быть «ответственным» за происходящее в классе (как комсорг ответственен). Не учитель берёт на себя ответственность (как в нашем поколении), и не папа, и не мама - а кто-то из молодых.

И Комсомол указывал на моральные ценности (которые записаны в уставе) - правдивость, взаимопомощь и т. д. В нашем поколении никто не говорил: «вы должны быть правдивы, потому что вы члены такой-то организации, а члены этой организации должны соответствовать высокому моральному уровню». Нам говорили про мораль - но это было расплывчато, нечётко. Не было аргумента - «ПОТОМУ ЧТО ВЫ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ». Этот аргумент мог бы быть более убедительным. И спец. билетов нам не выдавали, взносы мы не платили. Наличие билета в кармане и какой-то атрибутики могли бы НАПОМНИТЬ о моральном долге. А без атрибутики его легко забыть.

Да и вообще, в Уставе Комсомола есть идеи, которые скорее ближе к пацифизму, чем к милитаризму:

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Когда человеку об этом обо всём расскажут - это может помочь развитию критического мышления. А современной молодёжи просто об этом не говорят! И на них не возлагается ответственность, что «вы должны соответствовать высокому моральному уровню». Есть ещё один антисоветский фильм - «Завтра была война». Но комсомолки из этого фильма были в какой-то степени вдохновлены именно комсомольской идеологией. И это в фильме оправдывается. Они были способны думать - Искра, напр., могла изменить свои взгляды под воздействием какие-то аргументов. И комсомольская лапша на ушах этому не помешала. Скорее наоборот, комсомольская идеология этому поспособствовала.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...