Архитектурное описание деревянной церкви корабельного типа. Типы русских храмов

В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения . Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни. Неслучайно это место называют «Божиим домом» , ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.

Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.

К слову, первый храм-палатку (скинию ) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова . Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.


- в форме Креста , так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;

- восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;

- круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;

- четверик – в основе простой четырехугольник - символ полноты мира, собранного в Церкви.
Также встречаются храмы смешанных типов.

Архитектурное устройство православного храма.

Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.


Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница , башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом , совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.

Трапезная - часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.

Куб - основной объем храма.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Неф - часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.


Фронтон (фриз) - завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.


Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).
Купол - церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.

Купола бывают различными по форме.


Также купола могут быть разного количества :

один купол знаменует единство Бога;

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы - в честь Святой Троицы;

пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;

семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов;

девять глав - девять ангельских чинов;

тринадцат ь глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три - по количеству земных лет Иисуса Христа.


Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.

ТИПЫ РУССКИХ ХРАМОВ

Крестово-купольные храмы

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.


Успенский собор Московского Кремля


Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.


Успенский собор во Владимире

Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Ярусные храмы

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.


Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Церкви-ротонды

Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.


Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря


Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Храмы - «корабли»

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.

Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.


Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского - корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью . С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входомв храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвонслужит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Престол (18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)


Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева "Золотая книга русской культуры"


В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта

познакомить воспитанников с внешним строением храма и его символикой

Задачи:

  • обратить внимание детей на главное, общее в устройстве всех храмов
  • показать, что нет ничего случайного в устройстве храма, всё символично
  • объяснить символику разного количества куполов
  • объяснить назначение колокольного звона
  • объяснить важность благоговейного отношения к храму

Использованная литература:

  1. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009.
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.

Ключевые понятия:

  • Купол

Словарь урока:

  • Алтарь
  • Придел
  • Благочестие
  • Благоговение
  • Крестное знамение

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Объясни слово «благоговение».
  2. Для чего нужна колокольня?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Повторение пройденного с помощью проверочных вопросов.

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации .

Практическая работа детей: лепка или рисунок в тетради «Мой храм».

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 71 «Храм и его устройство. Часть 2»:

  1. Фильм «Азбука православия»:

  1. Аудио. Монах Варнава. «Православная энциклопедия для самых маленьких в стихах» «Как красиво в нашем храме».
  2. Часть «Архитектура храма».
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Колокола. Колокольный звон».

Как мы уже узнали в прошлый раз, православные люди собираются для молитвы в храмы. Храм – это не обычное здание. Вместо крыши у него купол или несколько куполов, а на каждом куполе установлен крест, чтобы все знали, что храм посвящён Богу. Это – дом Божий. Там хозяин – Господь.

1) Происхождение храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает – Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. И только первосвященник входил туда один раз в год. Сейчас в алтарь православного храма могут входить священники и лица, им помогающие (алтарники), так как Христос открыл врата Царства Небесного для тех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые только готовились стать христианами и еще не были крещены. Лишь иногда тяжело согрешивших людей теперь временно посылают стоять в притворе для исправления.

2) Ориентация храма

Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие, Царство Добра и Любви. Сам Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. Не зря Иисус Христос называется в рождественском тропаре (короткой главной праздничной молитве) «Солнцем Правды» и «Высотой Востока», а в других молитвах говорится «Восток имя Ему».

3) Освящение храма

Храмы освящаются в честь одного или всех Лиц Святой Троицы, Божией Матери, ангелов и святых и носят соответствующие названия, например: Троицкий собор (то есть освящённый в честь Трёх Лиц Святой Троицы), церковь в честь Рождества Христова, церковь в честь Успения Божией Матери, Казанский собор (в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери), Никольский собор (в честь святителя и чудотворца Николая) и так далее. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храмы могут строиться в виде креста, так как Иисус Христос, страдая на кресте, искупил грехи людей. Либо в виде корабля – в напоминание того, что Церковь уподобляют большому кораблю, плывущему в бурном море. Море – это жизнь человеческая, в которой неизбежно бывают скорби, испытания, болезни. Поэтому её и называют бурной. В Церкви же, как в надёжном корабле, человек может безопасно достичь тихой пристани – вечного блаженства. Также строят храмы в виде круга, который напоминает о вечности, поскольку круг не имеет ни начала, ни конца. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.


5) Купол храма

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол церкви также символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление человека к Богу. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества в Иисусе Христе (то, что Он является и Богом, и человеком); три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов (написавших Евангелия), семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.


Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, и ещё для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, например, по поводу торжественного праздника, называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

7) Отношение к храму

Когда нам нужно идти в гости к какому-нибудь важному человеку, мы стараемся получше одеться и привести себя в порядок – быть красивыми и аккуратными. Так же делают и православные люди, когда идут в церковь. Но это не самое главное. Православные люди верят, что Бог видит людей не только снаружи, но и внутри – их мысли и чувства. Поэтому для них самое главное – это привести в порядок свои мысли и чувства. Входя в храм, они стараются сосредоточиться, успокоиться, не думать ни о чём постороннем, ни на кого не сердиться. Если человек вспоминает, что он с кем-то находится в ссоре, то, прежде чем идти в храм, старается помириться, попросить прощения.

При самом входе в храм положено перекреститься (совершить крестное знамение) и прочитать молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Также и вообще, отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, связанным с христианством, и к самому себе, как к участнику церковных богослужений, должно быть благочестивым, то есть соответствовать традициям, принятым Православной Церковью. Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой, и он не будет чувствовать себя здесь чужим.

Проверочные вопросы:

  1. Объясни слово «благоговение».
  2. Какой формы может быть православный храм?
  3. Какие части храма ты запомнил?
  4. Для чего нужна колокольня?
  5. Как правильно нужно совершать крестное знамение?

Внешнее устройство православного храма. Основные архитектурные формы здания храма и их смысл.

При всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб – основной объем храма.

Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения.

Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Внутреннее устройство православного храма: притвор, средняя часть храма, алтарь, солея, амвон, клирос, паникадило и лампады, церковная свеча, иконостас и его структура. Уметь объяснить назначение и духовный смысл.

Первая от входа часть храма называется притвором или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор или паперть.

Внутренний притвор называется трапезной. Это название происходит от того, что в некоторых церквях, особенно в обителях, в этой части храма трапезуют иноки.

В древности притвор (внешний и внутренний) предназначался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название "притвор" отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части-трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет большой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. Проходя свое служение в миру, Церковь в то же время по природе своей, по существу отлична от мира. Это и обозначают ступени, возвышающие храм.

Алтарь (лат. «возвышенное место») – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика.

На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма.

В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется, поэтому Горнее место.

Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовности (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полуокружении алтарной абсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнева места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря.

Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу).

Средняя часть храма знаменует собой тварный мир. Это прежде всего мир Горний, ангельский, а также область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни.

Средняя часть храма, как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). Это возвышение может иметь одну или несколько ступеней. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл.

Полукруглый выступ в центре солеи называется амво́ном (греч. восхожу). С амвона верующих причащают святых Христовых Таин, оттуда священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос; Вифлеемская пещера, где он родился; камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа.

По краям солеи устраивают особо огороженные места для певцов и чтецов, называемые клиросами. Это слово происходит от названия певчих-священников «клирошане», то есть певчих из числа священнослужителей, кли́ра (греч. жребий, надел).

Паникади́ло (от греч. πολυκάνδηλον - многосвечие) - в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты, Господи, светильник мой", – восклицает царь Давид.

В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. "Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме ".

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники ", – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский.

Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27: 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.

Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).

Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.

Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.

Второй ярус – иконы Деисиса.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.


Похожая информация.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...