Анималистические зарисовки. Школьная энциклопедия

Основным объектом этого жанра изобразительного искусства являются животные (от лат. animal - животное).

Этот жанр был распространён в глубокой древности: стилизованные изображения животных встречаются в искусстве Древнего Востока, Америки, Африки, Океании и в народном творчестве других стран.
Чаще всего изображения животных мы видим в живописи, скульптуре, графике, в декоративном искусстве, а позже и в фотографии.
Анималистический жанр условно можно разделить на два направления: естественнонаучное и художественное. В первом случае для художника-анималиста важно точное изображение животного с точки зрения его физиологии, а во втором случае – художественная характеристика животного, в том числе и метафоричность (перенесение на животных черт, присущих людям). Это в основном относится к иллюстраторам сказок и басен.

Анималистика в живописи

Франс Снейдерс (1579-1657)

Ван Дейк «Портрет Снейдерса с женой» (фрагмент портрета)
Фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических картин. Первоначально он занимался натюрмортами, но затем увлёкся анималистическими сюжетами и сценами охоты. Его произведения поражают монументальностью и продуманностью композиций, виртуозным изображением физиологии животного, его жизненной силы и внутренней мощи.

Ф. Снайдерс «Охота на кабана» (1625-1630)

Паулюс Поттер (1625-1654)

Бартоломеус ван дер Гельст «Портрет Паулюса Поттера»
Нидерландский художник Поттер умер совсем молодым, в 29 лет, но оставил целую галерею картин с детальным изображением домашних животных на лугах, картин со сценами охоты.

П. Поттер «Молодой бык»

Именно изображения животных обеспечили ему всемирную славу.
Самая известная картина художника – «Молодой бык», она находится в музее Маурицхёйс в Гааге.

П. Поттер «Кони на лугу» (1649)
Лошади – самый популярный персонаж анималистических картин. Но у каждого художника своё отношение к этому сильному и благородному животному.

Джордж Стаббс (1724-1806)

Д. Стаббс «Автопортрет»

Английский художник и учёный биолог, один из ведущих европейских художников-анималистов. Досконально изучил анатомию человека и животных при Йоркском госпитале. Он является автором нескольких научных работ, в том числе труда «Анатомия лошадей» (1766), поэтому безупречно с научной точки зрения мог изображать животных.

Д. Стаббс «Уистлиджейкет» (1762)

Франц Марк (1880-1916)

Немецкий живописец еврейского происхождения, представитель немецкого экспрессионизма . Ушёл добровольцем на фронт Первой мировой войны и был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, оставив нереализованными свои творческие планы.

Ф. Марк «Синий конь» (1911)
Он часто изображал животных (оленей, лис, лошадей) в естественной обстановке, представляя их как высшие, чистые существа. Таково романтическое полотно «Синий конь». Работы Марка отличаются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами. Наибольшую известность получила его картина «Судьба животных». В настоящее время она демонстрируется в художественном музее Базеля (Швейцария).

Ф. Марк «Судьба животных» (1913)
Животный мир всегда привлекает не только профессиональных художников, но и детей. В детском мире животные занимают место не меньшее, чем человек.

Самира Сагитова (3 года 8 месяцев) «Весёлые цыплята»

Джим Киллен «Весёлые щенята»

Анималистика в скульптуре

Пётр Карлович Клодт (1805-1867)

П.К. Клодт
Семья будущего скульптора происходила из балтийских немецких аристократов Клодт фон Юргенсбург, состояла из потомственных военных. П. К. Клодт родился в 1805 г. в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Омске – его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там и проявилась склонность барона к рисованию, резьбе и лепке. Больше всего мальчик любил изображать лошадей, в них он видел особое очарование.

Нарвские триумфальные ворота
Окончив Академию художеств, Клодт совместно с другими опытными скульпторами оформлял Нарвские ворота, дворцовую пристань Адмиралтейской набережной.

Кони Клодта перед берлинским замком
Его работы украшают и главные ворота королевского дворца в Берлине, и королевский дворец в Неаполе. Копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга (у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское).

Усадьба Голицыных в Кузьминка х

Евгений Александрович Лансере (1848-1886)

Русский скульптор-анималист. Так же, как и Клодт, он уже с детства выбрал тему, которой был увлечён всю жизнь, – лошадей.

Е. Лансере «Черкес и женщина на лошади»
Лансере был известным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Являлся мастером сюжетной пластической миниатюры, прославил русскую скульптурную школу за рубежом, принимая участие во всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Вене (1873), Антверпене (1885) и др. европейских городах. Его произведения отливались на многих ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм.

Анималистика в графике

Константин Константинович Флёров (1904-1980)

Советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю. А. Орлова. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных.

Учился на биологическом отделении Московского университета и одновременно занимался рисунком и живописью. По окончании университета в течение 30 лет работал в Зоологическом институте в Ленинграде. Участвовал во многих поездках и научных экспедициях.
Работая в Дарвиновском музее в Москве, Флёров на базе биологических коллекций исполнил серию живописных и скульптурных работ. Знания профессионала зоолога и профессионала художника позволили ему успешно воссоздавать по скелетам внешний вид животных, создавать их скульптурные изображения и писать живописные полотна на темы древнего мира.

Анималистика в фотографии

С изобретением фотографии возможности анималистов существенно расширились. Мир животных предстаёт в огромном разнообразии красок, сюжетов и видов.
Предлагаем Вашему вниманию две замечательные фотографии фотоанималистов с сайта www.rosphoto.com

А. Гудков «Жираф и птица»
Сколько любви к животным в этой фотографии и чувства юмора! А также умения «поймать момент».

С. Горшков «Лиса»
Сергей Горшков является победителем конкурса «Золотая черепаха» в номинации «Фотограф года» 2007 и 2011 гг. Победитель международного конкурса Shell Wildlife Photographer of the Year 2007 г., был удостоен приза «Фотограф года России».
Его фотография «Лиса» поражает не только техникой исполнения, но и психологической глубиной. Вглядитесь в фотографию: лисий нрав, её осторожность, вкрадчивость и хитрость схвачены блестяще.

«Шмель». Фото В. Акишиной



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид занятий: Беседа об искусстве.

Цель: расширение знаний у учащихся о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.

Задачи:

  • Образовательные :
    • закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
    • продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
    • познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
    • знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
  • Коррекционно-развивающие :
    • осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
    • формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
    • устранять недостатки владения техникой рисования.
  • Воспитательные :
    • продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
    • способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
    • прививать любовь к животным.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.

(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)

Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.


Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на уроке, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!

Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.
Итак, сейчас мы продолжим говорить с вами о видах и жанрах изобразительного искусства.
С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды . Давайте вспомним, что такое вид ? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства различных его видов .
Мы с вами на уроках рассматривали различные картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем будет очень хорошо видны все картины и задания.
Просмотрите, пожалуйста, на экран и определите, к какому виду мы отнесем представленное изображение.

(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.
(Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.

(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.

– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства, которые изучали. А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы.
Давайте вспомним, что такое жанр .

Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.

– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.

(Слайд 7. «Пейзаж»)

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
пейзаж . (Изображение природы)

(Слайд 8. «Натюрморт»)

– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт . (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)

(Слайд 9. «Портрет»)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет . (Изображение человека)

(Слайд 10. «Батальный»)

Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … (батальным )
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)

(Слайд 11. «Исторический»)

Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)

(Слайд 12. «Марина»)

Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.

(Слайд 13. «Бытовой»)
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой )

III. Предъявление нового материала

– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства. Называется этот жанр – анималистический . (Слайд 14)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали вы его (Ответы детей) . Телевизор любите смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал «Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы детей) Да, животных. Поэтому и назвали этот канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка – животные.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)

Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический . (Изображение животных)

Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим , а художников – анималистами .
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.
Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов

(Слайд 16. В. Ватагин).

– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)

– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Мир животных величественный и гордый. Ребята, вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот мультфильм иллюстрировал художник-анималист В.Ватагин. (Слайд 20)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный.

(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)

На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.

– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. Как он называется? (Ответы детей).
– А как называют художников, которые изображают животных? (Ответы детей).

Физкультминутка (Слайд 22)

– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)

– Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их. Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей) .

Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).

Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.

Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)

Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.

(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)

Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).

Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.

V. Практическая работа детей

Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).

Целевые обходы педагога:

1) Проверка организации учащимися рабочего места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.

VI. Итог занятия

1) Выставка работ учащихся.

2) Самоанализ деятельности учащихся.

3) Беседа по вопросам:

– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой?
– Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?

– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.

«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»

Одна из главных задач, которые ставит перед собой художница - создать на полотнах мир живых существ, как соседствующих с нами, так и встречающихся лишь там, где редко ступает нога человека. Причем не только тех животных, которые признаны человеком эталонами красоты, и не только тех, которых можно держать в доме, тем более в квартире. Поэтому среди героев ее картин - как милые йорки, мопсы, персидские кошки, волнистые попугайчики, приносящие счастье ибисы, так и далеко не безобидные львы, тигры, ягуары, волки, рыси, орлы.
И пусть кто-то страшится живого ягуара или орангутана - ведь персонаж картины, перефразируя Ивана Бунина, не червонец, чтобы его все любили. Кому-то он может понравиться, кому-то нет - но ведь персонаж картины никогда никого не обидит, не испугает. Более того, персонаж картины никогда уже не поменяет своего настроения, у него не испортится характер, он даже не будет стариться, а навсегда останется жить на холсте именно таким, каким его запечатлел художник. Причем не в случайный миг, как это бывает при фотосьемке, а обобщив свои знания, наблюдения и впечатления, сплавив их в то, что называется художественным образом.
А ведь картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

Николай ПРОШИН

В оформлении статьи использованы картины Марины Ефремовой: Хаски, 2005 г., холст, масло; Орангутан , 2003 г., холст, масло; Борзые в поле , 2002 г., холст, масло; Старый волк , 2007 г., холст, масло; Белый тигр , 2007 г., холст, масло

Искусство: бизнес или судьба?
Анималистика, - анималистическая живопись и анималистический рисунок, -
несмотря на другие художественные проекты, продолжает оставаться
одним из любимых жанров Марины Ефремовой. И не случайно, что именно
анималистика стала главной темой интервью "Живописная энергетика",
которое взяла у Марины Ефремовой журналист Ольга Волкова.

"Выставка анималистики как художественно-просветительская акция"
Искусствовед Николай Ефремов. Доклад на научно-практической конференции,
приуроченной к 125-летнему юбилею Василия Алексеевича Ватагина
(5 февраля 2009 г. - Государственная Третьяковская галерея;
6 февраля 2009 г. - Государственный Дарвиновский музей)

Ниже представлены некоторые анималистические картины Марины Ефремовой, написанные в 1999-2010 годах. Часть из них находится в частных коллекциях, часть - в коллекции художника.
Картины с собаками: "Бассет-хаунд Васька", "Лежащий йорки", "Портрет йоркширского терьера Лакки", "Белый страж (аргентинский дог)", "Черный страж (ротвейлер)", "Йорки Тофик", "Йорки Маня", "Йорки Чинк", "Портрет Тимони", "Упряжка хаски", "Дворняги", "Поздняя осень", "Борзые в поле", "Портрет немецкой овчарки", "Мопсы", "Портрет ротвейлера", "Сенбернар Ванесса", "Щенок с зайцем", "Щенок боксера", "Бассет-хаунд Арчи".
Картины с кошками: "Кот Тимыч", "Кот Серый", "Кошка Жулька", "Кот Мураш", "Черная хранительница очага", "Белая хранительница очага", "Рыжий кот".
Картины с лошадьми: "Черный конь", "Гнедая".
Картины с дикими животными: "Портрет гориллы", "Ожидание (портрет волка)", "Портрет тигра", "Белый тигр", "Старый волк", "Последний рывок", "Голова бизона", "Мандрил", "Портрет львицы", "Лев и сокол", "Орангутан", "Черный ягуар", "Белек", "Лисица", "Волк", "Портрет волка".
Картины с птицами: "Орел", "Ибис", "Сине-желтый ара", "Кафский рогатый ворон".

Анималистический жанр

(от лат. animal - животное), вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных. Об острой наблюдательности древних охотников свидетельствуют рисунки зверей и птиц в первобытном искусстве. Ярко жизненны стилизованные фигуры животных в искусстве Древнего Востока, памятниках "звериного стиля" в Европе и Азии (в том числе у скифов, саков, сарматов и др.), в искусстве Африки, Океании, древней Америки, в народном искусстве многих стран. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, гротесковые и сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собственно анималистический жанр и первые художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, VIII в.) и Сун (Му-ци, XIII в.), а в Европе - в XVII в. в Голландии (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в XVIII в. во Франции (Ж. Б. Удон, России (И. Ф. Гроот) и др. В XIX - начале XX вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) возрастает стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России) или к их яркой пластической характеристике (Ф. Помпон во Франции). Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Рачёв Е. М., Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьёв, А. Старкопф, А. В. Марц и другие).



В. А. Ватагин. "Медведь". Дерево. 1956.
Литература: В. А. Ватагин, Изображение животного, М., 1967; Анималисты России. Скульптура. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Каталог Республиканской художественной выставки. Сост. Г. К. Пилипенко, М., 1980; Dember S., S. A. and J. Н., Drawing and painting the world of animals, v. 1-2, Indianapolis, 1977.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - ЖАНР - определенный вид литературного произведения...

    Словарь литературных терминов

  • - исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - ЖАНР - в русской поэтике под словом Ж. разумеется определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду. Различаются три рода художественной литературы - эпос, лирика и драма...

    Поэтический словарь

  • - , исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества...

    Художественная энциклопедия

  • - изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами...

    Энциклопедия культурологии

  • - 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма...

    Энциклопедия культурологии

  • - В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии -- поэма, сонет, баллада...

    Музыкальный словарь

  • - АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ жанр - изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала...

    Большой энциклопедический словарь

  • - изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных...

    Современная энциклопедия

  • - БОН ЖАНР * bon genre. 1. Хороший тон. Ср. Bon ton. - Мои отношения к Прасковье Алексеевне вы знаете? Она сама губернаторше ни ботонностью и ничем не уступит, такая comme il faut и bon genre, что чудо! И. Аксаков в его письмах 2 168. 2...
  • - анималисти́ческий прил. 1. соотн. с сущ. анимализм I, связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - анималист"...

    Русский орфографический словарь

  • - АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. animaliste ? Отн. к анимализму, анималистам, связанный с изображением животных. БАС-2. - Лекс.БАС-1 1948: анималисти/ческий...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ДЕ ЖАНР * de genre. То же, что жанровая картина. Обращаясь к картинам de genre, укажем на замечательнейшия из них. БДЧ 1850 104 3 85. Что же касается до рода, так называемого de genre, то кто превзошел его <брюллова>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Анималистический жанр" в книгах

«Низкий» жанр

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Низкий» жанр 1980 год. Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. В городе Ереване.Меня пригласили с «Местом встречи». Фильм уже два раза прошел по Центральному телевидению; страна вымирала, все сидели у телевизоров. «Ну, - думаю, - обязательно что-нибудь дадут! Не

Жанр

Из книги Ближний взгляд.Тексты этих лет автора Юрский Сергей Юрьевич

Жанр Нельзя сказать, что никогда ничего подобного не было на телевидении раньше. И все-таки жанр этих фильмов был особенный. Во-первых, УРОВЕНЬ ВСЕХ составляющих, во-вторых, ПОСТОЯНСТВО выхода и появления фильмов на экране, и в-третьих (это главное), СООТНОШЕНИЕ

ЖАНР

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ЖАНР Михаил Бахтин говорил о памяти жанра. У этого жанра короткая память: ему не исполнилось и ста лет. Книге «Пушкин в жизни» (1926–1927) В. В. Вересаев дал подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Так появился биографический монтаж, жанр в

«Рваный» жанр

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

«Рваный» жанр В 1882 году Владимир Иванович Немирович-Данченко, родной брат будущего основателя МХТа, написал песню «Умирающий»: Отворите окно… отворите!.. Мне недолго осталося жить; Хоть теперь на свободу пустите, Не мешайте страдать и любить! Горлом кровь показалась…

Особый жанр

Из книги автора

Особый жанр Артистические байки – особый жанр. Занимательные истории, передаваясь из уст в уста, со временем обрастают новыми деталями и превращаются в отточенный анекдот. И уже не знаешь – было это на самом деле или нет, а если было, то, порой выясняется, иногда с

Как начинается жанр

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Как начинается жанр Приведу пример: к моему больному сыну ходила массажистка. Все, что было связано с моей жизнью, с ним, с ней, было миром стены, к которой я стоял лицом, - обычным, знакомым мне миром… Но как-то, кончив сеанс, массажистка вздохнула и сказала: «Бегу к своему

Новый жанр

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Новый жанр А. Довженко смотрел фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и после красно-черного эпизода плясок опричников изрек:- Опера.Его сосед по просмотровому залу напомнил:- Вы это уже говорили по поводу «Александра Невского».- То была опера днем, а это - опера

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР Одна знакомая рассказывала недавно несколько часов о несчастной любви.То есть любовь была взаимной, страстной, но в силу целого ряда обстоятельств не могла увенчаться браком.Оба действующих лица романа по сию пору понимают, что упустили главную удачу

Жанр

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Жанр Одновременно с расцветом барочного искусства, в Венеции же зародилась та форма живописи, которая должна была с течением времени сделаться доминирующей во всей Европе. Мы говорим о бытовой живописи, более известной под уродливым наименованием жанровой. Черты

Жанр

Из книги Паралогии [Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000 годов] автора Липовецкий Марк Наумович

Жанр Иногда спрашиваешь себя: «А как-нибудь еще возможно?», и кажется в тот момент, что вроде бы и возможно. Л. Рубинштейн, «Элегия» «Поэзия на карточках», картотека или «каталог» как жанр был придуман Рубинштейном, разумеется, в докомпьютерные времена. Оговорка эта - на

Жанр

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Жанр Жанр (франц. Genre), бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали этого рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к нам времена, после эпохи Возрождения. У фламандцев и

Анималистический жанр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Жанр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖА) автора БСЭ

9. Жанр

Из книги К теории театра автора Барбой Юрий

9. Жанр Мы согласились с М.М. Бахтиным, что художественные произведения - это высказывания, и что в каждой сфере есть свои устойчивые типы таких высказываний. Бахтина нетрудно понять так, что жанры и являются этими типами. Так оно и есть, только надо принять во внимание, что

Жанр

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Жанр В предыдущем разделе я намеренно говорил несколько неопределенно о том, что «к форме письма было адаптировано произведение другого литературного жанра» (§1) и - о «вдохновляющем изложении некоторых аспектов учения Павла» (§3). Сходство с письмом здесь минимальное,

А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.


История анималистики в живописи

Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.

От истоков древности

Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.


Средневековье

Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.


Эпоха Возрождения

Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.

На пороге тысячелетий

XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.




Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.


Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».


Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.


Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .


Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...