Анализ произведения бедная лиза. "Бедная Лиза": анализ произведения Карамзина

Карамзин в своих произведениях первый затронул струны человеческой души, и стал писать не о рациональном, что было свойственно классицизму, а о сердечных переживаниях, став тем самым сентиментализма в русской литературе. Его сентиментальной работой и стала Бедная Лиза, которая была восторженно встречена читателями, тем самым принеся популярность писателю.

Бедная Лиза: краткий анализ повести

После изучения работы Карамзина, нам предстоит написать краткий повести Бедная Лиза, которую по праву можно считать произведением сентиментализма. Почему? Потому что в данной работе очевиден сентиментальный уклон. Здесь социум и разум заняли второстепенное место, а на передний план вышли чувства героев.

Повесть Бедная Лиза переносит нас в мир любви двух героев, крестьянки и дворянина. Кстати, в своем сюжете Карамзин показал читателю, что и у крестьянской девушки имеется душа, сердце, и она также умеет любить.

Здесь мы знакомимся с Эрастом, которому наскучило светское общество, захотелось чего-то чистого и светлого. И тут ему встречается дочь природы — Лиза. Начитавшись романов, Эраст понимает, что именно Лиза его идеальная спутница. Ему хорошо с девушкой, как и Лизе с Эрастом. Герои влюбляются, но стоило Лизе отдаться мужчине, как у того пропадает интерес, он охладевает, а потом и вовсе пропадает, уйдя на службу. На службе Эраст залезает в карточные долги и ему приходится искать богатую невесту, чтобы расплатиться с долгами. Обманутая Лиза не выдерживает такого предательства и бросается воду. Так завершается жизнь обманутой девушки, которая утопилась в пруду около Симонова монастыря. Эраст же, узнав о смерти возлюбленной, да конца жизни был несчастным и считал себя убийцей.

Жанр и композиция

Говоря о жанре повести Бедная Лиза, стоит отметить, что это новелла, небольшое произведение, которое не похоже на многотомные работы. В ней писатель использует сентиментальную направленность с трагической развязкой. Композиция незамысловатая, повествующая нам о событиях, что приключились тридцать лет назад. Всего лишь три месяца длились отношения между героями, в течение которых стало незаметно их социальное неравенство. И то, что мужчина бросает крестьянку и женится на престарелой вдове, никого не удивляет. Ведь это привычное явление среди дворянского общества. Очень жалко Лизу, которая испытывает настоящие чувства. Она поверила в любовь и не смогла перенести предательства. Жизнь ее завершается трагически.

Проблематика и главная мысль

В анализе повести Бедная Лиза мы видим несколько поднятых писателем проблем. Здесь отчетливо прослеживается неравенство социальных слоев, предательство, затрагивается тема любви и тема . Раскрывая эти проблемы, писатель показывает и их многогранность, которая заключается в сопоставлении жизни в городе и жизни в деревне. При этом образы деревни и города заключены в образе Лизы и Эраста. Автор показывает, насколько страшен город, который может легко может поработить человека. Это мы видим в поведении Эраста, который с легкостью воспользовался девушкой, а затем бросил несчастную. Продолжая наш анализ произведения, мы видим и главную проблему

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении повести она говорит об этом. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках. Вспомним, как решительно отвергает радищевская Анюта предложенные ей сто рублей. Точно так же ведет себя слепой певец в главе «Клин», отказываясь от «рублевика» и принимая от путешественника лишь шейный платок.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове. При последней встрече с Лизой Эраст пытается откупиться от нее «десятью империалами». Эта сцена воспринимается как кощунство, как надругательство над любовью Лизы: на одной чаше весов - вся жизнь, помыслы, надежды, на другой - «десять империалов». Сто лет спустя ее повторит Лев Толстой в романе «Воскресение».

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

В целях максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после выхода повести получил название «Лизина пруда». Все эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря стали местом паломничества многочисленных поклонников писателя.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. До Карамзина переживания героев декларировались в монологах героев. Последнее относится прежде всего к эпистолярным произведениям. Карамзин нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю как бы угадывать, какие чувства испытывают его герои, через внешние их проявления. Лирическое содержание повести отражается и в ее стиле. В ряде случаев проза Карамзина становится ритмичной, приближается к стихотворной речи. Именно так звучат любовные признания Лизы Эрасту: «Без глаз твоих темен светлый месяц, // без твоего голоса скучен соловей поющий; // без твоего дыхания ветерок мне не приятен».

Карамзин написал повесть «Бедная Лиза» в 1792 году в возрасте 26 лет. К этому времени писатель хорошо освоил современную литературу, был знаком с русской и европейской жизнью, проникся передовыми идеями своей эпохи. В «Бедной Лизе» воплотился весь этот жизненный опыт. Повесть оказалась литературным достижением не только самого Карамзина, она стала важнейшей вехой, точкой отсчёта для дальнейшего развития русской литературы. Исследователь творчества Карамзина академик В.Н. Топоров так охарактеризовал значение повести: «„Бедная Лиза" — именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы».

В основе сюжета повести «Бедная Лиза» лежит история любви бедной крестьянской девушки к молодому аристократу Эрасту. Сама история обманутой любви была обычной в литературе, однако в повести Карамзина она поразила читателей своей искренностью и чувствительностью. Новизна повести состояла в том, что писатель сумел тронуть сердце читателя, пробудить в нём чувство сострадания и нравственной справедливости. Этот эффект объясняется словами самого Карамзина: «Ты берёшься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего». Эти слова показывают, какую ответственность перед читателем ощущал автор, взявшись донести до него свои мысли и чувства.

Повесть «Бедная Лиза» была воспринята читателями как живой рассказ об их настоящей жизни. Окрестности Симонова монастыря, панорама Москвы, природные пейзажи, служащие экспозицией и предваряющие события повести, были хорошо знакомы, узнаваемы и создавали впечатление реальности происходящего. В начале повести создаётся также характерное для сентиментализма грустное настроение: «Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в тёмных переходах келий». Автор выразил неумолимость проходящего времени в образах седого старца, «преклонившего колена перед распятием», и юного монаха «с бледным лицом, с томным взором». На этом фоне разворачивается история бедной Лизы.

Сюжет повести построен на любовном конфликте между чувствительной и добродетельной девушкой Лизой и красивым юношей из богатой, знатной семьи — Эрастом. Чувство, возникшее между ними, естественно и чисто: Лизу привлекает доброе сердце и необыкновенность Эраста, он же поражён её искренностью и самоотверженностью. Необычность этого любовного сюжета выражена в словах: «И крестьянки любить умеют!» Это высказывание подчёркивает новаторство повести: обычно такое высокое чувство, как любовь, описывалось в отношениях между благородными и знатными по происхождению героями. Вспомните, как поражён был герой повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» молодой дворянин Алексей Берестов исключительными качествами мнимой крестьянки Акулины, на самом деле поместной барышни Лизы.

Кульминацией любовного чувства становится эпизод, в котором за Лизу сватают молодого крестьянина из богатой семьи. Эраст оказывается перед выбором: он должен или стать выше разделяющего их социального неравенства, женившись на Лизе, или оставить её. Добрый, но слабохарактерный Эраст обманывает Лизу и женится на пожилой богатой вдове, чтобы спастись от разорения. Таким образом, в повести поставлены две важнейшие проблемы времени: социальное неравенство между людьми и характер современного человека, определяющий его выбор в жизни.

Карамзин стремится воздействовать на чувства читателей постоянными обращениями, беседой с ними. В его речи много восклицаний, эмоциональных эпитетов, оценочной лексики. Речи героев акцентируются восклицанием «ах», например: «Ах, Эраст! Всегда ли ты будешь любить меня?» Герои повести охарактеризованы оценочными эпитетами: нежная Лиза, добрая старушка, безрассудный молодой человек. Такая же эмоциональная характеристика дана действиям героев, их состоянию, окружающему миру: Лиза «тихим голосом» поёт «жалобные песни», Эраст думает о «презрительном сладострастии» его прошлой жизни. Эмоционален и строй авторской речи: «Там часто тихая луна, сквозь зелёные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Весь мир «Бедной Лизы» оказался очень близким, знакомым читателям. Повесть вызвала многочисленные подражания в русской литературе, а Симонов пруд, в котором утопилась несчастная девушка, стал известен в Москве как Лизин пруд — место свидания влюблённых.

История создания «Бедной Лизы»

карамзин лиза повесть литература

Николай Михайлович Карамзин -- один из самых образованных людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца 18 -- начала 19 веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.

В 1789-1790 гг. Карамзин выезжал за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791--92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает интерес писателя к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п.

По воспоминаниям современников, в 1790-х годах писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обстановка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как жизненно достоверный и реальный, а герои -- как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и впоследствии получивший название «Лизина пруда». Как точно заметил исследователь В.Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы: «Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

«Бедная Лиза» двадцатипятилетнему Карамзину принесла настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.

Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

Литературное направление

Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства ) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

Жанр

«Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

Проблематика

Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

Главные герои

Эраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

Сюжет и композиция

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...