А.Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? (ЕГЭ по литературе). Кто из героев романа М

за что кого и как наказывал Воланд? (мастер и маргарита) и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Полякова[гуру]
1. Берлиоз наказан Воландом за его веру в мнимые ценности и за сознательное служение им. Он не толко сам проповедует официально утвержденные истины, но итребует этого от своих подчиненых.
2. Понтий Пилат наказанстрашными муками совести не за то, что санкционировал казнь Иешуа, а за то, что сделал это вопреки своей совести, из одной только трусости.
3.Босой за незаконную сдачу квартир в аренду и взяточничество оказывается сначало в милиции, а затем в клинике для душевнобольных.
4.А. А. Семпляров за чрезмерное покровительство хорошеньким девицам вылетает с должности театрального начальника и становится заведующим грибозаготовительным пунктом.
5. Андрей Фокич (буфетчик Варьете) за нанесения ущерба здоровью людей приговаривается к смерти от рака печени.
6. Бездомный6 страдани. которые выпадают на его долю из-за встречи с Воландом, очищают его душу и помогают осознать чудовищную нелепость написанных им стихов и поэм.

Ответ от Денис Петрухин [новичек]
Я хотел бы познакомиться с Воландом.


Ответ от Ђатьяна [гуру]
Варенуха - ложь
Римский - так и не смогла понять, за что. Возможно, за чёрствость, бездушие.. .
Лиходеев - пьянство
Жорж Бенгальский - пошлость
Барон Майгель - провокатор, доносчик


Ответ от Ђатьяна Лекторович [гуру]
Воланд, не вредит людям, наказывает их только за аморальные поступки - жадность, доносительство, пресмыкательство, взятки и т. п. Он ироничен, но не глумлив, склонен к озорству
Тот, у кого в душе поселилось зло - его подопечный. Сам Воланд, не умножает зло, а лишь следит за ним, а по мере необходимости - пресекает и справедливо судит.

В "московских" главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического; от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей Миссия Воланда заключалась а том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману; "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гёте "Фауст"). Воланд нанес визит Москве. стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей.

Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь, окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов. Первая встреча Воланда произошла с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые спорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет жизнью, а не Бог.

А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни а дьявола и. пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о неопознанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание на том, что не бывает того, чего они не видели. Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы.

Следующей жертвой свиты Воланда стал директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: "Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение". А затем находчивый Азазелло предложил "выкинуть ко всем чертям из Москвы" Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, "выжига и плут", пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете.

Он вор, накопивший на обмане покупателей огромную сумму денег, которую "хранит в пяти сберкассах" и "дома под полом". В день сеанса черной магии он торгует осетриной "второй свежести". Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть "через девять месяцев от рака печени а клинике первого МГУ, в четвертой палате". А Коровьва и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству. При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом бегемотом.

Воланд со свитой подверг испытанию людей на жадность, После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую лачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался "денежный дождь", люди кинулись на деньги и готовы были раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему "разоблачения", публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться.

Поэтому Воланд с грустью заключает "Ну что же... они * люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны., ну, что ж... и милосердие и нища стучится в их сердца...

обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету.

Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли "московское народонаселение", он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также процветают воровство, доносительство, взяточничество, и люди утратили нрав ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда.

Чтобы восстановить - справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.

Разделы: Литература

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
  5. Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
  2. Портрет М. Булгакова, работы учащихся: плакат к произведению, изображение Фемиды (Богини правосудия).
  3. Разрезанные портреты Воланда (карточки для работы).<Рисунок 1 >,<Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.
  4. Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.
  5. Презентация, выполненная учителем «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам». <Приложение 1 >
  6. Презентации учащихся (Д/з) <Приложение 2 >

Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.

На первом уроке ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:

(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)

Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль )
Добро и зло.

Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите пожалуйста тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:

Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(Обратить внимание учащихся на то, что в правом эпиграфе задаются вопросы Почем у, зачем , откуда зло ? )

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснемся со временем, историей, местом создания романа.

Ну, что ж мы отправляемся. Виртуальная экскурсия.

2. Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам»

В презентации:

Дом-музей Булгакова в Киеве.

Приезд Булгакова в Москву.

Булгаковский дом в Москве.

На Патриарших

Экскурсия в квартиру № 50 на Садовой 10. (состояние квартиры сегодня).

Учитель: Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило?

(Школьников не должно оставить равнодушными состояние квартиры №50 сегодня)

Квартира выглядит, действительно так, как будто там только что закончился бал у

Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?

Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.

Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).

Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет?

(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).

Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.

(Учащимся выдаются разрезанные карточки, где несколько портретов различных героев, также 3 иллюстрации с изображением Воланда. Ученики в группах составляют один из возможных.)

Ребята объясняют, почему портрет получился именно таким, зачитывают цитаты из произведения. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на 1 уроке.

Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?

Добро или зло несет он?

(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №2, ребята представляют отчет о проделанной работе).

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Группа №1 представляет презентацию <Приложение 2> и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

Один из учащихся исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:

Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!

Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?

Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
  3. Чего опасается Воланд и его свита?
  4. Кто или что способно открыть человеку истину?
  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.

4. Оформление таблицы.

Примерное заполнение таблицы

Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

(Один из учеников читает наизусть стихотворение)

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…

Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.

Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!

Список литературы:

  1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998.
  2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991.
  3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986.
  4. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л. Наука.1991.
  5. Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М. 2000.
  6. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”. 1997 г.
  7. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997.

ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»

ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;

  1. развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-

Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать

Выводы;

  1. прививать интерес к художественной литературе.

ХОД УРОКА

  1. БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).

  1. Имя (прозвище):

Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.

2. Дата и место рождения - не установлены.

3. Внешний вид, приметы:

Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

4. Характер:

Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.

(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)

2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .

Какую роль оставил ему Булгаков?

Именно с этой целью он появился в Москве.

Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)

3. НОВАЯ ТЕМА.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Кого наказывает Воланд?

За что?

Как?

Берлиоза

За безверие и догматизм

Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие.

Ивана Бездомного

За сочинение бездарных стихов

Отправлен в психиатрическую больницу

Директора варьете Стёпу Лиходеева

За пьянство, безделие и разврат

Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту

Администратора Варенуху

За ложь и хамство

Превращают на некоторое время в вампира

Никанора Ивановича Босого

За взяточничество

Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу

Барона Майгеля

За доносы и шпионаж

Азазелло его убивает

Буфетчика варьете

За жульничество, воровство и скопидомство

Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени

Доктора Кузьмина

Забыл клятву Гиппократа

Доводит до сумасшествия

Поплавского, дядю Берлиоза

Он хапуга

Вышвыривают из квартиры

Финдиректора варьете Римского

За бюрократизм

Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой

Театрального начальника Семплеярова

За многожёнство

Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом

ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)

Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?

В чём его вина, не заслуживающая прощения?

Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.

Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.

4. ВЫВОД.

Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.

« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:

Расправиться с людскими пороками;

Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Ну что же, они -люди как люди. Любит деньги, по ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны; ну, что ж? и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос таимо испортил их.
Слова Воланда, взятые в качестве эпиграфа, сказаны им после наблюдения нравов и образа жизни москвичей. Но мессир не остановил действия своей свиты, а продолжил свои наблюдения. Свита же его просто создавала ситуации, в которых люди наиболее ярко проявят свои качества. И, наблюдая их, Воланд смог сделать такой вывод.
Конечно, он мог бы увидеть это и в обыкновенной жизни москвичей, только наблюдая за ними со стороны. Ведь всякое вмешательство может изменить не просто жизни отдельных людей, но и историю всего народа.
Однако, как мы дальше видим, у таинственного гостя столицы были свободны только несколько дней. Он приехал на встречу, которая происходит раз в сто лет и после нее спешно должен уехать. И, чтобы увидеть, как люди ведут себя в определенных условиях, свита и создает эти условия специально для отдельных людей и для целой группы в «пол-Москвы». Но в результате попадающие в эти условия люди гибнут или попадают под следствие, или в психиатрическую лечебницу. Действительно ли так жестоки эксперименты таинственных гостей столицы? Спасся ли хоть кто-нибудь от этих испытаний?
Свита незваного гостя, хотя и недолго пробыла в Москве, однако успела познакомиться с большей частью города. И каждый человек в большей или меньшей степени пострадал от них. Если объединить всех пострадавших в группы, то мы увидим, что на сеансе черной магии в варьете мессир объяснил все причины, по которым простые обыватели Москвы стали его жертвами: чрезмерная любовь к деньгам, любопытство, легкомысленность и квартирный вопрос.
Возьмем, к примеру, председателя жилтоваршцества Никанора Ивановича Бо-сого/Гибель одного из жильцов его дома стала для него лишь новым случаем подзаработать денег. Не напрасно его встречали в коридорах, брали за руки, таинственно заглядывали в глаза и задушевно шептали на ухо. Всем известна была продажность председателя, а он только ждал самого выгодного предложения. К его безмерной любви к деньгам примешивается и легкомыслие. Увидев неожиданно большую сумму, Никанор Иванович совершенно не обратил внимания на обстоятельства, которые всем бросались в глаза: внешний вид предложившего деньги человека. Он вспомнил об этом, когда было уже слишком поздно. И неожиданно у человека появилась совесть и продолжила его мучения. Ведь страшные сны, мучавшие Босого в больнице, были результатом того, что ему стало стыдно за свои дела. Как сказал мессир черный маг, в общем, человек он был неплохой. Однако, он не был и хорошим человеком. Итак, Босой стал жертвой собственной жадности.
Театр варьете был полон зрителей. Но никто из них не удивился ни посыпавшимся с неба червонцам, ни внезапному появлению на сцене великолепного дамского магазина. Именно желание без труда получить желаемое и легкомыслие толкало на сцену женщин и даже мужчин. Никто из них не задумался, за что он может получить такое благо: безмерное количество денег и необыкновенные вещи, которые невозможно купить в московских магазинах. Только высокий чиновник пожелал разоблачения. И женщины, сопровождавшие его, не бросились в «магазин». Эта группа была в отстранении от массы людей. Высокий пост позволял ему иметь все желаемое. И он потребовал категорически разоблачения. И получил его. Разоблачили его самого, чем обеспечили ему большие неприятности дома и, вероятно, на службе. Снова человек сам был повинен в собственных несчастиях. Ему очень хотелось всенародно оскорбить и унизить чародея. Видимо, это доставляло ему большое удовольствие и дома, и на службе, и в театр в тот день он пришел лишь ради этого. И он получил возможность почувствовать себя всенародно оскорбленным.
Примером жертвы другого рода можно представить Ивана Бездомного. Он, напротив, очень внимательный и недоверчивый. Встретив подозрительного незнакомца, он старается установить его личность, чтобы «доложить куда следует». И все же Иван становится первой жертвой мастеров черной магии. Увидев внезапную смерть Берлиоза, Иван понял, как нелепы могут быть утверждения человека о его способности управлять миром. Затем Иван запутался до того, что не мог уже управлять даже собственными мыслями и желаниями. Иван стал жертвой не Во-ланда, но самого себя. Так же и другие жители Москвы стали жертвами собственной алчности, глупости, эгоизма. -.
Во всей Москве Воланд с компанией нашел лишь одну чистую и бескорыстную душу. Только один человек получил от него то, что хотели получить все. Это была Маргарита, искренно полюбившая Мастера и желавшая для себя только одного: возможности наслаждаться покоем любимого человека, и, хотя, по мнению Волан-да, Мастер не был достоин такого, Маргарита заработала это для него. Но покой среди людей невозможен. И Маргарита со своим Мастером покинули людей, землю и отправились вслед за странной группой, неизвестно, откуда появившейся и неизвестно, куда ушедшей.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...